Лебедева Владислава Александровна
Программа кружковой работы для старшей группы «Почемучка»
▼ Скачать + Заказать документы
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка.
“Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню, дай
попробовать – и я пойму”
(китайская пословица)
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, мыслить самостоятельно и творчески.
Публикация «Программа кружковой работы для старшей группы „Почемучка“» размещена в разделах
Ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Ребёнок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.
Исследования предоставляют ребёнку самому найти ответы на вопросы «как?» и
«почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребёнку приобрести новые
знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность
Программа кружка направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы
Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников через опытны, эксперименты и наблюдения.
Задачи:
1. Способствовать формированию у детей представлений о предметах и их свойствах.
2. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, отстаивать свою точку зрения.
3. Формировать умение ставить цель, отбирать необходимые средства, определять последовательность действий.
4. Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
5. Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.
6. Содействовать формированию умения использовать различные способы поиска информации: задавать вопросы взрослым и сверстникам, обращаться к иллюстрированным изданиям, познавательным передачам.
7. Развивать коммуникативные навыки, умение договариваться о совместных действиях, работать в группе.
8. Формировать умение проводить презентацию результатов своей деятельности.
Форма проведения:
• Подгрупповая;
• Фронтальная;
• Индивидуальная.
Расписание кружка:
• Среда 15.30
• Пятница 15.30
1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы
Принцип от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых опытов к более сложным, с использованием различных материалов.
Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в процесс познавательно-исследовательской деятельности.
Связь обучения с жизнью: познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий-наблюдение, опыты, эксперименты.
Вариативность. вариативность содержания, проведение опытов в зависимости от возрастных особенностей и умений ребенка.
1.1.3. Ожидаемые результаты:
1. Проявление интереса детей к исследовательской деятельности;
2. Умение анализировать, выдвижение гипотез, подведение итогов;
3. Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;
4. Проявление самостоятельности в познании окружающего мира;
5. Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;
6. Развитие коммуникативных навыков.
2. Содержательный раздел
2.1. Календарно-тематическое планирование кружковой работы
месяц тема занятия цель
сентябрь
Знакомство с оборудованием для экспериментов. Создание условий для знакомства с приборами, которые необходимы для проведения экспериментов и опытов. Познакомить с правилами безопасности.
«Вещество. Песок и глина»
Формировать у детей знания о свойствах песка и глины. Развивать мышление, логику, творчество.
«Вещество. Камни»
Развивать интерес к камням, умение обследовать их, называть свойства.
«Живые камни» Содействовать знакомству с ценными камнями, которые используют в изготовлении памятников, сувениров. Формировать умение классифицировать камни по разным признакам (речные, морские драгоценные).
октябрь
«Вещество. Воздух и его свойства»
Создание условий для знакомства со свойствами воздуха и ролью в жизни человека, растений, животных.
«Сухой из воды»
Формировать знания детей о свойствах воздуха (бесцветный, летучий).
«Воздух меняет объем»
Создание условий с проведением опытов с воздухом. Предложить наполнить воздухом различные предметы и понаблюдать.
«Воздух-невидимка»
Развивать умение экспериментировать с воздухом (вода в воздухе, сколько воздуха ты можешь вдохнуть).
ноябрь
«Вещество. Вода и ее свойства»
Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека, закрепить знание свойств воды: прозрачность, текучесть, способность растворять.
«Горячее и холодное»
Вырабатывать умение определять температуру воды на ощупь. Продолжать развивать познавательный интерес, наблюдательность, мыслительную деятельность.
«Превращение капельки»
Создать условия для знакомства детей состоянием воды: жидком, твёрдом (лёд, газообразном (пар).
«Вода - это жизнь»
Формировать умение делать простейшие умозаключения, активизировать словарный запас. Соблюдать правила безопасности
декабрь /
«Вещество. Магнит и его свойства»
Познакомить детей с понятием магнит, его свойствами и использованием.
«Притягивает – не притягивает»
Расширить знания детей о свойствах материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо.
«Свойства материалов»
Формировать у детей умение узнавать вещи, сделанные из стекла, бумаги, ткани, дерева, выявлять их качества и свойства.
январь
«Родственники стекла»
Содействовать развитию умения различать предметы, изготовленные из стекла, фарфора. Сравнить их качественные характеристики и свойства.
«Мир бумаги»
Способствовать умению различать виды бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная, сравнить их качественные характеристики и свойства.
«Мир ткани»
Содействовать умению различать виды тканей, сравнить их качества и свойства; понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления.
«Мир дерева»
Систематизировать знания детей о свойствах дерева.
февраль
«Солнце. Земля и ее место в солнечной системе»
Создать условия для представления детей о строении Солнечной системы, о том, что Земля – уникальная планета.
«Вращение земли»
Формировать знания о притяжении земли. Содействовать умению делать выводы, выдвигать гипотезы (опыты: почему предметы падают).
«Волшебный круг»
Показать детям, что солнечный свет состоит из спектра. Формировать умение делать выводы, выдвигать гипотезы.
«Земля и его обитатели»
Установить, как расстояние от солнца влияет на температуру воздуха.
март
«Растения»
Содействовать умению выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (тепло, вода, свет).
«Как веточка тополя весну встречала»
Развивать мышление, наблюдательность, подвести детей к выводу, о необходимости тепла для роста растений.
«Нужен ли корням воздух?»
Формирование умение находить причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями.
«Свет и питательные вещества»
Создать условия для знакомства детей со способами питания растений (свет, вода, земля).
апрель
«Вещество. Сода и ее свойства»
Создать условия для знакомства детей с содой и ее свойствами. Опыт: цветной вулкан.
«Эксперимент электрические угри»
Развивать любознательность. Содействовать умению проводить опыты с содой. Опыт с жевательными червяками.
«Дождевое облако в банке»
Формирование знаний детей о свойствах соды. Соблюдать правила безопасности.
«Кристаллы в стакане»
Формирование знаний детей о свойствах соли. Развивать наблюдательность, умение делать выводы.
май
«Загадки яйца»
Формировать знания детей о значении кальция в организме человека. Опыт: яйцо и зубная паста.
«Чародейство кухонной соли»
Создать условия для знакомства детей со свойствами соли и ее влиянием на плотность воды. Опыт: плавающее яйцо.
«Яйцо – символ жизни, чудо чудное природы»
Развивать знания детей о значении кальция в организме человека. Опыт: резиновое яйцо.
«Эксперимент яйцо в бутылке»
Формировать знания детей о законах физики, при нагревании сосуд расширяется.
3. Организационный раздел
1.1. Методическое обеспечение программы
Методы и приемы:
1) информационно-рецептивный метод, который включает в себя приёмы рассматривания и показа образца воспитателя;
2) репродуктивный метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма;
3) эвристический метод, который направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии;
4) исследовательский метод, развивающий у детей не только самостоятельность, но и фантазию, и творчество.
Организационно-методические пояснения по проведению занятий с детьми 6-7 лет
Используемый материал:
• Приборы - «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
• Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;
• Бросовый материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
разные виды бумаги, ткани и т. д.
• Медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр мерные ложки.
• Продукты: мука, соль, сода, вода, чай.
Организация занятий кружка: занятия проводятся во второй половине дня с подгруппой детей из 10 человек 2 раза в неделю. Длительность занятий составляет 20 минут. Итогом детской деятельности могут служить: фотовыставка, зарисовки, схемы, картинки, таблицы. Срок реализации: 1 год
Место проведения: помещение группы «Лукоморье»
Список используемой литературы:
1. Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы: Игры – занятия для дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2010.
2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – М. ТЦ Сфера, 2010.
3. Иванова А. И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек: Сфера, 2010
4. Мартынова Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. Учитель, 2011.
5. Тугушева Г. П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2009.
6. Хелен Идом, Мойра Беттерфилд, Ребекка Хеддл, Майкл Ануин. Домашняя лаборатория. Опыты с воздухом, растениями на кухне. Издательство «Махаон»,1993.