Наталья Конобеевская
Программа кружка «Юный дизайнер»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
городского округа Балашиха «Земская гимназия»
Принято на педагогическом совете протокол №___от «___»___2019 года «Утверждаю»
Директор МАОУ «Земская гимназия»
___Г. В. Кравченко
«__»___2019 год
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Юный дизайнер»
Базовый уровень
Возраст воспитанников: 7-10 лет
Срок реализации: 3 года
Конобеевская Наталья Петровна,
учитель начальных классов,
первая квалификационная категория
Темочки:
2019 год
г. Балашиха
«Юный дизайнер»
Программа по обучению детей школьного возраста элементам дизайна.
Аннотация.
Данная программа состоит из цикла занятий, разбитых на 3 блока: аранжировки, дизайн одежды, декоративно-пространственный дизайн. Программа предназначена для педагогов и учащихся начальной школы.
Пояснительная записка
1. Концептуальные основы
Потребность общества в личности нового типа - творчески активной и свободно мыслящий - несомненно, будет возрастать по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни. Реализация такого направления как обучение детей элементам дизайна в ОУ требует обращения к общеразвивающим педагогическим системам интегрированного типа. Эта деятельность нова и мало изучена, но она обладает несомненным развивающим потенциалом для всех сфер личности ребенка. Дизайн деятельность способствует развитию интеллекта и психики ребенка, а также развитию изобразительного творчества детей.
Цель программы : развитие детского изобразительного творчества средством обучения детей элементам дизайна.
Принципы построения программы :
1. Общекультурная (духовно-нравственная) направленность программы.
Этот принцип подразумевает формирование у детей старшего дошкольного возраста системы знаний и представлений об окружающей действительности : о связи человека и создаваемой им культурной среды, а также расширение круга художественно-эстетических и специальных знаний и формирование созидательных возможностей личности.
2. От общего к частному (в формировании духовно-нравственных установок) и от частного к общему (в формировании конкретных знаний и способов работы). Старшие школьники удивительно отзывчивы на эмоциональное воздействие природы и искусства, благодаря чему они в состоянии довольно глубоко «ощущать» те сложные философские идеи, которые лежат в основе дизайнерского мышления.
3. Вариативность содержания занятий, многообразие конкретных тем и изделий.
4. От более простых форм к более сложным.
Объем программы : 165 часов (5 часов в неделю)
Задачи:
1. Формирование эстетического восприятия и оценки вещей и явлений детьми старшего дошкольного возраста.
2. Развитие созидательных возможностей личности у детей старшего дошкольного возраста.
3. Развитие изобразительного творчества у детей старшего школьного возраста.
4. Расширение кругозора детей, развитие интеллекта и рационально-логического мышления.
5. Формирование практических умений (развитие руки, глазомера и т. д).
Форма работы: подгрупповая
2. Структура и содержание программы
Программа состоит из цикла занятий, разделенных на три блока: аранжировки, дизайн одежды и декоративно-пространственный дизайн, каждый из которых состоит из 20 занятий. В каждом блоке присутствуют все типы детского дизайна : плоскостной (аппликативно-графический, объемный (предметно-декоративный) и пространственный (архитектурно-художественный).
1 блок. Аранжировки. Данный блок предполагает ознакомление детей с доступными видами аранжировок, их практическое освоение детьми. Происходит развитие традиций детских рукоделий с ориентацией на украшение одежды и декор интерьера (кукольного, детского, праздничного). Дети выполняют настенные и напольные композиции, оформляют свой быт рукодельными изделиями, сотрудничают в создании общих аранжировок для кукольно-игрового и праздничного дизайна одежды и интерьера.
2 блок. Дизайн одежды. Работа по этому направлению предполагает ознакомление детей с культурой одежды и некоторыми доступными дошкольникам способами создания рисунков - эскизов, фасонов и декоративной отделки платья. Это формирует у детей внимание и интерес к своему внешнему виду, кукольно-игровому и театральному гардеробу. На занятиях дети рисуют эскизы костюмов для персонажей литературных произведений, мультфильмов, спектаклей, а также для себя - одежды повседневной и праздничной; также дети узнают, что макияж, одежа и прическа очень много могут рассказать о человеке. Вместе с педагогом дети создают модели (рисунки, аппликации) карнавальных масок, головных уборов и обуви, реквизита и костюмов для праздников, развлечений, драматизаций.
3 блок. Декоративно-пространственный дизайн. Этот блок имеет непосредственное значение для развития истоков культуры социопространственного творчества, истоков архитектурно-художественного образования детей как практической деятельности по эстетическому благоустройству жизни в школе и семье. На занятиях по декоративно-пространственному дизайну ориентируется внимание детей на декоративное оформление облика зданий и ландшафта, на эстетизацию кукольно-игрового пространства, интерьеров класса. Детей знакомятся с прошлым и настоящим отечественного зодчества, начинают присматриваться к градостроительству, к внутреннему убранству дома и жилья. Дети создают макеты комнат, домиков, используя подручные материалы.
Структура занятий:
1. Вводная часть, приветствие
2. Основная часть.
3. Заключительная часть, подведение итогов.
Блок Дата Тема занятия Цель и задачи занятия Предварительная
работа Материалы и оборудование
1 блок «Удивительное - рядом» -4 часа Цель: воспитание у детей любви, эстетического отношения к природному окружению.
Задачи: развитие наблюдательности и осознания взаимосвязей объектов природы и продукта работы художника-дизайнера, развитие чувства композиции при выборе объектов природного окружения, приобщение детей к сбору природного материала для выполнения творческих заданий. Знакомство с использованием рамки «фотоаппарат», беседа о сходстве работы художника, дизайнера и фотографа. Папки, коробки, корзинки, композиционные рамки «фотоаппарат».
«Моделирование из природного материала» -4 часа Цель: воспитание у детей экологической культуры эстетического отношения к объектам живой и неживой природы.
Задачи: развитие чувства композиции при составлении фитоаранжировок и создание панорамы ландшафтного дизайна для оформления игры и помещения, приобщение детей к совместной деятельности по выполнению темы дизайн-проекта. Сортировка собранного ранее материала, просмотр ландшафтных аранжировок Природный материал, краски-гуашь, глина пластилин, фломастеры, клей ПВА, стеки, ножницы, подставки разной формы для поделок, иллюстративные пособия-фитоаранжировки, лист картона (зеленый).
«Рябиновые бусы» -4 часа Цель: продолжать знакомить с основами фитодизайна, его целями и задачами.
Задачи: формировать стремление к декорированию помещений с использование экологических материалов, развивать эстетический вкус и эстетическую культуру труда. Собрать вместе с детьми осенние листья тополя или березы, кисти рябины или калины. Моток ниток, иголка, цветные шарики, красная тесьма или лента, три ветки дерева по 60 см.
«Золотой листопад» (аппликация панно). -2 часа Цель: развивать у детей чувство декоративности силуэтной композиции.
Задача: учить вырезать из бумаги разные по форме и размеру силуэты цветов и листьев для дизайна «панно». Знакомство с техникой лоскутной мозаики. Белая бумага, гуашь, трафареты «бабочки», «листья», кисти, скотч.
«Мозаика» (аппликация) -2 часа Цель: развивать у детей чувство декоративности силуэтной композиции.
Задача: учить вырезать из бумаги разные по форме и размеру силуэты цветов и листьев для дизайна «клумбы». Выставка иллюстративного материала, игра с калейдоскопом. Белая и цветная бумага разной плотности и фактуры, журнальные обрезки, ножницы, карандаши, фломастеры, клей, кисточки, картон, салфетки, образцы мозаик, разные по цвету, узорам, композиции.
«Дизайн клумбы» (коллаж) -4 часа Цель: создание декоративной композиции - коллажа с использованием приемов творческого конструирования, аппликации и росписи.
Задачи: развивать чувства декоративности и композиции, приобщать детей к коллективному дизайн-творчеству, использовать опыт работы с бумагой. Знакомство с иллюстрациями и образцами мозаики, дети рассматривают свои предыдущие работы. Бумага разнофактурная, картон, краски-гуашь, фломастеры, клей, ножницы, салфетки, детские работы «мозаика», лист будущего коллажа, степлер, скотч.
«Сладкоежки» (декоративное панно - аппликация) -4 часа Цель: знакомить детей с работой художника-дизайнера, создающего нарядную упаковку для сладостей.
Задача: развивать чувства декоративности и соавторства при создании панно (лоскутная композиция). Сбор фантиков от конфет, рассказ педагога о художниках-дизайнерах. Дети рассматривают фантики, вспоминают вкус любимых конфет.
Коллекция фантиков, фольга, журнальные иллюстрации, фломастеры, клей карандаш, салфетки, ножницы, иллюстрации дизайна упаковок.
«Нарядный фантик для конфетки» (рисование аппликация) -4 часа Цель: знакомить с работой художника-дизайнера росписи.
Задачи: развивать фантазию, воображение, чувство декоративности и композиционные способности ребенка, учить создавать узор с учетом формы и размера конфеты.
Знакомство детей со способами изображения на фантике с учетом формы конфеты. Белая и цветная бумага, нарезанная по размерам фантика, фольга, фломастеры, клей, ножницы, образцы разных по форме конфет, коллекция фантиков.
«Коробочка для сладостей» (конструирование, аппликация, роспись). -4 часа Цель: продолжать знакомить детей с работой дизайнера.
Задачи: формировать предпосылки художественного воображения, проектного мышления, учить умению конструировать по замыслу и украшать изделия из бумаги. Задание на дом -подумать, как бы дети оформили коробочки, наборы для конфет разных сортов - карамели, шоколада, суфле. Белая и цветная бумага разных сортов, цветные журналы, коллекция фантиков и картинок с кондитерских упаковок, фломастеры, линейка, лекала, ножницы, степлер, скотч, образцы коробок и упаковок.
«Мой цветочек» (моделирование) -4 часа
Цель: воспитывать у детей экологическую культуру, эстетический вкус, желание быть красивым и опрятным.
Беседа с детьми о мини-аранжировках. Цветная бумага, фольга, цветной лоскут, нитки, ленты, кусочки кожи, меха, фетра, пуговицы, бижутерия, фломастеры, клей, ножницы, степлер, скотч, липучка, мягкая проволока в оболочке, безопасные булавки, иллюстрации, образцы украшений.
«Букет к празднику» -4 часа Задача: учить создавать мини-аранжировки украшения предметов одежды и ее аксессуаров. Показ иллюстраций, украшение веточек. Бумага разных сортов и окраски, фольга, фантики, цветной лоскут, искусственный мех, фетр, веточки, проволочка в цветной оболочке, фломастеры, клей, ножницы, скотч, открытки с изображением букетов, ваза для букета.
«Наш коврик» аппликация панно) -4 часа Цель: приобщать детей к созданию и дооформлению тематических композиций, выполняемых коллективом сверстников (фриз)
Задача: развивать у детей фантазию, воображение. Знакомство с использованием рамки «фотоаппарат», беседа о сходстве работы художника, дизайнера и фотографа.
Белая бумага для наклеивания цветных силуэтов, цветная бумага для аппликации, ножницы, карандаши, клей, шаблоны листьев.
«Цветок дружбы» (рисование аппликация, моделирование, декоративное панно) -4 часа Цель: создание декоративной композиции - панно с использованием приемов творческого конструирования, аппликации и росписи.
Задачи: развивать чувства декоративности и композиции, приобщать детей к коллективному дизайн-творчеству, использовать опыт работы с бумагой. Сортировка собранного ранее материала, просмотр ландшафтных аранжировок Папки, коробки, корзинки, композиционные рамки «фотоаппарат».
«Вологодские снежинки» -2 часа Цель: обогащать художественное воображение детей, развивать способности к дизайн-деятельности. Дети вырезают различные снежинки. Светло-серые обои, тонкая белая и цветная бумага для аппликации, салфетки, фольга, блестки, гуашь в наборе, ножницы, фломастеры, шаблоны «снежинок», клей, скотч.
2 блок «Свет мой, зеркальце, скажи…» (беседа) -4 часа Цель: воспитывать у детей эстетический вкус, умения создавать декоративную аранжировку для украшения игрового уголка, комнаты, зала к празднику.
Задача: развивать потребность в творческом общении со сверстниками. Дети слушают отрывок из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина, рассматривают в зеркале свой гардероб. Зеркала в рост ребенка, магнитофон для записи высказываний детей, фрагмент сказки А. С. Пушкина.
«Моя модная одежда» (рисование, фриз) -4 часа Цель: пробудить у детей эстетический интерес к одежде.
Задача: выявит эстетические предпочтения в одежде девочек и мальчиков, их представления о своем внешнем облике и одежде сверстников. Задание на дом - принести фотографии из семейного альбома (с разрешения родителей). Старинные открытки, альбомы моды; стенд для выставки «одежда: вчера и сегодня».
«Одежда: вчера и сегодня» (беседа, экскурсия) -4 часа Цель: пробуждать у детей интерес, любовь и уважение к прошлому и настоящему своей семьи, народа.
Задача: знакомить детей с историей и красотой одежды «вчера» и «сегодня». Просматривание иллюстраций. Белая бумага, цветные карандаши, фломастеры, клей, салфетки, рисунки, фотографии, иллюстрации, журналы мод, картон для фриза.
«Цветок дружбы» (рисование аппликация, моделирование, декоративное панно). -4 часа Цель: обогащать художественное воображение детей, развивать способности к дизайн-деятельности. Дети знакомятся с иллюстрациями- пособиями «модная одежда», материалами, инструментами для выполнения задания. Белая и цветная бумага для рисования и аппликации, картон, гуашь, мелки-пастель, фломастеры, скотч, клей, ножницы, кисти, салфетки, графический наглядный ориентир: декоративный каркас композиции «Цветок дружбы».
«Праздничное платье» (моделирование фасона с тканью, панно) -4 часа Цель: пробуждать у детей эстетический интерес к своему гардеробу, выявлять их представления о разнообразии и красоте одежды. Просмотр иллюстраций, модных журналов, беседа об одежде. Иллюстративный материал «Одежда» (для вырезок) - журналы, буклеты, календари, фотографии, детские рисунки, белая и цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры. Салфетки, альбомы для иллюстраций или папки для таблиц.
«Наши альбомы моды» (составление альбома, который может состоять из картинок, наклеенных на картон) -4 часа Цель: развивать у детей представления о разнообразии одежды.
Задачи: формировать уважение к труду художника-модельера, учить составлять альбомы одежды. Дети рассматривают журналы мод, рисунки на тканях. Белая и цветная бумага, трафареты фасонов платья, образцы рисунков тканей, гуашь, акварель, фломастеры, пастель, клей-карандаш, ПВА, ленты бордюров обоев для панно.
«Ткань для праздничного платья» (рисование, панно) -4 часа Цель: знакомить детей с профессией художника по украшению тканей.
Задача: развивать у ребенка интерес к декоративно-прикладной деятельности. Знакомство с фасонами одежды и тканями для фасонов этой одежды (по сезонам года). Белая и цветная бумага для аппликаций, прорезные силуэты (трафареты) фасонов праздничного платья, детские рисунки «тканей», ножницы, линейка, фломастеры, клей, степлер, ленты обоев для панно, скотч.
«Русская кукла - матрешка» (беседа) -4 часа Цель: знакомить детей с профессией модельера одежды.
Задачи: развивать у ребенка художественный вкус, учить его моделированию, сочетая фасон изделия с рисунком ткани, формировать у детей способность проектно-образного мышления; приобщать детей к творческому общению при организации выставки работ. Беседы с детьми о народных и современных куклах, о художнике-дизайнере игрушки, рассматривание игрушек. Иллюстрации, образцы кукол матрешка.
«Платье для любимой куклы матрешки» (роспись силуэта для панно). -4 часа Цель: закреплять у детей представления о декоративно-прикладном искусстве России.
Задача: знакомить с традиционной куклой «Русская матрешка», с народным ремеслом - изготовление токарной игрушки-сувенира. Дети рассматривают матрешек, выполненных мастерами разных народных промыслов. Сравнивают кукол по силуэт токарных форм, традиционному мотиву узоров и колориту росписи.
Силуэты фигур разных матрешек (бумага плотная, тонированная под дерево) с ориентирами для росписи: лицо, косынка, сарафан, передник. Образцы матрешек, гуашь, акварель, фломастеры.
«Хоровод кукол» (конструирование, аппликация, роспись, моделирование, панорама-диарама). -4 часа Цель: выявить эстетические предпочтения у детей при обустройстве кукольных комнат.
Задачи: учить детей подбирать для куклы-матрешки окраску и меблировку комнат в соответствии с назначением помещения, развивать воображение, память и художественный вкус ребенка. Дети рассматривают иллюстрации и образцы кукол. Педагог знакомит детей с инвентарем для выполнения задания. Бумага и картон разной плотности, фактуры и цвета, коробки-упаковки разных форм, шарики «пинг-понг», фольга, фантики, гуашь, фломастеры, мелки-пастель, соленое тесто, пластилин, клей, кисти, линейки, салфетки. Скотч, ножницы, степлер, макет ширмы, иллюстрации, образцы кукол.
«Детский карнавал» -4 часа Цель: выявление и формирование у детей знаний и эстетических представлений о дизайне интерьера групповой комнаты. Дети вспоминают способы аранжировок и моделирования одежды. Бумага разных цветов и сортов, цветная пленка, фольга, поролон, лоскут, ткань, вата, мех, кожа, детская бижутерия, канитель, серпантин, конфетти, линейка, лекало, скотч, степлер, гуашь, цветные карандаши, фломастеры, клей, салфетки, ножницы, иллюстративный материал.
3 блок «Жилище для любимой куклы матрешки» (дизайн-моделирование в макетах комнат) -4 часа Цель: учить детей подбирать узор и расцветку платья (сарафан) для куклы матрешки, воспроизводить образы народной игрушки, традиционные мотивы ее росписи.
Задачи: развивать художественную память, воображение, чувство колорита и композиции при росписи кукольной одежды, участвовать в создании декоративного панно «Хоровод матрешек». Педагог подготавливает макеты детских комнат, комплекты кукольной мебели разных по размеру, но одной расцветки и дизайна. Подбирает полоски бумаги для пола и стен, раскладывая их веером.
Два одинаковых по высоте и отделке, но разной площади макета комнат, три комплекта кукольной мебели одного дизайна, цветные выкройки стен и пола для макетов, две соразмерные макетам матрешки.
«Вечерние окна сказочного терема» (рисование, аппликация, моделирование) -4 часа Цель: закреплять у детей опыт тематического конструирования в дизайн-деятельности.
Задача: стимулировать детей к использованию работ по объемному конструированию в игре. Беседа о том, что люди живут в разных по внешнему виду домах. Бумага цветная, трафареты окон, фломастеры, мелки-пастель, карандаши, клей, салфетки, ножницы, скотч, макеты «Терем», «Башня» (плоскостные ориентиры).
«Вечерние окна домов-новостроек» (рисование, аппликация, моделирование) -4 часа Цель: развивать у детей представления о соответствии архитектурной постройки ее назначению.
Задачи: приобщать детей к декоративной деятельности в коллективе, знакомить с методом «наглядного ориентира» в совместных действиях по оформлению.
Показ иллюстрации «дом-новостройка» и макет дома - панно с ячейками окон в переплетах типового фасона. Бумага цветная, трафареты окон, фломастеры, мелки-пастель, карандаши, клей, салфетки, ножницы, скотч, макеты «Терем», «Башня» (плоскостные ориентиры).
«Мой сказочный домик» (рисование, аппликация) -4 часа Цель: развивать у детей представления о соответствии архитектурной постройки ее назначению.
Задачи: приобщать детей к декоративной деятельности в коллективе, знакомить с методом «наглядного ориентира» в совместных действиях по оформлению (графическим ориентиром является дом-башня с обычными окнами).
Дети слушают и вспоминают сказки, рассматривают картинки, смотрят мультфильмы. Придумывают свои сюжеты сказок для рисунков и аппликаций. Бумага белая и цветная, фольга, фантики, вырезки из журналов, акварель, гуашь, цветные карандаши, фломастеры, клей, салфетки, ножницы, иллюстрации сказок.
«Наш сказочный городок» (макеты) -4 часа Цель: пробуждать у детей интерес к разнообразию и красоте архитектуры.
Задача: развивать у ребенка фантазию, воображение. Знакомство детей с декоративными композициями, выполненными художниками-оформителями и детскими коллективами в детском саду. Рисунки детей «Мой сказочный домик», цветная бумага, картон, обои, клей, скотч, фломастеры.
«Наша групповая комната» (экскурсия) -2 часа Цель: приобщать детей к созданию и дооформлению тематических композиций, выполняемых коллективом сверстников (фриз)
Задача: развивать у детей фантазию, воображение. Беседа с родителями о том, как выглядит комната их малыша. Беседа с детьми: «Что считает красивым в своей комнате?» Визитные рамки «фотоаппарат» для каждого ребенка.