Надежда Белогорцева
Программа кружка «Волшебная страна звуков и букв» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
«Волшебная страна звуков и букв»
для детей 6-7 лет
1. Целевой раздел
Пояснительная записка
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования данная программа направлена на развитие детей дошкольного возраста в образовательной области «Речевое развитие», предназначена для обучения дошкольников грамоте, учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей и членов их семей. В настоящее время обучение грамоте детей дошкольного возраста приобрело статус социального заказа. Родители хотят научить читать своих подрастающих детей; при приеме в гимназии, лицеи и школы, негласно отдается предпочтение читающим дошкольникам.
Публикация «Программа кружка „Волшебная страна звуков и букв“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Дополнительная образовательная программа «Волшебная страна звуков и букв» разработана на основе авторской программы «Обучение грамоте» Л. Е. Журова, Н. С. Варенцова, Н. В. Дурова, Л. Н. Невская, и предназначена для работы с детьми
5 –7 лет. Она обеспечивает целостность педагогического процесса на протяжении двух лет пребывания ребенка в подготовительной группе (дети 6–7 лет).
Обучение строится на основе пособия «Обучение дошкольников грамоте», Л. Е. Журова, Н. С. Варенцова, Н. В. Дурова, Л. Н. Невская и дидактические материалы в четырех книгах «Поиграем в слова», «От слова к звуку», «От звука к букве», «Читаем сами». Л. Е. Журовой «Подготовка к обучению грамоте детей 4-7 лет» М. Изд. центр «Вентана-Граф» 2013г.
Цель программы :
формирование у детей старшего дошкольного возраста умений,
необходимых для овладения грамотой (чтением и письмом).
Основной целью обучения является работа над звуковой культурой речи детей, а основным содержанием- звуко-слоговой анализ слов
Задачи обучения: дети учатся анализу и синтезу предложений разной конст-рукции, знакомятся со всеми буквами русского алфавита, усваивают некоторые правила орфографии, выкладывают слова и предложения из букв разрезной азбуки с применением правил орфографии, овладевают слоговым и слитным способами чтения.
Результаты к концу обучения
(подготовительная к школе группа)
Дети знают все буквы русского алфавита и знакомы с правилами их написания,
овладевают слоговым и слитным способами чтения, приучены грамотно
выкладывать слова и предложения из букв разрезной азбуки.
2. Содержательный раздел
Система занятий включает в себя работу по четырём основным
направлениям:
Раздел I. Звуковой анализ слова
Определение последовательности звуков в слове, интонационное выделение каждого звука. Знакомство с гласными и согласными звуками. Знакомство с твердыми и мягкими согласными звуками. Ознакомление с йотированными гласными звуками. Вычленение ударного слога.
Раздел II. Членение предложения на слова
Знакомство с предложениями. Составление предложения с использованием «живой модели».
Раздел III. Знакомство с буквами
Ознакомление со всеми согласными буквами русского алфавита (в процессе работы по звуковому анализу слов).
Раздел IV. Обучение чтению
Обучение словоизменению. Формирование слогового чтения и формирование слитного чтения.
Особое внимание уделяется игровым приёмам и дидактическим играм, которые составляют специфику обучения дошкольников и являются существенным компонентом этого обучения.
Годовой тематический план
№
занятия Тема занятия, задачи
сентябрь
1 Мониторинг
- Изучение развития фонематического слуха и речевого внимания
- Изучение самостоятельного проведения детьми звукового анализа слов типа мишка, слива, замок, с использование фишек на столах.
- Вычленение ударного слога и ударного гласного звука.
- Умение составлять предложения из 2-3 слов, делить предложения на слова, называть их по порядку: первое, второе и т. д., переставлять, добавлять или заменять слова в предложении.
2 Дифференциация гласных, твердых и мягких согласных звуков
- учить детей проводить звуковой анализ слов; дифференцировать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; применять правила написания букв;
- закреплять умение определять место ударения в словах;
- учить составлять предложение из двух слов, называть 1-е и 2-е слово.
3 Буква а, А
- Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов;
- познакомить с гласными буквами а, А;
- учить составлять предложения о действиях игрушки из двух слов.
4 Буква я, Я
- Познакомить с гласными буквами я, Я и правилами написания Я после мягких согласных звуков.
5 Буква о, О
- Познакомить с гласными буквами о, 0.
6 Буква ё, Е
- Познакомить с гласными буквами ё, Ё, что буква ё может обозначать звук «о».
7 Буква у, У
- Познакомить с гласными буквами у, У.
8 Буква ю, Ю
- Познакомить с гласными буквами ю, Ю и правилами ее написания после мягких согласных звуков.
9 Буква ы
- Познакомить с гласными буквами ы.
10 Буква и, И
- Познакомить с гласными буквами и, И;
- учить детей словоизменению.
11 Буква э, Э
- Познакомить с гласными буквами э, Э;
- учить детей словоизменению.
12-13 - Правила написания гласных букв Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука; учить составлять слова из трех слов.
учить составлять слова из трех слов.
14 Буква м, М
- Познакомить с буквой м, М, что она обозначает звуки «м» и «мь»
- учить детей читать слоги и слова с буквой м.
15 Буква н, Н
- Познакомить с буквой н, Н, что она обозначает звуки «н» и «нь»
- учить детей читать слоги и слова с буквой н.
16 Буква р, Р
- Познакомить с буквой р, Р, что она обозначает звуки «р» и «рь»
- учить детей читать слоги и слова с буквой р.
17 Буква л, Л
- Познакомить с буквой л, J1, что она обозначает звуки «л» и «ль»
- учить детей читать слоги и слова с буквой л.
18 Буква г, Г
- Познакомить с буквой г, Г, что она обозначает звуки «г» и «гь»
- учить детей читать слоги и слова с буквой г.
19 Буква к, К
- Познакомить с буквой к, К, что она обозначает звуки «к» и «кь»
- учить детей читать слоги и слова с буквой к.
20 Буква с, С
- Познакомить с буквой с, С, что она обозначает звуки «с» и «сь»
- учить детей читать слоги и слова с буквой с.
21 Буква з, 3
- Познакомить с буквой з, 3, что она обозначает звуки «з» и «зь»
- учить детей читать слоги и слова с буквой з.
22 Буква ш, Ш
- Познакомить с буквой ш, с правилами написания сочетания ши
- учить детей пересказывать прочитанный рассказ.
23 Буква ж, Ж
- Познакомить с буквой ж, с правилами написания сочетания жи
- учить детей пересказывать прочитанный рассказ.
24 Буква д, Д
- Познакомить с буквой д, Д, что она обозначает звуки «д» и «дь»
- учить детей озаглавливать и пересказывать рассказ.
25 Буква т, Т
- Познакомить с буквой т, Т, что она обозначает звуки «т» и «ть»
- совершенствовать навык чтения.
26 Буква ь,ъ
- Познакомить с буквой ь;
- совершенствовать навык чтения.
27 Буква п, П
- Познакомить с буквой п, П, что она обозначает звуки «п» и «пь»
- совершенствовать навык чтения.
28 Буква б, Б
- Познакомить с буквой б, Б, что она обозначает звуки «б» и «бь»
- совершенствовать навык чтения.
29 Буква в, В
- Познакомить с буквой в, В, что она обозначает звуки «в» и «вь»
- совершенствовать навык чтения.
30 Буква ф, Ф
- Познакомить с буквой ф, Ф, что она обозначает звуки «ф» и «фь»
- совершенствовать навык чтения.
31 Закрепление
- Совершенствовать навык чтения
32 Буква й
- Познакомить с буквой й, повторить правило, что звук «й» - самый короткий звук в нашей речи и всегда мягкий согласный;
- совершенствовать навык чтения;
- учить детей словообразованию.
33 Буква ч, Ч
- Познакомить с буквой ч, Ч, что звук «ч» всегда мягкий согласный;
- учить детей составлять цепочку слов, производя в одном слове только одну замену для получения нового слова.
34 Буква щ, Щ
- Познакомить с буквой щ, Щ, что звук «щ» всегда мягкий согласный, написание сочетаний ща, щу;
- совершенствовать навык чтения.
35 Буква ц, Ц
- Познакомить с буквой ц, Ц, что звук «ц» всегда твердый согласный;
- совершенствовать навык чтения.
36 Буква х, X
- Познакомить с буквой х, X, что она обозначает звуки «х» и «хь»
- совершенствовать навык чтения.
Основные применяемые технологии:
Игровые технологии
Здоровьесберегающие технологии
Личностно-ориентированное обучение
Технология проектного обучения
Использование наглядного моделирования
Технология ТРИЗ
Компьютерные технологии
Работа с родителями.
Работа с родителями позволяет лучше узнать потребности в приобретаемых знаниях, улучшает общую атмосферу отношений сотрудничества в системе «родитель – педагог».
Формы работы с родителями
1. Ознакомление родителей с учебно–образовательной программой, содержанием и её эффективностью.
2. Проведение родительских собраний «Как приучить детей читать», «Волшебные звуки», «Будем грамотны», «В мир сказок».
3. Проведение практикумов «Как научиться правильно писать», «Ручка и карандаш – мои помощники», «Развиваем моторику рук».
4. Консультационная работа – индивидуальная, групповая. Беседа с родителями об успехах их детей.
5. Проведение открытых занятий и воспитательных мероприятий с привлечением родителей.
6. Разработка памяток для родителей «Как выполнить домашнее задание», «Звукобуквенный анализ слова», «Как составить рассказ по картинке» и т. п.
7. Анкетирование родителей с целью познания особенностей ребёнка.
3. Организационный раздел
Содержание развивающей среды группы по подготовке к обучению грамоте:
Рабочие тетради дошкольника «Обучение грамоте».
Магнитная азбука.
Графические изображения букв.
Индивидуальные разрезные азбуки.
Карточки для индивидуального чтения.
Фланелеграф.
Магнитная доска.
Наглядность: таблицы, картинки, игрушки, муляжи и др.
Раскраска «Азбука» на каждого ребенка.
Картотека предметных картинок.
Дидактические игры:
«Назови слово».
«Какой звук?».
«Твердый или мягкий?».
«Назови пару».
«Назови братца».
«Цепочка слов».
«Чудо шнурки».
«Зашумленные буквы (узнай буквы)».
«В каком домике живет слог».
«Буквы по кругу».
«Разрезные картинки-слова».
«Трафареты букв».
«Карманы для кубика».
«Разрезные буквы».
«Ловись рыбка».
«Какая буква спряталась?» .
«Придумай слово по первому звуку названия картинки», «Подбери схему к слову».
«Раздели слова на слоги».
«Отгадай слово».
«Домики для звуков» «Чух-чух, паровозик».
Цветовые сигналы для звукового анализа слов (красные, синие, зеленые).
Детская литература (“Грамматика в картинках”, “Развиваем внимание”, книги для начинающих читать).
Полоски-схемы звукового состава слов.
Специальная литература по вопросам подготовки к школе и подготовки
к грамоте, подборка статей, письменные консультации для родителей.
Учебный план
Количество детей в подгруппе : 6-8 человек.
Занятия с детьми подготовительной к школе группы проводится 1 раза в неделю (всего 36 занятий) продолжительностью 30 минут.