Тамара Степаненко
Программа кружка «Весёлый этикет» для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами, одним из приоритетных направлений деятельности ДОУ является социально – личностное развитие. Возраст 6 - 7 лет имеет решающее значение для морального развития детей. Он является сенситивным, т. е. особо чувствительным. Одновременно он весьма благоприятен для формирования морального облика, черты которого нередко проявляются в течение всей последующей жизни ребёнка.
То, как будет протекать моральное развитие в этот период, во многом определяет последующее моральное становление человека.
Общая характеристика кружковых занятий :
Публикация «Программа кружка „Весёлый этикет“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Данный кружок представляет собой последовательную систему по ознакомлению детей 6-7 лет с основными нравственными показателями, установленным, принятым порядком поведения, форм обхождения (этикетом, принятыми в современном обществе, формированию нравственной воспитанности дошкольников.
Исходя из пожеланий детей и родителей кружок будут посещать воспитанники, у которых преимущественно уже сформированы необходимые этические нормы поведения за столом, в игровой деятельности, в общении друг с другом и со старшими, а также дети, у которых необходимо развивать и закреплять эти этические навыки.
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста в рамках кружка является игра.
Цель кружка :
• продолжать знакомить детей 6-7 лет с основами этикета (понятие, история возникновения, нормы и правила в области культуры речи, правилах общения со взрослыми и сверстниками, поведения в общественных местах, транспорте, за столом);
Задачи:
• развитие таких психических процессов как воля, память, внимание, мышление, нравственно-волевых качеств личности как ответственность, целеустремленность, умение добиваться поставленных целей, доброжелательность, сострадание и т. д. - формирование нравственной воспитанности, внутренней потребности в правильном поведении, осознанности норм и правил этикета;
• воспитание дружеских взаимоотношений, эмпатии, бережного отношения к чувствам других людей;
• дать понятие об этической, нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на поступки детей, образы художественной литературы и других видов искусства.
• способствовать накоплению и обобщению эмоционально – положительного отношения к образам добрых героев и их поступкам.
• формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей («можно» - «нельзя», «хорошо» - «плохо»).
• научить детей видеть этическую, нравственную сторону воспринимаемых действий, событий, понимать их суть.
Занятия проводятся из расчета:
• 1 занятие в неделю
• 4 занятия в месяц
• Период с 01.09.15 по 31.05.16
Всего 36 занятия
Количество детей в группе – 25 человек.
Длительность одного занятия – 25 – 30 минут.
Критерий эффективности – реализация поставленных задач.
Критерии отбора детей – на основе запроса родителей.
Форма занятий: совместная игровая-познавательная деятельность взрослого и детей.
Учебно-тематический план
Месяц Тема Программные задачи
Сентябрь «Почему говорят, «Здравствуй».
1. Беседа
2. Обсуждение отрывка Милна «Винни – Пух и все-все-все».
3. Упражнение «Кто из зверей самый воспитанный?»
4. Показ видеоматериала (отрывок из произведения С. Козловой «Трям! Здравствуй!»). Ввести в рабочий обиход вежливые формы приветствия.
Продолжать учить детей использовать в речи слова приветствия и прощания.
Познакомить с новыми формами приветствия.
Октябрь «Фея учит вежливости».
1. Обсуждение произведения В. Маяковского «Что
такое хорошо и что такое плохо».
2. Практическая игра «У меня зазвонил телефон».
3. Сюжетно-ролевая игра «Город вежливых».
4. Просмотр и обсуждение мультфильма «Золушка».
Формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими : честности,
доброжелательности, правдивости; умение приветливо разговаривать друг с другом, со взрослыми, вежливо обращаться с товарищами. Учить детей соблюдать речевой этикет, разговаривая по телефону. Формировать у детей вежливый и ровный тон, умение найти нужную громкость голоса.
Ноябрь «Как дети могут заботиться о взрослых».
1. Беседа «Что такое бескорыстная помощь».
2. Чтение и обсуждение произведения Л. Николаенко «Всё сделалось грустным».
3. Драматизация сказки «Репка».
4. Конкурс рисунков «Моя семья». Формировать понятие, что ребёнок должен заботиться о близких по мере своих сил.
Осознавать, что семья, родители - самые близкие для них люди.
Воспитывать желание помогать родителям в домашних делах.
Декабрь Всё о друзьях.
1. Беседа «Кто кого обидел?»
2. Чтение и обсуждение рассказа И. Бутмана «Снежки».
3. Упражнение «Мой подарок тебе», игра «Двойной подарок».
4. Изготовление Новогодних подарков друзьям совместно с родителями Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Знакомить дошкольников с проявлениями несправедливости по отношению к своим товарищам.
Учить принимать любой подарок с благодарностью, не обижать своих гостей.
Правильное восприятие подаренных подарков
Январь «Надо вещи убирать, не придётся их искать»
1. Просмотр видеоматериала по произведению
К. Чуковского «Федорино горе».
2. Упражнение – практикум «Сервировка стола».
3. Трудовой десант «Загляни в свой шкаф» Познакомить детей с правилами бережного отношения к вещам.
Напомнить о необходимости беречь своё время.
Умение следить за порядком в своих шкафчиках. Оказывать помощь родителям в уборке квартиры. Умение сервировать стол.
Февраль «С чего начинается дружба?»
1. Чтение и обсуждение стихотворения А. Барто
«Несли мы облако с собой».
2. Чтение и обсуждение рассказа из опыта детей.
Игра «Мой Дом дружбы».
3. Просмотр видеоматериал по произв. Э. Успенского «Гена и его друзья».
4. Просмотр и обсуждение мультфильма «Фунтик». Учить приветливости, проявлению внимания. Объяснить: взаимопомощь помогает подружиться.
Овладеть умениями взаимопомощи и взаимовыручки.
Создавать эмоциональное настроение.
Март «Что такое бескорыстная помощь?»
1. Чтение и обсуждение отрывков из произв. В.
Сухомлинского «Как белочка дятла спасла».
2. Просмотр мультфильма «Дядя Стёпа».
3. Прослушивание записи песен о дружбе.
4. Изготовление поздравительной открытки для мам и бабашек. Довести до сознания детей понятие слова «бескорыстный», «доброжелательность».
Объяснить: настоящая помощь бескорыстна, но иногда, чтобы помочь другому человеку, требуется немало сил и времени.
Воспитывать у детей отрицательное отношение к грубости.
Апрель «Тайное всегда становится явным».
1. Чтение и обсуждение произведения В. Драгунского
«Тайное всегда становится явным».
2. Придумывание историй на эту тему.
3. Беседа «Кто помощь оказывает, о тех добрые слова сказывают».
4. Чтение и обсуждение произведения А. Кушнира «Кто разбил большую вазу». Объяснить детям, что скрывать свой поступок бесполезно, что правда всё равно будет известна. Совершившему человеку будет вдвойне стыдно за свою провинность.
Осознание детьми необходимости всегда говорить правду. Объяснить детям: особого осуждения заслуживает человек, который перекладывает свою вину на другого.
Май «Все работы хороши, выбирай на вкус».
1. Рисование рисунков об одной из профессий своей мамы.
2. Игра «Я хочу стать…».
3. Чтение и обсуждение стихотворений Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла» и В. Маяковского «Кем быть».
4. Дидактическая игра «Настроение». Пополнить знания дошкольников о различных профессиях. Формировать умение и желание ценить и беречь труд окружающих людей. Знать, где трудятся ваши родители, чем занимаются на работе. Быть внимательными к своим близким.
Предполагаемый результат:
Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и
потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила, в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре)
• Откликается на эмоции близких людей и друзей.
• Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов.
• Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
• Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения,
• Владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).
• Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;
• Способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений.
• Соблюдает элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
Настольные дидактические игры из серии «Этикет», дидактические игры, детская обучающая DVD – программа «Уроки хорошего поведения», плакаты, демонстрационные картины, атрибуты для сервировки стола, детские книги этического характера (См. тематический план, энциклопедии, Пособие «Как вести себя» О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина.
Литература:
1. Буре Р. С., Островская Л. Ф. «Воспитатель и дети» М. Просвещение 1985 г.
2. Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста М. Просвещение 1986 г.
3. Ерофеева Т. Усвоение дошкольниками правил поведения с товарищами Д/в №10-80 г.
4. Короткова Н. И. Беседы на этические темы Д/в №4-88 г.
5. Бархатова Н. Воспитание культуры поведения Д/в №11-89 г.
6. Юдина Л. Б. Уроки вежливости Д/в №4-88 г.
7. Рычашкова К. Н. Упражнения по закреплению культуры поведения Д/в №3-89 г.
8. Яковенко Т., Ходонецких З. О воспитании культурно-гигиенических навыков Д/в №8-79 г.
9. Теплюк С. Об опрятности и аккуратности Д/в №9-88 г.
10. Курочкина О. Н. Этикет для дошкольников. – Просвещение, 2006г.