Резеда Фахраддинова
Программа хореографического кружка для детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет. «Хореография для малышей»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Воспитание личности ребенка является одной из основных задач любого цивилизованного общества. Средства раскрытия потенциальных возможностей подрастающего человека, формирования его физических и духовных качеств достаточно разнообразны. Как и раньше, учитывая огромную силу воздействия музыки, живописи, танца испытывается потребность в приобщении детей к искусству. Но сегодня наблюдается необходимость, как можно раньше ввести ребенка в мир искусства.
Публикация «Программа хореографического кружка для детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет, „Хореография для малышей“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Программы: ритмика, хорегография, танцы
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
Еще в самые древние времена танец был одним из первых языков, по-средством которым люди могли выразить свои чувства. Танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания, он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, приносит радость, как исполнителю, так и зрителю – танец раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному (Барышникова Т.). И везде танец выполняет функцию психической и соматической релаксации, восстанавливает жизненную энергию человека и его самоощущение как индивидуальности. Благодаря танцам происходит активное общение детей со своими сверстниками, ведь из всех видов увлечений танец раскрывает непосредственность и искренность эмоционального порыва. Не-формальное общение в танце – наиболее доступная форма познания предметов и явлений окружающей действительности в растительном и животном мире.
Сегодня в исследовательской практике искусствоведов существует множество разносторонних точек зрения на хореографию – танцевальное искусство. Такое множество инициируется не только разными эпохами бытования танца, но и сложной, подвижной организацией зримых выразительных средств в форме танцевальных движений.
Программа «Хореография для малышей» дает возможность раскрыть методику ознакомления дошкольников с историей возникновения и развития танца, вводит ребенка в большой и удивительный мир хореографии – танцевального искусства во всех его разновидностях, которое всегда привлекало к себе и взрослых и детей.
Исходной точкой зрения на формирование танцевального искусства является естественная потребность развивающегося организма ребенка в ритмоорганизованных движениях, которая опирается на содержательность самих танцевальных движений. Развитие движений у детей – это естественный процесс. В тоже время музыка, ее различные жанры и виды являются регулятором, побудителем, двигательных проявлений. Этот период в жизнедеятельности ребенка не предполагает глубокого проникновения в школу танца, ему лишь закладываются основы танцевального искусства. Следует также учитывать, что азбука танца, его выразительные средства требуют определенного уровня физической подготовленности. Поэтому в программе используются только те движения и образы, которые способны заложить основы красоты, здоровья, доброты и не помешают естественному развитию растущего организма.
При разработке программы были изучены и проработаны следующие авторские программы: «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной, «Прекрасный мир танца» О. Н. Калининой, «Учимся танцевать» Д. Холла, «Музыка, движение, ритм» Н. Л. Фомичевой, «От жеста к танцу» Е. В. Горшковой, музыкальная ритмика «Топ-хлоп» Е. Железневой, «Танцевальная мозаика» Е. Мартыненко, «Талант – восьмое чудо света» М. Опришко.
Образовательный процесс в нашем детском саду осуществляется на основе Основной образовательной программы ДОУ, в которую включена примерная основная образовательная программа «Детство», разработанная авторским коллективом кафедры дошкольной педагогики Института детства РГПУ им. А. И. Герцена. В своей работе использую технологии развивающего обучения, рекомендованные авторами программно – методического комплекса «Детство» (ред. Т. И. Бабаева). Программа «Хореография для малышей» учитывает особенности детского сада и рекомендации программы «Детство» и направлена на развитие у детей музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения в области классической, народной и современной хореографии.
Содержание моей работы определяется в соответствии с ФГОС ДО, позволяющие интегрировать образовательное содержание при решении поставленных задач по оздоровлению детей в различные образовательные области.
В программе представлены следующие разделы: разминка, партерная гимнастика, игры (музыкально-ритмичные и музыкально-танцевальные, танцы, танцевальные образы и раздел «Слушаем и фантазируем».
Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Дети осваивают различные виды движений, обеспечивающие эффективное формирование навыков красиво и координационно ходить и бегать, держа осанку и выполняя движения под музыку, используя средства музыкальной выразительности: характер, ритм, темп. Обязательным компонентом является выполнение упражнений на расслабление мышц и дыхание. Посредством игры дети знакомятся с некоторыми жанрами, видами и стилями хореографии. Танцы помогают дошкольникам влиться в громадный и удивительный мир музыки от классики до современных стилей. Развивая наблюдательность, зрительную память ребенок может изобразить с помощью пластики растения, любимых животных, героев мультфильмов и персонажей сказок. Ребенок может сочинить свой собственный танец, импровизируя под музыку и фантазируя.
Программа позволяет детям развить индивидуальные творческие способности, накопить опыт в процессе восприятия танцевального искусства, применять полученные знания и приобретенные исполнительские навыки.
По итогам года проводится анализ изученного детьми материала. Результаты диагностики позволяют оценить работу, выявить ошибки, недоработки, откорректировать акценты в работе. Анализ раскрывает картину формирования танцевальных вкусов детей и позволяет определить зоны совершенствования программы.
Цель программы
– развивать творческие способности дошкольников посредством танца, прививать интерес к хореографическому искусству.
Задачи:
1. Способствовать физическому развитию ребенка, формировать осанку, правильное дыхание, гибкость и эластичность мышц.
2. Содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой.
3. Формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений и танцев.
4. Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей.
5. Воспитывать эмоционально-эстетические чувства, художественный вкус, любовь к прекрасному.
Предполагаемый результат
1. Имеет устойчивый интерес к хореографическому искусству.
2. Владеет музыкально-ритмическими навыками и навыками выразительного движения в области классической, народной и современной хореографии.
3. Знает разные жанры, виды и стили хореографического искусства.
4. Развиты эмоционально-эстетические чувства, художественный вкус.
5. Умеет самостоятельно владеть импровизацией, видением композиционного рисунка, критическим уровнем оценки и анализа своих исполнительских возможностей.
6. Умеет самостоятельно создавать образы фантазируя и раскрывая индивидуальные особенности в танцах, хороводах, играх.
График проведение кружка:
2 раза в неделю во вторую половину дня.
Формы и режим занятий:
В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа. Занятия проводятся 2 раза в неделю. В старшей группе – 25 минут, в подготовительной к школе группе – 30 минут. Занятия хореографией делятся на несколько видов:
1) обучающие. На общих занятиях детально разбирается движение. Обучение начинается с раскладки и разучивания упражнений или танцевального па в медленном темпе. Объясняется прием его исполнения.
2) закрепляющие. Предполагают повтор движений или комбинаций не ме-нее 3-4 раз. Первые повторы исполняются вместе с педагогом. При повторах выбирается кто-то из ребят, выполняющих движение правильно, лучше других, или идет соревнование-игра между второй и первой линиями. И в этом и в другом случае дети играют роль солиста или как бы помощника педагога.
3) итоговые. Дети практически самостоятельно, без подсказки, должны уметь выполнять все заученные ими движения и танцевальные комбинации.
4) импровизационные. На этих занятиях дети танцуют придуманные ими вариации или сочиняют простые танцевальные комбинации на тему, данную им педагогом. Такие задания развивают фантазию. Ребенок через пластику своего тела пытается показать, изобразить, передать свое видение образа.
Каждое занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной, заключительной. Деление на части относительно. Каждое занятие – это единое целое, где все элементы тесно взаимосвязаны друг с другом. Структура занятия может иметь один из трех предлагаемых вариантов. Каждое занятие целесообразно начинать и заканчивать поклоном.