Наталья Брежнева
Программа кружка «Умники и умницы»
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа
Дополнительного образования
Подготовительная группа
2016-2017 г.
Педагог
Брежнева Н. Б.
Пояснительная записка.
На протяжении многих лет педагоги и психологи решают задачу эффективного сопровождения дошкольника на этапе его поступления в школу. Особое внимание при этом уделяется проблеме готовности ребенка к началу школьного обучения.
Публикация «Программа кружка „Умники и умницы“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Умники и умницы. Интеллектуальная игра
- Темочки
Переход от одного возрастного периода к другому характеризуется не только изменением социальной ситуации развития и ведущего вида деятельности, но и особенностями системы отношений ребенка с социальной действительностью. При поступлении в школу и с изменением структуры социальных отношений в жизнь ребенка включаются новые требования и ожидания. Большая часть подобных требований связана с поведенческими проявлениями -«не шалить», «не бегать» «слушать педагога», что предполагает правильно воспроизводить задаваемый учителем образец, усваивать социально-выработанные нормы и правила. Все это составляет содержание произвольности первоклассника.
Представленная программа разработана на основе программы «Психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению» Т. В Ананьева.
Содержание программы
Рабочая программа дополнительно образования ориентирована на создание необходимых условий для прорастания субъектности дошкольника и его стремления к познанию всего нового. Важно объяснить не только способы приобретения знаний, но и их смысл на доступном языке – через систему игровой деятельности, приобретающий учебный смысл.
Тип программы : диагностико - развивающая.
Цель программы : психологическое сопровождение ребенка дошкольного возраста, направленное на становление его физиологической, познавательной, мотивационной, коммуникативной и социальной компетентности.
Задачи программы :
- развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой, речевой, личностной сфер. - развитие произвольности внимания;
- снижение уровня тревожных переживаний;
- развитие навыков общения, сотрудничества в группе сверстников и при взаимодействии с другими людьми;
- обращений к эмоциональной сфере ребенка, обучение навыкам овладения собственными переживаниями и эмоциональным состоянием;
- поддержка благоприятного психологического климата, обеспечивающего возможность полноценного личностного развития ребенка.
Методы реализации программы :
- игра
- беседа
- рисуночный тест
- методики эмоционального расслабления
- наблюдение.
Условия реализации программы :
Для проведения занятий необходим просторный кабинет с рабочей зоной. Для каждого участника занятий потребуется набор цветных карандашей, краски для рисования, тетрадь, ручка.
Содержание программы.
Программы включает 8 тематических блоков (на каждый блок – 4 занятия, каждое занятие состоит из 3-4 упражнений. Тематический блок включает в себя задания на развитие произвольности поведения, познавательной, эмоционально-речевой, мотивационной и коммуникативной сфер ребенка.
Продолжительность – не более 30 минут.
Ожидаемый результат
Ожидаемый результат представленной программы в первую очередь характеризуется позитивным отношением ребенка к занятиям; отсутствием тяжелых эмоциональных состояний (агрессии, тревожности, враждебности); выстроенной системой отношений при взаимодействии с взрослыми и сверстниками (устойчивый социометрический статус, пониженный уровень школьной тревожности) .
В качестве основных диагностических методов, позволяющих остлеживать динамику и характер компонентов дошкольной зрелости используется наблюдение, а так же:
«Беседа о школе» Нежновой Т. А – направлена на изучение внутренней позиции школьника.
«Графический диктант» Эльконина Д. Б
«Помощники доброго волшебника» Битяновой М. Р
Организация работы
Возраст детей Количество детей Время работы продолжительность
Подготовительная группа 8 16.15
понедельник 30 минут
Учебно-тематическое планирование
месяц
Тема блока
Количество занятий
дата
теория практика
сентябрь Диагностика
октябрь «Знакомьтесь-это Я!»
1 3
ноябрь «Я сам и Я- другие»
1 3
декабрь «То, что я чувствую»
1 3
январь «То, что меня окружает» 1 3
февраль «Мои любимые занятия» 1 3
март «Мы все разные, мы все удивительные»
1 3
апрель «Давайте жить дружно!» 1 3
май «Смотрите, что я умею» 1 3
Календарно-тематическое планирование
месяц тема № Содержание задачи
сентябрь
1.
диагностика Выявить уровень развития: интеллектуальной готовности;
Педагогической готовности;
Мотивационной готовности;
Эмоционально-волевой готовности;
Коммуникативной готовности.
месяц тема № Содержание занятия задачи
октябрь
Знакомьтесь- это я! 1 1. Упражнение «Приветствие-улыбка»
2. Упражнение «Рассказ про себя»
3. Упражнение «Отдых на берегу»
4. Упражнение «В подарок – хорошее настроение» Снятие эмоционального напряжения, включение участников группы в работу.
Развитие речи;
Мышечное расслабление.
2 1. Упражнение «В подарок – хорошее настроение»
2. Упражнение «Оживи круги»
3. Упражнение «Подвижная минутка»
4. Упражнение «Невесомость» Создание благоприятной эмоциональной атмосферы, настрой на работу.
Изучение воображения.
Снижение физического напряжения.
3 1. Упражнение «Цветок»
2. Упражнение «Волшебная планета»
3. Упражнение «Да и нет»
4. Упражнение «Возьмемся за руки» Мышечное расслабление, создание эмоционального комфорта.
Развитие творческого воображения, снижение эмоционального напряжения.
4 1. Упражнение «Цветочное имя»
2. Упражнение «Игра с песком»
3. Упражнение «Сочиняем сказку»
4. Упражнение «Бабочки» Установление благоприятного эмоционального климата в группе, развитие речи; тренировка эмоционального состояния ребенка, переключения и устойчивости этого состояния.
месяц тема № Содержание занятия Задачи
ноябрь «Я- сам и Я- другие» 1 1. Упражнение «Мяч»
2. Упражнение «Необычный рассказ»
3. Упражнение «Солнечный лучик»
4. Упражнение «Подарок другу» Создание благоприятной эмоциональной атмосферы, настрой на работу.
Обучение навыкам эффективного взаимодействия
2 1. Упражнение «Добрый день»
2. Упражнение «Закончи предложение»
3. Упражнение «Радуга настроения»
4. Упражнение «Цветные домики» Развитие коммуникативных навыков, снятие психоэмоционального напряжения.
Знакомство с характером эмоций.
3 1. Упражнение «Хвалюшка!»
2. Упражнение «Нарисуй свою радость»
3. Упражнение «Шумелки»
4. Упражнение «Мир и Я» Развитие коммуникативных навыков,
Изучение эмоционального состояния ребенка,
Развитие навыка слушания и концентрации внимания.
4 1. Упражнение «Тропинка»
2. Упражнение «Я собираюсь на занятия».
3. Упражнение «Фестиваль фантазеров»
4. Упражнение «Выдумка» Развитие коммуникативных навыков,
Развитие внимания, снижение эмоционального напряжения.
месяц тема № Содержание занятия Задачи
декабрь «То, что я чувствую» 1 1. Упражнение «Буквы алфавита»
2. Упражнение «Про веселого кота»
3. Упражнение «Общая радость»
4. Упражнение «Я радуюсь когда…»
Развитие внимания,
Развитие умения узнавать эмоцию радости по внешним проявлениям.
2 1. Упражнение «Улыбка»
2. Упражнение про кота-злюку»
3. Упражнение «Карусель»
4. Упражнение «Зеркала» Снижение мышечного напряжения.
Развитие умения узнавать эмоцию злость по внешним проявлениям.
Снятие напряжения.
3 1. Упражнение «В магазине»
2. Упражнение «Про кота реву»
3. Упражнение грустные шарики»
4. Упражнение «Чемодан» Сплочение группы, создание благоприятного климата.
Стабилизация психических процессов.
4 1. Упражнение «Эмоциональная разминка»
2. Упражнение «Про кота -лентяя»
3. Упражнение «Сюрприз»
4. Упражнение «Солнышко и тучка» Настрой на групповую работу, создание эмоционального фона, физическое расслабление,
месяц тема № Содержание занятия Задачи
январь «То, что меня окружает»
1 1. Упражнение «Приветствие»
2. Упражнение «Письмо»
3. Упражнение «Ситуации»
4. Упражнение «Рисуем школьные правила»
Развитие коммуникативных навыков,
Формирование представление о необходимости правил, развитие чувства сопереживания к другому человеку.
Развитие эмоциональной сферы.
2 1. Упражнение «вода, земля, воздух»
2. Упражнение «Слушаем тишину»
3. Упражнение «Котенок на солнышке»
4. Упражнение «Дорисуй рисунок»
Развитие коммуникативных навыков,
Формирование навыка волевой регуляции.
Мышечное расслабление.
3 1. Упражнение «Цветной алфавит»
2. Упражнение «Говори наоборот»
3. Упражнение «Про кота друга»
4. Упражнение «Лесная школа» Развитие коммуникативных навыков.
Мышечное расслабление.
Развитие речи, логического мышления, фантазии.
4 1. Упражнение «Градусник настроения»
2. Упражнение «Приметы зимы»
3. Упражнение «Ледышки и веснушки»
4. Упражнение «Зимний лес» Развитие коммуникативных навыков.
Снижение психоэмоционального напряжения.
Речевое развитие дошкольников.
месяц тема № Содержание занятия Задачи
февраль «мои любимые занятия» 1 1. Упражнение «Угадай предмет»
2. Упражнение «Про обидчивого кота»
3. Упражнение «Нарисуй обиду»
4. Упражнение «Затейливый узор»
Развитие мышления,
Развитие навыка распознания собственного эмоционального состояния. развитие произвольности.
2 1. Упражнение «Придумай слова»
2. «Соедини точки»
3. Упражнение «Котята»
4. Упражнение «Автопортрет» Мышечное расслабление.
. Развитие коммуникативных навыков,
3 1. Упражнение «Ухо-нос»
2. Упражнение «Четвертый лишний»
3. Упражнение «Логические концовки»
4. Упражнение «Нарисуй с помощью фигур» Развитие логики.
Развитие речи и мыслительных процессов
4 1. Упражнение «Я и я»
2. Упражнение «Ласковый дождик»
3. Упражнение «Таинственные дорожки»
4. Упражнение «Мозаика» Развитие коммуникативных навыков,
Развитие слухового внимания.
Мышечное расслабление.
месяц тема № Содержание занятия Задачи
март «Мы все разные. Мы все удивительные» 1 1. Упражнение «Идем в магазин»
2. Упражнение «Назови одним словом»
3. Упражнение «Мои положительные качества»
4. Упражнение «Назови противоположное» Развитие коммуникативных навыков.
Развитие памяти.
Развитие координации, внимания, снижение эмоционального и двигательного напряжения.
2 1. Упражнение «Пересядьте все, кто…»
2. Упражнение «Телефончик»
3. Упражнение «Дорожки»
4. Упражнение «Волшебное письмо» Развитие взаимопонимания, эмпатии.
Развитие памяти.
Развитие мелкой моторики, снижение эмоционального напряжения.
3 1. Упражнение «кит или кот»
2. Упражнение «Пляшущие человечки»
3. Упражнение «Четвертый лишний»
4. Упражнение «Узор из фигур» Развитие коммуникативных навыков
Развитие мышления (сравнение, классификация).
Развитие внимания, мышления и речи.
4 1. Упражнение «Найди ошибки»
2. Упражнение «Волшебный лес»
3. Упражнение «Журавль»
4. Упражнение «Фигура» Развитие мелкой моторики и внимания.
Создание благоприятного психологического климата, эмоциональная разрядка.
месяц тема № Содержание занятия Задачи
апрель «Давайте жить дружно» 1 1. Упражнение «Что исчезло»
2. Упражнение «Весенние фантазии»
Упражнение «Что мы знаем друг о друге»
3. Упражнение «Корабли»
Социальное развитие личности дошкольника, освоение им разнообразных сфер социальной жизни и сферы отношений со сверстниками
2 1. Упражнение «Дотронься до цвета»
2. Упражнение «Нарисуй по образцу»
3. Упражнение «Сказка про дружбу»
4. Упражнение «Правила дружбы»
Социальное развитие личности дошкольника, освоение им разнообразных сфер социальной жизни и сферы отношений со сверстниками
3 1. Упражнение «Волшебное превращение»
2. Упражнение «Смысловые ряды»
3. Упражнение «Совы и жаворонки»
4. Упражнение «Назови одним словом»
Развитие внимания, речи, памяти.
Повышении работоспособности группы, создание благоприятной атмосферы.
4 1. Упражнение «Ответь на вопросы»
2. Упражнение «Что потерял художник»
3. Упражнение «Волшебный сон»
4. Упражнение «Разрезные картинки»
Развитие мыслительных операций (сравнение, анализ, классификация).
Снижение психоэмоционального напряжения.
месяц тема № Содержание занятия Задачи
май «Смотрите. Что я умею» 1 1. Упражнение «Путаницы»
2. Упражнение «Наши встречи»
3. Упражнение «Разминка»
4. Упражнение «Продли узор» Стимулирование познавательной, личностной, мотивационной и коммуникативной активности дошкольника
2 1. Упражнение «Пальчики-мордашки»
2. Упражнение «Узоры»
3. Упражнение «Веточки»
4. Упражнение «Рассказ по картинкам» Стимулирование познавательной, личностной, мотивационной и коммуникативной активности дошкольника
3 диагностика Выявить уровень развития: интеллектуальной готовности;
Педагогической готовности;
Мотивационной готовности;
Эмоционально-волевой готовности;
Коммуникативной готовности.
Форма отчета
Групповая карта наблюдения
(этап ознакомительный/ итоговый)
Ф. И ребенка Компоненты дошкольной зрелости
Педагогическая
готовность Интеллектуальная
готовность Мотивацион.
готовность Эмоционально-
Волевая
готовность Коммуникативная
готовность
1. / / / / /
2 / / / / /
3 / / / / /
4 / / / / /
5 / / / / /
6 / / / / /
7 / / / / /
8 / / / / /
9 / / / / /
10 / / / / /
11 / / / / /
12 / / / / /
13 / / / / /
14 / / / / /
15 / / / / /
Н – низкий уровень
С – средний уровень
В – высокий уровень
Литература
1. Ананьева Т. В. Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению.
2. Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидерс А. Г. Возрастно - психологическое консультирование. М. : Изд-во Московского университета, 1993.
3. Готовность к школе: Развивающие программы/ под. Ред. И. В Дубровиной. М. : Академический проект, 2001 г.
3. Ильина М. Н Подготовка к школе: развивающие упражнения и тесты. СПб. : Дельта, 1998 г.
4. Коноваленко С. В Как подготовить ребенка к школе. Психологические тесты, игры и упражнения. М. : ЭКСМО, 2003 г.
Список детей, посещающих кружок
«Умники и умницы»