Марина Леонидовна Борода
Конспект ООД «Умники и умницы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование и закрепление представлений воспитанников о возможностях и многообразии русского языка, как средства общения между людьми, проживающими в нашей стране.
Задачи:
образовательные: развивать коммуникативные навыки детей: умение высказывать своё мнение и выслушивать товарища, проявлять доброжелательность; развивать умение составлять творческий рассказ о предмете (с использованием синквейна, Бинома фантазии, мнемотаблиц).
развивающие: развивать слуховое и зрительное восприятие, графо-моторные навыки, внимание, память, мышление дошкольников, любознательность. Совершенствовать навыки движения под музыку.
Публикация «Конспект ООД „Умники и умницы“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Умники и умницы. Интеллектуальная игра
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» май 2017
воспитательные: формировать интерес к различным видам деятельности, через нравственные качества: чувства товарищества, ответственности, взаимовыручки, умение выполнять игровые правила, желание и умение работать в коллективе; поощрять активность и самостоятельность.
Интеграция образовательных областей: социально - коммуникативное развитие, художественно - эстетическое развитие, речевое развитие.
Оборудование:
ноутбук, предметные картинки (одушевленные и неодушевленные предметы, пиктограммы, 3 мольберта, схемы к пословицам.
Ход образовательной деятельности
Дети играют на ковре. Звучит музыка из различных передач: «Пока все дома», «Спокойной ночи, малыши», дети обращают на неё внимание, и обращаются к воспитателю
Воспитатель: - Что это такое? Как вы думаете? (Ответы детей).
А из каких телепередач эта музыка? (Ответы детей).
Воспитатель: Ну, какие вы у меня сообразительные! А эту музыку узнаете? (Звучит музыка к передаче «Умники и умницы») (Ответы детей). - Воспитатель: Да, действительно, это интересная интеллектуальная игра, которая называется «Умники и умницы», вы бы хотели в нее поиграть? (Да) А вы помните, что в этой игре есть ведущий и игроки? А вы мне доверите роль ведущего? (Да) Спасибо.
Воспитатель: Итак, мы начинаем игру «Умники и умницы»
Вас, дорогие участники ждет 3 этапа интересных игр, а победители выходят в финал. Разрешите представить вам судейскую коллегию – наш ареопаг: (это могут быть педагоги).
Воспитатель: Ребята, как вы считаете, откуда люди получают информацию, узнают, что – то новое, интересное, «черпают» новые знания? (дети называют источники получения информации, среди них могут упомянуть книгу). Воспитатель: какие вы находчивые, вы столько всего знаете…. Вот для меня книга это путь к новым открытиям, а для вас? Если хотите, вы можете так и начать:
«Для меня книга – это…» (Дети дают полные ответы, что книга это источник знаний, путь к интересным открытиям и т. д.)
Воспитатель (обобщает) :
«Да, книга – учитель, Книга – наставник, Книга – надежный товарищ и друг. Ум, как ручей высыхает и старится, Если ты выпустишь книгу из рук». - Книга как дает представление об окружающем мире, так и помогает развлекаться, отдыхать, учит думать и понимать других людей. Книги пишутся и переводятся на многие языки, а как вы думаете, на каком языке написаны книги для нас с вами? ( Дети: на русском)
Воспитатель:Молодцы! Ребята, а хотелось бы вам больше узнать об этом языке? (Ответы детей).Ну, тогда вперёд!
- Каждый игрок может выбрать себе одну из трех дорожек: красную, желтую или зеленую, по правилам начинают игру участники на красной дорожке. Участники занимают дорожки, а судьи внимательно следят за ответом. За каждый правильный ответ игрок зарабатывает орден.
Итак
1 ЭТАП начинает красная дорожка
(Первым отвечает тот, кто первый поднял руку)
• В какой стране мы живем? Назовите столицу.
• В каком крае мы живем? Назовите главный город.
• В нашем Ставропольском крае, да и во всей России люди говорят на многих языках. Как же всем им понимать друг друга? (Они просто общаются на русском языке – языке межнационального общения). Это – орден (помощник выносит орден и надевает на ребенка) Воспитатель: Так, оказывается, есть помощник в этом деле? Наш великий, могучий, многогранный русский язык, который позволяет одно слово сказать по – разному, с разной интонацией. Например, короткое слово: «Да» - можно сказать утвердительно, вопросительно, грубо и, наоборот, ласково, восхищаясь или, наоборот, досадуя.
Воспитатель: Дорогие мои умники и умницы, а вы смогли бы сказать слова, учитывая настроение?
(Ответы детей) слова: 1 команде: «дождик», 2 команде: «Ах!», 3 команде «мама») : (пиктограммы для каждой команды)
Воспитатель: Как здорово, ребята, у вас получается! Это потому что вы дружные! И это еще не все возможности русского языка. А знаете ли вы, что в русском языке есть краткие изречения, которые несут в себе глубокий поучительный смысл?
Ответы детей: (разнообразные ответы, пословицы).
Воспитатель: И следующее задание: надо угадать пословицы по схемам и объяснить их смысл? (вед. дает всем командам схему пословицы)
• Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
• Семь раз отмерь, а один раз отрежь
• За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
Молодцы, ребята, вы показали, что знаете много пословиц и доказали, что можете работать в команде.
- А еще в русском языке есть такие изображения или выражения, которые нужно разгадать, как вы думаете, что это? (загадки) – А вы любите отгадывать загадки? (ответы детей)
Переходим в следующий этап (2 ЭТАП)- по итогам первого этапа начинает команда, вырвавшаяся вперед, команды сами могут выбрать для себя номер загадки. (на экране загорается табло с номерами загадок – всего 6 - 9 номеров)
1 задание – загадки (каждая команда сначала отгадывает загадку, затем находит отгадку - картинкуна столе) 1загадка. Взял я силу из плодов, сладких ягод, фруктов. Для ребят я стать готов лучшим из продуктов. Вы меня побольше пейте, наливайте, не жалейте! (сок)
2 загадка. В праздник я приду ко всем, Я большой и сладкий. Есть во мне орешки, крем, Сливки, шоколадки (торт)
3 загадка.
Очень древний и простой
Инструмент внутри пустой.
Палочки упруго бьют,
Ритм ансамблю задают.
Он всегда бывает рад
За собой вести парад (барабан)
2 задание: нужно составить по картинкам-отгадкам рассказ-описание (СИНКВЕЙН, пользуясь схемой – алгоритмом. (Один игрок рассказывает, команда может помогать. Представитель команды, кого выбрали игроки, поднимает руку если готов и проходит к мольберту).
Воспитатель: Все справились с заданием отлично и заслужили орден. Это было непростое задание, и я предлагаю вам немного отдохнуть.
Физпауза: «Это что же за народ?» (звучит музыка, дети под слова песни выполняют соответствующие движения) - Теперь я вижу, что вы не только умники, но и очень веселый народ! И приглашаю вас в 3 этап.
3 этап (Бином фантазии) : это значит, что каждый игрок может проявить себя как настоящий сказочник. Команда может пройти и выбрать по две картинки. Располагайтесь поудобнее и каждый из вас может попробовать свои силы в роли сказочника или рассказчика (дети могут присесть на стульчики или расположиться на ковре для составления сказки, включается спокойная музыка) Воспитатель: Посоветуйтесь, кто из вашей команды будет рассказывать сказку? (дети выбирают рассказчика в каждой команде, слушают три сказки) - Если судьи не против, то орден всем трем командам.
- Какие великолепные сказки! Вы настоящие фантазеры!Наверно трудно будет судьям выбрать самую интересную.
Финал - Ребята, вы были отличными сказочниками, а хотели бы вы стать настоящими поэтами? (Ответы детей). Помочь вам в этом могут «живые» мнемотаблицы. Давайте подойдем поближе к экрану. Будьте внимательны: стихотворение надо услышать, запомнить и повторить.
Включается мнемотаблица: «Апрель» С. Маршак (Дети запоминают стихотворение и могут рассказать его хором, по цепочке, по одному)
Рефлексия
Дорогие мои, наша игра подошла к концу. Вы настоящие умники и умницы! Ачто бы вы могли рассказать своим родным и друзьям?
Предоставим слово судьям. Награждение команд медалями ( под музыку из передачи: «Умники и умницы»)
Воспитатель: уважаемые игроки, у нас еще остались картинки, если хотите, вы можете выбрать себе понравившиеся и дома, вместе с родителями, составить семейную сказку, придумать ей название, а потом рассказать ее нам и мы обязательно выберем самые интересные и издадим сборник сказок нашей группы «Светлячок». Вы согласны? Берите картинки.