Чекалина Лариса
Программа кружка «Светофорчик» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны “взрослым” языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача взрослых – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.
Публикация «Программа кружка „Светофорчик“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Светофор
- Старшая группа
- Темочки
Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребёнком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека.
В практику дошкольных учреждений в настоящее время вошли программы по основам безопасности жизнедеятельности детей (ОБЖ, направленные на формирование у ребёнка навыков правильного поведения в нестандартных, а порой и опасных ситуациях на дороге, в транспорте.
Рост количества машин на улицах городов и посёлков нашей страны, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков, растущие пробки на дорогах являются одной из причин дорожно - транспортных происшествий. Никого не оставляет равнодушным неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению являются и дети. Поэтому обеспечение безопасности на дорогах становится всё более важной государственной задачей. Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях. Только нашими совместными усилиями, используя знания воспитателей и родителей, их терпение и такт, можно научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог. Для нас данная проблема стоит особенно актуально, так как всякая практическая работа, направленная на формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах (путем совершенствования системы мероприятий) должна приносить результаты.
Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за своё поведение, уверенность в своих действиях.
В условиях роста интенсивности движения автомобильного транспорта особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности детей на дорогах. Для реализации практических задач сохранения здоровья и жизни детей, предупреждения дорожно-транспортных происшествий с их участием, существенное значение имеет своевременная и качественная подготовка ребенка к условиям безопасного дорожного движения.
Основными целями изучения правил дорожного движения и поведения на улице являются:
- снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного движения;
- развитие психофизиологических качеств ребенка;
- формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой.
Задачи.
1. Учить детей правилам поведения на улице.
2. Обучать элементарной дорожной грамотности.
3. Расширять знания о правилах поведения на дороге.
4. Учить применять правила в различных жизненных ситуациях.
5. Формировать культуру поведения в общественном транспорте.
6. Знакомить с основными дорожными знаками.
7. Воспитывать чувство ответственности, самостоятельности.
8. Учить отличать друг от друга различные виды транспорта.
9. Учить понимать и употреблять в речи новые понятия.
10. Развивать речь детей.
Ожидаемые результаты.
Образовательный:
1. Овладение базовыми правилами поведения на дороге;
2. Анализ готовности решать дорожно-транспортные ситуации;
3. Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;
4. Развитие творческих способностей;
5. Формирование устойчивого познавательного интереса.
Воспитательный:
6. Формирование культуры поведения в процессе общения с дорогой;
7. Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.
Социальный:
8. Формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам;
Развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД.
Формы работы:
Занятия в кружке по ПДД.
Беседы-диалоги.
Целевые прогулки.
Чтение литературы.
Изготовление и ремонт атрибутов и пособий.
Игровые тренинги.
Просмотр видеофильмов.
Перспективный план
Сроки
Сентябрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Октябрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Ноябрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Декабрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Январь
3 неделя
4 неделя
Февраль
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Март
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Апрель
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Май
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Тема занятий
Кого называют пешеходом, водителем, пассажиром.
Как появились правила дорожного движения.
Как рождаются опасные ситуации на дороге.
Как устроен светофор.
Знай и выполняй правила уличного движения.
Беседа по картине «Улица города». Чтение стихотворения С. Михалкова «Моя улица».
Транспорт нашего города.
Азбука безопасности.
Просмотр м / фильма «Азбука безопасности».
Азбука безопасности.
Просмотр м / фильма «Азбука безопасности».
Моя дорожная грамота.
Моя дорожная грамота.
Моя дорожная грамота.
О чем говорят дорожные знаки.
Мой микрорайон.
Опасный перекрёсток.
Беседа-диалог
«Правила безопасного поведения на дороге».
Ребёнок на улицах города.
Игра-викторина «Знаки на дорогах».
Игровой тренинг.
Работа сотрудника ГИБДД.
Рисование «Осторожно, гололёд!»
Мы пассажиры.
Правостороннее, одностороннее, двухстороннее движение транспорта.
Как рождаются опасные ситуации на дороге.
Путешествие на автобусе.
Чтение книги
А. Иванова
«Как неразлучные друзья дорогу переходили».
Беседа по прочитанному.
О чем говорят дорожные знаки.
Беседа-диалог "Дорожные знаки".
Беседа «Если ты потерялся в городе».
Игра-тренинг
«Я потерялся».
Опасные шалости.
Просмотр в/фильма «Пассажиром быть не просто» и
беседа по просмотренному в/фильму.
Показ сказки «Весёлые знаки» и
беседа по прочитанной сказке.
Правила езды на велосипеде.
Рисование «Будь внимателен на дороге!».
Загадки.
Дорога в детский сад и домой.
Занимательные игры по ПДД.
Какие опасности подстерегают нас на улицах и дорогах.
Чтение рассказа Н. Носова «Автомобиль».
Чтение К. Завойская «Ехал странный пассажир».
Конкурс на знание ПДД.
Дорожные знаки (повторение). Кол - во часов
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
2 ч.
1ч.
1 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
Цели
Цель: расширять знания детей о том, что каждый человек может быть участником дорожного движения в качестве пешехода, водителя, пассажира и при этом обязан выполнять определённые правила.
Цель: познакомить детей с историей правил дорожного движения, объяснить, почему необходимо их выполнять.
Цель: учить детей предвидеть опасность, возникающую на улице, дороге и стараться её избегать.
Цель: познакомить детей с историей появления светофора, объяснить о том, почему были выбраны определённые цвета, рассказать какие бывают светофоры.
Цель: расширять у детей представления о безопасном поведении на улицах города; закреплять знания детей о правилах дорожного движения и о назначении дорожных знаков.
Цель: уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о видах транспорта, о ПДД; учить вести беседу, отвечая на вопросы воспитателя, и задавать вопросы по содержанию картины; развивать активную речь дошкольников.
Цель: расширять знания о том,
какой бывает транспорт
(пассажирский транспорт, легковые и грузовые машины, машины специального назначения); закрепить знания о видах общественного транспорта; продолжать знакомить детей с особенностями передвижения всех видов общественноготранспорта и правилами поведения в нем.
Цель: закрепить знания детей о ПДД, развивать логическое мышление, память, связную и диалогическую речь. Материал: DVD диск «Азбука безопасности» (Смешарики 1-4 серии).
Цель: формировать умение делать вывод из просмотренного мультфильма ; формировать сознательное отношения к своим и чужим поступкам; воспитывать уважение друг к другу.
Материал: DVD диск «Азбука безопасности» (Смешарики 5-8 серии).
Цель: расширять знания детей о правилах пешеходов на дороге (проезжей части) и на тротуаре; закрепить знания дошкольников о понятиях «пешеход», «дорожные знаки», «островок безопасности», «переход»; закрепить с детьми дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Место остановки автобуса», «Место стоянки», «Пешеходное движение запрещено», «Велосипедное движение запрещено».
Цель: расширять знания детей о назначении предупреждающих дорожных знаков, предназначенных для водителей: «Пешеходный переход», «Дети», «Двустороннее движение» и др.
Цель: продолжать учить детей различать информационно-указательные, запрещающие и предупреждающие знаки; закрепить назначение знаков сервиса.
Цель: продолжать работу по ознакомлению детей с дорожными знаками и правилами безопасного движения на дороге; расширять у детей представления о назначении дорожных знаков; знакомить с дорожными знаками: «Круговое движение», «Въезд запрещен», «Опасный поворот», «Разрешено движение только велосипеду», «Разрешено движение только пешеходу».
Цель: учить использовать знания правил дорожного движения при передвижении во дворе без взрослого; развивать у детей ориентировку в окружающем и умение наблюдать за движением машин по проезжей части города и во дворе.
Цель: закреплять знания детей об особенностях движения транспорта на перекрестке; дать представление о том, как переходить улицу на перекрестке, где нет указателей; учить детей ориентироваться на настольноммакете микрорайона.
Цель: активизировать познавательный интерес к ПДД; воспитывать желание узнать новое.
Цель: продолжать знакомить детей со всеми видами дорожных знаков. Вопросы к детям поискового характера.
( Например: зачем нужны правила дорожного движения)
Цель игры: определить, как дети усвоили правила безопасности движения; закрепить знания о сигналах светофора; уточнить знания детей о работе сотрудников ГИБДД; воспитывать у детей внимательность, сообразительность.
Цель: развивать находчивость, воображение, фантазию, двигательную активность; воспитывать желание неукоснительно соблюдать ПДД.
Цель: продолжать объяснять детям значение жестов сотрудника ГИБДД; воспитывать внимательность, сосредоточенность, умение ориентироваться на сигналы регулировщика.
Цель: закрепить знания детей об особенностях передвижения человека и автотранспорта по скользкой дороге в зимнее время года; познакомить со свойствами скользкой дороги, о невозможности вовремя затормозить; уточнить представления детей о поведении резины на скользкой дороге.
Цель: расширять знания детей о пассажирском транспорте; о том, что автобусы, троллейбусы останавливаются на специальных остановках около тротуаров, трамвай останавливается на середине улицы; познакомить с правилами поведения при ожидании транспорта.
Цель: знакомить детей с разными видами движения на дороге;
Цель: учить детей предвидеть опасность, возникающую на улице, и стараться её избежать.
Цель: уточнить знания детей о правилах поведения в общественном транспорте; воспитывать уважительное отношение к окружающим.
Цель: на примере сказочных героев закреплять правила поведения на улице.
Цель: уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о ПДД; учить вести беседу.
Цель: дать начальное представление о некоторых дорожных знаках.
Цель: продолжать знакомить детей со всеми видами дорожных знаков. Вопросы к детям поискового характера.
Цель: учить детей правильно оценивать обстановку, объяснить, к кому нужно обратиться за помощью в данной ситуации.
Цель: учить действовать в обстановке, если потерялся, не пугаться и не теряться в данной ситуации.
Цель: закреплять знания детей о безопасном поведении в транспорте, на улице, на дороге.
Цель: закрепить знания детей о ПДД; развивать логическое мышление, память, связную и диалогическую речь.
Цель: формировать умение делать вывод из просмотренной сказки; формировать сознательное отношение к своим и чужим поступкам.
Цель: рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при катании детей на велосипеде, самокате, роликовых коньках; научить детей правильному поведению в таких ситуациях.
Цели: формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды, наблюдательность;
Цель: закреплять знания детей о видах транспорта через худ. сл; развивать у детей смекалку и сообразительность; воспитывать внимание, терпение при отгадывании загадок.
Цель: формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
Цель: закрепить знания детей о ПДД; развивать логическое мышление, память, связную и диалогическую речь.
Цель: провести анализ типичных ошибок в поведении детей на улицах и дорогах; закрепить пр. поведения на улице.
Цель: закрепить знания детей о ПДД; развивать логическое мышление, память, связную и диалогическую речь.
Цель: сформировать у детей некоторые обобщённые понятия, добиться их понимания и осмысления; развить умение оценивать действия водителей, пешеходов и пассажиров как правильные, безопасные и неправильные – опасные; развивать речь детей, умение слушать и отвечать на вопросы воспитателя.
Цель: закрепить с детьми знание ПДД; закрепить знания, полученные на занятиях; воспитывать взаимопонимание и доброжелательное отношение др. к др.
Цели: расширять знания детей о дорожных знаках и их назначениях; закреплять знания детей о ПДД, перехода через улицу, поведения на дороге; формировать у детей навыки осторожного поведения на улице.
Список использованной литературы:
1. Кобзева Т. Г. «Правила дорожного движения» /Система обучения. дошкольников. Серия: «Методическая работа в ДОУ».
2. Романова Е. А., Малюшкина А. Б. «Занятия по правилам дорожного движения.
3. Т. Ф. Саулина «Три сигнала светофора».
4. Авдеева Н. Н. ,Князева О. Л., Стёркина Р. Б. «Безопасность».
5. А. Линёв «У развилки трёх дорог».
6. Под ред. Кирьянова В. Н. «Дорожная безопасность».
7. Г. Н. Элькин «Правила безопасного поведения надороге».
Используемая литература.
8. Волков С. Ю. Про правила дорожного движения. - М., 2006.
9. Майорова Ф. С. Изучаем дорожную азбуку. - М., 2005.
10. Маркин Н. И. Денисов М. Н. Безопасность на дорогах. Учеб. метод. Комплект. - М., 2006.
11. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. /Под ред. Е. Л. Романовой, А. Б. Малюшкина. - М., 2005.
12. Светличная Л. В. Праздники без проблем: сценарии для детского сада. -М., 2006.
13. Три сигнала светофора : дидактические игры, сценарии вечеров досуга / Сост. Т. Ф. Саулина. - М., 1989.
14. Васильева И. Учим правила безопасности. – М. : Дошкольное воспитание, №2, 1980.
15. Миронова С. О. О профилактике дорожно-транспортного травматизма. - М. : Дошкольное воспитание, №2, 1983.
16. Плешаков А. А. Мир вокруг нас. – М. : Просвещение, 1995.
17. Фролова Г. А. Физминутки. – М. : Карапуз, 2003.
18. Белая К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М. : Просвещение, 2001.
19. Медведева А. Ф., Полякова Л. Б. Правила дорожных движений для дошкольника. – М. : Творческий центр, 2006.
20. Правила дорожного движения: система обучения дошкольников. – Волгоград: Учитель, 2010.
21. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. – Волгоград: Корифей, 2006.