Мария Бортникова Ренжина
Программа кружка по развитию мелкой моторики для детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны.
Наши отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В. М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. Известный педагог В. А Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом, тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума; чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.
И наши предки наверняка о чем-то таком догадывались. Ведь хорошо знакомые нам «Сорока-ворона», «Ладушки» и им подобные народные игры, не что иное, как оздоровляющий и тонизирующий массаж на базе акупунктуры. Такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы! Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект – это раз. Стимуляция мыслительных функций и речи – это два. Веселое общение малыша и взрослого, заряд положительных эмоций – это три.
Актуальность.
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.
Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе.
Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического здоровья ребенка.
Цель и задачи кружка
Цель: Создание условий для развития мелкой моторики и движений пальцев
рук; развитие двигательных и познавательных способностей детей;
развитие мелкой моторики, ручной умелости через выполнение предметно-практических действий.
Задачи:
Обучающие:
1. Учить детей владеть графическими навыками:
раскрашивать картинки, соблюдая правила: раскрашивать в одном направлении, не заходя за контур, не оставлять незакрашенных мест.
2. Учить работать с бумагой.
3. Обучать приемам работы с пластилином обогащать тактильный опыт детей: учить узнавать на ощупь предметы и материалы.
Развивающие:
1. Развивать умение производить точные движения кистью и пальцами рук.
2. Развивать способности координированной работы рук со зрительнымвосприятием.
3. Развивать творческую активность.
4. Развивать мелкую моторику рук, кинестетические ощущения в процессе предметно-практических действий;
Воспитывающие:
1. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, добросовестноеотношение к работе.
2. Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
3. Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду.
Принципы работы
Эффективность работы будет высокой при условии соблюдения некоторых принципов:
1. Принцип осознания совершаемых действий. Действия ребенка в процессе занятия необходимо сопровождать проговариванием взрослым этих действий.
2. Принцип развернутости освоения навыков. Темп и механизмы освоения навыков у разных детей неодинаков в силу их индивидуальных особенностей. Педагогу следует отрабатывать навыки освоения движений ребенка в оптимальном именно для него режиме.
3. Принцип обратной связи. Педагог по ходу занятия комментирует, помогает, подсказывает и оценивает действия ребенка для закрепления у него правильных двигательных действий.
Краткая характеристика программы
Данная программа позволяет не только развить познавательные процессы, но и реализовать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить коммуникации с взрослыми и со сверстниками на основе совместной деятельности. Развитие мелкой моторики, воображения, познавательных процессов – служит одним из важнейших источников при подготовке детей к начальному школьному обучению. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволят детям почувствовать свою успешность.
Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно работа происходит естественно, не возникает психического напряжения. Все игры и задания безопасны для жизни и здоровья детей.
Программа описывает курс по развитию мелкой моторики для детей 3 – 4 лет. В ДОУ ведется кружковая работа, занятия проводятся 1 раз в неделю по 15 минут.
Основные направления работы для развития мелкой моторики рук:
1. Пальчиковый игротренинг:
Массаж кистей рук.
Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.
2. Ручная умелость:
Работа с пластилином, соленым тестом, бумагой.
Развитие графических навыков.
Рисование.
3. Игры с предметами:
Игры и действия с мелкими предметами.
Узнавать предметы на ощупь.
Работа с крупой, фасолью, горохом.
Нанизывание бус, пуговиц на проволоку.
Выкладывание узоров из семян.
В разделе «Пальчиковый игротренинг» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают ловкость, подвижность. На пальцах и ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга.
В разделе «Ручная умелость» дети знакомятся с техникой лепки, знакомятся со свойствами бумаги. Здесь создаются условия для проявления творчества, способностей, развития воображения.
В разделе «Графические навыки» дети улучшают координацию движений пальцев и кистей рук, кроме этого ребенок учится правильно держать карандаш.
В разделе «Игры с предметами» у детей совершенствуются двигательные навык, развивается моторная координация и оптико-пространственные представления, используются предметы различные по размеру, материалу.
Тематический календарный план
Месяц Тема и содержание занятия
Сентябрь Подготовительный этап (подбор методической литературы, планирование)
Октябрь «Осень»
Пальчиковая гимнастика «Мы – осенние листочки»
Самомассаж ладоней и пальцев рук ребристым карандашом.
Пластилинография «Осеннее дерево»(Учить детей катать из пластилина шарик и сплющивать его пальцами, придавливать шарики, добиваясь изображения листьев).
«Деревья»
Пальчиковая гимнастика «Я по веточке шагаю».
Самомассаж ладоней и пальцев рук камушками.
Упражнение «Что спряталось в комочке».
«Собираем урожай. Овощи»
Пальчиковая гимнастика «Квасим капусту»
Самомассаж ладоней и пальцев рук массажными шариками.
Рисование «Морковка»
«Собираем урожай. Фрукты»
Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин»
Самомассаж ладоней и пальцев рук прищепками.
Упражнение «Сушка фруктов» (нанизывание на шнурок колец из толстого картона)
Ноябрь «Все работы хороши»
Пальчиковая гимнастика «Профессии разные есть»
Самомассаж кистей и пальцев рук шишкой.
Упражнение «Золушка» (рассортировать фасоль).
«Профессия – водитель»
Пальчиковая гимнастика «Шофер»
Самомассаж кистей и пальцев рук ребристыми карандашами.
Упражнение «Водитель» (машина из геометрических фигур)
«Профессия – швея»
Пальчиковая гимнастика «Я перчатку надеваю»
Самомассаж кистей и пальцев рук зубными щетками.
Упражнение статическое «Ножницы»
«Профессия – строитель»
Пальчиковая гимнастика «Строим дом»
Самомассаж кистей и пальцев рук горохом.
Упражнение статическое «Дом»
Декабрь «Зима»
Пальчиковая гимнастика «Мы во двор гулять пошли»
Самомассаж кистей и пальцев рукмассажными шариками.
Упражнение статическое «Снежок».
«В лесу зимой»
Пальчиковая гимнастика «Зимой»
Самомассаж кистей и пальцев рук шишкой.
Упражнение статическое «Медведь».
«Зимние забавы»
Пальчиковая гимнастика «Зимние забавы»
Самомассаж кистей и пальцев рук зубными щетками «Подарка Деда Мороза».
Упражнение «Снежок» (скатывание из бумаги комочков)
«Скоро новый год»
Пальчиковая гимнастика «Елочка»
Самомассаж кистей и пальцев рук прищепками.
Рисование ладошками «Елка»
Январь «Домашние животные»
Пальчиковая гимнастика «Домашние животные»
Самомассаж кистей и пальцев рук грецким орехом.
Лепка из соленого теста
«Домашние животные. Кот»
Пальчиковая гимнастика «Котик»
Самомассаж кистей и пальцев рук ребристым карандашом
Упражнение статическое «Кошка», «Мышка»
«Домашние животные. Баран»
Пальчиковая гимнастика «Барашек»
Самомассаж кистей и пальцев рук зубными щетками
Д/И «Собери картинку»
«Домашние птицы»
Пальчиковая гимнастика «Курочка»
Самомассаж кистей и пальцев рук грецким орехом
Обыгрывание «Жили у бабуси…»
Февраль «Транспорт»
Пальчиковая гимнастика «Лодочка»
Самомассаж кистей и пальцев рук счетными палочками
Упражнение: выложить из фасоли контур лодки.
«Автобус»
Пальчиковая гимнастика «Автобус»
Самомассаж кистей и пальцев рук счетными палочками
Упражнение статическое «Автобус».
«Велосипед»
Пальчиковая гимнастика «Велосипед»
Самомассаж кистей и пальцев рук ребристым карандашом
Игры с платочком
«Автомобиль»
Пальчиковая гимнастика «Машина»
Самомассаж кистей и пальцев рук
Упражнениевыложить автобус из счетных палочек.
Март «Мамин день»
Пальчиковая гимнастика «Алые цветочки»
Самомассаж кистей и пальцев рук платочком
Упражнение «Бусы» (нанизывание макарон на ленту)
«Моя семья»
Пальчиковая гимнастика «Моя семья»
Самомассаж кистей и пальцев рук косточками фруктов
Упражнение «Солнце светит ярко» (выкладывание лучиков солнца спичками)
«Цветок для мамы»
Пальчиковая гимнастика «Хризантемы»
Самомассаж кистей и пальцев рук щеткой
Упражнение «Цветок» (психогимнастика)
«Мамины помощники»
Пальчиковая гимнастика «Мамина помощница»
Самомассаж кистей и пальцев рук су-джок
Упражнение «Украсим платочек» (рисование смятой бумагой)
Апрель «Весна»
Пальчиковая гимнастика «Капельки»
Самомассаж кистей и пальцев рук ребристым карандашом
Аппликация «Весенний букет»
«Приметы весны»
Пальчиковая гимнастика «Встреча птиц»
Самомассаж кистей и пальцев рук резинками
Упражнение «Волшебный клубочек»
«Космос»
Пальчиковая гимнастика «Космонавт»
Самомассаж кистей и пальцев рук камушками
Инсценировка «Отправляемся в космос»
«Солнышко»
Пальчиковая гимнастика «Наши алые цветы»
Самомассаж кистей и пальцев рук горохом
Игры с платочком
Май «Насекомые»
Пальчиковая гимнастика «Насекомые»
Самомассаж кистей и пальцев рук шишкой
Упражнение: выкладывание цветка горохом
«Бабочка»
Пальчиковая гимнастика «Бабочка»
Самомассаж кистей и пальцев рук счетными палочками
Упражнение «Узелки»
«Божья коровка»
Пальчиковая гимнастика «Божья коровка»
Самомассаж кистей и пальцев рук су-джок
Тычковое рисование «Божья коровка»
«Лето ждем»
Пальчиковая гимнастика «Дружба»
Самомассаж кистей и пальцев рук счетными палочками
Упражнение «Чудесный мешочек» (геометрические фигуры)
Список используемой литературы
1. Абрамова Л. П. «Бушки – барашки. Пальчиковые игры». – М. : Карапуз, 2003.
2. Агаян Г. Г. «Мы топали, мы топали… Пальчиковые игры». – М. : Карапуз, 2004.
3. Шмелева Е. Б. «Пальчиковые игры», Ювента, 2008
4. Шанина С. А. ГавриловаА. С. «Играем пальчиками – развиваем речь». Москва, 2008