МААМ-картинки

Программа кружка по развитию мелкой моторики для детей 3–4 лет

Мария Бортникова Ренжина
Программа кружка по развитию мелкой моторики для детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны.

Наши отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В. М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. Известный педагог В. А Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом, тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума; чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.

И наши предки наверняка о чем-то таком догадывались. Ведь хорошо знакомые нам «Сорока-ворона», «Ладушки» и им подобные народные игры, не что иное, как оздоровляющий и тонизирующий массаж на базе акупунктуры. Такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы! Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект – это раз. Стимуляция мыслительных функций и речи – это два. Веселое общение малыша и взрослого, заряд положительных эмоций – это три.

Актуальность.

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.

Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе.

Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического здоровья ребенка.

Цель и задачи кружка

Цель: Создание условий для развития мелкой моторики и движений пальцев

рук; развитие двигательных и познавательных способностей детей;

развитие мелкой моторики, ручной умелости через выполнение предметно-практических действий.

Задачи:

Обучающие:

1. Учить детей владеть графическими навыками:

раскрашивать картинки, соблюдая правила: раскрашивать в одном направлении, не заходя за контур, не оставлять незакрашенных мест.

2. Учить работать с бумагой.

3. Обучать приемам работы с пластилином обогащать тактильный опыт детей: учить узнавать на ощупь предметы и материалы.

Развивающие:

1. Развивать умение производить точные движения кистью и пальцами рук.

2. Развивать способности координированной работы рук со зрительнымвосприятием.

3. Развивать творческую активность.

4. Развивать мелкую моторику рук, кинестетические ощущения в процессе предметно-практических действий;

Воспитывающие:

1. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, добросовестноеотношение к работе.

2. Воспитывать внимательность к выполнению заданий.

3. Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду.

Принципы работы

Эффективность работы будет высокой при условии соблюдения некоторых принципов:

1. Принцип осознания совершаемых действий. Действия ребенка в процессе занятия необходимо сопровождать проговариванием взрослым этих действий.

2. Принцип развернутости освоения навыков. Темп и механизмы освоения навыков у разных детей неодинаков в силу их индивидуальных особенностей. Педагогу следует отрабатывать навыки освоения движений ребенка в оптимальном именно для него режиме.

3. Принцип обратной связи. Педагог по ходу занятия комментирует, помогает, подсказывает и оценивает действия ребенка для закрепления у него правильных двигательных действий.

Краткая характеристика программы

Данная программа позволяет не только развить познавательные процессы, но и реализовать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить коммуникации с взрослыми и со сверстниками на основе совместной деятельности. Развитие мелкой моторики, воображения, познавательных процессов – служит одним из важнейших источников при подготовке детей к начальному школьному обучению. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволят детям почувствовать свою успешность.

Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно работа происходит естественно, не возникает психического напряжения. Все игры и задания безопасны для жизни и здоровья детей.

Программа описывает курс по развитию мелкой моторики для детей 3 – 4 лет. В ДОУ ведется кружковая работа, занятия проводятся 1 раз в неделю по 15 минут.

Основные направления работы для развития мелкой моторики рук:

1. Пальчиковый игротренинг:

Массаж кистей рук.

Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.

2. Ручная умелость:

Работа с пластилином, соленым тестом, бумагой.

Развитие графических навыков.

Рисование.

3. Игры с предметами:

Игры и действия с мелкими предметами.

Узнавать предметы на ощупь.

Работа с крупой, фасолью, горохом.

Нанизывание бус, пуговиц на проволоку.

Выкладывание узоров из семян.

В разделе «Пальчиковый игротренинг» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают ловкость, подвижность. На пальцах и ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга.

В разделе «Ручная умелость» дети знакомятся с техникой лепки, знакомятся со свойствами бумаги. Здесь создаются условия для проявления творчества, способностей, развития воображения.

В разделе «Графические навыки» дети улучшают координацию движений пальцев и кистей рук, кроме этого ребенок учится правильно держать карандаш.

В разделе «Игры с предметами» у детей совершенствуются двигательные навык, развивается моторная координация и оптико-пространственные представления, используются предметы различные по размеру, материалу.

Тематический календарный план

Месяц Тема и содержание занятия

Сентябрь Подготовительный этап (подбор методической литературы, планирование)

Октябрь «Осень»

Пальчиковая гимнастика «Мы – осенние листочки»

Самомассаж ладоней и пальцев рук ребристым карандашом.

Пластилинография «Осеннее дерево»(Учить детей катать из пластилина шарик и сплющивать его пальцами, придавливать шарики, добиваясь изображения листьев).

«Деревья»

Пальчиковая гимнастика «Я по веточке шагаю».

Самомассаж ладоней и пальцев рук камушками.

Упражнение «Что спряталось в комочке».

«Собираем урожай. Овощи»

Пальчиковая гимнастика «Квасим капусту»

Самомассаж ладоней и пальцев рук массажными шариками.

Рисование «Морковка»

«Собираем урожай. Фрукты»

Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин»

Самомассаж ладоней и пальцев рук прищепками.

Упражнение «Сушка фруктов» (нанизывание на шнурок колец из толстого картона)

Ноябрь «Все работы хороши»

Пальчиковая гимнастика «Профессии разные есть»

Самомассаж кистей и пальцев рук шишкой.

Упражнение «Золушка» (рассортировать фасоль).

«Профессия – водитель»

Пальчиковая гимнастика «Шофер»

Самомассаж кистей и пальцев рук ребристыми карандашами.

Упражнение «Водитель» (машина из геометрических фигур)

«Профессия – швея»

Пальчиковая гимнастика «Я перчатку надеваю»

Самомассаж кистей и пальцев рук зубными щетками.

Упражнение статическое «Ножницы»

«Профессия – строитель»

Пальчиковая гимнастика «Строим дом»

Самомассаж кистей и пальцев рук горохом.

Упражнение статическое «Дом»

Декабрь «Зима»

Пальчиковая гимнастика «Мы во двор гулять пошли»

Самомассаж кистей и пальцев рукмассажными шариками.

Упражнение статическое «Снежок».

«В лесу зимой»

Пальчиковая гимнастика «Зимой»

Самомассаж кистей и пальцев рук шишкой.

Упражнение статическое «Медведь».

«Зимние забавы»

Пальчиковая гимнастика «Зимние забавы»

Самомассаж кистей и пальцев рук зубными щетками «Подарка Деда Мороза».

Упражнение «Снежок» (скатывание из бумаги комочков)

«Скоро новый год»

Пальчиковая гимнастика «Елочка»

Самомассаж кистей и пальцев рук прищепками.

Рисование ладошками «Елка»

Январь «Домашние животные»

Пальчиковая гимнастика «Домашние животные»

Самомассаж кистей и пальцев рук грецким орехом.

Лепка из соленого теста

«Домашние животные. Кот»

Пальчиковая гимнастика «Котик»

Самомассаж кистей и пальцев рук ребристым карандашом

Упражнение статическое «Кошка», «Мышка»

«Домашние животные. Баран»

Пальчиковая гимнастика «Барашек»

Самомассаж кистей и пальцев рук зубными щетками

Д/И «Собери картинку»

«Домашние птицы»

Пальчиковая гимнастика «Курочка»

Самомассаж кистей и пальцев рук грецким орехом

Обыгрывание «Жили у бабуси…»

Февраль «Транспорт»

Пальчиковая гимнастика «Лодочка»

Самомассаж кистей и пальцев рук счетными палочками

Упражнение: выложить из фасоли контур лодки.

«Автобус»

Пальчиковая гимнастика «Автобус»

Самомассаж кистей и пальцев рук счетными палочками

Упражнение статическое «Автобус».

«Велосипед»

Пальчиковая гимнастика «Велосипед»

Самомассаж кистей и пальцев рук ребристым карандашом

Игры с платочком

«Автомобиль»

Пальчиковая гимнастика «Машина»

Самомассаж кистей и пальцев рук

Упражнениевыложить автобус из счетных палочек.

Март «Мамин день»

Пальчиковая гимнастика «Алые цветочки»

Самомассаж кистей и пальцев рук платочком

Упражнение «Бусы» (нанизывание макарон на ленту)

«Моя семья»

Пальчиковая гимнастика «Моя семья»

Самомассаж кистей и пальцев рук косточками фруктов

Упражнение «Солнце светит ярко» (выкладывание лучиков солнца спичками)

«Цветок для мамы»

Пальчиковая гимнастика «Хризантемы»

Самомассаж кистей и пальцев рук щеткой

Упражнение «Цветок» (психогимнастика)

«Мамины помощники»

Пальчиковая гимнастика «Мамина помощница»

Самомассаж кистей и пальцев рук су-джок

Упражнение «Украсим платочек» (рисование смятой бумагой)

Апрель «Весна»

Пальчиковая гимнастика «Капельки»

Самомассаж кистей и пальцев рук ребристым карандашом

Аппликация «Весенний букет»

«Приметы весны»

Пальчиковая гимнастика «Встреча птиц»

Самомассаж кистей и пальцев рук резинками

Упражнение «Волшебный клубочек»

«Космос»

Пальчиковая гимнастика «Космонавт»

Самомассаж кистей и пальцев рук камушками

Инсценировка «Отправляемся в космос»

«Солнышко»

Пальчиковая гимнастика «Наши алые цветы»

Самомассаж кистей и пальцев рук горохом

Игры с платочком

Май «Насекомые»

Пальчиковая гимнастика «Насекомые»

Самомассаж кистей и пальцев рук шишкой

Упражнение: выкладывание цветка горохом

«Бабочка»

Пальчиковая гимнастика «Бабочка»

Самомассаж кистей и пальцев рук счетными палочками

Упражнение «Узелки»

«Божья коровка»

Пальчиковая гимнастика «Божья коровка»

Самомассаж кистей и пальцев рук су-джок

Тычковое рисование «Божья коровка»

«Лето ждем»

Пальчиковая гимнастика «Дружба»

Самомассаж кистей и пальцев рук счетными палочками

Упражнение «Чудесный мешочек» (геометрические фигуры)

Список используемой литературы

1. Абрамова Л. П. «Бушки – барашки. Пальчиковые игры». – М. : Карапуз, 2003.

2. Агаян Г. Г. «Мы топали, мы топали… Пальчиковые игры». – М. : Карапуз, 2004.

3. Шмелева Е. Б. «Пальчиковые игры», Ювента, 2008

4. Шанина С. А. ГавриловаА. С. «Играем пальчиками – развиваем речь». Москва, 2008

Публикации по теме:

«Наши пальчики играют». Мастер-класс для родителей по развитию мелкой моторики у детей 4–5 лет«Наши пальчики играют». Мастер-класс для родителей по развитию мелкой моторики у детей 4–5 лет Цель: Знакомство родителей с методами и приёмами работы с детьми по развитию мелкой моторики рук. Задачи: повысить педагогическую грамотность.

Дидактическая игра по развитию мелкой моторики «Кто, что ест» для детей младшего дошкольного возрастаДидактическая игра по развитию мелкой моторики «Кто, что ест» для детей младшего дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги! Речь человека является одним из основных способов общения между людьми, именно поэтому развитие речи детей.

Дидактическая игра по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста «Веселые елки»Дидактическая игра по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста «Веселые елки» Развитие мелкой моторики рук у дошкольника является важнейшим инструментом подготовки к письму. Интереснее всего это делать в игре. На.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа кружка по развитию мелкой моторики для детей 3–4 лет
Опубликовано: 16 декабря 2024 в 22:24
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа кружка по развитию мелкой моторики для детей 3–4 лет» (включая файлы) размещена пользователем Мария Бортникова Ренжина (УИ 1637635) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
18 декабря 2024 среда
19 декабря 2024 четверг



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД