Нелля Мелешко
Программа кружка по ОБЖ «Обжейка»
Программа кружка по ОБЖ :
" ОБЖейка"
Содержание:
1. Введение. 1
2. Пояснительная записка. 2
3. Идеи, цели, задачи программы. 4
4. Формы и методы работы кружка. 7
5. Список используемой литературы. 9
Публикация «Программа кружка по ОБЖ „Обжейка“» размещена в разделах
1. В проекте Федерального Государственного Образовательного Стандарта общего образования основным направлением является создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих возможностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и, соответствующими возрасту видами деятельности Одним из условий для полноценного развития подрастающего поколения является воспитание физически здорового ребенка. Решение этой задачи неразрывно связано с обеспечением безопасности жизни и здоровья ребенка.
"Безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности. " (статья 1. Закона Р. Ф. от 5 марта 1992г. № 2446-1
Любая общепринятая норма поведения должна быть осознана и принята человеком - только тогда она станет действенным регулятором его поведения.
Дети являются уязвимым звеном общества. Из-за отсутствия опыта и небольшого багажа знаний. И еще, учитывая возрастные особенности, они являются самыми любознательными.
Повышенная ответственность педагогического коллектива за полноценное развитие, эмоциональное благополучие и жизнь каждого ребенка потребовала работы в данном направлении.
Подготовительная группа является отправной точкой детей в другой социум- ШКОЛУ.
Одной из главных задач является воспитание у детей не только привычки здорового образа жизни, но и дать знания о том, как поступить в той, или иной опасной ситуации.
В связи с этим разработана программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста. Созданием данной образовательной программы послужил социальный запрос родителей и воспитателей. Эмоционально- психологическая готовность ребенка (наряду с интеллектуальной готовностью) является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. В основе социальной уверенности лежит положительная «Я-концепция», которая способствует развитию индивидуальности и отвечает «Концепции дошкольного воспитания».
Пояснительная записка
Актуальность выбранной мной проблемы обуславливается тем, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от несчастных случаев.
Не случайно в Федеральных государственных стандартах этой теме уделено особое внимание, чётко выделена образовательная область «Безопасность».
ОБЖ - обеспечение безопасности жизнедеятельности в наше время занимает определённые затруднения у детей дошкольного возраста, а также и у их родителей.
Почему же так важно в современной жизни сформировать у ребёнка навыки безопасного поведения?
Все стороны жизни человека напрямую связаны с его безопасностью. Проблемы безопасности жизнедеятельности по праву относят к глобальным проблемам человечества.
Многие правила безопасности возникли ещё в глубокой древности когда пытались защищаться от диких зверей и природных явлений. Со временим изменились условия жизни человека, стали иными правилами безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей.
Ведущая идея программы- создание комфортной среды, обогащения знаний для формирования у детей привычки здорового образа жизни, умения правильного поведения в любой ситуации.
Цель программы- формирование основы безопасного поведения дошкольников и в будущем - школьников. Умение помочь себе и окружающим. Дать более глубокие знания.
Создание социально-педагогических условий для достижения ребенком определенного уровня развития личности и психологической готовности к школе.
Задачи:
1. Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведении.
2. Формировать у детей основы ценностного отношения к себе и окружающим людям.
3. Систематизировать приобретенные ранее знания для формирования культурно- личностных отношений между старшими дошкольниками.
4. Способствовать развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям.
5. Воспитывать правила поведения в группе сверстников (быть дружелюбным, чутким, отзывчивым, справедливым) .
6. Создавать основы правового сознания детей.
7. Совершенствовать интерес к себе, своему внутреннему миру, системе потребностей и интересов.
8. Продолжать формирование представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них.
Развивающие задачи:
1. Развивать у детей интерес к здоровому образу жизни.
2. Продолжать развивать интерес к строению своего организма.
3. Развивать у детей способность распознавать опасности и их источники.
4. Формировать умения ликвидации возможных последствий.
5. Формирование умений оказывать помощь себе и окружающим.
Воспитательные задачи :
1. Воспитывать интерес к правильному поведению в обществе.
2. Воспитывать интерес к своему организму.
3. Воспитывать бережное отношение к окружающему :
• природе,
• животным,
• своему организму,
• окружающим предметам.
4. Воспитывать желание помогать другим.
5. Воспитывать отрицательное отношение к неправильному поведению других людей.
Принципы, лежащие в основе программы :
Доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
Наглядности (иллюстративность, использование ИКТ, ММО, видео, раздаточного и практического материала).
Деятельности (действия- способа познания).
Креативности (организация инновационной деятельности).
Вариативности (педагог использует разные способы решения проблемных задач).
Систематичности, непрерывности, взаимосвязи с другими областями).
Постепенности (от простого к сложному).
Тактичности, доброжелательного отношения к каждому.
Принцип сезонности.
Тематика занятий в кружке " ОБЖейка" строится с учетом интересов детей, задач Программы детского сада, а так же условий Социума.
Организационно - методическое обеспечение программы :
(список детей, возраст, сроки реализации, режим занятий, наполняемость)
Программа рассчитана на один год, для успешного прохождения программы численность детей, посещающих кружок не должна превышать 15 человек. Формы проведения занятий разнообразны: беседы, викторины, экскурсии и чтение художественной литературы. Пословицы, поговорки, развивающие игры, проблемные ситуации направлены на развитие творческого потенциала ребенка. Использование на занятиях дидактических игр и упражнений, сюжетно-ролевых игр, просмотр презентаций, творческих мастерских, направленных на глубокое проживание детьми той или иной темы, оказывают благотворительное влияние на развитие не только познавательной, но личностно-мотивационной сферы будущих первоклассников
Занятия в кружке проводятся 1 раз в неделю, по 30 мин., возраст детей от5-7 лет.
Место проведения: Музыкальный зал.
Время проведения: 15.10- 15.40ч. (четверг/пятница)
Формы и методы работы кружка.
Рассказ воспитателя с использованием медиапрезентаций.
Просмотр видеофильмов.
Знакомство с произведениями художественной литературы.
Рассматривание иллюстраций, картин.
Заучивание стихов.
Беседы.
Создание ситуаций и практическое решение.
Продуктивная деятельность.
Практические упражнения для закрепления навыков.
Инсценировка.
Развлечения,викторин и КВН.
Спортивные праздники.
Досуги, совместно с родителями.
Экскурсия пожарную часть.
Участие сотрудника ГИБДД.
Содержание занятий кружка.
упражнения для физического развития детей;
развивающие игры по ОБЖ;
задания на укрепление здоровья.
просмотры фильмов; презентаций;
дидактические игры для закрепления навыков;
практические задания;(способы решения задачи в любой ситуации);
практические действия (оценка ситуации и поведения окружающих);
Игры-драмматизации;
Подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок (по теме ОБЖ).
Предметно - развивающая среда.
Повышение уровня безопасного поведения способствует соответствующая Предметно- псхологическая обстановка.
o Наличие помещения;
o Наличие наглядного материала;
o Наличие ТСО;
o Материла для практических действий.
Для того, чтобы влиять на развитие ребенка, необходимо изучать его особенности и оценивать его возможности, для этого следует фиксировать результаты с помощью:
постановки спектаклей;
драмматизации сказок;
проведение развлечений, КВН, викторин.
Список используемой литературы:
1. Закон Российской Федерации " Об образовании".
2. Конвенция о правах ребенка.
. 3. Программа "Основы безопасности детей дошкольного возраста",Р. Стеркина, Н. Авдеева, О. Князева, рекомендованная Министерством общего и профессионального образования Р. Ф. к использованию в работе с детьми.
4. Детская энциклопедия "Помоги себе и другим". под редакцией первого заместителя министра МЧС России Ю. Л. Воробьева.
Интернет ресурсы:
Видео фильмы;
- Уроки осторожности тетушки Совы:
o бродячие животные,
o водоемы,
o подземелья и колодцы,
o электричество,
o пожарная безопасность,
o чистота в доме.
- Спасик и его друзья:
o поведение дома,
o поведение в природе,
o поведение в городе.
- Азбука безопасности:
o безопасное место,
o игры с огнем,
o как не замерзнуть в холода,
o место для купания,
o на остановке,
o не веселые питарды,
o опасные игрушки,
o опасные сосульки,
o землетрясение,
o лесной пожар,
o один дома,
o пожар в квартире,
o безопасность в интернете.
Серия" Аркадий Паровозов" :
o Качели, грибы, микробы.
o
Азбука здоровья:
o анатомия для детей,
o личная гигиена,
o как работает сердце,
o как устроен глаз,
o скелет и кости человека,
o строение мышц,
o Быть здоровым- здорово,
o личная гигиена,
o чистота - залог здоровья.
ПДД- дорога в школу,
Спецмашины(2 фильма).
Планета вредных привычек.
Использование ИКТ;
Презентации по темам:
Органы тела.
Здоровый образ жизни.
Почему надо чистить зубы и мыть руки.
Гигиена питания.
Детям о правилах безопасного поведения.
Опасности в доме.
Огонь- друг, или враг.
Спички детям не игрушка.
Один дома.
Дорога в школу.
Правила поведения: в школе, в общественных местах, на улице, в лесу, на водоеме.
Опасности на улице, на дороге, в лесу.
Ядовитые растения.
Мультимедийная энциклопедия.
Осторожно- сосульки!
Правила поведения с газом, при землетрясении.
Помощь при укусах (животных, змей, насекомых).
Помощь при дорожном происшествии.
Что такое катастрофа?
На вокзале я один и без мамы.
Викторина: " Хочу быть пожарным".
Чтоб не ссорить с огнем.
Первая помощь при кровотечении, при переломах.
Звукозапись сигналов ГОиЧС.
Перспективное планирование работы кружка :
" ОБЖейка".
раздел тема Краткое содержание. Дата проведения примечание
В здоровом Как устроен человек? Беседа, презентации: "Органы человека", видео: " Анатомия для детей", танец: "А где же ручки?" октябрь
Смотри во все глаза. Беседа о важности глаз, видео: "Как устроен глаз?","Уроки осторожности тетушки Совы".
Почему надо чистить зубы? Беседа, презентация:"Почему надо чистить зубы и мыть руки?" видео:"Уроки мойдодыра".
Витамины- наши помощники. Беседа, презентация:" Здоровый образ жизни", игра: "Полезно - вредно. "рисунки детей.
Микробы- враги. Беседа, видео: "Микробы". презентация: " гигиена питания". ноябрь
Дорога к доброму здоровью. Развлечение-викторина: "В гостях у Айболита",рисунки детей. Участвуют все дети.
Ребенок в обществе. Я в транспорте. Беседа, презентация:"Опасности на дороге" " Первая помощь при автоаварии ". видео: "Аркадий Паровозов".
Я пришел в магазин. Беседа, презентация:"Правила поведения","общественные места". Видео: "Уроки осторожности тетушки Совы", сюж-ролев. игра "Магазин (создание аварийной ситуации). Предложить детям дом. задание-сходитьв магазин (под присм. взрослых)
На вокзале и без мамы. Беседа, : презентация:"Один на вокзале". видео: "Аркадий Паровозов". декабрь
Мы пришли в театр. Беседа, презентация: "Безопасность в театре", видео:"Азбука безопасности". Можно проиграть ситуацию при посещения тетра в муз. зале.
Опасности в обществе. Итоговая викторина Приглашаем 9 группу.
Ребенок на улице. Дорога в школу. Беседа, презентации: "Светофорик""Дорога в школу", видео: Спасик и его друзья"." Подземелья и колодцы". Предложить нарисовать дорогу в д/с. (дома с родителями)
Незнакомые люди и предметы, детская площадка. Беседа, презентация:"Опасности на улице", видео:"Спасик", "Уроки осторожности т. Совы. "" правила поведения на детской площадке". январь
Бездомные животные. Беседа, презентация:"Первая помощь при укусах животных", видео:" Азбука безопасности ", пение песни:"Собака бывает кусачей".
Колесо безопасности КВН. С участием родителей.
Ребенок в природе. Собираемся в поход. Беседа. Видео: Спасик и его друзья", знакомство с компасом. февраль
Опасности в лесу. презентации:" Опасности в лесу"," Первая помощь при укусах насекомых, клещей","Ядовитые растения".
Как не заблудиться в лесу? Беседа, презентация: "Как не забдудиться в лесу?" видео:"
Ч. С. в лесу. Беседа, видео:"Лесной пожар"," Как не умереть с голоду в лесу", презентация:" Как укрыться в лесу".
Лес друг, а не враг. Инсценировка:"Дорога к бабушке. "(Красная шапочка, Маша и медведь- попури). март
Ребенок дома Если в дверь позвонили. Беседа, презентация:"Один дома", видео:" Спасик и его друзья","Азбука безопасности".
Опасности в доме. Беседа, презентация: "Опасные игрушки", видео: "Правило поведения с газом",дид. игра: Опасности в доме".
Наши помощники (электроприборы) Беседа, видео:"Электричество"(осторожности тетушки Совы,"Осторожности в интернете".
Огонь-друг, или враг? Беседа, презентация: "Спички детям не игрушка", видео:" апрель
При пожаре не зевай. Ситуация:"Если в доме пожар " презентация:" Хочу быть пожарным" видео: " Правило поведения при пожаре""
В гостях у Буратино Подведение итогов: инсценировка сказки (отрывок) Преварит. разучивание ролей дома.
Природа сердится Все о молнии грозе и снегопадах. Беседа, презентации:"Правила поведения при катаклизмах", видео:" Осторожности при грозе, на льду", Как не замерзнуть. ""Осторожно - сосульки "
Землетрясения. Беседа, презентация:"Первая помощь при землетрясениях", видео:"Спасик ". май
Химические аварии. Беседа, видео: Азбука безопасности", презентация :"Первая помощь при отравлениях".
Пожары и наводнения. Беседа, презентация:"Правила поведения при катастрофах", видео:"МЧС россии".
Сами с усами Первая помощь при Ч. С. (практическое занятие).
Безопасность- каждый день! Итоговое занятие (чтение стихов, загадывание загадок, пение песен) Участвует вся группа.