Дарья Сироткина
Программа кружка «Цветик-Семицветик»
▼ Скачать + Заказать документы
Структурное подразделение Садгородского филиала
ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Тимашево
м. р. Кинель-Черкасский Самарской области
детский сад «Ёлочка»
«Цветик-семицветик»
программа дополнительного образования детей 4-7лет
срок реализации 3 года
автор-составитель: воспитатель
1 квалификационной категории
Сироткина Дарья Сергеевна
2016
Нормативно-правовые документы, на основании которых написана программа :
«Закон об образовании»
«Конвенция о правах ребёнка»
«Типовое положение о дошкольном образовании»
Публикация «Программа кружка „Цветик-Семицветик“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Цветы. Все о цветах
- «Цветик-семицветик»
- Темочки
«Новый СанПиН 2.4.1. 2660-10»
Пояснительная записка.
Век бурно развивающихся информационных технологий, бизнеса требует от личности развития таких качеств, как умение концентрироваться, рациональное мышление, практичности характера. Дети много времени проводят за компьютером, меньше общаются с природой, становясь менее отзывчивыми, поэтому развитие творческой личности должно быть не только практическим, но и духовным.
Направленность программы :
по содержанию – художественная
по функциональному предназначению – прикладная
по форме организации – кружковая
по времени реализации – трёхгодичная
Новизна программы :
Новизна состоит в том, что ребята узнают о характеристике природных материалов; что создавать картины можно не только карандашами и красками, но и веточками, семенами, зёрнышками и даже плодами; они научатся работать с бросовым материалом. Поделки станут замечательным подарком для друзей и близких, в нарядные картины украсят интерьер группы в детском саду.
Актуальность программы :
Актуальность обусловлена тем, что детская рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Всё это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе. Работа руками способствует развитию сенсорной моторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Большое внимание оказывает труд на умственное развитие ребёнка, на развитие его мышления. Занимательность работы способствует развитию у детей внимания – повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание.
Педагогическая целесообразность:
Целесообразность программы заключается в реализации цели и задач, руководствуясь принципами равноправия, терпимости. Толерантность по отношению к воспитанникам, взаимопонимания, учёт индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребёнка, темперамента. Создание эмоциональной обстановки (доверительность, искренность, мягкость, возможность посоветоваться, откровенно поговорить). Создание атмосферы радости, удовольствия, соучастия, детей в процессе восприятия материала и потребности активной творческой отдачи при выполнении практических заданий.
Цель программы :
Познакомить детей с разными видами природного материала, технологией изготовления, различными способами оформления поделок.
Задачи:
Учить детей создавать композиции, используя разные виды техники.
Формировать творческие способности.
Воспитывать эстетическое чувство, трудолюбие, умение любоваться своими работами.
Отличительны особенности:
Отличительны особенности данной программы заключаются в том, что занятия по изготовлению поделок расширяют представления детей. Прежде чем приступить к работе они наблюдают, рассматривают, знакомятся с произведениями художественной литературы, совершают экскурсии и целевые прогулки. При правильной организации воспитательно-образовательного процесса работа становится эффективным средством гармоничного развития детей.
Возраст детей:
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы : от 4 до 7 лет. Группа формируется по возрастному принципу на базе детского сада.
Срок реализации:
Содержание программы предусматривает трёхгодичное образование. Значительный объём содержания программы способен обеспечить её вариантность реализации в работе с детьми. Переход от одного уровня к другому осуществляется по принципу повторения и расширения объёма знаний. Программа каждого года обучения представляет собой завершённый тематический блок и может рассматриваться как самостоятельная программа.
Формы занятий:
Одна из форм, стимулирующих детей к занятиям – организация выставок, конкурсы, праздники и другие массовые мероприятия с приглашением родителей, друзей, ребят из других групп. Учебный процесс поводится с учётом максимального использования интегрированных занятий. В течении года проводится работа с родителями кружковцев. Проводится индивидуальная беседа, знакомство с семейными традициями.
Методы, используемые для реализации программы :
- беседа, рассказ, сказка;
- рассматривание иллюстраций;
- показ образца выполнения последовательности работы.
Формы организации работы дошкольников:
- фронтальная;
- индивидуальная;
- групповая.
Фронтальная форма предусматривает подачу учебного материала всей группе детей. Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу дошкольников. Оказывается помощь каждому из них со стороны педагога, которая позволяет, не уменьшая активности ребенка, содействовать выработке навыков самостоятельной работы. В ходе групповой работы дошкольникам предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности.
Формы учебных занятий:
- типовое занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение) ;
- практическое упражнение под руководством педагога по закреплению определенных навыков;
- самостоятельное выполнение конкретного задания;
- экскурсия.
Ожидаемые результаты:
1 год обучения: дети будут знать названия плодов, ягод, семян, деревьев;
дети будут уметь создавать поделки из природного материала, работать с бумагой, изготавливать игрушки из горшочков.
2 год обучения: дети узнают, из чего делается бумага – это кора деревьев и кустарников, листья и травы: хлопка, льна, крапивы;
дети будут уметь засушивать листья, формировать их по цвету и форме. Научатся вырезать, лепить, замешивать тесто совместно с воспитателем.
3 год обучения: кружковцы узнают, что такое квилинг: ребята освоят технику квилинга, научатся делать поделки из бросового материала. Научатся работать индивидуально и коллективно.
Способы проверки:
1 год обучения – игры, беседы, выставка работ, родительские собрания.
2 год обучения – выполнение изделий для выставочного и методического фонда.
3 год обучения – коллективная работа, итоговые выставки, творческий отчёт, награждение дипломами.
Учебно-тематический план первого года
Вводные занятия:
«Знакомство» - диагностика детей с целью выявления заинтересованности и навыков детей.
Знакомство с семенами
«Пакетик для семян» (заготовки из бумаги)
Родительское собрание
Работа с природным материалом.
Экскурсия в парк (заготовка семян и листьев)
Занятие по технике безопасности
Игры «Волшебные полоски», «Волшебные комочки»
Ваза для цветов из косточек и пластилина
«Сказочная поляна» (беседа, рассматривание, изготовление зверушек из шишек и желудей)
«Ветка с цветами» (из семян вяза)
«Львёнок в густой траве» (косточки дыни, арбуза, опилки)
Подарок к «Дню Матери»
Новогодние игрушки.
Этюд «Снежинки».
Игрушки из бумажных полосок
Ёлочные шары
Новогодняя звезда
«Ах, карнавал! Удивительный мир»
Открытка «С Рождеством!»
Рождественское чаепитие вместе с родителями, колядование – этикет шуток
Коллаж «Наша ёлочка»
Книжка – малышка для малышей (с героями новогодних сказок)
Поделки из бумаги.
Из истории бумаги
Волшебные жгутики
«По морям, по волнам» (сочетание коллажа и мозаики)
«Слава армии родной» (чтение, изготовление подарков для пап, праздник «Богатырские потешки»)
Изготовление подарков для мам и бабушек
Праздник «Мы для милой мамочки.»
Изготовление цветов для рамки
Рамка для фотографии
Пасхальная открытка
Подготовка к выставке. Выставка работ.
Игрушки из бумаги и горшочков.
Ознакомление с техникой изготовления поделок из горшочков
«Зайчики»
«Пингвины»
«Ёжики на поляне»
«Лесные человечки»
Инструктаж по технике безопасности
Изготовление коллективной картины «Весна пришла, цветы в степь принесла»
Изготовление подарков для ветеранов В. О. В.
Панно «Салют победителям»
Подготовка к итоговой выставке. Родительское собрание Творческий отчёт кружка.
Учебная программа второго года
«Вводные занятия»
«День открытых дверей»
Организационное занятие
Повторение знаний, полученных за первый год обучения.
Родительское собрание
«Праздник воздушных шаров»
«Поделки из природного материала»
Занятие на тему «Какой бывает фон»
«Материал для поделок» (знакомство с листьями осины, дуба, вяза, клёна, сирени,физалисом и т. д.)
«Композиция в круге» (из семян дыни и арбуза, шишек, желудей, лесного ореха)
Инструктаж по технике безопасности на тему «Колючие и режущие предметы»
«Корзина с цветами» (используются засушенные цветы, ягоды рябины, скорлупа фисташек, фонарики физалиса)
«Ветка с цветами для любимой мамы» (веточка кустарника, семена ясеня и вяза, ягоды рябины)
Выставка работ.
Праздник «Мы для милой мамочки».
«Натюрморт с ананасом» (семена вяза, скорлупа фисташек, листья вяза, берёзы)
«Замок на вод» - коллективная работа (сосновые шишки, полевая трава, лист дуба, сосновые иголки, семена ясеня)
«Умная сова» (семена вяза, косточки абрикоса, фонарики физалиса, сосновая шишка)
«Мимоза» (засушенные листья папоротника, зёрнышки кукурузы)
«Подберёзовики» - коллективная работа (береста, листья вяза, дуба, серый мох, маленькие камушки).
Подготовка к выставке. Выставка детских работ.
«Работа с бросовым материалом»
«Королева мышь и её подданные мышата» (контейнеры от киндерсюрприза и йогурта)
Персонажи сказки «Репка» (из одноразовых стаканчиков и соломки).
«Львёнок» (одноразовые тарелочки)
Карандашница из фломастеров»
«Новогодний карнавал»
«Поделки из яичной скорлупы» (цыплёнок, котёнок, зайчик, поросёнок, медвежонок)
Стакан для фломастеров из майонезных ведёрок
Игольницы из баночек из-под крема
«Поделки из солёного теста»
Учимся замешивать тесто
Открытка «Снеговик и солнышко
«Подсвечник»
«Цветы, листики, бабочки»
«Корзинка с цветами»
«Семейство божьих коровок на поляне» (чтение, рассматривание, лепка)
«Кот и мыши»
Подготовка к выставке. Выставка
«Поделки из бумаги»
Открытка «Роза в вазе»
Пано «Красная роза на чёрном фоне»
«Львёнок на траве»
Подарочные коробочки
Закладки для книг
«Кувшинка» из салфеток
Пано «Рыбки плавают в водице»
Украшение из полосочек
Подготовка к выставке. Выставка
Родительское собрание. Итоговое занятие.
Учебная программа третьего года обучения
«Вводные занятия»
Организационное занятие
Родительское собрание
Подготовка к оформлению места для поделок
Праздник «До свидания, лето»
«Поделки из овощей»
Беседы и игры с овощами: «Узнай на ощупь», «Узнай но вкусу», «Узнай по цвету» и т. д.
«Овощные цветы в вазе из тыквы»
«Ёжики из яблок»
Занятие по технике безопасности
Композиция «Гусеница ползущая в траве»
Композиция «Пингвины на севере» - из огурца
«Жираф большой, ему видней…» (из моркови, зелени лука, петрушки, укропа)
«Кораблики из дыни»
«Мышки из редьки и крокодил из огурца
Подготовка к выставке. Выставка
Осенний праздник «День картошки»
«Поделки из пластилина»
Что можно сделать из пластилина? Азы пластики.
Пластилиновые миниатюры на свободную тему.
«Самолёт, машина, поезд» - пластилин и фигурные макароны
Пано «Зима» (4 цвета пластилина, биссер, гель с блёстками)
Подготовка и проведение новогоднего карнавала
Пано «Новогодняя ёлка»
«Вини-пух и все, все, все» - аппликация из пластилина
Композиция «Курица с цыплёнком»
«Квилинг или бумажная филигринь»
Что такое квилинг? Основы техники.
«Зимняя сказка» (ажурные снежинки, снежинки-подвески)
Серия «Цветы» (восточный цветок, южный цветок, полевой, садовый)
«Бабочки»
«Волшебный узор»
«Божья коровка»
«Ностальгия по весне»
«Поделки из мятой бумаги»
«Весна пришла»
«Барашки на лугу»
Занятие по технике безопасности
«Салфетницы из газет»
«Домашний кукольный театр»
«Петушок»
«Гусеница»
«Золотая рыбка»
Родительское собрание. Творческий отчёт. Награждение дипломами.
Литература.
Н. С. Ворончихин “Сделай сам из бумаги”
Т. М. Геронимус “Работаем с удовольствием”
С. И. Гудилина “Чудеса своими руками”
М. А. Гусакова “Аппликация”
М. А. Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”
Н. Докучаева “Сказки из даров природы”
Н. М. Конышева “Чудесная мастерская”
Н. М. Конышева “Умелые руки”
М. И. Нагибина “Природные дары для поделок и игры”
Международная сеть интернет.