Светлана Шайбулатова
Программа кружка по нравственно-патриотическому воспитанию «Родничок» для детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Что мы Родиной зовем? Дом, где мы с тобой растем
И березки у дороги, по которой мы идем
Что мы Родиной зовем? Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый хлеб за праздничным столом
Что мы Родиной зовем? Край, где мы с тобой живем.
В. Степанов
Мы живём в замечательной стране – России, которая является страной с величайшей духовной культурой, богатым историческим прошлым, приветливым, добрым и бескорыстным народом!
Публикация «Программа кружка по нравственно-патриотическому воспитанию „Родничок“ для детей средней группы» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Жители России всегда относились к нашей стране с любовью, с гордостью за свою Родину, жертвенным отношением к ней! Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.
В настоящее время наблюдается то, что у детей не хватает знаний о родном посёлке, стране, особенностях русских традиций, они часто равнодушны к товарищам по группе.
Патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Так как формирование личности ребёнка начинается с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он нуждается. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному саду, родной улице, родной семье начинается формирование фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.
Поэтому важно, как можно раньше пробудить в детях любовь к родному краю, формировать у них черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны, воспитывать чувство гордости за её достижения, уважение к армии, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Программа кружка – это попытка движения от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели – воспитанию патриотических чувств, любви и гордости за свою Родину.
Занятия кружка направлены на познавательно-речевое развитие и социально - нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Работа имеет огромное значение в формировании целостного представления о мире, развитии связной речи и становлении личности ребенка.
Цель кружковой работы:
Формирование нравственно-патриотических ценностей и чувств сопричастности к родному дому, семье, детскому саду; приобщение детей к культуре русского народа.
Задачи:
• Формирование чувства любви и привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким, городу;
• Формирование патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину;
• Воспитывать уважение к труду разных профессий;
• Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому;
• Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей;
• Воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества, ветеранам Победы.
Участники: воспитатели группы, дети, родители, музыкальный руководитель.
Длительность: кружковая работа проводится на протяжении всего учебного года один раз в неделю. Продолжительность с детьми средней группы составляет 20 минут.
Ожидаемые результаты:
• Дети станут испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду;
• Расширятся знания и представления о труде разных профессий;
• Проводимые мероприятия разовьют в ребенке уверенность в себе, сформируют социально значимые чувства, желания и взгляды, привьют социальные навыки;
• У детей сформируется чувство гордости за свой посёлок, свою малую Родину;
• Дети будут проявлять чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества, ветеранам Победы;
• Дети полюбят природу родного края, и будут бережно относиться к ней.
Учебный план на 2018-2019 учебный год.
Сентябрь
Тема: «Моя семья»
1. Рассмотрение альбома «Моя дружная семья»
Цель: Формировать представления детей о семье, о доброжелательных отношениях родных людей, о заботе и поддержке
2. Рисование «Папа, мама, брат (сестра) и я – любимая семья»
Цель: Воспитывать любовь к членам семьи, вызывать желание нарисовать их портреты
3. Сюжетно-ролевая игра «Семья»
Цель: расширять представления детей о семье, об обязанностях членов семьи, прививать любовь к родным людям.
4. Заучивание стихотворения А. Плещеева «Внучка» (ко Дню пожилых людей)
Цель: учить детей проявлять заботу и внимание к своим бабушкам и дедушкам, относиться к ним с нежностью и любовью; воспитывать культуру поведения.
Октябрь
Тема: «Мой дом, моя улица»
1. Рассматривание альбома «Вот мой дом! Комнат очень много в нём!»
Цель: формировать у детей желание беседовать о том, какие комнаты есть их в доме (квартире, составлять рассказ.
2. Рисование «Дом, в котором я живу»
Цель: воспитывать в детях любовь к своему дому, желание передать образ дома в рисунке.
3. Конструирование «Улица моя»
Цель: продолжать учить передавать образ улицы с помощью конструктора лего, кубиков и т. д.
4. Заучивание адресов места проживания детей
Цель: учить детей запоминать свой адрес, воспитывать значимость знания своего адреса
Ноябрь
Тема: «Мой детский сад»
1. Беседа «Кто работает в детском саду?»
Цель: Формировать представления детей о труде воспитателя, расширять кругозор детей.
2. Рисование «Наш весёлый, дружный детский сад»
Цель: воспитывать чувство привязанности, любовь к детскому саду, друзьям, интерес к совместной деятельности.
3. Экскурсия по помещениям детского сада
Цель: закреплять навыки знакомства с людьми; учить детей обращаться к людям на «ты» и на «Вы»; воспитывать у детей самостоятельность, решительность в общении со взрослыми людьми.
4. Чтение стихотворений о детском саде
Цель: закрепить и уточнить знания детей о детском садике, его предназначении, людях, работающих в детском саду
Декабрь
Тема: «Мой посёлок»
1. Беседа «Мой родной Советский»
Цель: закрепить название посёлка, знание домашнего адреса, формировать у детей чувство любви к своему посёлку.
2. Рассматривание альбома «Хорошо у нас в Советском»
Цель: закрепить название посёлка, формировать у детей чувство любви к своему посёлку; закрепить достопримечательности посёлка.
3. Беседа «Знаменитые люди нашего посёлка» (с представителем библиотеки)
Цель: способствовать развитию внимания детей, умение слушать и задавать вопросы; воспитывать интерес к прошлому родного посёлка
4. Экскурсия «Ёлочка в центре нашего посёлка» (совместно с родителями)
Цель: вызвать у детей радостное чувство, связанное с предстоящим новогодним праздником.
Январь
Тема: «Моя республика – Марий Эл»
1. Беседа «Марийский край родной»
Цель: формировать представления о республике, в которой мы живём.
2. Рассматривание иллюстраций «Народы нашей необъятной республики»
Цель: закрепить понятия «народ», «национальность»; воспитывать любовь и доброжелательное отношение к народу, проживающему в нашей республике.
3. Рисование «Йошкар-Ола - столица Марий Эл»
Цель: развивать чувства патриотизма, желание передавать в рисунке образ любимого города.
4. Экскурсия в кабинет марийского языка. Знакомство с марийским костюмом.
Цель: познакомить детей с марийским костюмом, воспитывать любовь к традициям и обычаям родного края.
Февраль
Тема «Природа родного края»
1. Рассматривание иллюстраций «Красота родного края»
Цель: закрепить и обобщить знания об окружающей природе, воспитывать любовь к родному краю.
2. Заучивание отрывка стихотворения С. Вишевского «Марийский край»
Цель: расширить знания детей о Республике Марий Эл; продолжать воспитывать любовь к родному краю, воспевать в стихотворении.
3. Природоохраняемая акция «Покормите птиц зимой»
Цель: познакомить с зимующими птицами; дать представление о том, что птицы живут на воле, и им тяжело найти пропитания зимой.
4. Коллективная лепка «Зима пришла в мой край родной»
Цель: формировать умение передавать особенности окружающего мира в образах, вылепленных в совместной деятельности детей и педагога; воспитывать умение работать сообща.
Март
Тема «Все профессии важны, все профессии нужны»
1. Беседа «Много на свете профессий»
Цель: продолжать знакомить с различными видами профессий; воспитывать уважение к труду взрослых.
2. Чтение сказки «Айболит» К. Чуковского
Цель: воспитывать в детях такие качества, как смелость, дружелюбие, желание помочь попавшему в беду.
3. Сюжетно-ролевая игра «Больница»
Цель: Познакомить детей с профессиями медицинской сестры, врача; обратить внимание на трудовые действия и их результат; воспитывать
уважение к чужому труду.
4. Рисование «Работа моих родителей»
Цель: формировать представления детей о роли профессии в жизни их родителей, умение передавать в рисунке.
Апрель
Тема «Как жили люди в старину»
1. Беседа «История родного края. Йошкар-Ола в прошлом»
Цель: формировать патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.
2. Макетирование с детьми и родителями «Вот она наша марийская изба (прт)»
Цель: продолжать знакомить с тем, как жили народы мари в старину, создать макет для точного представления марийской избы.
3. Рассматривание альбома «Хлеб – всему голова»
Цель: формировать знания у детей о значении хлеба в жизни человека, о его значимости с давних времён.
4. Рисование «Укрась платье марийским орнаментом»
Цель: продолжать знакомить с элементами русского национального костюма: женского и мужского; передавать образ в рисунке.
Май
Тема «Великий праздник – День Победы»
1. Тема «Праздник – День Победы»
Цель: дать детям представление о предстоящем празднике; знакомить с прошлым нашей страны, формировать чувства патриотизма, гордости за свой народ.
2. Возложение цветов к памятнику (совместно с родителями)
Цель: воспитывать чувство благодарности ветеранам и защитникам нашей Родины за Победу!
3. Рисование «Вспыхнул праздничный салют»
Цель: побуждать детей отражать свои впечатления, полученные от наблюдений; воспитывать интерес к окружающему, родному посёлку.
4. Чтение рассказа о войне К. Паустовского «Стальное колечко»
Цель: побуждать уважительно, относиться к подвигу наших соотечественников; воспитывать уважение к памяти воинов-победителей, любовь к Родине; традиции преемственности поколений.
Список использованной литературы
1. Александрова, Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ /Е. Ю. Александрова, Е. П. Гордеева, М. П. Постникова, Г. П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2007.
2. Алёшина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников /Н. А, Алёшина. – М. : ЦГЛ, 2005.
3. Воспитательная система «Маленькие россияне» / Под общей редакцией Т. И. Оверчук. – М. : Мозаика Синтез, 2005.
4. Зеленова, Н. Г. Мы живём в России. Средняя группа / Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. – М. : Издательство Скрипторий 2003, 2015.
5. Как научить детей любить Родину: пособие по реализации государственной программы «патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 гг.» / авт. сост. Ю. Е. Антонов, Л. В, Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова. – М. : АРКТИ, 2003.
6. Косарева, В. Н. Народная культура и традиции. Занятия детей 3-7 лет / В. Н. Косарева. – Волгоград: Учитель, 2014.
7. Липская, Н. М. Познаю мир: родная страна / Н. М, Липская. – М. : Эксмо, 2016.
8. Маханева, М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников / М. Д. Маханева. М. : 2009.
9. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников / Под общ. Ред. Т. И. Оверчук – М. : Мозаика Синтез, 2004
10. Пантелеева, Н. Г. Знакомим детей с малой Родиной / Н. Г. Пантелеева. – М. : ТЦ «Сфера», 2016.
11. Серия «Учим стихи наизусть. Привет тебе, мой край родной!» - М. : Хатбер-Пресс, 2016.
12. Фалькович, Т. А. Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию / Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина. – М. : ВАКО, 2008.
13. Демонстрационный материал: «Моя семья», «Мой дом», Расскажи про детский сад», «Мой город», «Защитники Отечества. Беседы с ребёнком», «Хлеб – всему голова», «Российская армия», «Российская геральдика и государственные праздники», «Истоки патриотизма. Беседы с ребёнком».
14. Журнал «Дошкольное воспитание»
15. Журнал «Воспитатель в ДОУ»
16. Журнал «Ребёнок в детском саду»
17. Интернет-ресурсы