Анна Лекомцева
Программа кружка оригами «Бумажки». Средняя группа
▼ Скачать + Заказать документы
Программа кружка оригами «Бумажки» для средней группы «Медвежата»
Пояснительная записка
Искусство оригами известно с давних времён. Впервые оно зародилось в Китае - на родине возникновения бумаги. Позже распространилось в Японии. «Оригами» в переводе с японского - «ори» - бумага, «ками» - складывать.
Публикация «Программа кружка оригами „Бумажки“, Средняя группа» размещена в разделах
- Бумагопластика. Программы по конструированию из бумаги
- Изостудия, кружок ИЗО
- Оригами для детей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Программы кружков по Оригами
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Темочки
В настоящее время многие увлекаются складыванием из бумаги. Меня, как педагога, заинтересовал этот вид деятельности потому, что в процессе этой работы у детей развивается ручная умелость, зрительная координация, готовность руки к письму. Развивается пространственное воображение, появляется интерес к познанию окружающего мира. Этот вид творчества развивает логику, фантазию, память. Оригами активизирует мыслительные процессы.
С младшего дошкольного возраста у детей ярко выражен интерес к познанию окружающего мира путё м исследования: хочется всё потрогать, помять, порвать. Последнее особенно имеет отношение к такому материалу как бумага. Как же реагируют взрослые на это естественное желание малыша? В основном запретами: нельзя рвать бумагу, нельзя портить книги. Практика и теория вступают в противоречие. Всем хочется, чтобы ребёнок развивался, но желательно «без жертв и разрушений». Это стремление порвать или в лучшем случае смять бумагу наблюдается у детей достаточно длительное время.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребё нка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Программа дополнительного образования кружка оригами «Бумажки» является программой художественно-эстетической направленности.
В программе прослеживаются меж предметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая основы материаловедения, дети пользуются знаниями, полученными в непосредственно – организованной деятельности образовательной области «Коммуникация. Речевое развитие». При выполнении изделий по готовым схемам, работе над композицией применяются знания из областей «Художественное творчество. Рисование», «Познание. Математическое развитие».
Актуальность использования оригами в образовательном процессе в первую очередь связана с возможностью использования его как средства развития мелкой моторики рук. Использование оригами обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность, координацию мелких движений пальцев. Как известно, всё это стимулирует развитие речи у детей. Кроме того, для детей младшего возраста тренировка пальцев важна с точки зрения выработки основных элементарных умений, таких, как одевание и раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, манипулирование ложкой, ножницами. У старших дошкольников тренировка пальцев подготавливает руку к письму.
Срок реализации программы : 1 год.
Цель программы : Познакомить детей с новой для них техникой складывания фигурок из бумаги по типу оригами. Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей дошкольного возраста.
Задачи программы :
Образовательные: Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами; Учить детей различным приемам работы с бумагой : сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Учить концентрировать внимание, стимулировать развитие памяти. Научить правильно организовать рабочее место.
Воспитательные: Воспитывать эстетическое отношение к действительности, трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы.
Воспитывать интерес к искусству оригами.
Развивающие: Развивать способность работать руками, образное мышление, внимание, фантазию, творческие способности; Развивать память, внимание, пространственное воображение; Развивать познавательно – исследовательскую деятельность. Развивать самостоятельность и аккуратность.
Формы работы:
• беседы;
• чтение худ. литературы;
• индивидуальная работа;
• групповая работа;
• коллективно-творческая работа;
• работа с родителями.
• игра;
• оформление выставок.
Методы и приемы:
Словесный метод: игровой момент, беседа, рассказ, художественное слово, вопросы, уточняющие наводящие проблемные познавательные.
Информационно-рецептивный: рассматривание, напоминание, частичный показ, образец, объяснение, сопровождаемое показом с опорой на символы-ориентиры, устные инструкции по выполнению работы.
Репродуктивный: выполнение действий с детьми, с проговариванием, совместное действие педагога с детьми.
Исследовательский: самостоятельная работа детей. Этапы и основные мероприятия при освоении искусства оригами.
Подготовительный этап.
Задачи:
Для воспитателей: познакомить детей с искусством оригами, создать единое образовательное пространство детского сада и семьи для решения поставленной проблемы.
Для детей: усвоить, что такое оригами.
Для родителей: познакомиться с программой, заинтересовать ребенка в изготовлении бумажных игрушек.
Основной этап.
Задачи:
Для воспитателей: обучить детей искусству оригами, познакомить их с графическим языком оригами, развивать творческое воображение, познавательную и речевую активность, предлагать домашнее задание родителям.
Для детей: научиться самостоятельно складывать простейшие оригами по схеме, оформлять их в небольшое панно, создавать свои игрушки, научиться творчески мыслить, собрать свой альбом поделок.
Для родителей: поддерживать интерес детей к оригами. Стимулировать нестандартные и интересные решения, помогать детям в выполнении домашних работ.
Заключительный этап.
Задачи:
Для воспитателей: организовать презентацию детских работ, показать результаты детского творчества. Оценить участие родителей.
Для детей: подготовить творческие работы, представить их.
Для родителей: представить на презентацию альбомы с семейными поделками.
Диагностические задания по результатам освоения программы кружка оригами «Бумажки»
Умение изготовить несложную поделку, следя за показом педагога.
3 - Высокий уровень – выполняет работу самостоятельно
2 -Средний уровень – выполняет работу с небольшой помощью педагога
1 -Низкий уровень – выполняет работу только с помощью педагога
Умение украсить свою поделку, добавляя недостающие детали
3 -Высокий уровень - делает самостоятельно,
2 - Средний уровень - делает с незначительной помощью педагога
1 -Низкий уровень – может сделать только с помощью педагога
Умение ориентироваться на листе бумаги
3 - Высокий уровень - делает самостоятельно,
2 -Средний уровень - делает с помощью педагога.
1 - Низкий уровень – делает только с помощью педагога
Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков. Оцениваются умения: организовать свое рабочее место, рационально использовать необходимые материалы, аккуратность выполнения работы.
1 -Высокий уровень – умеет организовать свое рабочее место, рационально использует необходимые материалы, аккуратно выполняет работы.
2 -Средний уровень – не умеет организовать свое рабочее место, рационально использует необходимые материалы, не аккуратно выполняет работы.
3-Низкий уровень - не умеет организовать свое рабочее место, не рационально использует необходимые материалы, не аккуратно выполняет работы.
Занятия кружка проводятся - 1 раз в неделю.
Продолжительность занятия – 20 минут.
Использованная литература:
1. Тарабарина Т. И. «Оригами и развитие ребенка» Академия развития 1997г. Методические рекомендации, конспекты занятий
2. Соколова С. В. «Оригами для самых маленьких» СПб «Детство – пресс» 2010г. Методические рекомендации, конспекты занятий.
3. Алексеевская И. «Волшебные ножницы» издательство «Лист» 1998г.
4. Новикова М. И. «Конструирование из бумаги в детском саду» Академия развития 2009г.
5. Черенкова Е. «Оригами для малышей» Рипол Классик 2010г. Методические рекомендации.
6. Программа «От рождения до школы» Мозаика – синтез 2015г.