Татьяна Егоровна Оленёва
Программа кружка «Олимпийские резервы»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа направлена на развитие физических качеств детей через дополнительные средства обучения. Программа переработана в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами на основании приказа Министерства образования РФ от 23 ноября 2009г. №655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Программа соответствует современным требованиям в организации образовательного процесса, с использованием разнообразных технологий.
Публикация «Программа кружка „Олимпийские резервы“» размещена в разделах
Первостепенное значение в программе уделяется вопросам здоровья детей, организации условий для формирования привычки к здоровому образу жизни; развитие у детей и реализации их психофизических возможностей в разнообразных видах деятельности. В нашем детском саду создана система работы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста, включающая в себя: физкультурные занятия в зале и на улице, утреннюю гимнастику, физкультминутки, подвижные и спортивные игры, прогулки, самостоятельную двигательную активность, физкультурные досуги, праздники, дни здоровья.
Отличительной особенностью дополнительной образовательной программы является решение задач по подготовке детей к спартакиадам, и объединение образовательных задач нашего учреждения, через годовое планирование материала и проектную деятельность детей, сотрудников, родителей. Программа предусматривает охрану жизни и укрепление здоровья, совершенствование двигательной активности детского организма, дети получают полноценное физическое развитие. Формируются основы физической культуры, появляется интерес к различным видам деятельности. По мере освоения программного материала происходит положительная динамика нравственно-волевых, физических качеств.
Сегодня обязательным условием организации образовательной дополнительной деятельности в ДОУ, является использование в работе всех направлений образовательной программы :
• Физическое развитие
• Коммуникативно – личностное развитие
• Познавательно – речевое развитие
• Художественно – эстетическое развитие
Программа позволяет комплексно реализовать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи и решить проблему качественной подготовке детей к зимней и летней спартакиаде дошкольников, проводимых у нас в селе Отделом образования на базе спортивной школы и спорткомплекса.
В программу подготовки детей вошли следующие виды спорта: туризм – лыжи – лёгкая атлетика
В соревнования по зимним видам спорта включены:
• бег на лыжах 100 метров на скорость (побеждает ребёнок с лучшим результатом);
• эстафета на санках;
• смешанная эстафета на лыжах;
• перетягивание каната;
В соревнования по летним видам спорта включены:
• прыжки в длину с места на лучший результат;
• бег на скорость 30 метров;
• метание мяча на дальность;
• смешанная эстафета мальчики 30 метров, девочки 20 метров;
Актуальность данной программы в том, что она объединяет общие задачи физического воспитания - повышает качество знаний у детей, двигательных умений. Развивает у них инициативу к самостоятельной деятельности, а интеграция образовательных областей решает проблему развития ребёнка дошкольного возраста в социуме.
Программа помогает приобрести детям знания в познании окружающего мира, приучает их любить его и целенаправленно действовать в нём. Дети совершенствуют двигательный опыт в организации туристической деятельности, закрепляют умения и навыки лыжной подготовки, лёгкоатлетических упражнений. В процессе реализации программы у детей формируются личные качества, интерес к любимым видам спорта, раскрываются творческие способности.
Новизна данной программы в том, что полученные знания и навыки помогут детям реализовать себя в самостоятельном выборе любимого вида спорта и проявить собственные потенциальные возможности, которые они смогут продемонстрировать в дошкольных спартакиадах.
Цель программы :
Развитие физических качеств и способностей детей через дополнительные средства обучения, а так же качественная подготовка к спартакиадам дошкольников. Развитие личности ребёнка через овладение основ туристической, лыжной подготовке и формирование у них навыков здорового образа жизни.
Задачи программы :
1. Образовательные:
• Способствовать овладению воспитанниками различных видов спорта: туризм – лыжи – лёгкая атлетика.
• Сформировать навыки профилактики травматизма во время занятий лыжной подготовкой, туристической деятельности;
• Формировать определённые навыки ухода за лыжным инвентарём, туристическим снаряжением.
• Сформировать систему знаний, умений: по основам культурно – гигиенических навыков, туристической, лёгкоатлетической деятельности; лыжной, специальной подготовке.
• Обучать оценке и самооценке своих действий в процессе формирования двигательных навыков.
• Обучать воспитанников оценивать самостоятельно факт – выполнено, не выполнено.
2. Развивающие:
• Формировать выдержку и дисциплинированность, приучать преодолевать трудности и препятствия.
• Развивать морально – волевые качества, смелость, находчивость, интерес и любовь к систематическим занятиям спорта.
• Развивать физические качества: силу, ловкость, быстроту, выносливость
• Развивать внимательность и наблюдательность, творческое воображение через игры, прогулки, праздники, упражнения.
3. Воспитательные:
• Воспитывать самообслуживание, взаимопомощь, соблюдение строгой дисциплины, в процессе образовательной непосредственной деятельности (походы, прогулки, лыжи).
• Формировать навыки здорового образа жизни.
• Воспитывать нравственные качества (чувство дружбы, коллективизма, взаимопомощи).
Условия реализации дополнительной образовательной программы :
Внешние материальные условия:
Оснащение материальной базы:
• детский сад имеет спортивную площадку для лыжной подготовки детей;
• площадку для лёгкоатлетической подготовки детей;
• имеет лыжное и туристическое, лёгкоатлетическое оборудование.
Внутренние условия:
• имеется методическое обеспечение (литература, наглядные пособия по направлениям лыжной подготовке, легкоатлетической и ОБЖ,
• информационные стенды.
• используется комплексный подход в реализации программы
• гендерный подход
• создана комфортная пространственная среда
Программа предполагает работу с детьми подготовительной группы, набор в группу осуществляется в сентябре, по заявлению родителей, срок реализации программы один год : предполагается одно занятие в неделю, продолжительностью 35 минут.
• занятия проходят во вторую половину дня.
• количество учебных занятий в год – 36.
• количество занятий по туристической деятельности 4 часа
• количество занятия по основам культурно – гигиенических навыков 4 часа
• количество занятия по лыжной подготовкой 20 часов
• количество занятия по лёгкой атлетике 8 часов
• две спартакиады – зимняя, весенняя
• проект «Мы туристы»
• проект «Азбука движения, здоровья и безопасности»
• проект «Зимние забавы»
Для реализации программы используются следующие технологии:
Технологии общения
• ОБЖ в социуме
Технологии обучения
• формирование представлений по ОБЖ,
• лыжной подготовки;
• лёгкой атлетике на занятиях;
• организованных играх, походах;
• в совместной деятельности.
Индивидуальные корректирующие технологии
• для детей разрабатываются индивидуальные занятия по лыжной подготовке.
Для реализации программы используются следующие принципы физического воспитания:
• Принцип оздоровительной направленности, согласно которому инструктор по физическому воспитанию несёт ответственность за жизнь и здоровье своих воспитанников, обеспечивает рациональный общий и двигательный режим, создаёт оптимальные условия для чередования двигательной и познавательной активности детей, продуктивных видов деятельности.
Старший воспитатель и заведующая отвечают за организацию данных условий на уровне детского сада, организацию сотрудничества с родителями воспитанников и медико – педагогического контроля.
• Принцип разностороннего и гармоничного развития личности, который выражается в комплексном решении задач физического, умственного, социально – нравственного и художественно – эстетического воспитания, единства своей реализации с принципом взаимосвязи физической культуры с жизнью.
• Принцип гуманизации и демократизации, который позволяет выстроить работу с детьми на основе личностно – ориентированного подхода, принцип комфортности в процессе развивающего общения инструктора с детьми и детей между собой.
• Принцип индивидуализации позволяет охранительный режим в процессе проведения занятий, учитывая индивидуальные особенности каждого ребёнка, подбирая для каждого оптимальную физическую нагрузку и моторную плотность, индивидуальный темп двигательной активности.
• Принцип постепенности наращивания развивающих, тренирующих воздействий, цикличности и систематичности чередования нагрузок и отдыха во время занятий.
• Принцип единства с семьёй, предполагает единство требований детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, двигательной активности, культурно – гигиенических навыков, развитие двигательных навыков. Оказание необходимой помощи родителям воспитанников, привлечение их к участию в совместных мероприятиях – физкультурных праздниках, походах, спартакиадах.
Для реализации программы используются следующие методы физического развития и воспитания:
1. Наглядные методы обучения:
• демонстрация и показ способов выполнения физкультурных упражнений;
• использование наглядных пособий (рисунки, фотографии, видеофильмы);
• использование зрительных ориентиров, звуковых сигналов;
2. Словесные методы обучения:
• упражнения;
• описание;
• объяснения;
• комментирование хода выполнения упражнений;
• указания;
• распоряжения;
• вопросы к детям;
• команды;
• беседы;
• рассказы;
• выразительное чтение стихотворений, речёвок;
3. Практические методы обучения:
• выполнение движений (совместно – распределённое, совместно – последовательное выполнение вместе с инструктором и самостоятельно);
• повторение упражнений с изменениями и без;
• проведение упражнений в игровой форме;
• в виде подвижных игр и игровых упражнений;
• в соревновательной форме.
• походы
• прогулки