Соловьева Инна
Программа кружка «Мастерим игрушки сами» (для детей 7–14 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МАСТЕРИМ ИГРУШКИ САМИ»
(для детей 7-14 лет)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Игрушка всегда сопутствовала человеку - она является одним из самых давних видов декоративно-прикладного творчества, украшающего наш быт, радующего глаз. Первое наше знакомство с миром, его познание и понимание проходят через игрушку. Это своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, она служит целям умственного, нравственного и эстетического воспитания.
Публикация «Программа кружка „Мастерим игрушки сами“ (для детей 7–14 лет)» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Игрушка - это один из видов декоративно-прикладного искусства, в котором сочетаются различные элементы рукоделия: шитье, вышивка, аппликация. Работа над современной и народной игрушкой помогает ребенку развить воображение, чувство формы и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие, знакомит с традициями народного художественного творчества. Игрушка, выполненная своими руками, имеет большое значение в творческом развитии ребенка. Вещь, над которой он трудился, вкладывая в нее выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога ему. Таким образом, работа над созданием игрушки является творческой деятельностью и отвечает задачам художественного и трудового воспитания, развивает вкус.
Образовательная программа «Мастерим игрушки сами» направлена на обучение детей технологии кройки и шитья народной и современной игрушки, на знакомство с народной культурой и традициями.
Программа предназначена для работы с детьми в системе дополнительного образования. Рассчитана на один год обучения. Рекомендуемый возраст детей - от 7 до 14 лет.
Программа разноуровневая, позволяющая учесть особенности каждого ребенка. Рекомендуемое количество детей в группе -5-6 человек.
Большинство используемых технологий разработаны автором самостоятельно.
Образовательная программа «Мастерим игрушки сами» ориентирована на активное приобщение детей к декоративно-прикладному творчеству.
Цель программы : создать условия для творческой самореализации ребенка.
Задачи программы :
образовательные:
- формирование у детей навыков ручного труда;
- обучение основам кройки и шитья игрушки;
- расширение знаний об истории игрушки, традициях, творчестве,
быте народов;
развивающие:
- развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала.
-обучение приемам коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля;
- создание базы для творческого мышления;
воспитательные:
- воспитание трудолюбия, аккуратности;
- развитие активности и самостоятельности;
- воспитание культуры общения, умения работать в коллективе.
Организация образовательной среды:
- система занятий;
- участие в городских выставках, конкурсах;
- организация мини-выставок;
- посещение выставок декоративно-прикладного творчества.
Основные методы и формы работы:
- словесный рассказ, беседа;
-наглядная демонстрация образцов, дидактического материала;
- выставки готовых изделий;
- практическая работа.
Формы контроля:
- итоговые занятия; ,
-тестирование;
- устный опрос;
- мини-выставки;
- участие в городских и окружных выставках, конкурсах;
- повседневное наблюдение.
Ожидаемые результаты
Должны знать:
- технику безопасности при работе с инструментами;
- исторические сведения о народной игрушке;
- виды ручных швов;
- основы кроя;
-технику изготовления народных кукол и современной игрушки;
- сведения о сувенирных изделиях.
Должны уметь:
- выполнять простые ручные швы;
-правильно раскроить материал, используя выкройки и шаблоны;
- работать индивидуально с методическими картами;
- эстетично оформить игрушку;
- ориентироваться на качество изделий;
- изготовить народную или современную игрушку своими
руками из доступных материалов.
Учебно-методическое обеспечение:
- методические карты;
- наглядные пособия;
- образцы изделий;
- раздаточный материал;
- информационный материал;
- шаблоны;
- игры дидактические и развивающие;
- фотоархив.
Оборудование:
- одноместные столы (6 шт.);
- стулья (7 шт.);
- доска школьная (1 шт.);
- книжный шкаф (1 шт.);
- стеллажи;
- письменный стол.
Материалы, инструменты, приспособления:
-искусственный мех, драп, трикотаж, фетр, хлопчатобумажный материал и др. ;
- синтепон, вата, поролон;
- отделочные материалы: пуговицы, ленты, тесьма, кружево,
нитки, нитки мулине и др. ;
- инструменты: ножницы, иглы, булавки, утюг;
- дополнительные материалы: деревянные палочки, клей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агапова, И. А. Мягкая игрушка своими руками [Текст] /
И. А. Агапова, М. А. Давыдова. - М. : Айрис-пресс, 2004. -
240 с.
2. Андрианова, О. Скульптурный текстиль [Текст] / О. Анд
рианова. - М. : Дизайн Кора, 2005.
3. Бывальцева, М. В. Мягкая игрушка своими руками
[Текст]/ М. В. Бывальцева. - М. : Книги «Искателя», 2004.-
29 с.
4. Ванханен, НА. Фантазии из колготок [Текст]/
Н. А. Ванханен. - М. : Профиздат, 2003.
5. Горичева, В. С. Куклы [Текст] / В. С. Горичева. - Яро
славль, 1999.
6. Городкова, Т. В. Мягкие игрушки- мультяшки и зве
рюшки [Текст] / Т. В. Городков* М. И. Нагибина. - Ярославль :
Академия развития, 1998. /
7. Ефимова, А. В. Работа с мягкой игрушкой в начальных
классах [Текст] / А. В. Ефимова. - М. : Просвещение, 1978. -
175 с.
8. Конышева, Я. М Наш рукотворный мир [Текст]/
Н. М. Конышева. - Смоленск : Ассоциация XXI век, 2003.
9. Лихачева, Т. Г. Моя подружка - мягкая игрушка [Текст] /
Т. Г. Лихачева. - Ярославль : Академия развития, 1999. - 49 с.
10. Молотобарова, О. С. Кружок изготовления игрушек-
сувениров [Текст] / О. С. Молотобарова. - М. : Просвещение,
1990.
11. Нагибина, М. И. Чудеса для детей из ненужных вещей
[Текст] / М. И. Нагибина. - Ярославль : Академия развития,
1997.-189 с.
12. Нагибина, М. И. Чудеса из ткани своими руками [Текст] /
М. И. Нагибина. - Ярославль : Академия развития, 2000.
Учебно – тематический план.
№ Тема
1 Вводное занятие -
Техника безопасности при работе с инструментами.
2,3 Виды ручных швов
4 Народная игрушка
5 Кукла «Куватка»
6 Кукла «Купавка»
7 Кукла «Крестушка»
8 История мягкой игрушки
9,10 Изделие Петушок
11,12 Изделие Кошечка
13,14 Изделие Солнышко
15 Сувенирные изделия
16,17 Изделие Валентинки для любимых
18,19 Изделие Домовёнок
20 Техника выполнения игрушки из перчаток
и носочков.
21 Изделие Осьминожка
22 Изделие Мурзик
23 Изделие Дракоша
24 Изделие Снеговик
25 Функциональные
игрушки. Игрушки-подушки
26-28 Изделие Хрюша-.
29-31 Изделие Медвежонок
32 Экскурсия в музей кукол.
33 Экскурсии на выставку
декоративно-
прикладного творчества
34 Итоговое занятие