Байкова Елизавета
Программа кружка художественно-эстетической направленности «Фантазеры» для детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 11 г. Вязьмы Смоленской области
ПРОГРАММА
дополнительного образования дошкольников
художественно – эстетической направленности
«Фантазеры»
Разработала: Байкова Е. В.
2020 – 2021 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ.
1. Целевой раздел.
2
1.1. Пояснительная записка
2
1.2. Актуальность программы
4
1.3. Цели и задачи программы
6
Публикация «Программа кружка художественно-эстетической направленности „Фантазеры“ для детей средней группы» размещена в разделах
1.4. Принципы реализации программы кружка
7
2. Организационный раздел
8
2.1. Основные характеристики деятельности.
8
2.2. Формы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
10
2.3. Формы работы с родителями (законными представителями)
11
2.4. Ожидаемые результаты.
12
2.5. Перспективное планирование по кружку на 2020-2021 учебный год.
12
Литература.
17
1. Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка.
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность.
Еще Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребенка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого: Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель, многие русские преподаватели, педагоги, психологи. Работы специалистов свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Дети – прирожденные художники, ученые, изобретатели – видят мир во всей его своеобразности и первозданности; каждый день они заново придумывают свою жизнь. Они любят фантазировать и экспериментировать. Чем же хороши нетрадиционные техники? Они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм.
Кроме того, особенности изобразительного материала «подсказывают» детям будущий образ, что важно на этапе становления замыслообразования.
Данный вид деятельности позволяет сделать работы детей более интересными, выразительными, красочными, а так же развить детскую самостоятельность, мышление и зрительный генезис. Использование нетрадиционных техник способствует повысить интерес к изобразительной деятельности, вызвать положительный эмоциональный отклик, развивать художественно – творческие способности ребенка.
Нетрадиционное рисование даёт возможность использовать хорошо знакомые предметы в качестве художественных материалов, такое рисование удивляет своей непредсказуемостью. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, проявить фантазию, творчество, чувство гордости и удовлетворения результатами труда. Способствует активному познанию окружающего мира, воспитанию способности творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Дошкольный возраст – период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое самовыражение. Детское творчество само по себе не проявляется. Для этого необходимо внимание к нему со стороны взрослых.
Ребенок познает мир всеми органами чувств. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, необычнее его ассоциации.
Роль педагога – оказать всестороннюю помощь ребенку при решении стоящих перед ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям.
Таким образом, обучение детей нетрадиционным способам рисования, аппликации и лепки активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально - положительное отношение к процессу художественной деятельности, способствует эффективному развитию детского творчества.
1.2. Актуальность программы
Использование детьми нетрадиционных техник актуально и значимо в практическом и теоретическом отношении.
Актуальность проблемы заключается в том, что такие техники позволяют формировать в ребёнке такие личностные качества, как:
• Умение одухотворять живую и неживую природу
• Способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы и окружающего мира
• Готовность чувствовать боль и радость других, сопереживать им
• Стремление заботиться о других
• Умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном - значительное и в неказистом - выразительное
• Способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать своё отношение к ним
• Готовность эмоционально переживать образную форму произведений искусства
С другой стороны ребё нок набирается опыта изодеятельности:
• Учится быть оригинальным
• Учится использовать средства выразительности
• Учится давать оценку своей и чужой деятельности
• Учится проявлять инициативу, самостоятельность
• Развивает индивидуальность, используя умения и навыки в применении различных техник
Дошкольное детство - большой ответственный период психического развития ребёнка. На протяжении дошкольного периода у ребёнка не только интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности, например игра, общение с взрослыми и сверстниками, но и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей и творческой активности.
Детский сад - первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка. Большое значение для развития детей дошкольного возраста имеет организация системы кружков в ДОУ, которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей. Развитие творческой активности каждого ребенка представляется главной задачей современных кружков в ДОУ и качества образования в целом.
Кружок в отличие от образовательного процесса, не регламентируется стандартами, а определяется социальным заказом детей и родителей (законных представителей). Содержание современной кружковой работы с детьми расширяет возможности личностного развития детей за счет расширения образовательного пространства ребенка исходя из его потребностей. Кружок является и средством мотивации развития личности к познанию и творчеству в процессе широкого разнообразия видов деятельности в различных направлениях.
1.3. Цели и задачи программы.
Цель: развитие мелкой моторики рук и творческих способностей через
занятия аппликацией, лепкой и рисованием в нетрадиционной форме.
Задачи:
Познакомить с техниками работы по аппликации, лепке, рисованиию.
Развивать умение выполнять задание по образцу, понимать и выполнять инструкцию.
Познакомить детей с техникой безопасности в работе с ножницами.
Побуждать детей к художественному творчеству путем постановки
интересных, разнообразных творческих заданий, предполагающих выход на самостоятельное решение.
Создать атмосферу увлеченности, эмоционального воздействия, сотворчества взрослого и ребенка.
Вовлечь родителей в совместную работу, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
Способствовать развитию внимания, мышления, памяти.
Обогащать речь детей, расширять словарный запас, проговариванию своих действий.
Развивать мелкую моторику пальцев рук, согласованность движений рук, ловкость, умение управлять своими движениями.
Воспитывать эстетический вкус, культуру зрительного восприятия прекрасного, радость от совместного творчества.
Развивать умение производить точные движения ножницами, кистью,
нетрадиционными материалами.
Познакомить с базовыми элементами квиллинга, учить создавать
композиции, выполненные в технике квиллинга.
1.4. Принципы реализации программы кружка.
1. Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка,
создание для каждого ситуации успеха.
2. Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация
творческих задач достигается путем использования в работе активных
методов и форм обучения.
3. Доступность (простота, соответствие возрастным особенностям).
4. Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка
создание Эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.
5. Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора
ребенком способов работы, типов творческих заданий, материалов,
техники и др.
6. Личностно ориентированное взаимодействие: создание в творческом процессе раскованной, стимулирующей творческую активность ребенка
атмосферы. Учитываются индивидуальные психофизиологические
особенности каждого ребенка и группы в целом. В основе лежит
комплексное развитие всех психических процессов и свойств личности в
процессе совместной продуктивно-творческой деятельности, в результате которой ребенок учится вариативно мыслить, запоминать, придумывать новое, решать нестандартные задачи, общаться с разными людьми и многое другое.
7. Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески
пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая
цепочка — от самого простого до заключительного, сложного задания.
2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.
2.1. Основные характеристики деятельности
Программа рассчитана на детей дошкольного возраста (4-5)
Изложение материала построено от простого к сложному.
Сочетание показа педагога и самостоятельной деятельности детей.
Программа не предполагает стартовых умений и навыков, ребенок приобретает их постепенно.
К концу обучения ребенок умеет применять свои навыки и умения в свободной деятельности, самостоятелен в выборе материала.
Соблюдая ФГОС, программа дополнительного образования предполагает, посещение воспитанниками одного кружка не чаще одного раза в неделю, продолжительностью в средней группе ДОУ – 20 мин.
Программа кружка разделена на два блока:
1. Нетрадиционные техники рисования
2. Нетрадиционные техники аппликации
Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Для детей среднего дошкольного возраста используются более простые техники, такие как кляксография, обрывание бумаги, жесткую кисть.
Работа по блокам для детей среднего дошкольного возраста
Месяц Блок 1 Блок 2
Нетрадиционные техники рисования Нетрадиционные техники аппликации
сентябрь 3 занятия 2 занятия
октябрь 3 занятия 2 занятия
ноябрь 2 занятие 2 занятие
декабрь 3 занятия 2 занятие
январь 2 занятия 1 занятие
февраль 2 занятие 2 занятие
март 2 занятия 3 занятия
апрель 2 занятия 2 занятия
май 2 занятия 2 занятия
Итог: 21 занятие 18 занятий
Структура занятия кружка :
ЧАСТЬ 1. Вводная
Целью вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт с детьми.
ЧАСТЬ. 2. Продуктивная
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В неё входят художественное слово, игры, объяснение материала, показ, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, репродукций, направленные на активизацию познавательной активности, развитие творческих способностей дошкольников.
ЧАСТЬ 3. Завершающая
Цель этой части занятия закрепление полученных знаний. А также закрепление положительных эмоций от работы на занятии. В конце занятия проводится анализ деятельности детей педагогом, старшие дошкольники могут сами оценить итог работы. На практических занятиях организуется мини-выставка творческих работ. На каждом занятии проводится физминутка по теме занятия.
В конце года проводится итоговое занятие с родителями детей.
2.2. ФОРМЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ С УЧЕТОМ ВОЗРАСТНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ.
Методы работы с детьми:
• Индивидуальный.
• Групповой.
• Наглядный.
Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.
Приемы обучения:
1. словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы, объяснение, пояснение);
2. наглядные (показ педагогом, демонстрация, рассматривание);
3. практические (самостоятельная продуктивная деятельность детей, экспериментирование)
Формы работы с детьми:
- рассматривание картин и книжных иллюстраций;
- оформление выставок;
-чтение и обсуждение художественных произведений;
- продуктивная деятельность.
- прослушивание музыкальных композиций
2.3. ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ (ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ).
На сегодняшний день семья рассматривается как один из главных социальных заказчиков образования. Следовательно, вовлечение родителей в живую и интересную деятельность детского объединения является важнейшим условием совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников:
- Познакомить родителей с особенностями художественного развития детей
дошкольного возраста.
- Помочь родителям в обогащении сенсорного опыта ребенка, развитии его
любознательности, накоплении первых представлений о предметном, природном и социальном мире.
- Развивать у родителей интерес к совместным играм и занятиям с ребенком дома, познакомить их со способами развития воображения, творческих проявлений ребенка в разных видах художественной и игровой деятельности.
- Помочь родителям создать условия для развития эстетических чувств дошкольников.
Образовательная программа «Маленькие фантазеры» предусматривает различные формы сотрудничества с родителями:
1. Совместное творчество родителей и детей, организация участия детей в конкурсах и выставках детского творчества.
2. Проведение тематических консультаций и индивидуальных бесед.
3. Родительские собрания.
4. Открытые занятия
5. Анкетирование родителей.
2.4. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
1. Значительное повышение уровня развития творческих способностей.
2. Расширение и обогащение знаний художественно-эстетической культуры.
3. Умение самостоятельно и инициативно решать поставленные живописные задачи
4. Умение создавать яркие выразительные образы и выражать свое отношение к окружающему миру через свою работу.
5. Развёрнуто комментируют свою творческую работу.
Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Так как представленный материал способствует:
- развитию мелкой моторики рук;
- обострению тактильного восприятия;
- улучшению цветовосприятия;
- концентрации внимания;
- повышению уровня воображения и самооценки.
- расширение и обогащение художественного опыта.
- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства.
2.5. Перспективное планирование по кружку на 2020-2021 учебный год.
Неделя № Тема занятия Материал
СЕНТЯБРЬ
1
Рисование крупой «Чудесные овощи» Иллюстрации овощей, Клей пва, Кисточки
Крупа манная
Гуашь разных цветов
2 Аппликация из различных видов макарон «Ваза» Шаблон вазы формата А4, клей пва, различные макароны.
3 Нетрадиционное рисование «Осеннее дерево» - гуашевые краски,
- «тычки» из поролона,
- кисти,
- баночки с водой;
- листы с изображением силуэтов деревьев
4 Обрывная аппликация «Паучек» салфетки или цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, кисть, плотная бумага либо цветной картон для основы.
5 «Пенопластовый домик»(Казакова) мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.
ОКТЯБРЬ
1 «Осенний букет» аппликация из осенних листочков Распечатанная ваза на листе А4, клей, кисточки, осенние листья
2 Рисование с помощью риса «Цыпленок» Лист А4 с изображением цыпленка, клей, кисточки, рис, гуашь желтого цвета, ватные палочки
3 Аппликация из круп «Чебурашка» Листы А4 с изображением Чебурашки, крупа гречневая, рисовая, гуашь черная и белая, клей, кисточки.
4 Нетрадиционное рисование
«Дары осени»
(крупа) Рисунки (контуры)
фруктов
Подносы с крупой (пшено, гречка, рис, манная)
Клей
Кисточки
НОЯБРЬ
1 Аппликация из шерстяных ниток «Цветок для мамы» Распечатанный цветок на листе А4 (контур, клей, кисточки, разноцветные нитки
2 Нетрадиционное рисование
«Забавный ёжик»
(рисование вилкой) шаблон ёжика
черная гуашь
пластиковая вилка
3 Аппликация из крупы «Совунья» Контур совы на листе А4, клей, кисточки, рис, гречка.
4 «Зимняя елочка» (Казакова) мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
ДЕКАБРЬ
1 Аппликация из ваты «Зайчик» Листы формата А4 с изображением зайчика, клей, кисточки, вата, ватные палочки.
2 Оттиск печатками из салфеток «Первый снег» Лист формата А4 (можно черного цвета картон, салфетки, гуашь голубого цвета.
3 Аппликация с элементами рисования из соли «Котик коток» Изображение кота на листе А4, клей, кисточки, соль, краска оранжевого цвета
4 Нетрадиционное рисование
«Морозные узоры»
(соль) листы бумаги голубого цвета
клей
соль
5 Аппликация из ваты «Снеговик» Изображение снеговика А4, клей, кисть, вата.
ЯНВАРЬ
3 Нетрадиционное рисование
«Фрукты – овощи - витамины»
(цветная манка) листы альбомные с изображением фруктов и овощей
гуашь
клей ПВА
кисточки
манная крупа
4 Обрывная аппликация «Солнышко и точки» Лист А4, кисти, клей, цветная бумага синего и желтого цвета
5 Пластилинография «Ваза для бабушки» Шаблон вазы на листе А4, пластилин разных цветов.
ФЕВРАЛЬ
1 Аппликация из ватных дисков «Зайчик» Картон синего или голубого цвета, клей, кисточки, ватные диски.
2 Нетрадиционное рисование
«Салют»
(«набрызг») ватные палочки
кисти
гуашь
ватман, затонированный голубой краской
3 Аппликация из салфеток «Рожок мороденого» Лист А4, клей, кисти, салфетки разных цветов.
4 Рисование вилками «Петушок» Шаблон петушка А4, гуашь разных цветов, вилки, салфетки.
МАРТ
1 Аппликация из ватных дисков «Овечка» Лист А4, клей, кисти, ватные диски, ватные палочки.
2 Рисование вилками «Еловая веточка» Лист А4, вилка, кисточка, баночка с водой, гуашь зеленого и коричневого цветов.
3
4 Рисование втулками от туалетной бумаги «Одуванчик белый» Картон черного цвета, втулка, белая гуашь.
5 Обрывная аппликация «Чашечка для чая» Контур чашечки А4, клей, кисти, цветная бумага разных цветов.
АПРЕЛЬ
1 Рисование ватными палочками «Веточка сирени» Лист А4, краска фиолетового цвета, ватные палочки.
2 Аппликация из крупы «Репка» Лист А4, Горох крашеный в желтый, зеленый и оранжевые цвета.
3 Пластилинография «Пасхальное яйцо» Шаблон яйца, вырезанный из картона, пластилин разных цветов, доска для лепки.
4 Аппликация из ватных дисков с элементами рисования «Гусеница» Лист белого цвета, клей, кисти, ватные диски, краска разных цветов, баночки с водой.
МАЙ
1 «Праздничный салют» из соли Картон синего или черного цвета, клей, кисточки, соль мелкая, гуашь разных цветов.
2 Пластилинография «Бабочка» Контур бабочки на листе А4, пластилин разных цветов.
3 Рисование туалетными втулками «Мыльные пузыри» Лист А4, втулки, гуашь разных цветов», салфетки влажные.
4 Пластилинография «Наливное яблочко» Шаблон яблочка на листе А4, пластилин оранжевого, жетлого, зеленого и коричневого цветов.
Литература:
1. Вдовиченко С. Дети светлой краской красят мир/Москва, Чистые пруды, 2009
2. Интернет – ресурсы: Maam.ru, nsportal.ru
3. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий /Москва, ТЦ Сфера, 2005.
4. Комарова Т. М. Цвет в детском изобразительном творчестве/Москва, ООО «Сфера», 2005
5. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа/Москва, изд. дом «Цветной мир», 2019
6. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду/С. Петербург: «КАРО», 2007
7. Никитина А. В. Поделки в детском саду/ С. Петербург: «КАРО», 2010
8. Полозова Е. В. Продуктивная деятельность с детьми дошкольного возраста. /Воронеж, «Учитель», 2009