екатерина кобзева
Программа кружка для младшей группы
Актуальность
Сенсорное воспитание обусловлено тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Ведущим местом в работе с детьми младшей группы является сенсорное развитие, формирование у детей трех лет представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, необходимых для восприятия окружающего мира. На третьем году жизни происходит постепенное накопление ребёнком представлений о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Окружающее должно обеспечивать разнообразие впечатлений. Доминирующим в сенсорном развитии становится восприятие предметов, а переход к предметному восприятию является следствием овладения простейшими действиями. Если в раннем возрасте основной деятельностью, оказывающей влияние на развитие восприятия, является предметная, то к началу дошкольного возраста предметная деятельность теряет свой самодовлеющий характер, включаясь в выполнение игровой, продуктивной, трудовой. Наибольшее значение для сенсорного развития приобретает при этом продуктивная деятельность - аппликация, лепка, рисование, конструирование. Сенсорное развитие детей третьего года жизни тесно связано с продуктивной деятельностью. Для детей третьего года жизни уже доступно выполнение элементарных продуктивных действий (выкладывание мозаики, нанесение цветовых пятен, складывание простейших предметов из строительного материала). Основную трудность составляет необходимость учёта свойств отображаемых вещей и исполь-зуемого материала. Поэтому необходимо добиваться того, чтобы каждый ребёнок усвоил, что форма, величина, цвет - постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий
Публикация «Программа кружка для младшей группы» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Пояснительная записка
Программа разработана с учетом закономерностей формирования восприятия в дошкольном возрасте и психологических механизмов перехода внешних действий во внутренний план, а также особенностей освоения сенсорных эталонов. Поэтому в программу включены образцы сенсорных эталонов разных свойств (формы, цвета, величины и др., которые ребенок может освоить в игровых занятиях. Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка младшего дошкольного возраста. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 15 минут. Всего 32 занятий. Диагностика проводится 2 раза в год (в сентябре и мае).
Цель: Создание условий для развития сенсорного восприятия и движений пальцев рук; развитие двигательных и познавательных способностей детей; развитие мелкой моторики, ручной умелости через выполнение предметно практических действий.
Задачи:
Обучающие:
- Учить детей сенсорным эталонам: выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов и накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении предметов по величине.
- Учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов.
- Учить применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.
Развивающие:
- Развивать умение производить точные движения пальцами рук.
- Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
- Развивать творческую активность, пространственное мышление, фанта-зию.
- Развивать умение активно употреблять слова, обозначающие действия (смять, сжать, погладить и другие, качества и свойства (мягкость, твёрдость, гладкость, шероховатость и другие; предметы рвутся, бьются, размокают).
- Закрепить представления о разновидностях каждого свойства.
Воспитывающие:
- Воспитывать в детях усидчивость, добросовестное отношение к работе.
- Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
- Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду.
Основные направления работы для развития сенсорного восприятия:
Пальчиковый игротренинг:
Массаж кистей рук.
Пальчиковая гимнастика, физминутки.
Ручная умелость:
Конструирование из различного материала.
Рисование по трафаретам.
Игры и действия с мелкими предметами:
• Узнавать предметы на ощупь.
• Выкладывание фигур из геом. фигур, палочек.
• Игры с логическими блоками Дьенеша.
В разделе «Пальчиковый игротренинг» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают ловкость, подвижность. На пальцах и ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Пальчиковые игры.
В разделе «Ручная умелость» дети знакомятся с техникой конструирования, знакомятся со свойствами бумаги. Здесь создаются условия для проявления творчества, способностей, развития воображения.
В разделе «Игры с использованием различных предметов» у детей со-вершенствуются двигательные навыки, развивается моторная координация и оптико-пространственные представления, используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре. Развивается сенсорное восприятие.
Результатом работы по данной программе должно стать :
1. Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук до уровня, соответствующего данному возрасту.
2. Развитие сенсорного восприятия.
3. Овладение разными видами ручной умелости.
4. Овладение приемами работы с разными предметами.
5. Творческое применение изученных техник, приемов и материалов.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКА
Тема занятий Цель занятий Содержание
1. Диагностика Выявление ведущей руки
Октябрь 2. «Детский сад и иг-рушки»
Развивать мелкую моторику пальцев, тактильную чувст-вительность. Формировать графические умения и навыки.
1. Пальчиковая гимнастика «Дружат пальчики».
2. Катание массажного мя-чика между ладонями (массаж).
3. Игра с блоками Дьенеша «Домик белочки»
3. «Детский сад и иг-рушки»
Развивать сенсорное вос-приятие, мелкую моторику пальцев; 1. Пальчиковая гимнастика «Мы стираем»»,
2. Игра «Что это?». Определить плоские игрушки на ощупь: кубик, мяч, пирамидка.
4. «Осень» Развивать сенсорное вос-приятие и тактильной чув-ствительности. Закрепить умение придавливать шарики, добиваясь изображения листьев. 1. Пальчиковая гимнастика «Встреча в лесу».
2. Развивающая игра с бло-ками Дьенеша «Мостик че-рез реку».
3. Пластилинография: «Осеннее дерево».
5. «Огород. Овощи».
Развивать координацию движений пальцев рук. Учить правильно подбирать предметы по похожим признакам.
1. Дид. Игра «Чудесный ме-шочек». Выбрать только овощи.
2. Пальчиковая гимнастика «Капуста».
3. Работа с трафаретом «Обведи и раскрась овощи»
Ноябрь
6. «Сад. Фрукты». Развивать мелкую моторику пальцев. Познакомить детей с новым цветом. 1. Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин».
2. «Сушка фруктов». Нани-зывание на проволоку кружков из толстого карто-на с дырочкой посередине.
3. Работа с развивающими блоками.
7. «Ягоды» Развивать мелкую моторику пальцев, учить выкладывать фигуру по контуру. 1. Пальчиковая игра «За ягодами».
2. Игра «Волшебный до-мик». С развивающими блоками.
8. «Дом. Семья» Развивать мелкую моторику пальцев; формировать сенсорное восприятие.
1. Пальчиковая гимнастика «Как у нас семья большая». 2. «Мой дом» Выкладыва-ние из геометрических фи-гур домов различной высо-ты.
9. «Мебель, квартира»
Развитие мелких движений пальцев рук, их двигатель-ной активности. Совершен-ствовать зрительную па-мять. 1. «Мебель для гостиной». Выкладывание из палочек шкафа, дивана.
2. Массаж ребристым ка-рандашом между ладонями
Декабрь
Декабрь.
10. «Зима» Развивать мелкую моторику пальцев. Развивать внимание, логическое мышление.
1. «Построим горку для зверушек из снежных комков» - изготовление снежных комков из бумаги путем ее сжатия и скатывания между ла-донями.
2. «Сказочный домик» (для развития сенсорики).
11. «Зимние забавы»
Упражнять в координации движений с речью. Продол-жать работать над развитием сенсорного восприятия. 1. Хороводная игра «Снеж-ная баба».
2. Игра с пробками «Лыжи».
3. игра с развивающими блоками Дьенеша.
12. «Новый год» Развивать мелкую моторику пальцев. Формировать умение соблюдать ритм при выкладывании фигур.
1. Игра «Наведем порядок». (группировка предметов по признаку).
2. «Бусы на елку» Выкладывание геометрических фигур в определенной последова-тельности.
Январь
14. «Зи-мующие птицы» Развивать мелкую моторику пальцев. Продолжать развивать сенсорное восприятие. 1. Пальчиковая игра «Снегири».
2. «Птица». Составление птиц из геометрических фи-гур.
15. «До-машние жи-вотные»
Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Совершенствовать сенсор-ное восприятие.
1. «Маленький конструк-тор» выкладывание из гео-метрических фигур живот-ных. 2. Пальчиковая игра «На ладошку села кошка».
16. «До-машние птицы»
Развивать мелкую моторику пальцев рук. Формировать умение подбирать предметы по размеру. 1. «Накормим птичек» скомкать бумагу в малень-кие комочки.
2.»Домик для птиц» с ис-пользованием развивающих блоков Дьенаша.
Февраль
17. «Транс-порт»
Развивать зрительно двига-тельную координацию и моторику пальцев рук. Закрепить назначение транспорта. Продолжать учить складывать фигуры из геометрически фигур и блоков. 1. Паравозик – составление паровозика из развивающих блоков Дьенеша.
2. Игра «Машина»
19. «Наша Армия»
Продолжать развивать зри-тельно моторные функции. Развивать сенсорное вос-приятие.
1. Пальчиковая игра «Сол-даты».
2. Игра с разноцветными лентами «Самая длинная, самая короткая».
Март
20. «Мамин праздник»
Развивать мелкую моторику. Учить действовать по словесной инструкции. Продолжать развивать сенсорное восприятие. 1. Сделаем коробку для по-дарка.
2. Бусы для бабушки.
21. «Ком-натные рас-тения»
Продолжить совершенство-вать сенсорное восприятие 1. П \И «На окошке в гор-шочке».
2. Цветик-семицветик. соби-рание цветка
Из геометрических фигур 4 цветов.
22. «Дикие животные» Продолжать работать над сенсорным восприятием. 1. Игра «Зайчик» с исполь-зованием развивающих блоков Дьенеша
2. Дом для геометрических фигур.
Апрель.
23 «Весен-ние цветы» Развивать мелкую моторику рук. Продолжать развивать сенсорное восприятие 1. Упражнение «Мотылек».
2. Выкладывание мозаики из 4 цветов.
24. «Мой город» Совершенствовать сенсор-ное восприятие.
1. «Маленький городок» постройка из кубиков различных размеров и цветов.
2. Пальчиковая гимнастика «Дом гномика».
25. «Прави-ла дорож-ного дви-жения»
Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Продолжать учить прикладывать пластилиновые колбаски по контуру. 1. Пальчиковая гимнастика «Лодочка».
23. Пластилинография: «Светофор».
26. «Рыбы» Продолжать развивать сенсорное восприятие «мягкий, твердый». 1. «Золотая рыбка» игра с использованием развиваю-щих блоков Дьенеша.
2. Пластилинография: Кол-лективная работа «Рыбки в аквариуме».
Май.
27. «Насе-комые» Совершенствовать сенсор-ное восприятие.
Формировать умение работать с пластилином.
1. Пальчиковая игра «Соро-коножка».
2. «Нес однажды муравей» - игра с использованием развивающих блоков.
3. Пластилинография: «Гу-сеница».
28. «Бабоч-ки» Развивать мелкую моторику рук. Продолжать совершенствовать сенсорное восприятие. 1. Пальчиковая игра «Бабочка».
2. Выкладывание мозаики из 5 цветов.
29. «Лето» Продолжать работать над развитием сенсорики. Со-вершенствовать память, внимание, логическое мыш-ление. 1. Пальчиковая игра «Пче-лы».
3. Коллективная работа из блоков «Летний лес»
30. Диагно-стика Обследование сенсорного восприятия.