Светлана Клименко
Программа кружка во второй младшей группе «Бумажные сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа кружка «Бумажные сказки»
Актуальность:
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский.
Публикация «Программа кружка во второй младшей группе „Бумажные сказки“» размещена в разделах
- Бумагопластика. Программы по конструированию из бумаги
- Поделки из бумаги
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Сценарии по сказкам
- Темочки
Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности. Говоря о способностях, Т. С. Комарова выделила следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе представления воображение, ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе с разными материалами.
Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является – работа с бумагой.
Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, ватные диски, бумажные салфетки, фантики от конфет и т. д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям младшего дошкольного возраста быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами
Аппликация (техника бумажная пластика) – это синтез разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, конструирования из бумаги. Изображения в бумажной пластике выполняются в полуобъемном варианте, все части и детали наклеиваются на картон, который служит цветовым фоном, что позволяет детям создавать яркие индивидуальные и коллективные композиции.
Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.
Цель: формировать умение детей использовать различные аппликативные способы для создания выразительного образа сказочного персонажа или сюжета.
Задачи работы:
-учить детей составлять декоративный узор из различных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной или тканевой основе различной формы;
- учить детей составлять изображения предмета из отдельных частей; изображать сюжет;
-познакомить детей с различными техниками получения деталей для аппликации из разных материалов: вырезание, обрывание, плетение; а также техникой приклеивания;
-формировать чувства цвета и их оттенки, овладевать умениями, составлять гармоничные цветовые сочетания;
-формировать чувство формы, пропорций, композиции;
- учить детей составлять изображение предмета (сюжета) используя технику оригами;
-развивать зрительно – моторную координацию;
-развивать интерес, эмоционально положительное отношение к элементарным действиям с бумагой, стремление самостоятельно их выполнять;
-развивать эстетическое восприятие и чувства: узнавать полученное изображение, любоваться, радоваться “вслед” за взрослыми.
-воспитывать интерес к отражению сказок в декоративно-прикладном творчестве.
Возраст: 3 – 4 года. 2я младшая группа
Период проведения: 1 раз в неделю в течение 8 месяцев (октябрь - май). Занятия проводятся во второй половине дня.
Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры (по сюжету сказки, персонажи (игрушки и куклы из различных театров, изображения того или иного персонажа, который обыгрывается).
Тематическое планирование кружка «Бумажные сказки»
тема - задачи - материал
Октябрь
«Осень»
Учить детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы, приклеивать кусочки бумаги к картону, создавать изображение листопада, продолжать знакомство с «тёплыми» цветами (жёлтый, оранжевый, красный).
Двусторонняя бумага ярких цветов (жёлтый, оранжевый, красный, 1/2 альбомного листа с изображением дерева без листьев, клей, кисти, салфетки.
Ск. «Репка»
«Дождик для репки» Учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон. Учить детей пространственному освоению листа.
1/2 белого картона с изображением репки, цветная бумага (оттенки синего) клей, кисти, салфетки
«Колобок» Закреплять умение детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон, занимая всю площадь картона.
Картон круглой формы, желтая бумага, кисти, клей.
«Теремок»
Учить детей составлять предмет из нескольких деталей разной формы и размера (квадратов, треугольников). Правильно располагать предмет на панно (в виде домика). Аккуратно пользоваться клеем, намазывать всю форму.
Половина листа, заготовки квадратной и треугольной формы, клей, кисти
Ноябрь
«Рябина»
Учить детей скатывать маленькие комочки из бумаги, приклеивать на картон, создавая гроздь рябины
Лист с изображением ветки рябины, бумага красного цвета, клей, кисти, салфетки
Ск. «Маша и медведь»
«Корзина с пирожками» Учить мять бумагу, скатывать из неё комочки, обмакивая в клей приклеивать их к картону, аккуратно работать с клеем.
1/2 альбомного листа с изображением корзинки, кусочки бумаги коричневого и желтого цвета
«Кошкин дом»
Учить детей применять технику оригами в аппликации, учить детей аккуратно складывать листы в нужном направлении Квадратные листы на каждого ребенка, схемы
«Волк и семеро козлят» Учить детей выполнять объемную аппликацию, подкладывая вату под склеиваемые элементы
Контурное изображение волка, вата, круги серого цвета, карандаши
Декабрь
Ск. «Курочка Ряба»
«Гнездо для курочки» Учить детей выполнять аппликацию в смешанной технике (отрывать полоски, мять и приклеивать).
Картон круглой формы, бумага разных цветов, нитки, клей.
«Гуси - лебеди»
Учить детей использовать полоски бумаги в работе, наклеивая их в определенном месте (крылья птиц)
Полоски бумаги белого и серого цвета, половина картона с изображением птицы без крыльев.
В. Бианки «Лис и мышонок»
Закреплять умение детей выполнять фигуры животных в технике оригами (мышонок)
Квадратные листы бумаги белого и серого цвета
«Кот, петух и лиса»
Учить детей новой технике использования полос бумаги – мять только в одном направлении, добиваясь жгутов из бумаги
Изображение петуха без хвоста, полоски бумаги разных цветов.
Январь
Ск. «Снегурушка и лиса» «Снегопад»
Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки различного размера и формы, аккуратно приклеивать на основу (на крону деревьев, на землю)
Листы с изображением деревьев на голубом фоне, листы белой бумаги
«Кисонька- мурысенька»
«Хвост для кисоньки» Закреплять умение детей формировать комки из салфеток и приклеивать их в заданном месте
Листы с изображением кошки без хвоста, салфетки
Ск. «У страха глаза велики»
«Сугроб для зайки» Закреплять умение детей использовать в аппликации салфетки, скатывать из них шарики и приклеивать на лист
Лист А4 голубого цвета с изображением зайца, салфетки белые, клей, кисти
Февраль
В. Сутеев «Под грибом»
Учить детей выполнять объемную аппликацию.
Лист А5, заготовки треугольной и прямоугольной формы, кисти, клей
«Зимовье зверей»
Продолжать учить детей выполнять объемную аппликацию, склеивать детали в нужном направлении
Лист картона размера А5, полоски бумаги коричневого цвета, треугольники черного цвета.
Ск. «Три медведя» «Миска с кашей» Закреплять умение детей использовать салфетки для аппликации, скатывать из них шарики и приклеивать к бумажной тарелке.
Бумажные тарелки, салфетки желтого цвета, клей, кисти
«Заюшкина избушка»
Продолжать учить детей складывать листы бумаги по заданным направлениям (оригами)
Квадрат двусторонней бумаги оранжевого цвета, схемы, карандаши
Март
В. Сутеев «Мешок яблок»
Закреплять умение детей использовать готовые формы в работе. Воспитывать аккуратность при работе с клеем.
Контурное изображение мешка на картоне коричневого цвета, круги желтого и красного цветов
«Бычок, черный бочок, белые копытца»
Закреплять умение детей отрывать листы бумаги разного размера и размещать их на листе в соответствии с контуром
Лист картона с силуэтным изображением быка, листы черной бумаги, клей, кисти
З. Александрова «Мой Мишка»
Продолжать учить детей наклеивать готовые формы на лист, определяя их местоположение
Лист А5 с контурным изображением медведя, рубашка, штанишки и карман из цветной бумаги, кисти, клей
«Заяц - хваста»
Учить детей использовать смешанную технику в работе (использование ватных дисков и бумаги)
Лист бумаги А5 голубого цвета, ватные диски, вырезанные ушки для зайца
Апрель
К. Чуковский «Муха - цокотуха» «Самовар»
Учить детей выполнять новую технику в аппликации: наклеивать полоски бумаги встык, а сверху приклеивать контурное изображение самовара
Лист А5 белого цвета, полоски бумаги разных цветов, лист А5 с прорезанным изображением самовара, кисти, клей
Ск. «Лиса и журавль»
«Кувшин с кашей» Закреплять умение детей отрывать листы бумаги и формировать из них шарики, намазывать клеем и приклеивать к форме
Контурное изображение кувшина, двусторонняя бумага желтого цвета, кисти, клей
Л. Воронкова «Маша - растеряша»
«Платочек для Маши» Учить детей новой технике работы с бумагой - плетение. Учить вплетать ленту в основу, проводя ленту над и под полоской.
Квадрартные листы бумаги с прорезями, ленты разных цветов
«Петушок и бобовое зернышко» коллективная работа
Закреплять умение детей отрывать от листов бумаги куски нужного размера. Воспитывать умение работать вместе.
Большое изображение петуха, цветная бумага различных оттенков, кисти, клей
Май
В. Сутеев «Бегемот, который боялся прививок»
Закреплять умение детей использовать объемную технику, подкладывая вату под склеиваемые элементы.
Контурное изображение бегемота серого цвета, вата, круги серого цвета, кисти, клей
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
«Платочек для Аленушки» Закреплять умение детей распределять наклеиваемые элементы на листе бумаги, развивать фантазию при самостоятельном определении узора
Разноцветные листы бумаги квадратной формы, круги и квадраты, клей, кисти
С. Капутикян «Маша обедает» «Тарелочка для Маши»
Продолжать учить детей наклеивать элементы работы, украшать тарелочку с помощью готовых форм
Бумажные тарелки, различные геометрические формы, клей, кисти
«Лисица – сестрица и серый волк»
Закреплять умение детей складывать бумагу, добиваясь схожести с персонажем сказки (волк оригами, дорисовывать детали (глаза, нос)
Лист двусторонней бумаги серого цвета, схемы, карандаши
Литература.
1. И. В. Новикова «Объемная аппликация в детском саду»
2. С. А. Новицкая «Поделки из бумаги. Совместное творчество педагога и дошкольника»
3. З. А. Богатеева «Занятия аппликацией в детском саду»
4. Н. Б. Рябко «Занятия по изобразительной деятельности дошкольника. Бумажная пластика»
5. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»
6. Материалы из сети Интернет