Лучший педагог года

Программа кружка по профилактике нарушений звукопроизношения у дошкольников

Кургина Марина
Программа кружка по профилактике нарушений звукопроизношения у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – является важным периодом в становлении личности ребенка. Сформированная чистая и правильная речь способствует приобретению навыков общения и учит строить отношения с окружающими. В норме развитие и овладение звуковым строем языка у дошкольников заканчивается к 5 годам. В силу ряда причин этот процесс, иногда, затягивается. В старших группах часто наблюдаются дети, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Опасаясь насмешек, дети начинают стесняться своих ошибок, избегают общения со сверстниками. Часто речевые нарушения влекут за собой отставание в психологическом развитии. Все нарушения в развитии речи требуют специальной логопедической помощи. И чем раньше будет начата коррекционная работа, тем она эффективнее. Занятия в кружке облегчает подготовку к основным занятиям по коррекции звукопроизношения, включают механизмы самокоррекции.

Публикация «Программа кружка по профилактике нарушений звукопроизношения у дошкольников» размещена в разделах

Для формирования правильного звукопроизношения необходимо выполнять специальные упражнения для органов и мышц лица, ротовой полости - артикуляционную гимнастику. Она представляет собой совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи. Метод воспитания звукопроизношения путем артикуляционной гимнастики признан известными теоретиками и практиками логопедии.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии.

Характеристика возрастных особенностей речевого развития детей

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ:

- предложно-падежные формы имен существительных единственного и множественного числа;

- изменение имен прилагательных по падежам, числам и родам;

- правильное употребление глагольных форм, наречий;

- употребляются предлоги в самых разнообразных значениях;

- появляются предложения с однородными обстоятельствами.

СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС:

- увеличивается количество местоимений, наречий, предлогов, союзов, так как дети употребляют в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;

- осваивают классификацию предметов (слова-обобщения);

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ:

- у большинства детей звуки уже введены в речь, и наблюдается только некоторое смешение звуков Л и Р, С и Ш в многосложных словах, если в одном слове находятся оба парных звука (лаборатория, шерстяной).

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА:

- узнавание звука в слове;

- подбор слов с заданным звуком;

- различают слова, отличающиеся одной фонемой (палка — балка, мишка — мышка).

ИНТОНАЦИЯ, ВЫСОТА, СИЛА ГОЛОСА:

- улавливают в речи взрослых различные интонационные средства выразительности и подражают им, пересказывая сказку;

- произвольно могут менять высоту, силу голоса с учетом содержания рассказа;

- умеют говорить шепотом.

Целью работы кружка является создание благоприятных условий для совершенствования звукопроизношения у детей 5-6 лет дошкольного возраста.

Задачами является:

1. Развитие мелкой моторики пальцев рук и кистей;

(уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук).

Если движения пальцев, развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому, тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

2. Формирование правильного речевого дыхания;

Известно, что важной составляющей речи является дыхание. Речевое дыхание отличается от жизненного тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование.

3. Развитие фонематического слуха.

Основой для понимания смысла сказанного является фонематический слух. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно. Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения вообще.

4. Формирование умения регулировать силу голоса.

5. Формирование правильного звукопроизношения.

6. Расширение словарного запаса.

7. Формирование связной речи.

8. Воспитание культуры речевого общения.

Периодичность занятий: 2 раза в неделю.

Количество занятий: 57 (7 месяцев, октябрь - апрель)

Продолжительность занятия: 30 минут

Форма проведения: фронтальное занятие

Количество детей в группе: 8 – 10 человек

На занятии используются различные методы и приёмы.

Содержание рабочей программы предусматривает интегрированные подходы видов деятельности в организации коррекционно-педагогического процесса, взаимодействие ребёнка с окружающей средой, поэтапную практическую и продуктивную деятельность по достижению поставленной цели в работе с детьми-логопатами. В работе используются как традиционные, так и нетрадиционные методы: артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, массаж и самомассаж, гимнастика для глаз, Су - Джок - терапия.

Учитывается интеграция следующих областей: коммуникация, социализация, познание, чтение художественной литературы, здоровье, художественной творчество.

1. Коммуникация – обогащение словаря, звуковая культура речи, развитие умения поддерживать диалог

2. Познание – беседы, дидактические игры, совершенствование смысла понимания пространственных отношений.

3. Художественная литература – используются произведения познавательной направленности (стихи, потешки, сказки)

4. Музыка – используются музыкальные произведения Железновых для логоритмических упражнений, песни для упражнений, игр.

5. Социализация – приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми

6. Здоровье – укрепление мышц артикуляционного аппарата через специальные упражнения, физминутки, самосассаж. для укрепления физического здоровья детей

7. Художественное творчество – развитие продуктивной деятельности детей (лепка, рисование, конструирование, как небольшой элемент занятия)

Данная программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области правильного дыхания, развития пальчиковой и общей моторики, обеспечивающей двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников.

Каждое занятие включает в себя следующие элементы:

1. Артикуляционная гимнастика

2. Упражнения и задания на развитие мелкой моторики (биоэнергопластику, пальчиковые игры, самомассаж кистей и пальцев рук шишками, шариками Су-Джок, массажными ёжиками и т. д, песочная терапия и др.)

3. Упражнения, направленные на формирование правильного (диафрагмального) дыхания, фонопедические упражнения.

4. Физминутка

5. Упражнения на развитие слухового восприятия, фонематических процессов, внимания, памяти.

6. Лексико-грамматические упражнения и упражнения для формирования связной речи.

7. Дидактические игры на развитие фонематических представлений

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Специально разработанные занятия в кружке у дошкольников приводят к крупным сдвигам в речевом и общем умственном их развитии. У детей формируется следующие результаты:

1. Повышается культура речи, развивается связанная речь, расширяется речевое общение, что способствует развитию личности ребенка, раскрытию его творческого потенциала;

2. Повышаются точность, связность и выразительность речи. Ребёнок начинает уместно употреблять средства художественной выразительности в собственном словесном творчестве (при сочинении сказок, загадок, рассказов, стихов). Вместе с тем уточнение средств формирования и выражения мысли становится важным стимулом развития высших речевых форм его мышления.

3. Дети успешно обучаются и усваивают программу обучения родному языку, как в отношении лингвистических знаний, так и в отношении развития речи - устной и письменной.

В результате изучения данного курса дошкольники смогут:

- проводить анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию предметов;

- ориентироваться в пространстве;

- правильно пользоваться письменными принадлежностями;

- знать новые слова, обогатить, закрепить, уточнить свой словарь;

- уметь составлять рассказ, отбирая наиболее важные факты;

- подбирать слова для описания предмета с целью выделения определенных качеств;

- уловить наиболее яркие примеры образности языка;

- выразительно пересказывать текст, без помощи вопросов педагога;

- подбирать определения (прилагательные, называть действия (глаголы);

– умения делить слова на слоги; выделять в слове звуки, определять место звука в слове;

-давать характеристику звуку; свободно пользоваться и самим составлять звуковые схемы слов;

-совершенствование умений звукобуквенного анализа слов, постановки ударения в словах, различения ударных и безударных слогов;

- расширение понятий о предложении, составление предложения из двух-четырех слов; составление рассказа с заданным количеством предложений, составление рассказа по серии картин, умение строить предложения разных видов;

- развитие читательских умений, знание пословиц, поговорок, скороговорок; умение разгадывать ребусы, кроссворды.

Публикации по теме:

Конспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группыКонспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группы Подготовила: Будникова Т. В. Образовательная область: физическое развитие (совместное проведение занятия логопедом и учителем физ. культуры).

Многофункциональное оборудование по профилактике нарушений ОДА «Разноцветная лесенка»Многофункциональное оборудование по профилактике нарушений ОДА «Разноцветная лесенка» Авторское многофункциональное оборудование по профилактике нарушений ОДА «Разноцветная лесенка» изготовлено родителями воспитанника нашего.

Программа кружка художественно-эстетической направленности для дошкольников. Творческая лаборатория «Наши руки не для скуки»Программа кружка художественно-эстетической направленности для дошкольников. Творческая лаборатория «Наши руки не для скуки» Занятия по изобразительному искусству предоставляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Встреча.

Программа кружка по вышиванию «Волшебная иголочка» .

Программа кружка «Танцевальный калейдоскоп»Программа кружка «Танцевальный калейдоскоп» Программа кружка "Танцевальный калейдоскоп" Основные характеристики программы Пояснительная записка. Детский танцевальный коллектив.

Программа кружка «Волшебная тестопластика»Программа кружка «Волшебная тестопластика» Пояснительная записка Ученые, которые изучают развитие детской речи, утверждают, что движение пальчиков рук очень тесно связано с речевой.

Рабочая программа кружка «Я — пешеход» Рабочая программа кружка «Я - пешеход» Пояснительная записка Программа кружка «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста. Направленность.

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности Пояснительная записка Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего,.

Рабочая программа по преодолению нарушения звукопроизношения у учащихся 1–4 классов Содержание 1. Пояснительная записка 2. Общая характеристика учебного предмета, курса 3. Описание места учебного предмета, курса в учебном.

Развивающее пособие по профилактике нарушений ОДА у детей «Веселые картинки»Развивающее пособие по профилактике нарушений ОДА у детей «Веселые картинки» Добрый день, уважаемые коллеги! В настоящее время одной из актуальных проблем детей дошкольного возраста является нарушение у детей осанки,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа кружка по профилактике нарушений звукопроизношения у дошкольников
Опубликовано: 19 июня 2023 в 17:44
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа кружка по профилактике нарушений звукопроизношения у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Кургина Марина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД