Юлия Крымова
Программа «Круг общения» как средство развития коммуникативно-речевых навыков дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Программа «Круг общения» предназначена для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Цель Программы: создание психолого-педагогических условий для развития речевого общения и коммуникативно-речевых навыков у старших дошкольников с ОНР и воспитания гармоничной личности.
Задачи Программы:
1. Обучать детей правильной коммуникации совместно с взрослыми и сверстниками, способствуя преодолению личностных коммуникативных трудностей.
2. Способствовать формированию у детей диалогических коммуникативных умений, овладению вербальными и невербальными средствами общения.
3. Поощрять стремление детей обсуждать увиденное, рассказывать о своих впечатлениях, переживаниях, основываясь на личном опыте.
4. Учить осознавать и называть эмоциональные состояния свои и партнеров по общению, помогать справляться с негативными эмоциональными состояниями.
5. Осуществлять закрепление полученных на логопедических занятиях речевых навыков (формирование правильного произношения, усвоение лексических и грамматических средств языка, развитие навыков связного монологического и диалогического высказывания).
Программа построена на основе личностно-ориентированного подхода к развитию ребенка, понимании единства всех сфер его жизнедеятельности, включая разные виды детской деятельности: коммуникативную, речевую, игровую, художественную и пр., поэтому ее реализация органично интегрирует все образовательные области ФГОС ДО.
Программа рассчитана на работу педагога-психолога с детьми с ОНР в течение 2-х лет – всего времени пребывания в группе компенсирующей направленности.
Цель и задачи Программы реализуются посредством отбора определенного содержания, включающего тематический, технологический (технология «В Круге») и диагностический инструментарий. Последний позволяет проанализировать эффективность Программы на основе сравнения данных первичной и итоговой диагностики с постоянным мониторингом в течение двух лет пребывания детей в группе. Имеются критерии оценки достижения планируемых результатов по развитию речевого общения детей и соответствующие и уровни (высокий, средний, низкий).
В соответствии с задачами Программы для достижения эффекта организуется сотрудничество всех субъектов образовательного процесса: детей, педагогов (воспитатели и учитель-логопед, родителей. Вследствие этого необходимо повышение психолого-педагогической компетентности взрослых, развитие у них включенности в процесс поддержки своего ребенка в процессе освоения законов правильного межличностного общения и разрешения трудных ситуаций речевого общения.
Содержание Программы реализуется в три этапа, определяющие соответственно и структуру программы:
I. этап – создание в группе культурно-речевой среды, определение комплекса адекватных технологий и речевых стратегий для общения детей в Круге, налаживание сотрудничества с семьями воспитанников; диагностика уровня коммуникации у детей;
II этап – реализация перспективного плана работы с детьми с использованием технологии «В Круге» для накопления опыта общения в кругу; побуждение детей к активному общению с взрослыми и сверстниками, определение методов и приемов стимуляции коммуникативного взаимодействия;
III этап – совершенствование у детей коммуникативно-речевых умений на основе использования технологии «В Круге», воспитание доброжелательности, доверия, интереса к сверстникам и потребности в ежедневных контактах в группе; итоговая диагностика развития коммуникативно-речевых навыков.
На первом этапе используются методы психологического изучения личности детей (анкетирование, тестирование и т. п., соотнесение данных с результатами логопедической диагностики. Дополнительная информация о ребёнке поступает от родителей (анамнестические сведения, управляемое сочинение «Мой ребёнок»). Посредством наблюдения спонтанного общения детей в группе определяется качество и уровень коммуникативно-речевых навыков, коммуникативный и социальный статус каждого ребёнка.
Диагностические данные позволяют выявить способы взаимодействия с тем или иным ребенком в Круге; методы индивидуализации; степень вовлечения родителей в работу с ним.
На втором этапе осуществляется содержание учебно-тематического плана в форме тематических бесед в Круге (1 раз в неделю). В основе бесед с дошкольниками используется технология «В Круге», методы развивающего диалога, также вспомогательные методы: наглядные (рассматривание игрушек, предметов, картинок, схем, фото, рисунков и пиктограмм для обозначения эмоций, проективные (рисунки, совместное изготовление поделок, коллажей, практические (телесно-ориентированные упражнения, психогимнастические этюды, релаксационные минутки и упражнения).
На этом же этапе идет работа с родителями: плановая (реализация календарно-тематического плана) и внеплановая (консультирование по запросам родителей, воспитателей, педагога-психолога).
Третий этап предполагает повторное использование диагностических методов, сравнение результатов с первоначальными данными и определение эффективности проведенной работы по Программе. Сбор данных, подтверждающих эффективность проделанной работы, включает анализ анкетирования родителей, их устных и письменных отзывов, а также консультативной работы (индивидуальной и групповой).
Каждый этап реализуется в течение каждого учебного года.
Развивающая психолого-педагогическая программа «Круг общения» рассчитана на 2 учебных года, содержит в каждом по 20 занятий (всего 40, в структуру которых входят вводные и диагностические занятия. Введение в круг направлено на сплочение детей, освоение правил общения, создание ситуации взаимопонимания, принятия и сотрудничество.
Занятия проводятся 2 раза в месяц в со всей группой детей. Продолжительность занятий от 25 минут в старшей до 35 минут в подготовительной группе с учетом психофизиологии детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи.
Занятия проводятся в групповой форме, для более эффективной работы и поддержки некоторых детей используется индивидуальная форма работы (при необходимости повторного закрепления и глубокой проработки цели и задач занятия, если ребенок пропустил занятия или был в их процессе неуспешен).
Анализ результатов. Установлено, что организация развивающей работы по коммуникативному и речевому развитию детей с использованием технологии «В Круге» при условии сотрудничества педагога-психолога, педагогов группы и с родителей воспитанников способствует совершенствованию навыков речевого общения и коммуникативного взаимодействия и развитию личности каждого ребёнка.