Валентина Харина
Программа краткосрочной образовательной практики «Игрушка — осьминог» для детей с ТНР 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Программа краткосрочной образовательной практики
«Игрушка - Осьминог» (для детей с ТНР, возраст 5 - 7 лет)
Составитель: Харина Валентина Юрьевна, воспитатель высшей категории
Программа краткосрочной образовательной практики
технической направленности
Аннотация для родителей: формировать представление о статическом электричестве и его свойствах.
Публикация «Программа краткосрочной образовательной практики „Игрушка — осьминог“ для детей с ТНР 5–7 лет» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Краткосрочная образовательная практика. КОП в детском саду
- Осьминоги и осьминожки
- Осьминожки. Игры, дидактические пособия
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Цель: научить детей изготавливать научные игрушки своими руками для проведения опытов со статическим электричеством.
Количество часов: одно занятие длительностью 30 минут.
Максимальное количество участников: 10 человек.
Используемые материалы и оборудование для проведения краткосрочной образовательной практики, в том числе технической направленности:
Вариант 1.
а) Картонный цилиндр от рулончика туалетной бумаги;
б) Полиэтиленовый пакет;
в) Скотч
г) Цветная бумага и бегающие глазки на клейкой основе для украшения (в упрощенной форме - краски или фломастеры для раскрашивания игрушки).
Вариант 2.
а) Газета;
б) Ножницы;
в) Шерстяной шарф;
г) Клей карандаш.
Предполагаемый результат: изготовление игрушки «Осьминог» и проведения опыта со статическим электричеством.
Тематический план занятия «Осьминог»
Задачи: 1) знакомство детей с понятием «статистическое электричество»; 2) проведение эксперимента с познавательным и увлекательным опытом. Деятельность педагогов: Шаг 1 - показ презентации «Кто такой осьминог?». Шаг 2 - беседа о понятии «статистическое электричество». Шаг 3 - словесный переход к показу в практической деятельности («. Осьминог совсем не простой! Если несколько раз погладить его щупальца (а еще лучше
потереть их о шерстяную одежду, шарф или ковер, то он оживает! Щупальца его начинают шевелиться и топорщиться в стороны, но как только внутрь попытаешься засунуть руку - он ловит ее, забавно обхватывая своими "ножками". Не верите? Тогда попробуйте сделать такого осьминога сами!»).
Деятельность детей: а) Просмотр презентации "Осьминог";
б) Изготовление осьминога:
1. Вырезаем на верхней половине картонного цилиндра голову осьминога;
2. Обклеиваем цветной бумагой (или раскрашиваем);
3. Из полиэтиленового пакета вырезаем прямоугольник 16х20 см;
4. По длинной стороне делаем надрезы вдоль на расстоянии примерно 1-1,5 см, не дорезая до самого конца;
5. С помощью скотча наклеиваем полиэтиленовые полоски вокруг нижней стороны "тела" осьминога.
Планируемый результат: каждый ребенок освоил принцип работы и сконструировал данную модель осьминога: из газеты отрезал полоску и нарезал 8 полосок - щупалец. Дети провели эксперимент: хорошенько погладили осьминога шерстяным шарфом. Наэлектризованного осьминога подняли и скрутили в кольцо, склеили стороны. Щупальца растопырились в стороны из-за статического электричества. Если засунуть руку внутрь колокола, щупальца немедленно ее схватят.
План и ход занятия
Дети вместе с воспитателем и логопедом проходят в группу.
Логопед показывает детям плей кейс, заинтересовывает их:
- Посмотрите, какую интересную книжку с играми мы для вас изготовили. Хотите в неё заглянуть? (дети: да, хотим) Что здесь нарисовано? (дети: кораблик) Как вы думаете, куда он плывёт? Куда ведёт эта морская дорожка? (дети: на остров)
- Кто хочет отправиться в морское путешествие, поднимайтесь на борт корабля и держитесь за поручни (логопед и дети встают за спинку стульчиков). Морской ветерок весело дует Ш – Ш – Ш и несёт наш кораблик по волнам.
Логопед: Ребята, следите за маршрутом и помогайте ветерку. Глубокий вдох через нос и выдох через рот (дети следят глазами за стрелочками и произносят Ш – Ш – Ш на одном выдохе).
Логопед: Как быстро мы доплыли до острова. Может, посмотрим следующую страницу нашей удивительной книги? (дети: да, посмотрим). Кого вы там видите? (дети: это капитан корабля). Что он делает? (дети: смотрит в бинокль/подзорную трубу). Мне было бы интересно узнать, что он видит, а вам? (дети: нам интересно узнать, что он разглядывает). Тогда берем в руки бинокль и смотрим вдаль (дети по показу логопеда складывают из пальцев рук бинокль и смотрят на экран).
Логопед: Что вы видите? (дети: камень, водоросли, ракушка.). По щелчку компьютерной мышки появляются картинки - предметы на морском дне. Последней появляется картинка осьминога. Раздаётся голос осьминога в формате аудиозаписи (используем загадку про осьминога из любых источников).
Воспитатель: Ребята вы, наверное, догадались, кто это с нами разговаривает? Правильно, осьминог. Ребята, а вы знаете, кто такие осьминоги? (Ответы детей.)
Воспитатель: Узнать побольше о жизни осьминога нам поможет фильм. Присаживайтесь на стулья и внимание на экран (показ видеоролика про осьминогов из любых источников, примерное время - 3 минуты). После фильма проводится беседа с детьми по содержанию ролика.
Воспитатель: Правильно, осьминоги живут у самого дна, скрываясь между камнями или в подводных пещерах. Ребята, а что вы узнали ещё про осьминога? (Дети высказывают свои предположения: осьминог – хищник, питается ракообразными и мелкими рыбками, у него восемь ног, в случае опасности он пускает «чернила» и т. д.)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему это животное так называется? (ответы детей).
Воспитатель: Осьминог получил своё название по количеству ног. Их ровно восемь. Когда-то очень-очень давно число восемь, ребята, называли по-другому – «осемь», поэтому люди стали называть это удивительное животное «осьминог».
Воспитатель: Вам понравилось это животное? (Ответы детей).
Воспитатель: Да, интересное животное – осьминог! А у меня для вас есть сюрприз. Предлагаю вам посмотреть вот такой чудесный опыт (воспитатель показывает опыт со статическим электричеством: из газеты отрезали полоску и нарезали 8 полосок - щупалец).
Воспитатель: Осьминог совсем не простой! Если несколько раз погладить его щупальца (а еще лучше потереть их о шерстяную одежду, шарф или ковер, то он оживает! Щупальца его начинают шевелиться и топорщиться в стороны, но как только внутрь попытаешься засунуть руку - он ловит ее, забавно обхватывая своими ножками. Не верите? Тогда попробуйте сделать такого осьминога сами!
Воспитатель: Подходите к столу с прямоугольниками, выбирайте цвет вашего будущего осьминога и рассаживайтесь за столы. У каждого из вас на столе приготовлены заготовки - детали для осьминожек. Я покажу, как его сделать (Возможно, взять уже заранее сделанные заготовки).
На ленточном столе лежит цветной картон прямоугольной формы, с прорисованной головой и туловищем осьминога. Дети по желанию выбирают любой цвет и садятся на свои места. На столах у них подносы с бегающими глазками и красным ртом для осьминога, ножницы, клей – карандаш, клеенка, салфетка.
Логопед, перед тем как начать делать поделку, проводит пальчиковую гимнастику (или предлагает посчитать осьминогов или их щупальца).
Ход работы:
1. Вырезаем на верхней половине картонного цилиндра голову осьминога.
2. Обклеиваем его цветной бумагой (или раскрашиваем).
3. Из полиэтиленового пакета вырезаем прямоугольник 16х20 см.
4. По длинной стороне делаем надрезы вдоль на расстоянии примерно 1-1,5 см, не дорезая до самого конца.
5. С помощью скотча (клея) наклеиваем полиэтиленовые полоски вокруг нижней стороны тела осьминога.
Воспитатель выполняет совместно с детьми поделку, затем они совместно проводят опыт со статическим электричеством.
Воспитатель: Хорошенько погладили осьминога шерстяным шарфом. Наэлектризованного осьминога подняли и прогладили рукой. Щупальца растопырились в стороны из-за статического электричества. Если засунуть руку внутрь колокола, щупальца немедленно ее схватит.
Воспитатель: Вам понравилось? Это вам ничего не напомнило? (Ответы детей. Воспитатель вместе с детьми вспоминают опыты со статическим электричеством «С расческой, волосами и кусочком бумажки», «Воздушный шарик об волосы»).
Воспитатель: Да, ребята, сегодня мы с вами провели еще один опыт со статическим электричеством и изготовили научную игрушку, с которой вы сможете проводить опыты и удивлять своих родителей дома. Вы молодцы!
Логопед: Ну, а нам пора возвращаться на корабль. Капитан уже заждался нас. Попутного ветра! Повтор упражнения со звуком Ш-Ш-Ш-Ш.
Воспитатель: За то, что вы такие отважные и любознательные путешественники, и не побоялись отправиться в гости к осьминогу, мы приготовили для вас в подарок морские камушки, с которыми тоже можно будет провести увлекательные опыты! Новых вам интересных открытий, ребята!