Ольга Махова
Проект по теме «Культурные практики по развитию общения и взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками детей 2–4 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
На всех этапах исторического развития человечества ценились и были достойны восхищения люди, имеющие богатый словарный запас, хорошо развитую речь, умеющие свободно общаться. Проблема коммуникации в настоящее время занимает одно из ведущих мест в исследованиях философов, социологов, педагогов и психологов.
Формирование коммуникативных умений - важное условие развития человека. От того, как сложатся отношения ребенка в первом в его жизни коллективе, то есть группе детского сада, во многом зависит его дальнейшее социальное и личностное развитие.
Публикация «Проект по теме „Культурные практики по развитию общения и взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками детей 2–4 лет“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Речевой этикет, культура общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2023
Ребенок, не прошедший «школы» общения со сверстниками, выпадает из устоявшейся детской культурной среды с ее неписаными законами и правилами. Он не умеет говорить со сверстниками на их языке и, естественно, отторгается ими. С возрастом это вызывает дополнительные расстройства в поведении и характере. Ребенок проявляет свою неудовлетворенность в общении, раздражаясь, становясь агрессивным. При этом он может скрывать свое смятение под маской бравады, демонстративного шутовства, или уйти в себя, замкнуться. Социальная некомпетентность оборачивается серьезными расстройствами психики и проблемами в жизни.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач развития у дошкольников самостоятельности и творчества. В основу реализации задач ФГОС ДО положены культурологический, деятельностный и личностно-ориентированный подходы.
Культурологический подход определяет воспитание как способ приобщения ребенка к ценностям мировой и национальной культуры, развития его творческих способностей и наклонностей, защиту его прав и здоровья. Условием реализации культурологического подхода в педагогике является диалог культур – личностной культуры ребенка и педагогической культуры воспитателя, специалиста.
В ходе культурной практики дети проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, пытаются самостоятельно придумывать объяснения на возникающие вопросы. Дети учатся принимать собственные решения, опираясь на свои знания, умений в различных видах деятельности, они помогают детям самообучаться, развиваться и уметь находить ответы на все возникающие вопросы, тем самым помогают подготавливать наших детей к взрослой жизни. И, самое главное, дети хорошо овладевают устной речью, могут выражать свои мысли и желания. Таким образом, с помощью культурных практик мы реализуем целевые ориентиры на этапе завершения ФГОС ДО.
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети - эмоциями. Познавательная активность ребенка 2-4 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Сенсорное воспитание влияет на:
• Умственное развитие;
• Эмоции;
• Развитие самостоятельности;
• Развитие отношения к окружающему.
Формирование сенсорных эталонов: • Цвет • Форма • Величина
Задачи сенсорного развития детей раннего возраста:
• Развивать цветоразличение, умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;
• Формировать у детей зрительные способы обследования предметов;
• Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет;
• Развивать познавательные процессы;
• Развивать мелкую моторику.
В данном проекте представлена система работы, помогающая развивать познавательную сферу ребенка раннего возраста, так как в раннем возрасте усвоение новых знаний в творческой развивающей игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях.
Проект актуален, так как его реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности, повысить уровень компетентности родителей по сенсорному воспитанию детей раннего возраста.
Объект проекта: воспитанники МБДОУ «Детский сад № 121» 2-4 лет, их сенсорные и коммуникационные навыки, формируемые через культурную практику – творческие развивающие игры
Предмет проекта: творческие развивающие игры для детей 2-3лет.
Цель проекта: Создание условий для организации работы, направленной на повышение уровня сенсорного и коммуникативного развития детей раннего возраста
Задачи проекта:
1. Создать спокойную игровую среду для организации творческих развивающих игр по сенсорному развитию детей;
2. Разработать методическое сопровождение к организации игр по сенсорному воспитанию детей раннего возраста;
3. Приобщить родителей (законных представителей) к организации творческих развивающих игр, в семье и в детском саду.
4. Развивать общение и диалогическую речь взрослого с ребенком и сверстниками, через творческие развивающие игры.
Паспорт проекта: Проект по развитию общения и взаимодействия детей со взрослым и сверстником предназначен для детей раннего возраста и реализован в МБДОУ «Детский сад № 121»,городе Нижний Новгород.
Тип проекта - познавательный, исследовательский, творческий.
По числу участников – групповой.
По времени проведения – долгосрочный (с сентября 2021г. по май 2021 г.).
По характеру контактов – в контакте с семьёй.
Участники проекта: воспитатель, дети 2-й младшей группы № 5 «Пчелка», родители (законные представители)
Предполагаемые результаты:
• Разработка системы сенсорного развития детей раннего возраста;
• Дети могут получить представления о форме, величине, цвете предметов через творческие развивающие игры и общение со взрослым;
•Развитие самостоятельности в творческих развивающих играх;
• Могут освоить навыки действия с предметами домашнего обихода и игрушками, могут определять их положение в пространстве;
• Родители могут получить необходимые психолого-педагогические знания по сенсорному развитию детей раннего возраста, принимать активное участие в общении с ребенком
Продукт проекта: творческие развивающие игры.
Методическое обеспечение: конспекты творческих игр с детьми.
Развивающая предметно - пространственная среда: в группе, творческие развивающие игры. Были использованы следующие средства:
-Совместная деятельность воспитателя с детьми;
-Самостоятельная деятельность детей;
-Предметно-развивающая среда.
Применяла такие методы:
-словесные,
-наглядные,
-практические,
-игровые.
Сенсомоторный уголок предназначен главным образом:
• Для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.)
• Развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
• Создания положительного, эмоционального фона, повышения работоспособности ребёнка;
Развития речи - диалога и звуковой культуры речи;
Воспитание творческой активности в развивающей игре;
• Активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти).
На протяжении всего учебного года детей учили и совершенствовали выполнение действий с предметами, отличающимися по величине, размеру, цвету, форме, замечать изменения в погоде и различия в природе.
Большое внимание уделялось развитию сенсорной моторики кисти рук, развитию мелкой мускулатуры пальцев рук. Ребят учила усидчивости, последовательности в выполнении задания, понимать причинную связь между действиями предметов. Многие ребята к концу года могут выполнять действия с предметами: одевать куклу, убирать игрушки, замечать непорядок в окружении, общались. Учила ребят поддерживать естественное желание ребенка исследовать предметы, объекты и явления ближайшего окружения, мыть и убирать игрушки, разбирать машины, пирамиды и различные конструкции.
Этапы реализации проекта:
I этап. Организационно – информационный:
Изучение научной и методической литературы;
Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию
проекта;
Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта;
Выявление компетентности родителей (законных представителей) и вовлечение их в процесс
реализации проекта.
II этап. Практический:
Реализация плана проекта»;
Различные формы работы с детьми;
Взаимодействие с родителями (законными представителями) по реализации проекта.
III Этап: Заключительный
Мини-выставка продуктов проекта – творческие развивающие игры;
Заключительное мероприятие в рамках проекта – открытое общение и игры с детьми.
Перспективы развития проекта
• Дальнейшая непрерывная систематическая работа на формирование
сенсорных эталонов и общения у детей раннего возраста;
• Дополнение системы дидактическими играми и материалами;
• Продолжение работы по использованию культурных практик по
сенсорному развитию.
2. Этап. Мною были изготовлены следующие игры для детей:
Сентябрь. Игра «Сад и огород» Задачи: Формировать умение классифицировать овощи и фрукты; развивать долговременную память; воспитывать уважение к труду взрослых. Назови какие овощи растут у тебя на грядке, какие фрукты растут в саду.
Игра «Разноцветные ёжики» Задачит: Формировать умение различать основные цвета: развивать восприятие; воспитывать интерес к играм с прищепками. Назови какого цвета колючки выросли у твоего ёжика.
Октябрь. Игра «Волшебные цветы». Задачи: Формировать умение различать величину предметов (большой и маленький); развивать тактильные ощущения; воспитывать любовь к природе Назови какого цвета выросли цветы, какие они большие или маленькие
Игра «Дерево». Задачи: Формировать умение различать цвет (красный, зеленый, желтый); развивать мелкую моторику; воспитывать чувство красоты Какого цвета листочки на твоем дереве. Расскажи, какие листочки опали с дерева.
Ноябрь. Игра «Подбери матрешку». Задачи: Формировать знания о величине предметов; воспитывать дружеские взаимоотношения; развивать диалогическую речь, память. Расскажи что делают матрешки
Игра «Лабиринт». Задачи: Формировать умение из резиночек делать узоры; развивать мелкую моторику; воспитывать желание общаться Расскажи и покажи какие дорожки у тебя получилось, кто по ним ходит.
Декабрь. Игра «Ёжик». Задачи: Формировать умение расстегивать и застегивать пуговицы; развивать координацию движений рук; воспитывать усидчивость Назови какой формы и цвета ты застегнул пуговицы – иголочки у ёжика.
Игра «Новогодняя ёлочка». Задачи: Формировать знания об основных цветах; развивать наглядно- действенное мышление; воспитывать творческую активность в украшении ёлочки. Укрась ёлочку и назови какого цвета огоньки на ней горят.
Январь. Игра «Разноцветная пирамидка». Задачи: Формировать знание о цвете и размере колечек у пирамидки; развивать зрительное внимание, память, ощущения; воспитывать аккуратность игр с дидактическим материалом. Собери пирамидку и назови какого цвета у нее колечки.
Игра «Волшебная коробочка». Задачи: Формировать умение делать узор из бросового материала; развивать творческое воображение; воспитывать интерес к играм с бросовым материалом. Расскажи, какой узор у тебя получился, что ты использовал.
Февраль. Игра «Массажные ладошки». Задачи: Формировать умение простукивать ритм; развивать слуховое восприятие; воспитывать музыкальный вкус. Спой песенку
Игра «Камушки». Задачи: Формировать умение выкладывать образ животного из камушков по образцу; развивать диалогическую речь и мелкую моторику; воспитывать интерес к играм с природным материалом. Выложи животного и расскажи кто это? Что ест? Где живет? Как кричит?
Март. Игра «Накрой на стол и приготовь обед». Задачи: Формировать знания что нужно для того, чтобы накрыть на стол, какие продукты используются человеком; воспитывать аккуратность; развивать культуру здоровой пищи. Накрой на стол и назовичто ты сегодня будешь кушать.
Апрель. Игра «Придумай узор по цвету». Задачи: Формировать умение играть с разноцветными крышечками, различая их цвет, упражнять в составлении узора; развивать внимание, восприятие; воспитывать аккуратность в игре Сделай узор и назови какого цвета у тебя крышечки.
Май. Игра «Птичий двор». Задачи: Формировать умение различать домашних птиц; развивать звуковую культуру речи; воспитывать любовь к домашним птицам. Посади домашних птиц в домики и расскажи кто как кричит. Кто, что ест? Как умеет передвигаться? Как зовут взрослых птиц и их детенышей?
Время организации культурной игровой практики в режиме дня:
Культурные практики организуются в первой или во второй половине дня и ориентированы на проявление детьми самостоятельности и творчества в развивающих играх. В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.
Вывод: Культурные практики – это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками. Это также освоение позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы, помощи, заботы.
При развитой системе культурных практик ребенку необходимо не столько воспитание, как педагогическая поддержка, сотрудничество, общий душевный настрой (забота) взрослого и ребенка, их взаимное доверие, озабоченность общим делом (интересом). В качестве ведущей культурной практики выступает игровая практика, позволяющая создать событийно организованное пространство образовательной деятельности детей и взрослых.
Широкое использование культурных практик, где игра выступает своеобразной сферой, в которой происходит налаживание отношений ребенка с окружающим миром и людьми, позволяет детям активно изучать и осваивать окружающий мир, способы общения.
Данная деятельность помогает многим детям почувствовать себя более уверенно в коллективе сверстников, самоутвердиться. Активный словарь детей значительно пополняется. Изменяется характер общения детей со взрослыми: значительное место стали занимать личностные и познавательные контакты. Общаясь с родителями, другими членами семьи, педагогом, дети приобретают новые навыки коммуникации.
Важно, чтобы в раннем детстве каждый ребенок приобрел необходимый культурный личный опыт, который является фундаментом полноценного общего развития, позитивной социализации и индивидуализации.
Итак, в основе успешной коммуникации дошкольников лежит их деятельность на основе, с одной стороны, взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, а с другой стороны, и это не менее важно для развития ребенка, на основе его постоянно расширяющихся самостоятельных действий.