Парфененкова Ирина
Программа коррекционно-развивающих занятий с использованием элементов песочной терапии «Волшебный песок». Продолжение
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие 6. «В гости к Песочному человечку».
I. Вводная часть. Ритуал начала занятия.
Педагог-психолог: - Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. А куда, вы узнаете, отгадав загадку: «Он и жёлтый, и сыпучий, во дворе насыпан кучей. Если хочешь, можешь брать и в него играть».
Дети: (Песок).
Публикация «Программа коррекционно-развивающих занятий с использованием элементов песочной терапии „Волшебный песок“, Продолжение» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Песочная фантазия. Программы для дошкольников
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Педагог-психолог: - Правильно, песок! Нам предстоит отправиться в Песочную страну, в гости к Песочному человечку. А перенестись в волшебную страну песка, нам поможет заклинание: «Вокруг себя повернись, в Песочной стране очутись».
Дети проговаривают слова, поворачиваются вокруг себя, на экране появляется изображение пустыни.
II. Основная часть.
Педагог-психолог: - Вот мы и в Песочной стране! А когда приходишь в гости, что надо сделать?
Дети: (Поздороваться).
Педагог-психолог: Правильно. Давайте поприветствуем друг друга, затем жителя Песочной страны. А сделаем мы это необычным способом – с помощью песка. Представим, что у меня в руках песок и будем передавать его друг другу, называя товарища по имени, со словами «Я рад (а) тебя видеть!», но будьте аккуратны, постарайтесь, чтобы песок не рассыпался.
Педагог-психолог «набирает» в крепко сжатые ладони воображаемый песок и «передаёт» его по кругу со словами «имя ребёнка, я рада тебя видеть».
Затем все вместе произносят «Песочный человечек, мы рады тебя видеть!»
На экране появляется изображение Песочного человечка.
Педагог-психолог: - Посмотрите, человечек нам улыбается, значит он тоже рад нас видеть!
- Ребята, Песочный человечек хочет проверить ваши знания и умения, которые вы получили в детском саду, ведь вы скоро пойдёте в школу.
- Вы готовы правильно выполнять задания, быть внимательными и сообразительными, придерживаться правил Песочного человечка?
Дети: (Да).
Педагог-психолог: Тогда начинаем!
Правила.
- участвовать во всех заданиях;
- поднимать руку, когда хочешь что – то сказать;
- внимательно слушать, когда кто – то говорит;
- правило тишины.
Педагог – психолог с детьми встают, образуя круг.
Упражнение «Знаешь ли ты?»
Педагог – психолог: - Я буду бросать вам мяч, и задавать различные вопросы, а вы постарайтесь на них ответить. Некоторые задачи будут лёгкими, а некоторые сложными. Главное, не спешите и думайте хорошенько. В чьих руках мяч – тот отвечает.
Вопросы для детей.
- Кем ты будешь, когда вырастешь – женщиной или мужчиной?
- Сколько тебе лет? Сколько будет через год? Через два?
- Сейчас день или утро?
- Когда ты завтракаешь вечером или утром?
- Когда ты обедаешь утром или днём?
- Что бывает раньше обед или ужин?
- Назови свой домашний адрес.
- Какое сейчас время года?
- Когда можно кататься на санках - зимой или летом?
- Что делает учитель?
- Что делает врач?
- Зачем в школе звонок?
- Покажи свой правый глаз?
- Каких животных ты знаешь?
- Каких ты знаешь птиц?
- Кто больше корова или коза?
- Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?
- Какие вы знаете «волшебные слова»?
- Нужно ли ходить в школу?
- Что ты будешь делать в школе?
- Зачем нужно выполнять домашние задания?
- Что нужно иметь ученику, чтобы быть готовым к школе?
- Как нужно вести себя на уроках в школе?
- Что нового появится в твоей жизни, когда ты пойдёшь в школу?
Педагог – психолог с детьми садятся на стулья, образуя круг.
Упражнение «Назови предмет одним словом».
Педагог – психолог: - Я вам покажу картинки. Внимательно посмотрите на них и скажите, каким словом (понятием) можно объединить их в одну группу.
- Шкаф, кровать, стол, стул – это … (мебель)
- Тополь, берёза, ель, дуб – это … (деревья)
- Медведь, лиса, волк, заяц – это … (дикие животные)
- Огурец, помидор, лук, свекла – это (овощи)
- Юла, кубики, пирамидка, кукла – это … (игрушки)
- Яблоко, груша, апельсин, банан – это … (фрукты)
- Утюг, холодильник, телевизор, пылесос – это … (бытовая техника)
- Корова, коза, лошадь, поросёнок – это … (домашние животные)
- Коньки, лыжи, мяч, кегли – это … (спортивный инвентарь)
- Мама, папа, сестра, брат – это … (родственники)
- Куртка, юбка, брюки, блузка – это … (одежда)
- Голубь, воробей, дятел, снегирь – это … (зимующие птицы)
- Карандаши, бумага, ластик, линейка – это … (письменные принадлежности)
Упражнение «Представь, что ты можешь».
Педагог – психолог: - Представьте и покажите жестами те умения, которыми должны владеть будущие школьники:
- Завязать шнурки;
- Застегнуть пуговицы;
- Помыть руки с мылом;
- Вырезать ножницами;
- Писать в тетради;
- Читать книги.
Педагог – психолог: - Молодцы, ребята! А ещё Песочный человечек хочет спросить: «А у вас на участке есть песочница? А в группе?»
Дети: (Да, у нас есть красивая песочница на участке, а в группе – песочный столик.)
Педагог-психолог: Песочный человечек очень рад это слышать! Он интересуется, а песком можно играть кто как захочет или существуют правила?
Дети: (Существуют правила игры с песком).
Педагог-психолог: Давайте их вспомним:
- Нельзя брать песок в рот – можно подавиться!
- Нельзя бросать песок в лицо – можно повредить глаза!
- Нельзя вдыхать песок – это очень опасно!
- Нельзя разрушать постройки товарища.
- Нельзя высыпать песок из песочницы – его будет мало в песочнице, а на участке некрасиво.
- После игры с песком нужно обязательно вымыть руки.
Педагог-психолог: Молодцы! Ребята, песочный человечек приглашает поиграть в свой песок. Давайте подготовим наши руки и пальцы к игре. Для этого сделаем им массаж мячиками.
Упражнение с массажными мячиками.
Этот шарик не простой,
Весь колючий он такой.
Меж ладошками кладём,
Им ладошки разотрём.
Вверх и вниз его катаем,
Свои ручки развиваем!
Педагог-психолог: Теперь наши руки и пальцы готовы к игре с песком. А вот и наши песочницы.
Педагог-психолог обращает внимание детей на песочные столики с подсветкой.
Педагог-психолог: Подойдите поближе к песочницам.
Упражнение «Здравствуй, песок!»
Дети различными способами дотрагиваются до песка.
- Положите ладошки на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Какой песок? … (сухой, шершавый, мягкий).
- Давайте с ним поздороваемся: «Здравствуй песок!»
- Послушайте … Он с вами здоровается. Вы все слышите?. Плохо слышите, потому что ему грустно и одиноко. Он говорит тихим голосом.
- А давайте его развеселим! Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком (с названием каждого пальчика, затем другой. А теперь пощекочем двумя руками.
- Вы слышите, как песок смеётся? …
- Давайте поиграем в игру «Отгадай» в нашей песочнице.
Игра «Отгадай».
- Вы закрываете глаза, кладёте на песок ладони с растопыренными пальцами, я буду сыпать песок на какой-нибудь пальчик, а вы будете отгадывать название пальчика.
- Что чувствовали ваши пальчики, ладошки?
- Понравилось вам игра?
Педагог-психолог обращает внимание детей на «волшебный» кактус.
Педагог-психолог: - Ребята, посмотрите, это же волшебный кактус, который вырос в стране песка! Цветок этот не простой, а с заданием для нас с вами от Песочного человечка. Нужно их выполнить. Вы готовы это сделать?
Дети: (Да).
Упражнение «Рисуем песком геометрические фигуры».
Педагог-психолог: - Песочный человечек предлагает нарисовать геометрические фигуры. А поскольку мы находимся в Песчаной стране, то и рисовать будем песком. Давайте вспомним, какой формы бывают фигуры.
Педагог-психолог достаёт карточки с загадками.
Сейчас я вам загадаю загадки:
Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На медаль, на блинок,
На осиновый листок.
Людям я старинный друг.
Называют меня … (Круг)
Из него мы строим дом.
И окошко в доме том.
За него в обед садимся,
В час досуга веселимся.
Ему каждый в доме рад.
А зовут его … (Квадрат)
Горы на него похожи.
С детской горкой тоже схож.
А ещё на крышу дома
Очень сильно он похож.
Что же загадала я?
(Треугольник) то, друзья.
Эти фигуры по городу мчат,
В садики, школы развозят ребят.
Едут автобус, троллейбус, трамвай.
Ты на дороге смотри, не зевай!
На эту фигуру похожи дома.
О чём говорю я? Ответьте, друзья! (Прямоугольник)
- А теперь рисуйте пальчиками геометрические фигуры на песке.
(дети под музыкальной сопровождение выполняют задание)
Педагог-психолог: Молодцы! Ребята, отряхните руки от песка – пришло время нам немного размяться.
Физкультминутка «В пустыне».
По пустыне мы гуляли
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И нас всех лучи согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети,
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем, ножками топаем
Хорошо мы погуляли и нисколько не устали!
(выполнение движений в соответствии с текстом)
Педагог-психолог: Ребята, Песочный человечек благодарит нас за то, что мы пришли к нему в гости и хочет показать песочный мультфильм.
Дети присаживаются на стульчики, смотрят мультфильм – песочную анимацию.
Педагог-психолог: Ребята, наше путешествие подходит к концу. Давайте попрощаемся с Песочным человечком и Песочной страной.
Дети: (До свидания, Песочный человечек и Песочная страна)
III. Заключительный этап.
Выход из воображаемой ситуации.
Педагог-психолог: Пришло время возвращаться в детский сад. Произносим волшебное заклинание : «Вокруг себя повернись, в детском саду очутись».
Дети произносят слова, поворачиваются вокруг себя.
Рефлексия.
(музыкальное сопровождение)
Педагог-психолог: Ребята, я предлагаю вам подумать и вспомнить, где мы сегодня были? Что вам понравилось, что не понравилась, что вызвало затруднения?
Дети делятся впечатлениями.
Ритуал окончания занятия.
Игра «Встретимся опять»
Дети и педагог-психолог встают в круг, протягивают вперёд левую руку «от сердца, от души» (получается пирамида из ладошек) и говорят традиционные слова: «Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!»
Занятие 7. «Удивительная история Песочника»
I. Вводная часть. Ритуал начала занятия. Игра – приветствие «Ты мне нравишься»».
II. Основная часть.
Педагог-психолог: «Сегодня мы продолжим знакомство с волшебной песочной страной. Но чтобы попасть в нее нужно произнести волшебные слова и совершить специальный, волшебный ритуал».
Ритуал «входа» в Песочную страну : «Вокруг себя повернись, в Песочной стране очутись» .
Звучит музыка, педагог-психолог берет в руки Песочника.
Педагог-психолог: «Дети, давайте поздороваемся с Песочником. Послушаем, что он нам скажет».
Песочник :
Здравствуйте, ребята! На прошлых занятиях вы знакомились с правилами песочной страны. Вы их запомнили?
Ответы детей.
Педагог-психолог: «Сейчас мы все вместе произнесем правила Песочной страны с тех слов, которые говорят, что нельзя делать в Песочной стране :
Здесь нельзя кусаться, драться!
И нельзя песком кидаться!
Можно строить и творить:
Горы, реки и моря –
Чтобы жизнь вокруг была!
Никого не обижать,
Ничего не разорять!
Это мирная страна
Дети, поняли меня!
Песочник : Молодцы, друзья, вы хорошо запомнили правила. А сейчас я расскажу вам одну удивительную историю, которая произошла со мной.
Рассказ Песочника.
Я живу в Песочной стране. Люблю смотреть на всё красивое, безобразное под моим взглядом превращается в прекрасное. Я люблю слушать мелодичные нежные звуки, но если слышу, что кто-то зовёт на помощь, спешу к этому человеку, животному или растению и согреваю его теплом своей души. Доброта – самая главная защита! Обитатели волшебной страны любят меня.
Перед тем как заснуть, я закрываю глаза и представляю, как летаю над морями, океанами, лесами, горами, снегами, взлетаю к звёздам, перепрыгиваю пропасти, взлетаю к звёздам. «Какая красивая наша планета! Как сделать её ещё прекрасней? Как превратить её в цветущий розовый сад?»
Педагог-психолог: Ребята, давайте поможем песочнику превратить Землю в цветущий сад?
Ответы детей.
Педагог-психолог: «Попробуем создать Мир счастья в песочной стране».
Педагог-психолог начинает создавать абстрактную картину из цветного песка: подает пример для подражания и способствует развитию фантазии.
Педагог-психолог: «Вот и получилась у нас картина, искрящаяся разными красками. У меня на душе спокойно и светло. Я знаю: зло никогда не поселится в нашей Песочной стране, потому что у вас добрые сердца и золотые руки». Пришло время нам немного отдохнуть.
Физкультминутка «Ты давай-ка, не ленись!»
Руки вверх и руки вниз.
Ты давай-ка, не ленись!
Взмахи делай чётче, резче,
Тренируй получше плечи. (Обе прямые руки подняты вверх, рывком опустить руки и завести за спину, потом рывком поднять — вверх-назад.)
Корпус вправо, корпус влево —
Надо спинку нам размять.
Повороты будем делать
И руками помогать. (Повороты корпуса в стороны.)
На одной ноге стою,
А другую подогну.
И теперь попеременно
Буду поднимать колени. (По очереди поднимать согнутые в коленях ноги как можно выше.)
Отдохнули, посвежели
И на место снова сели.
Упражнение «Вверх по радуге»
Все встают, закрывают глаза, делают глубокий вдох и представляют, что вместе с этим вздохом они взбираются вверх по радуге, а выдыхая - съезжают с нее, как с горки. Упражнение повторяют трижды, затем желающие делятся впечатлениями. Можно повторить упражнение с открытыми глазами еще 3-4 раза.
III. Заключительная часть.
Педагог-психолог: Пришло время возвращаться в детский сад.
Педагог-психолог: «Вокруг себя повернись, в детском саду очутись».
Дети произносят слова, поворачиваются вокруг себя.
Педагог-психолог: Сегодня мы познакомились с Песочником, который любит все живое и доброе на Земле. Чтобы стать по-настоящему счастливым, необходимо делать добрые дела, создавать прекрасное и верить в свои силы. У меня сейчас очень хорошее настроение, я прекрасно отдохнула, играя с вами и с Песочником.
Ритуал окончания занятия.
Педагог-психолог: Теперь мы снова пустим по кругу клубочек, и держась за ниточку, вспомним, куда мы сегодня попали, что делали на занятии, что именно нам понравилось.
- До следующей встречи!
Занятие 8. «Подводное царство».
I. Вводная часть. Ритуал начала занятия. Игра – приветствие «Ты мне нравишься»».
II. Основная часть.
Педагог-психолог: «Сегодня мы продолжим знакомство с волшебной песочной страной. Но чтобы попасть в нее нужно произнести волшебные слова и совершить специальный, волшебный ритуал».
Ритуал «входа» в Песочную страну : «Вокруг себя повернись, в Песочной стране очутись»
Дети проговаривают слова, поворачиваются вокруг себя.
Упражнение «Путешествие на воздушных шарах»
Дети выбирают шарик по цвету соответственно своему настроению. Садятся, закрывают глаза и представляют, что летят в страну сказок, приключений, новых друзей.
Психогимнастика «Ладошки»
Разотрем ладошки,
Согреем их немножко,
(Потереть ладони одну о другую)
И теплыми ладошками
Умоемся как кошки.
(Ладонями обеих рук провести по лицу сверху вниз)
Грабельки сгребают все плохие мысли.
(Пальцами провести от середины лба к вискам)
Пальцы пробегают вверх и вниз так быстро.
(Пальцами легко постукивать по щекам).
Упражнение «Встреча с Морской царицей»
Вопросы Морской Царицы:
- Рыбы покрыты чешуей, а люди.
- Рыбы дышат жабрами, а люди.
- У рыбы хвост и плавник, а у людей.
- Без воды морские животные не проживут, а люди.
- Зачем людям вода?
- В море песок мокрый, а в пустыне?
Упражнение «Приветствие Осьминожки»
Дети садятся в круг на ковер. Пальцами изображают осьминожек, которые передвигаются по полу, встречаются и здороваются с другими осьминожками т. д.
Упражнение «Представь».
Дети садятся вокруг голубой ткани и представляют что это море
Педагог-психолог: - Что еще вы представляете на море?
Приплывает медуза и рассказывает, что в море обитатели, как и люди на земле могут быть добрым и злым (дети представляют и по порядку рассказывают, также делятся впечатлениями).
Медуза также принесла рисунки – пиктограммы (безопасность при нахождении вблизи водоема).
- О чем эти рисунки?
Дети комментируют свои мысли.
Педагог-психолог: Пришло время немного отдохнуть.
Физкультминутка «Морской мир».
В море бурном, море синем
Быстро плавают дельфины. (кистью руки плавные движения)
Не пугает их волна
Рядом плещется она. (потирание ладошек)
Проплывает мимо кит и дельфинам говорит: (ходьба гуськом)
Вы дельфины не шумите,
Рыбку быструю ловите:
Раз, два, три, четыре, пять — (ходьба с хлопками в ладоши)
Нужно рыбкам уплывать. (кисти рук в замок внутрь и наружу)
Рыбки плавали, плескались (движения руками)
В прохладной морской воде.
То погружаются, то сплывают, (приседания)
То зароются в песке. (дети ложатся на коврик)
Педагог-психолог: - А кто еще живет на дне моря?
Дети закрывают глаза и представляют подводное царство и обитателей моря.
- Еще в волшебном мире подводного царства живут удивительные рыбы, осьминоги и т. д.
Педагог-психолог: А кто из обычных животных живет в море, давайте попробуем их найти, возможно, они спрятались в песке. Аккуратно опустите ручки в песочек, и постарайтесь, осторожно, перебирая пальчиками поискать, кто там есть?
Педагог-психолог: А теперь, дети, мы с вами нарисуем подводное царство.
Самостоятельная работа детей.
Рисование подводного царства на цветном песке. Дети также строят из мелких игрушек, камней в парах.
III. Заключительная часть.
Педагог-психолог: Пришло время возвращаться в детский сад. Произносим волшебное заклинание : «Вокруг себя повернись, в детском саду очутись».
Дети произносят слова, поворачиваются вокруг себя.
Ритуал окончания занятия.
Педагог-психолог: Теперь мы снова пустим по кругу клубочек, и держась за ниточку, расскажем, какие чувства испытали, понравилась ли продолжать путешествовать по песочной стране, по морскому царству.
- До следующей встречи!