Лилиана Балацкая
Индивидуальная программа сопровождения ребенка-инвалида (с синдромом Дауна)
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальная программа сопровождения ребенка-инвалида
Наименование учреждения:
Адрес:.
1. Сведения о ребенке
• Ф. И. О …
• Дата рождения …
• Адрес: ….
• Статус: ребенок -инвалид от …
2. Социальная характеристика семьи
• Мать: ….
• Отец
• Степень участия в воспитании …
• Условия проживания, устройство быта: квартира благоустроенная, 2-х комнатная, в квартире чисто и уютно. Материальное состояние семьи удовлетворительное, ребенок обеспечен одеждой, игрушками, книжками, и др. питание рациональное.
Публикация «Индивидуальная программа сопровождения ребенка-инвалида (с синдромом Дауна)» размещена в разделах
• Законные представители
(для детей-сирот, находящихся под опекой)
• Протокол ПМПк от
• Рекомендации ПМПк определение индивидуального образовательного маршрута, разработка адаптированной индивидуальной программы сопровождения
• Сильные стороны ребенка : контактный, принимает задания и помощь взрослого, относительная сохранность эмоций; сохранность зрительно-двигательного восприятия; достаточно высокий уровень имитационных способностей; относительная сохранность тактильной чувствительности; сочетание зрительных и двигательных ощущений дает самый высокий уровень запоминания; сохранность эмоциональной памяти.
3. Запрос родителей (законных представителей) в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (выданной бюро медико-социальной экспертизы) : получение дошкольного образования в МАДОУ соблюдением специального режима. Формирование высших психических функций, речевых недостатков, формирование мотивации к обучению, социально-бытовых навыков.
Цель сопровождения : Формирование общественного опыта, способствующего социальному развитию и раскрытию у ребенка потенциальных возможностей и способностей.
4. Группа сопровождения (педагоги, медики, родители (законные представители и т. д.) (приложение №3)
Мама: …
Старшая медицинская сестра: …
Воспитатели: ….
Учитель-дефектолог: …
Педагог – психолог: …
Социальный педагог: …
Учитель-логопед: …
5. Координатор (Ф. И. О) ___
6. Использование ресурсов других учреждений (привлечение в качестве консультантов специалистов муниципальной (областной) ТПМПК, реабилитационного центра, учреждений дополнительного образования)
Оценка результатов:
Наименование мероприятия Специалист Сроки Цель Постановка дальнейших целей и задач
1. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста под редакцией
Е. А. Стребелева
2. Наблюдение за ребенком в различных видах деятельности
3. Волковская Т. Н. Иллюстрированная методика логопедического обследования. Под общей редакцией Т. Н. Волковской. – М. : Издательский дом «Образование Плюс», 2009
1. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста под редакцией
Логопед Январь
Оценка эффективности психолого-педагогических воздействий.
Своевременная коррекция программ развития, составление дальнейшего плана работы
1. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста под редакцией
Е. А. Стребелева
2. Наблюдение за ребенком в различных видах деятельности
3. Волковская Т. Н. Иллюстрированная методика логопедического обследования. Под общей редакцией Т. Н. Волковской. – М. : Издательский дом «Образование Плюс», 2009
Получение дошкольного образования (программа обучения) адаптированная индивидуальная программа развития на основе комплексной программы дошкольного образования Программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство»» авторов В. И. Логиновой, Т. И. Бабаевой, Н. А. Ноткиной, на базе Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Авт. Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева (допущено Минобразования России, 2003 год)
Пояснительная записка
Адаптированная индивидуальная программа развития составлена на базе Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Авт. Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева (допущено Минобразования России, 2003 год). В соответствии с Международной статистической классификацией болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) это дети с диагнозом синдром Дауна (шифр врача-педиатра - Q-90, шифр врача-психиатра ребенку раннего возраста - F 79.04). Программа рассчитана на один учебный год. Использование программы предполагает большую гибкость. Время освоения программы строго индивидуально и зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у конкретного ребенка. Для детей, которые в ходе коррекционного обучения продвигаются значительно медленнее других, время освоения программы может занимать 2 года (решение принимается на основе результатов обязательного полного психолого-педагогического обследования ребенка, после обсуждения результатов обследования при участии педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, воспитателя, врача-психиатра, заключения ТПМК). В таком случае основной акцент делается на коррекционную работу с ребенком по специально сконструированной для него коррекционно-развивающей программе, входящей в рамки предлагаемого содержания, в процессе усвоения которой восполняется имеющийся «пробел».
Особенности развития воспитанника___
Содержание программы.
Цель программы. Формирование общественного опыта, способствующего социальному развитию и раскрытию у них потенциальных возможностей и способностей.
Основные задачи.
Диагностические
1. Комплексное медико-психолого-педагогическое изучение детей.
2. Уточнение диагноза при динамическом наблюдении
3. Определение индивидуальной программы развития ребенка.
Воспитательные
1. Социализация.
2. Формирование самостоятельности.
3. Становление нравственной ориентировки.
4. Воспитание положительных качеств.
Коррекционные
1. Формирование способов усвоения социального опыта при взаимодействии с людьми и предметами окружающей действительности.
2. Развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка.
3. Преодоление и предупреждение у воспитанников вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведении и личности в целом.
4. Формирование способов ориентировки в окружающей действительности.
Образовательные
1. Формирование у детей системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности.
2. Развитие познавательной активности.
3. Формирование всех видов детской деятельности
Содержание материала данной программы построено в соответствии с принципом концентричности. Это означает, что ознакомление с определенной областью действительности от этапа к этапу усложняется, то есть тема остается, а содержание раскрывает сначала главным образом предметную, затем функциональную, смысловую, стороны, затем сферу отношений, причинно-следственных, временных и прочих связей между внешними признаками и функциональными свойствами. Кроме того, в программе прослеживаются и линейные, межпредметные связи между разделами. В одних случаях это связь тематическая, в других общность по педагогическому замыслу. Таким образом, обеспечивается повторность в обучении детей, что позволяет формировать у них достаточно прочные знания и умения.
В программе отражены организационные формы, содержание и основные методы, и приемы взаимодействия взрослого и ребенка в процессе коррекционно-развивающего обучения в целях максимальной нормализации развития, обеспечения процесса социализации детей раннего возраста с ОВЗ.
Программа составлена с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка ; ведущих мотивов и потребностей ребенка раннего возраста; характера ведущей деятельности; типа общения и его мотивов; социальной ситуации развития ребенка.
Все направления коррекционно-образовательной работы являются взаимосвязанными и взаимо-проникающими, а задачи коррекционного обучения решаются комплексно во всех используемых формах его организации.
Направления психолого-педагогической работы:
В программе выделены следующие разделы:
• Познавательное развитие:
Сенсорное воспитание
учить воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона;
учить дифференцировать легко вычленяемые зрительно, тактильно-двигательно, на слух и на вкус свойства предметов;
учить различать свойства и качества предметов: мягкий — твердый, мокрый - сухой, большой - маленький, громкий — тихий;
учить определять выделенное свойство словесно (сначала в пассивной форме, а затем в отраженной речи);
формировать поисковые способы ориентировки - пробы при решении игровых и практических задач;
создавать условия для восприятия свойств и качеств предметов в разнообразной деятельности - в игре с дидактическими и сюжетными игрушками, в строительных играх, в продуктивной деятельности (конструирование, лепка, рисование).
Развитие зрительного восприятия
учить выделять предмет из общего фона ;
учить соотносить игрушку с ее изображением;
учить хватать большие предметы двумя руками, маленькие - одной рукой;
учить складывать из двух частей разрезную предметную картинку.
Восприятие формы, величины, цвета
учить различать объемные формы (куб, шар) в процессе дидактической игры по подражанию действиям взрослого;
учить подбирать крышки к коробочкам одинаковой величины, но разной формы (круглая, квадратная);
учить выполнять действия по подражанию, соотнося форму крышки и форму коробки;
учить проталкивать объемные геометрические формы (куб, шар) в соответствующие прорези коробки, пользуясь методом проб;
учить воспринимать (сличать) цвет: красный, желтый.
учить воспринимать величину (большой, маленький).
учить захватывать широкие предметы всей ладонью, узкие — пальцами;
знакомить детей с названиями двух цветов: красный, желтый;
учить различать цвета красный и желтый в ситуации подражания действиям взрослого.
Развитие слухового восприятия и внимания
знакомить с игрой на музыкальных инструментах, показывать, что разные инструменты издают различные звуки, вызывать интерес к играм со взрослым на музыкальных инструментах;
учить реагировать на слуховые раздражители;
вырабатывать по подражанию разные двигательные реакции в ответ на звучание различных инструментов.
Опознание предметов и явлений по звуковым характеристикам
учить дифференцировать на слух звучание музыкальных инструментов, реагируя действиями на звучание определенного инструмента (выбор из двух);
учить соотносить игрушку с соответствующим звукоподражанием;
учить дифференцировать звукоподражания.
Развитие тактильно-двигательного восприятия
учить воспринимать и узнавать на ощупь шар, куб;
учить воспринимать на ощупь величину предметов, дифференцировать предметы по величине (в пределах двух);
учить выбирать знакомые игрушки на ощупь по слову «дай» без предъявления образца;
учить различать на ощупь величину предметов; проводить выбор из двух предметов (большого, маленького) с предъявлением образца зрительно.
учить производить выбор по величине и форме по слову «дай» на ощупь.
Итоговые показатели по разделу
воспринимать отдельные предметы из общего фона, выделяя их по просьбе взрослого;
различать свойства и качества предметов: мокрый - сухой, большой - маленький, сладкий - горький, горячий - холодный;
воспроизводить в отраженной речи некоторые знакомые свойства и качества предметов (большой — маленький, горячий — холодный, кубик - шарик);
сличать два основных цвета (красный, желтый);
дифференцированно реагировать на звучание определенных музыкальных инструментов (выбор из двух);
складывать разрезную картинку из двух частей;
учитывать знакомые свойства предметов в предметно-практической и игровой деятельности (шарик катится; кубик стоит, не катится; большой домик для большой матрешки, маленький — для маленькой);
дифференцировать звукоподражания.
Ознакомление с окружающим
формирование у детей целостного восприятия представлений об окружающем мире.
знакомить детей с предметами и объектами ближайшего окружения, их назначением и функциями, расширять представления о ближайшем окружении.
Итоговые показатели по разделу
иметь представления о богатстве и многообразии предметного мира (предметы и объекты ближайшего окружения);
уметь ориентироваться в групповом помещении и кабинетах специалистов.
Развитие психических функций
Развитие внимания:
привлечение внимания ребенка с помощью объектов, связанных с удовлетворением его органических потребностей;
стимуляция непроизвольного внимания с использованием раздражителей разной модальности;
развитие устойчивости непроизвольного внимания;
формирование предпосылок для развития произвольного внимания; расширение объема внимания;
развитие способности к переключению внимания.
Развитие памяти:
развитие узнавания на основе простейших условных рефлексов;
расширение круга узнаваемых предметов;
развитие воспоминания на основе формирования у ребенка элементарных представлений о предметах;
развитие непроизвольной памяти;
увеличение объема запоминаемого материала;
совершенствование процессов запоминания и воспроизведения.
Формирование мышления:
развивать у детей наглядно-действенное мышление;
создавать предпосылки к развитию у детей наглядно-образного мышления;
установление связей «восприятие - образ», «предмет - действие», «действие - его результат»;
установление закономерных связей посредством мыслительных операций, которые в раннем возрасте неотделимы от практических действий с предметами;
установление причинно-следственных связей.
Итоговые показатели по разделу
рассматривать последовательно 2-3 объекта и ясно их воспринимать;
переключать свое внимание с одной игрушки на другую;
находить парные предметы и картинки (2-3 пары);
понимать и выполнять указания взрослого;
освоить способы действий с предметами;
воспроизводить действия взрослого путем подражания;
узнавать знакомые предметы среди незнакомых.
Социально-эмоциональное развитие.
формировать представления о своем «Я», о своей семье и взаимоотношениях в семье.
формировать представления о частях собственного тела, их назначении, расположении, о собственных возможностях и умениях.
формировать общение «взрослый-ребенок», их сотрудничество;
формироватьпотребность эмоционально-личностного контакта со взрослым.
формировать общение между детьми, по ходу которого они постепенно переходят от параллельной игры к эмоционально-практическому общению;
формировать средства общения, доступные детям раннего возраста с синдромом Дауна;
формировать у детей адекватное поведение в конкретной ситуации: садиться на стульчик, сидеть на занятии и т. д.
обучать детей первичным способам усвоения общественного опыта (совместные действия ребенка со взрослым в предметной и предметно-игровой ситуации, подражание действиям взрослого).
формировать интерес к игрушками, предметам и адекватным способам действия с ними.
обучать детей выполнению элементарной речевой инструкции, регламентирующей какое-либо действие ребенка в определенной ситуации.
привлекать внимание к различным эмоциональным состояниям человека, учить подражать выражению лица взрослого и его действиям.
развивать способность выражать свое настроение с помощью мимики.
Итоговые показатели по разделу
демонстрировать готовность к совместным действиям со взрослым, принимать помощь взрослого;
положительно реагировать на сверстников, уметь находиться рядом, не причиняя друг другу вреда и не создавая дискомфорта;
выполнять предметно-игровые действия с игрушками и предметами из ближайшего окружения;
адекватно вести себя в привычных ситуациях;
выполнять по речевой инструкции 2-3 элементарных действия с игрушками.
Речевое развитие
формирование общения «взрослый-ребенок», которое продолжает работу, проводимую в семье.
начало формирования общения между детьми, по ходу которого они постепенно переходят от параллельной игры к эмоционально-практическому общению.
расширение объема понимания обращенной речи.
формирование средств общения, доступных детям раннего возраста с синдромом Дауна.
использование в общении вербальных и невербальных средств: зрительный контакт, сосредоточение зрительного и слухового внимания, общение с помощью предметных действий, привлечение к себе внимания, использование простейших жестов и звуков.
развитие правильных движений органов речи, что является хорошей базой для активизации звукопроизношения.
активизация звукопроизношения с учетом особенностей развития речи у детей с синдромом Дауна.
Развитие импрессивной речи
Развитие пассивного словаря.
Накопление словаря происходит в следующей последовательности:
существительные (предъявление, знакомство, называние предмета, организация игры с предметом).
глаголы (знакомство ребенка с действием, организация игры и многократное обыгрывание действия, включение слова в быт).
прилагательные (аналогичная методика).
предложение (сложность предложения зависти от количества слов, влияющих на понимание (ключевые слова, несущие информацию).
Понимание связной речи
Работа над пониманием связной речи ведется в следующей последовательности:
1. Изолированные действия
демонстрируются и называются простые бытовые действия, включаются в бытовую игру детей;
жесты, обозначающие действия, включаются в репертуар песенок, потешек, что обеспечивает их многократное усвоение и повторение;
демонстрация и называние этого же действия по картинке.
2. Цепочки действий: работа ведется в той же последовательности что и при освоении изолированных действий. Цепочки действий постепенно усложняются.
3. Работа над простой адаптивной сказкой:
демонстрация, сопровождаемая простым текстом и ключевыми жестами;
работа с книгой по той же сказке.
Развитие экспрессивной речи
Развитие активного словаря.
Накопление словаря происходит в следующей последовательности:
называние по подражанию (использование предметной или сюжетной картинки с использованием слова, жеста, звукоподражания).
ответы на вопросы с использованием подражания.
самостоятельные ответы детей на вопросы (принимается любая форма ответа, обращается внимание на качество звукоподражания).
спонтанное использование речевых средств (поощряется речь детей в виде звукоподражаний и слов, что способствует постепенной жестовой речи устной).
появление фразы (возможно активное использование жестов при построении фразы).
Работа по вызыванию звуков
Побуждение ребенка с синдромом Дауна к самостоятельному произнесению звуков происходит поэтапно:
повторение за ребенком имеющихся у него звуков.
поочередное произнесение с ребенком имеющихся у него звков.
побуждение ребенка произносить новые звуки с опорой на предмет или картинку в сопровождении жеста. В случае необходимости используется опора на тактильные ощущения.
имитация звукоподражания вслед за взрослым с опорой на картинку и буквы.
спонтанное произнесение звуков с опорой на картинку.
использование усвоенных звуков в речи.
включение звуков в слоги и в слова.
Итоговые показатели по разделу
выполнять предметные действия со взрослыми и сверстниками;
выполнять простейшие поручения и просьбы;
пользоваться невербальными формами коммуникации;
воспроизводить знакомые звукоподражания, лепетные слова, усеченные фразы на основе подражания (в зависимости от возможностей ребенка).
Моторное развитие.
стимулировать двигательную активность ;
развивать интерес к движениям и потребность в двигательной активности;
обогащать двигательный опыт;
формировать положительное отношение к двигательным играм;
развивать основные движения (ходьба, бег, прыжки, лазание, ползание);
формировать представления о собственном теле, его основных частях и их движениях;
развивать ориентировку в пространстве;
учить выполнять движения по подражанию, по образцу, по слову-сигналу;
учить воспроизводить по подражанию различные движения пальцами и кистями рук, прослеживая их взором;
развивать умение сопровождать движения проговариванием коротких стихов и потешек;
формировать умение выполнять серию движений под музыку (совместно со взрослым, по подражанию и по образцу.
Итоговые показатели по разделу
выполнять движения по подражанию, по образцу, по слову-сигналу;
выполнять серию движений под музыку;
выполнять согласованные и координированные движения глаз и руки;
производить движения пальцами одновременно с произнесением текста потешки или рифмованных историй;
выполнять упражнения по самомассажу по показу взрослого;
захватывать горох, фасоль, макароны большим и указательным пальцем в играх с «сухим бассейном»;
играть с пирамидкой, снимать и нанизывать кольца на стержень.
Построение коррекционно-развивающей программы в соответствии с указанными принципами обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка. Работа по обогащению (амплификации) общего развтия детей имеет коррекционную направленность.
Работа специалистов с детьми включает три блока углубленного диагностического обследования: при поступлении ребенка (сентябрь, в конце первого периода обучения (декабрь) и в конце второго периода обучения (май).
Особенностью данной программы является активное привлечение в работу родителей, что способствует повышению их психолого-педагогической компетентности. Обучение родителей (или матери) дает максимальный эффект при проведении коррекционных мероприятий. Содержание программы предполагает активное использование следующих форм работы с родителями:
1. Консультативно-рекомендательная.
2. Лекционно-просветительская.
3. Организация круглых столов, детских утренников, праздников.
4. Индивидуальные занятия с родителями и их ребенком.
5. Проведение практических тренинговых занятий по коррекции детско-родительских взаимоотношений (на основании результатов диагностики детско-родительских отношений).
Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации.
Формы и режим занятий Основная форма– индивидуальные занятия со специалистами, игры-занятия в группе сверстников.
Составлен индивидуальный план работы, который строится с учетом следующих принципов:
• Опора на уровень развития ребенка и зону его ближайшего развития.
• Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
• Единство требований специалистов и в семьи.
• Коррекция и развитие с учетом интересов ребенка.
• Доступность, повторяемость и концентричность предложенного материала.
• Коррекционная направленность образовательного процесса.
Параллельно оказывается психолого-педагогическая помощь родителям.
Срок реализации индивидуальной программы развития 1 год
Подпись родителей (законных представителей) ___
Координатор:___