Татьяна Васильевна Сафронова
Программа психологического сопровождения адаптационного периода кандидатов в кадеты «Школа будущего моряка»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа психологического сопровождения адаптационного периода кандидатов в кадеты к условиям обучения и проживания в ГБОУ кадетской школе-интернате "Навигацкая школа" (10-дневный курс)
Пояснительная записка
Публикация «Программа психологического сопровождения адаптационного периода кандидатов в кадеты „Школа будущего моряка“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация и дезадаптация школьников
- Военные профессии, военная техника
- Кадеты. Публикации и материалы для кадетских школ
- Моряки, матросы
- Психология школьников
- Работа психолога. Программы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Государственное бюджетное образовательное учреждение кадетская школа-интернат “Навигацкая школа” – образовательное учреждение для мальчишек (с 5 по 11 класс) с профильным обучением морским дисциплинам. В жизни у будущих воспитанников доводилось переживать непростой период сдачи “экзаменов”. Различные экзаменационные испытания человеку случается выдерживать в течение всей своей жизни — это условия профессиональной и успешной карьеры.
Один из серьезных экзаменационных испытаний мальчишки переживают при поступлении в кадетскую школу — интернат. На основании этого была организованна работа по составлению программы, цель которой — вооружение будущих воспитанников приемам борьбы со стрессом, помочь выработать правильную стратегию поведения в период больших физических и психологических нагрузок, научить справиться со страхами, преодолевать неудачи.
Программа “ Школа будущего моряка” предназначена для создания психологических условий для успешной адаптации подростков к условиям обучения и проживания в государственном бюджетном образовательном учреждении кадетской школе-интернате “Навигацкая школа”, сохранения психологического здоровья подростков, разработки способов адаптации для применения всем участников образовательного процесса.
Начало обучения в ГБОУ кадетской школе – интернате “Навигацкая школа” (далее КШИ “НШ”) – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни подростка и родителей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Изменяется вся жизнь подростка: перестраивается режим, к которому привык подросток, новые условия обучения и проживания, а главное, что она подчиняется учебе, кадетским делам и заботам. Это очень напряженный период, так КШИ “НШ” с первых же дней ставит перед воспитанниками ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Все подростки и родители (законные представители) наряду с переполняющими их чувствами радости, гордости или удивления по поводу всего происходящего в КШИ “НШ”, испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У подростков в первые дни обучения и проживания в КШИ “НШ” снижается сопротивляемость организма, может нарушаться сон, аппетит, повышаться температура. Для предотвращения всех побочных эффектов адаптации была разработана данная программа.
Программа “ Школа будущего моряка” – это необычная школа, в которой обучаются кандидаты в кадеты, поступившие в пятый класс в каникулярный период (в конце августа). Занятия в школе посвящены изучению истории и традициям Российского флота, истории кадетского образования. Детям дают знания уставу, правилам кадета и т. д. Будущим морякам нужны знания музыки, этикета, первой медицинской помощи и т. д.
Цели и задачи программы
Цели: Создание психологических условий для успешной адаптации воспитанников к особенностям образовательной среды ГБОУ кадетской школы – интернат “Навигацкая школа” и сохранение психологического здоровья воспитанников.
Задачи.
1. Создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у участников образовательного процесса при вхождении в кадетское образование;
2. Создание доброжелательной атмосферы в группе, как необходимого условия для развития у подростков уверенности в себе;
3. Помощь участникам образовательного процесса в ГБОУ КШИ “НШ” в осознании и принятии правил кадетской жизни и себя в роли кадета;
4. Создание благоприятных условий для знакомства детей друг с другом, в доверии и понимании между детьми, родителями и сотрудниками КШИ “НШ”;
5. Создание условий для освоения участников образовательного процесса пространства своего класса, спального и учебного корпуса, как предпосылки для освоения пространства корпуса;
Формы работы. В процессе реализации программы используются разнообразные формы организации занятий и методы обучения: тренинг, групповые тематические беседы, комбинированные занятия, круглый стол, диспут, семинар, работа в группах, групповые консультации; обучающая психодиагностика, различные психотехники и др.
Формируемые знания и умения. В ходе реализации программы воспитанники овладеют следующими знаниями:
• О формах, приемах и методах релаксации, саморегуляции, снятии напряжения, дезактуализации негативных переживаний, повышении концентрации внимания, выработки позитивной поведенческой стратегии и т. д.
• О значимости ведения здорового образа жизни для гармонично развитой личности;
• Об индивидуальных психофизиологических особенностях личности;
• Значение профессионального самоопределения в жизни человека;
• Понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
Умениями:
• Применять на практике навыки саморегуляции, самоконтроля, релаксации;
• Соотносить свои индивидуальные психологические и физиологические особенности с требованиями выбираемой профессии;
• Использовать приемы самосовершенствования в учебной, трудовой и профессиональной деятельности, инициировать индивидуальные способности, основанные на собственных задатках и склонностях;
• Выработать устойчивую положительную мотивацию в необходимости сохранения, укрепления своего здоровья и ведения здорового образа жизни;
• Применять навыки социально-психологической адаптации в современном социуме.
Ход реализации программы : все занятия проходят в игровой форме.
Игра – метод, прием, способ, форма психологической деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение социального и жизненного опыта. Игра представляет собой сложный социокультурный феномен, которому посвящено множество философско-культурологических исследований.
В процессе игры дети реализуют три вида целей. Цель первая – наиболее общая – наслаждение, удовольствие от игры. Ее можно было выразить двумя словами: “Хочу играть!”. Вторая цель – это и есть собственно игровая задача, то есть задача, связанная с выполнением правил, разыгрывание сюжета, роли. Но если первая цель – “хочу”, то вторая цель – игровая задача – существует в форме “надо!” : “Надо играть так, а не иначе!”. Третья цель непосредственно связана с процессом выполнения игровой задачи. Тут надо не просто повторить уже известное решение, но из множества возможных вариантов выбрать наиболее удачный, или из уже известных составить новую комбинацию. Подобные действия, хотя и в микромасштабах, представляют, по сути, творчество.
В трехступенчатой мотивации игры – “Хочу!” – “Надо!” – “Могу!” – заключен, очевидно, основной механизм ее влияния на личность, секрет самовоспитания.
Игра – многомерное понятие. Она означает занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, утеху, соревнование, упражнение, тренинг, психологический климат и комфорт, атмосферу доверия, понимания и уважения. Игра является самостоятельным видом развивающей деятельности детей, принципом и способом их жизнедеятельности, методом познания воспитанника и методом организации его жизни и неигровой деятельности.
Игры воспитанников есть самая свободная, естественная форма проявления их активности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для проявления своего “Я”, личного творчества, самопознания, самовыражения.
Игра – способ поиска подростков себя в коллективе, в целом в обществе, человечестве, Вселенной.
Характер взаимодействия воспитанников и взрослых в игре определяется самой ее природой как деятельности добровольной, самостоятельной, творческой. Здесь исключена авторитарная форма общения (если она не оговорена правилами игры, но поощряются совместная, коллегиальная деятельность, сотрудничество, сотворчество.
Важно помнить, что дело не в самой игре или ее игровом результате, а в том, в какие взаимоотношения и с кем вступает в ней воспитанник, какие качества приобретает, чему учится, что познает, что открывает в себе, как реабилитируются, самовыражается, воздействует на окружающий мир и т. п.
Основные функции игры: развлекательная; коммуникативная, терапевтическая; диагностическая (выявление индивидуально-личностных особенностей детей, самопознание в процессе игры); коррекционная (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателейоррекционная)дуально-личностных особенностей детйе, самопознание в процессе игрыет, что открывает в себе, для проявления свое); межнациональной коммуникации (усвоение единых для всех людей социокультурный ценностей); социализации (включение в систему общественных и межличностных отношений, усвоение норм человеческого общения). См. Приложение № 1
Ожидаемые результаты реализации программы
Для 10 (11) -летних воспитанников:
• Принятие норм, правил и традиций КШИ “НШ”.
• Быть дисциплинированным и ответственным за свои поступки, сознательно относиться к своим обязанностям.
• Уметь и развивать способности самостоятельно и качественно усваивать учебный материал.
• Выработать навыки общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми
• Вырабатывать навыки и потребности в самообразовании, саморазвитии и личностном росте.
Для родителей, сотрудников КШИ “НШ” :
• Повышение интереса к кадетской жизни у участников образовательного процесса (подростков, педагогов, воспитателей (офицеров, сотрудников, родителей (законных представителей);
• Формирование позитивного “Образа Я” у подростков;
• Активизация интереса участников образовательного процесса (подростков, педагогов, воспитателей (офицеров, сотрудников, родителей (законных представителей) к проблемам адаптации в КШИ “НШ”.
Этапы и сроки реализации.
Программа реализуется на протяжении 10 дней с учетом проведенной работы на начальном этапе психологического собеседования кандидатов в кадеты в пятые классы на новый учебный год, которые проходили с апреля по июнь. Этапы взаимосвязаны и направлены на реализацию поставленных целей и задач программы “ Школа будущего моряка”
1 день
Цель: Оказать помощь и содействие подросткам для обеспечения эмоционального комфорта. Организационный момент (открытие курса)
Задачи: Создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у участников образовательного процесса при вхождении в кадетское образование
Ожидаемый результат:
Знакомство – процесс узнавания кого – чего-нибудь, вступления в общение. В “Школе будущего моряка” знакомятся не только с воспитанниками (кадетами и условными кандидатами в кадеты в пятый класс КШИ “НШ”, воспитателями (офицерами, специалистами и сотрудниками КШИ “НШ”, со спецификой жизнедеятельности. Процесс знакомства не ограничивается во времени, начинаясь с первых минут пребывания в КШИ “НШ” на День открытых дверей, когда еще ничего не известно, и заканчиваясь последними минутами, когда слышишь Последний звонок или вручают аттестат выпускникам 9, 11 классов.
1 –я половина дня
Памятка для кадета :
1. Правила пользованием спальным (душевые, туалет, кубрики, фойе) и учебным корпусом;
2. Личная гигиена;
3. Правила поведение в КШИ “НШ” (спальный и учебный корпус, столовая, территория, кабинеты специалистов);
4. Форма одежды;
5. Правила поведения на уроках, занятиях, в свободное время (культура речи, поведение, этикет и т. д.)
2 –я половина дня
Экшн-тренинг (элементы программы “Веревочного курса”, которые ежегодно проводятся педагогом – психологом ГБОУ КШИ “НШ” на базе кадетского образовательного оздоровительного лагеря "Патриот" г. Тучково Рузского района Московской области на зимних выездные практические полевые занятия для воспитанников КШИ “НШ” См. Приложение № 2)
Анализ дня проводится совместно с кандидатами в кадеты и взрослыми
Анализ (гр. analysis – разложение, расчленение) 1. Метод научного исследования, состоящий из мысленного или реального расчленения предмета или явления на составленные части. С анализа начинается любое научное исследование. 2. Разбор, рассмотрение чего-либо.
Анализ – неотъемлемый компонент жизни в КШИ “НШ”, имеющий свои разновидности и методики проведения, которые используют в своей работе с воспитанниками, воспитателями (офицерами, сотрудниками. В КШИ “НШ” анализ дня является не просто давней традицией и частью методики кадетского (коллективного и творческого) воспитания воспитанников, но и значимой составляющей организации процесса в целом.
Вечером, перед отбоем, группа (класс) садиться в круг в спальном корпусе в фойе и ведет разговор о прожитом и пережитом. Воспитанники обсуждают, что им понравилось за прошедший день, что не понравилось, почему; что предстоит сделать в дальнейшем, чтобы закрепить достигнутые результаты; отмечают роль и вклад каждого в общую работу отряда.
Анализ дня – своего рода отчет группы (класса) его членов, воспитанника в целом. Рассматривается день как временной промежуток, включающий в себя и быт и отношения, и дела, и замыслы, наряды. Воспитанники различают в нем те моменты, которые вызывают у них отношения четырех типов:
1. сделано, 2– одобрено, 3 – критикую, 4 – предлагаю.
Содержание этого “отчета” определяется не только ответом на вопрос “Чем этот день был для меня?”, но и “Кем я был сегодня?”, “За, что получил наряд?”
Анализ дня проводиться по-разному (в разных формах). Например, “по цепочке”, когда каждый сидячий в круге говорит, что ему в течение дня понравилось, а что нет, и что бы он хотел изменить и/или привнести в следующий день. В такую форму проведения анализа впервые дни работы “Школы будущего моряка” педагог-психолог, воспитатель (офицер) включает передачу по кругу какого-либо предмета (мяча, мягкой игрушки, свечи и пр.).
Еще один вариант проведения анализа дня – когда подростки говорят не “по цепочке”, а по выбору, например, высказывающий воспитанник перебрасывает какой – либо небольшой предмет тому, кому захочет, и так до тех пор, пока все желающие не выскажутся.
Анализ дня можно проводить и в микрогруппах. В этом случае ответственную функцию выполняет командир (воспитанник) микрогруппы. Он обобщает все сказанное подростками и озвучивает на всю/весь группу (класс).
В первые дни работы “Школы будущего моряка” некоторые воспитанники испытывают сложности в обмене мыслями вслух, можно использовать невербальные формы анализа дня. Например, кандидат в кадеты каким-либо условным знаком отмечают свое настроение в течение дня (“солнышко”, “смайлики”, “тучка”, “облачко”, “бабочки”, “цветочки”, “листочки” и т. д). У какой формы анализа есть небольшой минус: без беседы с мальчишками практически невозможно определить, почему у него было настроение “тучка”. Невербальная форма анализа имеют и плюсы: подросток может заявить о себе, своем состоянии, не боясь насмешки и непонимания со стороны сверстников, не боясь сказать не как все, быть таким, как все.
Существуют синтетические формы анализа, позволяющие узнать как эмоциональное состояние воспитанник, так и удовлетворенность его в течение дня. Например, такая. Заранее готовится небольшие лепестки из плотной бумаги (равное количеству мальчишек группы (класса) число темно-синего и столько же светло-голубого цвета). Темно-синий лепесток символизирует эмоционально-отрицательную оценку дня в целом, светло-голубой – эмоционально-положительную. Мальчишки группы, взяв по два лепестка, один из них кладут в общую “ромашку”, которая своим преобладающим цветом явно демонстрирует общую оценку группы (класса) прошедшего дня. Обсуждение цветовой гаммы “ромашки” составит тему разговора (можно связать его с пониманием “настроение” дня).
2 день
1 –я половина дня
Цель: Научить воспитанников определять цель своей деятельности в свободное от учебы время
Задачи:
1. Создание условий для формирования благоприятного климата в коллективе;
2. Формирования Я-позитивной концепции и устойчивой самооценки, снижение уровня школьной тревожности;
Ожидаемый результат
Множество людей попусту тратят свое время и энергию на какое-нибудь дело из-за того, что отчетливо не представляют себе, что они собираются делать. Реально осознать с самого начала результат дела, видеть все сложности и трудности на пути к цели – вот главное условие успеха.
2 –я половина дня – Экшн-тренинг (См. Приложение № 2)
Анализ дня проводится совместно с воспитанниками и взрослыми (См. формы анализа 1-го дня)
3 день
1 –я половина дня
Цель: Научить воспитанников сосредотачивать свое внимание на главном
Задачи:
1. Помочь подростку научиться составлять свой план работы и распределять свое время на выполнение той или иной задачи (самоподготовка – самостоятельное выполнение домашнего задания)
Ожидаемый результат:
Научить записывать в дневнике или записной книжке в порядке важности самые важные и срочные дела. Например, примитесь за дело № 1, не отступая от него до тех пор, пока не закончите. Не отчаивайтесь, если к концу дня не все успели, что намечали; назавтра снова сосредоточьтесь на самом главном и упорно добивайтесь цели.
2 –я половина дня – Экшн-тренинг (См. Приложение № 2)
Анализ дня проводится совместно с воспитанниками и взрослыми (См. формы анализа 1-го дня)
4 день
1 –я половина дня
Цель: Научить воспитанников разбираться в заданиях, приказах и выполнять их
Задачи:
1. Формирование навыков сотрудничества, внимания, памяти
Ожидаемый результат:
Научить воспитанников понимать суть поставленной задачи, последовательности этапов и средства выполнения, предполагаемый состав участников общей работы. Не пренебрегать опыта других. Научить правильно, применять опыт выполнения подобных задач. Обсуждение с одноклассниками (товарищами) возможные варианты решения, применять консультации специалистов, опытных людей. На основании своих знаний и изученного опыта составлять предварительный план работы самого воспитанника, отделения, класса.
2 –я половина дня – Экшн-тренинг (См. Приложение № 2)
Анализ дня проводится совместно с воспитанниками и взрослыми (См. формы анализа 1-го дня)
5 день
1 –я половина дня
Цель: Оказать помощь воспитаннику, как правило, нужно выполнять дело (задание, приказ, исходя из реальных условий.
Задачи:
1. Научить учитывать свои возможности, возможности участников выполнения задания, конструктивную обстановку. Заранее предусмотреть, где и в чем возможны затруднения
Ожидаемый результат:
Правильное использование воспитаннику всех навыков при составлении плана действий представлять его в виде схемы: вид работы, срок выполнения, место, ответственный за то или иное задание. Задание и способы решения его должно понятны, быть понятны каждому исполнителю. Ознакомить всех членов группы (класса) с заданием, его целью, содержание и условиями выполнения. Совместное обсуждение плана с высказыванием своих замечаний, предложений, советов, отвечать на все возникшие вопросы. Вносить, если необходимо, изменения в план по согласованию с товарищами (одноклассниками).
2 –я половина дня – Экшн-тренинг (См. Приложение № 2)
Анализ дня проводится совместно с воспитанниками и взрослыми (См. формы анализа 1-го дня)
6 день
1 –я половина дня
Цель: Обучить воспитанника, как быть ответственным
Задачи: Научить понимать и давать поручения, четко сформулировав его цель, условия
Ожидаемый результат:
Каждый должен знать, за что он отвечает, кто ему и кому он подчиняется
2 –я половина дня – Экшн-тренинг (См. Приложение № 2)
Анализ дня проводится совместно с воспитанниками и взрослыми (См. формы анализа 1-го дня)
7 день
1 –я половина дня
Цель: Обеспечение взаимодействия и контроля за выполнением поручения, задания (приказа и пр.)
Задачи:
1. Научить быстро, анализировать эффективность выполнения задачи, определять сильные и слабые стороны;
2. Привлекать к проверке и исполнению помощников, новых одноклассников (товарищей).
Ожидаемый результат:
Налаживание контактов между всеми участниками образовательного процесса. Информировать старших по званию о ходе выполнения работы и успехах каждого в ней.
2 –я половина дня – Экшн-тренинг (См. Приложение № 2)
Анализ дня проводится совместно с воспитанниками и взрослыми (См. формы анализа 1-го дня)
8 день
1 –я половина дня
Цель: Обучить подведению итогового анализа выполнения поручения, задания (приказа и пр.)
Задачи: Научить воспитанников проводить итоговый анализ – залог успеха в дальнейшем.
Ожидаемый результат:
Законченную работу нужно учесть, опыт работы обобщить. Оценить проделанное каждым. Обсудить итоги со всеми, отметить лучших, указать на те или иные недостатки, установление полностью ли достигнута цель и какими средствами.
2 –я половина дня – Экшн-тренинг (См. Приложение № 2)
Анализ дня проводится совместно с воспитанниками и взрослыми (См. формы анализа 1-го дня)
9 день
1 –я половина дня
Цель: Изучение искусства общения с людьми.
Задачи: Научить воспитанников искусству общения, взаимоотношения.
Ожидаемый результат:
Воспитанники будут держать тесный контакт друг с другом. Идущие поступки и дела от сердца легче найдут дорогу к другому сердцу. Отвечающие на вопросы или выступающие будут убеждены в том, что говорят. Они должны быть самими собой. Стремиться выдать себя за того, кто ты есть на самом деле, а не правильная подача информации о себе, делает человека смешным, порождает к нему и его слова, поступкам недоверие.
2 –я половина дня – Экшн-тренинг (См. Приложение № 2)
Анализ дня проводится совместно с воспитанниками и взрослыми (См. формы анализа 1-го дня)
10 день
Подведение итогов работы “Школы будущих моряков” (на построении плацу зачитывается приказ о зачислении кандидатов в кадеты в пятый класс на новый учебный год с вручением диплома об окончании “Школы будущих моряков”).
https://festival.1september.ru/articles/613192/