Получи документы

Программа инновационной площадки «Формирование предпосылок инженерного мышления дошкольников, средствами конструирования»

Екатерина Вихарева
Программа инновационной площадки «Формирование предпосылок инженерного мышления дошкольников, средствами конструирования»
▼ Скачать + Заказать документы

1. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

Конструирование - это современная педагогическая технология, которая отображает новые направления науки и техники. В условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, эта технология является наиболее актуальной:

- позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей («Социально коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»);

- дает педагогу возможность объединять игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью;

Публикация «Программа инновационной площадки „Формирование предпосылок инженерного мышления дошкольников, средствами конструирования“» размещена в разделах

- способствует формированию познавательных действий; развивает умение работать в коллективе, развивает воображение и творческую активность.

Актуальность программы заключается в том, что предпосылки инженерного мышления развиваются у ребенка уже с младшего возраста, так как с малых лет дети находится в окружении техники и электроники. Детям необходимо получить представление о начальном моделировании, как о части научно - технического творчества. Основы моделирования должны обязательно включаться в процесс развития ребенка точно так же, как и изучение формы и цвета. Именно поэтому, конструирование является одним из современных направлений развития детей дошкольного возраста, формирующее благоприятное влияние на всестороннее развитие дошкольников.

Нормативная база, на основе которой создана программа:

ФЗ «Об образовании» от 29.12.20012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобр науки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.1.3648-20);

Цель программы: формирование предпосылок инженерного мышления дошкольников средствами конструирования, путем создания организационных и содержательных условий, обеспечивающих развитие и мотивацию у дошкольников первоначальных конструкторских способностей, социализации и индивидуализации детей через детско-родительское сообщество средствами образовательных конструкторов.

Задачи:

Организационные:

1. Обеспечить создание материально технической базы по познавательно - конструктивной деятельности для реализации задач проекта;

2. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов МАДОУ - участников реализации проекта;

3. Повысить компетентность родителей в вопросах конструирования через организацию активных форм взаимодействия.

Обучающие:

1. Познакомить детей с разнообразными видами конструкторов;

2. Дать первоначальные знания по составлению моделей, схем;

3. Преодоление стереотипности в художественно - творческой деятельности ребенка, разрушение застывших шаблонов, умение анализировать и мыслить самостоятельно.

4. Обучить правилам безопасной работы инструментами необходимыми при конструировании и строительным материалом.

Развивающие:

1. Развивать конструкторские навыки, творческую инициативу и самостоятельность;

2. Развивать психофизические качества детей: память, внимание, логическое и аналитическое, инженерное мышление;

3. Развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

1. Воспитывать у детей интерес к техническим видам творчества;

2. Развивать коммуникативные компетенции: участия в беседе, обсуждении;

3. Формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре);

4. Развивать социально - трудовые компетенции: трудолюбие, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца.

1.2 Принципы организации обучения дошкольников конструированию

Принцип творчества и успеха. Достижение успеха в конструктивном виде деятельности способствует формированию позитивной личности, мотивирует ребенка на дальнейшую работу.

Принцип возрастной адекватности. Соответствие требований, условий, методов возрасту и особенностям развития дошкольников.

Принцип формирования познавательных действий и познавательных интересов, поддержки инициативы детей.

Принцип социального партнерства «педагог – воспитанник – семья», предполагает тесное сотрудничество педагога с родителями ребёнка.

Принцип систематичности: обучение, однажды начавшись, должно продолжаться в определенном режиме и ритме до достижения заданного результата.

Принцип комплексно–тематического построения образовательного процесса, основанный на интеграции содержания разных образовательных областей вокруг единой, общей темы, которая на определенное время (как правило, неделю) становится объединяющей.

1.3 Формы организации обучения дошкольников конструированию

С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается ребенок - используются формы организации обучения, представленные исследователями З. Е. Лиштван, В. Г. Нечаева, Л. А. Парамонова:

1. Конструирование по образцу: заключается в том, что детям предлагаются образцы построек, выполненных из деталей строительного материла и конструкторов, показывающий способы их воспроизведения. Данная форма обучения показывает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий, основанных на подражании.

2. Конструирование по модели: детям в качестве образца предлагается модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Таким образом, им предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Постановка таких задач перед дошкольниками достаточно эффективное средство решения активизации их мышления.

3. Конструирование по условиям: не давая детям образца постройки рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое назначение постройки. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования.

4. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам: моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируется мышление и познавательные способности.

5. Конструирование по замыслу: характерно большими возможностями для развития творчества детей и проявления их самостоятельности, они сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма не средство обучения детей по созданию замыслов, она позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные раннее.

6. Конструирование по теме: детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы их выполнения. Это достаточно распространенная в практике форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу, с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой.

1.4 Модель организации обучения дошкольников конструированию

Участниками образовательного процесса являются дети, родители и педагоги. В соответствии с этим разработана модель системы работы:

В программе предлагаются разработанные технологические карты. Разработана картотека схем сборки моделей конструирования, а также дополнительный дидактический материал, что является особо значимым для того, чтобы организовать образовательную деятельность с дошкольниками всех возрастов. Планирование конструктивной деятельности построено с учетом комплексно-тематического планирования на весь учебный год, на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО. Также предложены планируемые результаты усвоения программы по конструированию начиная с младшего возраста, которые представлены как критерии интеллектуального, творческого и личностного развития ребенка и могут использоваться педагогами с целью индивидуализации образования.

2. Содержательный раздел.

2.1. Содержание образовательной деятельности по конструированию.

Основной идей создания программы развития предпосылок инженерного мышления заключается в реализации более широкого содержания образовательной деятельности в детском саду с использованием конструкторов нового поколения. Содержание программы развития предпосылок инженерного мышления проходит через несколько направлений.

Первое направление в рамках программы предполагает реализацию деятельности с использованием конструкторов, начиная с детьми младшего возраста (возрастная категория 3-7 лет). Системность и направленность данного процесса обеспечивается включением конструирования в регламент образовательной деятельности детского сада и реализуется в рамках образовательной области «Познание», раздела «Конструирование».

Втрое направление дополнительной программы - это организация образовательной деятельности в режимных моментах с использованием конструкторов, а также создания развивающей предметно-пространственной среды для развития конструктивных способностей детей.

Третье направление включает создание социального партнерства с семьёй воспитанников направленное на поддержку и развитие познавательной и творческой активности детей.

2.2. Содержание образовательной деятельности по конструированию с детьми 3-4 лет.

Образовательные задачи.

Обучающие:

• учить называть детали конструктора (кубик, кирпичик, плата, познакомить с новыми деталями: платина, наклонный кубик, арка;

• учить простейшему анализу сооружённых построек (выделять форму, величину, цвет деталей);

• выполнять простейшую конструкцию в соответствии с образцом и заданными условиями;

• показать детям возможность создания целого из частей путем организации сюжетного конструирования.

Развивающие:

• развивать чувство формы при создании конструкций;

• развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление воображение память;

• способствовать овладению конструктивными умениями: расположение детали в различных плоскостях, надежное соединение деталей, соотношение постройки со схемами, подбор необходимых способов соединения;

• Включить в активный словарь ребенка специальные понятия: конструкция, схема

Воспитательные:

• формировать интерес к конструктивному экспериментированию;

• развивать слуховое внимание, умение слышать словесные указания, инструкции и характеристики педагога;

• развивать эстетику восприятия окружающего мира и самого образа конструкции;

• сформировать умение выполнять коллективную работу.

Детям четвертого года жизни свойственна физическая и умственная активность. Благодаря большой активности ребенок, знакомится с новыми предметами, явлениями, расширяется круг его интересов, значительно обогащаются его представления о них.

Для конструктивной деятельности детей этого возраста характерна непосредственная связь ее с игровой деятельностью: в построенную машину можно посадить игрушку. Появляется более устойчивое стремление к самостоятельности, что требует создания условий для реализации данной потребности. Дети узнают о новых деталях конструктора, усваивают новые способы крепления деталей. Уделяется внимание на предварительное обследование общего вида образца, а затем выделяются основные части. Например, показывая домик и игрушки, педагог спрашивает, кто может в этом домике жить? И почему? Педагог показывает последовательность постройки, выделяя как строить каждую часть конструкции. Так в процессе занятий дети учатся различать постройки по величине, форме, видеть из каких, деталей и в каком, цвете выполнена постройка. Важно, чтобы каждый ребенок усвоил последовательность выполнения построек. В играх педагог должен поощрять желание детей играть вместе, уважать постройки сверстников, помогать друг другу. Дети учатся аккуратности, соблюдая порядок на своем рабочем месте, убирают конструкторы на свои места, учатся бережно относятся к деталям конструктора.

2.3. Содержание образовательной деятельности по конструированию с детьми 4-5 лет.

Образовательные задачи.

Обучающие:

• расширять и обогащать практический опыт детей в процессе конструирования: правильно называть детали конструктора, умение работать с различными видами конструктора;

• закреплять умение анализировать конструктивную и графические модели, определять изображённый на схеме предмет, указывать его функцию, умение соотносить реальную конструкцию со схемой;

• формировать представление, что схема несёт информацию не только о том, какой предмет на ней изображён, но и какой материал необходим для создания конструкции по схеме, а также о способе пространственного расположения деталей и их соединения;

• формировать умение строить по схеме, преобразовывать предлагаемые заготовки;

• конструировать по замыслу, заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать её общее описание, сравнивать с задуманной идеей.

Развивающие:

• продолжить формирование чувства формы при создании конструкций, сооружать постройку в соответствии с размерами игрушек, для которых она предназначается;

• развивать творческую инициативу и самостоятельность;

• развивать способность к контролю над качеством и результатом работы.

Воспитательные:

• сформировать интерес к конструированию и конструктивному творчеству;

• привить умение следовать словесным инструкциям педагога в процессе упражнений;

• развить эстетику восприятия;

• воспитать аккуратность при работе с различными материалами;

• сформировать умение выполнять коллективную работу.

Дети четырех лет приобретают довольно устойчивый интерес к конструированию. Опыт конструирования, полученный, ранее дает им возможность создавать несложные постройки, которые они легко воспроизводят в играх. У детей возникает все больший интерес к выполнению своего труда. Если педагог задаёт определенные требования к порядку в работе, к определенной последовательности, к способам конструирования, ребенок осознанно добивается усвоения этого и испытывает удовлетворение, если ему удается достичь успеха. Потребность в контакте для совместной деятельности со сверстниками увеличивается. Ребенок старается согласовывать свои действия с другими детьми, для получения общего результата. Поэтому можно включать форму совместной деятельности: работа в паре. Дети продолжают обучаться конструктивным умениям по образцу, по условиям заданным педагогом, и по собственному замыслу в игре. Когда дети строят, что-либо по - образцу, они учатся его анализировать, обследовать (общий вид, основные части, детали, их пространственное расположение). Определяют также последовательность процесса выполнения постройки.

Педагог приучает детей к аккуратности. Например, детали складываем так, чтобы занимали меньше места. После занятий, игр дети самостоятельно убирают за собой конструктор, раскладывают все на свои места. Участие детей в подготовке материала, распределение его на столах, совместная уборка конструктора также приучают их трудиться в коллективе. Воспитывая умение оценивать эстетические качества, педагог учит строить не только правильно, но и красиво, обращая внимание на цвет деталей, на их сочетание.

2.4 Содержание образовательной деятельности по конструированию с детьми 5-6 лет.

Образовательные задачи.

Обучающие:

• совершенствовать умения работать с конструкторам учитывая в процессе конструирования их свойства и выразительные возможности;

• закрепить умение выделять, называть, классифицировать детали, входящие в конструкторы;

• продолжать учить строить по образцу, преобразовывать его дополнительными деталями;

• формировать навык в создании конструкции по словесным указаниям, условиям, сооружать красивые постройки, опираясь на впечатления от рисунков, фотографий, чертежей;

• учить заранее, обдумывать замысел будущей постройки, представлять ее общее конструктивное решение, соотносить с имеющимся строительным материалом.

Развивающие:

• развивать наблюдательность, уточнять представление о форме предметов и их частей, их пространственном расположении, относительной величине, различии и сходстве;

• развивать воображение, самостоятельность, смекалку, умение работать сосредоточенно;

• продолжать знакомить с новыми деталями, работать с мелким конструктором;

• добиваться рассуждений вслух при решении конструктивной задачи

• учить заранее, обдумывать замысел будущей постройки, представлять её общее конструктивное решение, соотносить свой замысел с имеющимся строительным материалом.

Воспитательные:

• воспитывать любознательность и интерес к конструктивному творчеству;

• воспитывать активное желание работать командой, не мешая друг другу, создавать коллективные постройки, самостоятельно распределять обязанности, помогать товарищам в трудную минуту;

• развивать эстетическое отношение к архитектуре, продуктам своей деятельности и поделкам товарищей.

У детей 5-6 лет интерес к конструированию и играм с его результатами возрастает. Они уже многое умеют строить самостоятельно. В данной возрастной группе предполагаются следующие виды конструирования: по схемам, по условиям, по замыслу, на предложенную тему. Но и задачи в обучении возрастают. Дети приобретают много новых знаний, технических умений. Дети продолжают учиться анализировать образцы готовых построек, конструкций, схем, выделять в них существенные признаки, группировать их по сходству основных признаков, понимать, что различия основных признаков по форме, размеру зависят назначения предмета. У детей вырабатываются умение самостоятельно рассматривать конструкцию, уметь выделять основные этапы создания конструкций и самостоятельно планировать их изготовление, объективно оценивать качество своей работы и работы товарищей. Большое внимание педагог должен уделять играм с выполнением конструирования. Необходимо при этом поощрять творческую инициативу, выдумку, фантазию и изобретательность.

2.5 Содержание образовательной деятельности по конструированию с детьми 6-7 лет.

Образовательные задачи.

Обучающие:

• учить строить по замыслу, развивать воображение, умение заранее обдумывать предметное содержание, назначение и строение будущей постройки, строительного материала и возможности конструкции в пространстве;

• учить работать в группе (внимательно относиться друг к другу, договариваться о совместной работе, распределять обязанности, планировать общую работу, действовать согласно договору, плану, конструировать в соответствии с общим решением);

• учить встраивать в свои конструкции механические элементы: подвижные колеса, вращающееся основание подъемного крана и т. п., использовать созданные конструкции в играх;

• продолжать формировать умения детей конструировать знакомые объекты по фотографии, рисунку, схеме;

Развивающие:

• развивать умение анализировать условия функционирования будущей конструкции и на основе этого создавать образ конструкции;

• развивать умение создавать варианты одного и того же объекта в соответствии с постепенно усложняющимися условиями; преобразовывать образец;

Воспитательные:

• воспитывать интерес к конструктивному творчеству;

• воспитывать желание и интерес работать вместе, не мешая друг другу, создавать коллективные постройки, самостоятельно распределять обязанности, помогать товарищам в трудную минуту;

• развивать эстетическое отношение к произведениям архитектуры, продуктам своей деятельности и поделкам других;

Для детей дошкольного возраста конструирование является одним из интересных занятий. У них уже есть опыт в окружающей действительности, осознанное отношение к технике, архитектуре. Они уже в состоянии дать элементарную оценку различным сооружениям. В подготовительной к школе группе предъявляют большие требования, чем в предыдущих, к умению детей планировать свою работу. Дети должны представить, какой будет постройка, прежде чем выполнить ее; обдумать и выбрать нужный материал. Должны знать, что для успешной работы необходимо: четко представлять предмет, его строение, пространственное положение; иметь хорошие технические навыки. Воспитатель так должен вести занятия, чтобы у детей появился интерес к приобретению знаний. Для этого, обучая детей конструированию, педагог должен во время прогулок знакомить их с различными видами транспорта, зданиями, мостами, обращая внимание не только на общую структуру, способы скрепления частей, но и различные варианты одних и тех же сооружений, и строений.

Особое внимание следует уделить воспитанию организованности в работе, трудолюбию. Дети привыкают к порядку, когда сами готовят материал к занятию, самостоятельно убирают все на место после окончания работы. В подготовительной к школе группе большое внимание уделяется развитию творческой фантазии детей. Конструируют не по готовому образцу, а по собственному воображению, иногда обращаясь к иллюстрации, чертежу. Образец чаще используют для сопоставления объемной игрушки с ее плоскостным изображением. И в этой группе используют образец, выполненный воспитателем, с которым дети работают, но дети могут преобразовать его, дополнить. Для обмена опытом детьми (в подготовительной группе выполненные работы часто являются результатом индивидуального решения) следует организовать выставки детских работ, сделать альбомы с фотографиями построек, игрушек. Для обогащения впечатлений ребят можно оформить тематические альбомы с открытками, где изображены разные типы автомашин, самолетов, мостов, зданий.

У детей проявляется особый интерес к технике, который следует поддерживать. Для игры доступны все возможные образовательные конструкторы, из которых они сами сделают различные образцы самолетов, автомашин с подвижными колесами.

3. Организационный раздел.

3.1 Организация образовательной работы по конструированию.

Программа предполагает организацию непосредственно образовательную деятельность по конструированию с детьми 1 раз в неделю. Занятия проходят в первую половину дня, так и во вторую половину дня.

Продолжительность непосредственно организованной образовательной деятельности:

- для детей от 3 до 4 лет – 15 минут;

- для детей от 4 до 5 лет – 20 минут;

- для детей от 5 до 6 лет – 25 минут;

- для детей от 6 до 7 лет – 30 минут.

В середине непосредственно образовательной деятельности проводятся физкультурные минутки, динамические паузы.

Методы, повышающие познавательную активность:

• Элементарный анализ;

• Сравнение по контрасту и подобию, сходству;

• Группировка и классификация;

• Моделирование и конструирование;

• Ответы на вопросы детей;

• Приучение к самостоятельному поиску ответов на вопросы;

Методы, вызывающие эмоциональную активность:

• Воображаемая ситуация;

• Придумывание сказок;

• Игры – драматизации;

• Сюрпризные моменты и элементы новизны;

Методы, способствующие взаимосвязи различных видов деятельности:

• Прием предложения и обучения способу связи разных видов деятельности;

• Перспективное планирование;

• Перспектива, направленная на последующую деятельность;

Методы коррекция и уточнения детских представлений:

• Повторение;

• Наблюдение;

• Беседа;

Алгоритм работы с конструктором.

1. Рассматривание образца, схемы, чертежа, рисунка, картинки.

2. Поиск-выбор необходимых деталей из общего набора.

3. Сборка частей модели.

4. Последовательное соединение всех собранных частей в одну целую модель.

5. Сравнение своей собранной модели с образцом, схемой, чертежом, рисунком, картинкой (или анализ собранной конструкции).

Публикации по теме:

Формирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игрыФормирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры Данная тема выбрана была не случайно. Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его.

Формирование предпосылок регулятивных универсальных действий у старших дошкольников в процессе игровой деятельности В соответствии с ФГОС дошкольного образования итогом освоения основной образовательной программы являются целевые ориентиры, которые предполагают.

Формирование трудовых навыков детей средствами экологии Труд является важным средством воспитания детей дошкольного возраста. В детском саду процесс воспитания организовывается так, чтобы дети.

Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Цель Программы — помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности.

Консультация для педагогов и родителей «Формирование логико-математического мышления дошкольника»Консультация для педагогов и родителей «Формирование логико-математического мышления дошкольника» Консультация педагога-психолога Консультация для педагогов и родителей «Формирование логико-математического мышления дошкольника» Каждый.

Консультация для педагогов «Развитие логического мышления у дошкольников средствами логико-математических игр» Зачем ребенку логика? Дело в том, что в каждом возрасте создается определенный «этаж», на котором формируются психические функции организма.

Фотоотчет о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчет о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Правильно ли знакомить с экономикой, ее сложными понятиями и явлениями детей дошкольного возраста? Не стоит ли подождать, пока ребенок.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте помогает формировать у детей высокую активность и глубокие знания в познавательной.

Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников»Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников» Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников» 30 января в нашем детском.

Стажерская площадка «Формирование когнитивных функций у детей с ЗПР средствами интерактивного оборудования»Стажерская площадка «Формирование когнитивных функций у детей с ЗПР средствами интерактивного оборудования» Современные технологии меняют подход к образованию и развитию. Дети адаптируются к новым тенденциям в несколько раз быстрее, чем взрослые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа инновационной площадки «Формирование предпосылок инженерного мышления дошкольников, средствами конструирования»
Опубликовано: 9 декабря 2021 в 09:59
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа инновационной площадки «Формирование предпосылок инженерного мышления дошкольников, средствами конструирования»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Вихарева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД