Татьяна Береснева
Программа индивидуального развития «Обучение детей 6–7 лет спортивным играм»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей
№41 «Лесная сказка» города Лесосибирска
Программа индивидуального развития
с учетом образовательных потребностей
и интересов воспитанников
(обучение детей спортивным играм)
для детей 6-7 лет
Береснева Т. А.
2018 год
Публикация «Программа индивидуального развития „Обучение детей 6–7 лет спортивным играм“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Работа инструкторов по физической культуре
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Физкультура. Программы рабочие и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2020
Пояснительная записка
В общей системе всестороннего развития человека физическое воспитание ребенка занимает важное место. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств. Дети дошкольного возраста с большим удовольствием занимаются физкультурой. Особый интерес вызывают у них спортивные игры (футбол, баскетбол, хоккей, теннис и т. д., а также спортивные упражнения (плавание, катание на велосипеде, самокате, на санках и т. д.)
Спортивные игры и упражнения способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, улучшению физического развития, воспитанию положительных морально-волевых качеств. Они динамичны и эмоциональны, способствуют развитию силы, координационных, скоростно-силовых качеств, быстроты и ловкости, требует проявления находчивости, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности. Спортивные игры и развлечения проводятся летом и зимой на открытом воздухе, что является эффективным средством закаливания организма ребенка. Занятия эффективно влияют на развитие у детей дошкольного возраста как психических процессов (внимания, восприятия, памяти, рациональности мышления, воображения, так и физиологических (усиливают кровообращение, дыхание, обмен веществ). В связи с этим, разработана программа по обучению детей спортивным играм и упражнениям.
Цель программы : содействие оздоровлению и физическому развитию детей в процессе обучения спортивным играм и упражнениям.
Задачи:
- формировать представление о здоровом образе жизни, о спорте, спортивных играх;
- ознакомить с основными правилами и принципами игр;
- накапливать и обогащать двигательный опыт детей (бег, бег с изменением направления и скорости, бег приставными шагами, и т. д.)
- формировать первоначальные представления и навыки выполнения технических элементов спортивных игр;
- содействовать развитию физических качеств (ловкости, быстроты, выносливости, силы, гибкости);
- способствовать воспитанию активности, сознательности, морально-волевых качеств, уверенности в своих силах, уважительному отношению к себе и окружающим;
- сформировать интерес и желание вести здоровый образ жизни.
Срок реализации программы : 1 год.
Состав группы: 10 детей.
Продолжительность занятий: 30 мин.
Особенности программы
Занятия проводятся в спортивном зале, на спортивной площадке 1 раз в неделю.
Программа составлена при тесном взаимодействии с родителями (законными представителями, медицинским персоналом, инструктором по физической культуре, тренерами детско-юношеской спортивной школы, которую посещают дети с родителями; музыкальным руководителям, обеспечивающим музыкальное сопровождение спортивных игр и соревнований.
Педагогический контроль оценки устойчивого состояния детей и кумулятивного тренировочного эффекта
В программу контроля входят :
• врачебные обследования;
• антропометрические обследования;
• тестирование уровня физической подготовленности;
• тестирование технико-тактической подготовленности;
• расчет и анализ тренировочной нагрузки за прошедший этап;
• анализ индивидуальных и групповых соревновательных действий.
Целевые ориентиры включают в себя интегративные качества ребёнка, которые он может приобрести в результате освоения программы :
• физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;
• любознательный, активный, эмоционально отзывчивый;
• способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту;
• у ребенка развита крупная и мелкая моторика;
• он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
• ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения;
Методы физического воспитания: словесные, наглядные, строго регламентированного упражнения.
Игровой метод - характеризуется постоянным или внезапным изменением игровых ситуаций при наличии определенного сюжета и конечной цели. Он может использоваться для избирательного воздействия на отдельные физические способности занимающихся и комплексного совершенствования их двигательной активности.
Соревновательный метод - это специально организованные состязания, в которых создаются условия для индивидуальной и командной
борьбы. Этот метод может применяться при воспитании физических качеств, совершенствовании технических приемов, для стимулирования интереса и активизации занимающихся.
Метод круговой тренировки - предусматривает выполнение серии упражнений на специально подготовленных местах («станциях»). Состав упражнений подбирается с расчетом разностороннего воздействия на различные мышечные группы и физические способности занимающихся.
Учебно-тематический план
Сентябрь месяц Игра футбол.
1-ая неделя I. 1. Знакомство с названием игры и ее особенностью (при игре мяч руками не брать).
2. Формировать элементарные действия с мячом.
3. Воспитывать интерес к действиям с мячом, желание играть вдвоем, втроем.
II.Спортивные упражнения : «Мячи - шалунишки» - ходьба и бег с катящимся мячиком, остановка мяча ногой.
2-ая неделя Спортивные упражнения : 1. «Догони» - удар ногой по неподвижному мячу.
2. «Прикати» - один ребенок отталкивает мяч руками, другой останавливает мяч ногой и ударяет по нему, посылая его обратно.
3-я неделя Спортивные упражнения :
1. «Не потеряй!» - ведение мяча вокруг обруча.
2. «Ловкие ножки» - ведение мяча по прямой.
4-ая неделя Спортивные упражнения :
1. «Гонки мячей» - ведение мяча в разных направлениях. По сигналу остановиться, нога на мяче.
2. «Попади в ворота» - ведение мяча в разных направлениях, удар по неподвижному мячу. Надо попасть в ворота.
Октябрь месяц Игра футбол.
1-ая неделя Цель. Познакомить с правилами, условиями игры. Учить игровому взаимодействию.
Спортивные упражнения :
1. «Мяч в ворота» - две команды посылают мяч по очереди в ворота соперника.
2-ая неделя Спортивные упражнения :
1. «У ребят порядок строгий» - по сигналу найти свое место.
2. «Прыжки» - на 2-х ногах мяч, мяч зажат между коленями.
3-я неделя Игра футбол.
Играют по 2, по 4 ребенка.
Цель. Запомнить членов своей команды.
Правила упрощаются. Дети запоминают действия вратаря, действия игроков.
4-ая неделя Спортивные упражнения :
1. «Эстафета с мячами».
Цель. Уметь удержать мяч ногой и передавать следующему.
2. «Передай другому». Цель. Учить передавать мяч ногой, стоя в кругу.
Ноябрь месяц Игра хоккей.
1-ая неделя Цель. Познакомить с атрибутами (спортивным инвентарем : клюшкой, шайбой, ворота). Объяснить детям, что у этой игры особенности, как в футболе.
1. «Метелица» - бег змейкой, держась за руки.
2. «Для чего этот предмет?» - дети сами говорят функции каждого атрибута игры.
3. Подвижная игра «Фигуры» - по сигналу изобразить какую-нибудь фигуру.
2-ая неделя Цель. Учить детей водить клюшкой, не отрывая ее от поверхности, ударять по шайбе.
Спортивные упражнения :
1. «Кто быстрее» - бег с клюшкой.
2. «Чья клюшка быстрее?» Учить детей скользить клюшкой по снегу.
3-я неделя Цель. Развивать координацию движений и ориентировку в пространстве.
Спортивные упражнения :
1. «Чья шайба дальше?» - ударить по шайбе, посылая ее в определенном направлении.
2. «Передай другому» - по сигналу передать шайбу партнеру.
4-ая неделя Цель. Учить выполнять требования безопасности в игре. Воспитывать желание получить положительный результат.
Спортивные упражнения :
1. «Точный пас» - бросать шайбу так, чтобы она скользила по снегу.
2. Подвижная игра «Со льдины на льдину». У каждой команды обруч своего цвета. Во время игры не перепутать команду.
Декабрь месяц Игра хоккей.
1-ая неделя Цель. Познакомить со стойкой хоккеиста.
Спортивные упражнения :
1. «Снайперы» - попадать шайбой в ворота
2. «Загони шайбу в ворота» - попадать в ворота во время движения с шайбой.
2-ая неделя Цель. Учить вести шайбу, не отрывая клюшку.
Спортивные упражнения :
1. «Кто дальше?» - вести шайбу змейкой. Выигрывает тот, кто не потеряет.
2. Подвижная игра «Зайцы и волк» - «лужок из клюшек». Упражнять детей в прыжках.
3-я неделя Цель. Учить работать в парах и получать положительный результат.
Спортивные упражнения :
1. «Передай другому» - в парах передавать шайбу другому.
2. «Доведи до ворот» - в парах вести поочередно одну шайбу.
4-ая неделя Цель. Развивать уверенность, активность, инициативность. Соблюдать правила безопасности.
Игра хоккей.
Правила упрощены. Учимся играть в команде по 2-3 человека.
Февраль месяц Игра баскетбол.
1-ая неделя Цель. Формировать многообразие действий с мячом (катание, бросание, ловля).
Воспитывать интерес к играм с мячом.
Спортивные упражнения :
1. «Не отдам мяч» - прыжки с мячом.
2. «Играй, мяч не теряй!» - катание мяча в разные стороны.
2-ая неделя Цель. Многообразие действий с мячом (перебрасывание, забрасывание в кольцо).
Воспитывать желание играть вдвоем, втроем.
Спортивные упражнения :
1. «Кого назвали, тот ловит» - ловля мяча.
2. «Не урони!» - передача мяча в парах.
3-я неделя Цель. Знакомить с названием инвентаря (кольцо, баскетбольный мяч).
Развивать глазомер. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Спортивные упражнения :
1. «Прыг - скок!» - ведение мяча на месте.
2. «Стой!» - кружение с мячом и бросок по сигналу.
4-ая неделя Цель. Развивать основные движения : ходьбу, бег, лазание, прыжки. Воспитывать целеустремленность, желание достичь результата.
Спортивные упражнения :
1. «Прыг - скок - побежал!» - ведение мяча в движении.
2. «Кто больше?» - броски в корзину.
Март месяц Игра баскетбол.
1-ая неделя Цель. Многообразие действий с мячом (заброс в кольцо с разных сторон)
Спортивные упражнения :
1. «Попади» - бросок двумя руками от груди.
2. «Чье звено быстрее?» - передача мяча.
2-ая неделя Цель. Дать общее представление о действиях в игре (стойка, передача мяча на месте, в движении)
Спортивные упражнения :
1. «Треугольник» - прокатывание мяча, передача мяча в тройках.
2. «Носильщики» - перенести командам мячи в корзину.
3-я неделя Цель. Создать ситуацию коллективных действий с мячом.
Спортивные упражнения :
1. «Чья команда больше?» - кто заработает больше очков при попадании в корзину.
2. Эстафета «Доведи и попади».
4-ая неделя Цель. Развивать координацию, ловкость. Воспитывать желание играть командой.
Игра на детской школьной площадке с родителями или в спортивном зале (смешанные команды)
Апрель месяц Игра теннис.
1-ая неделя Цель. Знакомство с теннисным шариком, ракеткой, свойством шарика (легкий, прыгает, ломается).
Спортивные упражнения :
1. «Высоко - высоко!» - бросание теннисного шарика.
2. «Ветер» - дуть на шарик и догонять его.
2-ая неделя Цель. Учить действовать с ракеткой :брать, держать, передавать, вращать; с мячом: катать, бросать, ловить, отбивать.
Спортивные упражнения :
1. «Попади в цель» - пытаться ракеткой попасть по мячу.
2. «Гонки шариков» - прокатывание шарика ракеткой.
3-я неделя Цель. Развивать мелкую моторику, согласованность движений. Воспитывать желание действовать с мячом.
Спортивные упражнения :
1. «Мяч друг другу» - ракеткой катать мяч в парах.
2. «Веселый мяч» - удержать мяч на ракетке.
4-ая неделя Цель. Учить выполнять действия с мячом и ракеткой. Формировать бережное отношение к инвентарю.
Спортивные упражнения :
1. «Мяч друг другу» - ракеткой катать мяч в парах.
Май месяц Игра футбол.
1-ая неделя Цель. Воспитывать терпение, уверенность в движениях.
Спортивные упражнения :
1. «По дорожке» - удержать мяч на ладони.
2. «Попади в сетку» - учить отбивать мяч ракеткой.
2-ая неделя Цель. Развивать глазомер, согласованность движений. Учить стойке теннисиста.
Спортивные упражнения :
1. «Переброс» - подавать мяч через сетку.
2. «Скок - отскок» - ударять мяч ракеткой об стенку.
3-я неделя Цель. Учить играть с партнером. Воспитывать терпение, создавать условия для положительных эмоций.
Спортивные упражнения :
1. «Играем дружно» - играть мячом в парах.
2. «Кто ловчее?» - один бросает мяч, другой отбивает и наоборот.
4-ая неделя Цель. Учить играть с партнером.
Спортивные упражнения :
1. «Игра через сетку в парах».
2. «Игра через сетку по двое».
Содержание работы инструктора по физической культуре
КАТАНИЕ НА ВЕЛОСИПЕДЕ И САМОКАТЕ.
УПРАЖНЕНИЯ.
1. Делать повороты направо и налево.
2. Ездить по кругу.
3. Ездить змейкой.
4. Быстро и точно реагировать на сигналы.
5. Ездить быстро и медленно.
6. Ездить, держась за руль одной рукой.
7. Проезжать по узкой дорожке.
8. Ездить по дорожке с неровностями.
9. Сохранять при катании заданную дистанцию.
ИГРЫ.
1. «Эстафетные гонки» – две команды по 5 человек. Эстафета на велосипедах или самокатах, объезжая кегли.
2. «Восьмёрка» — на площадке чертят два больших круга – восьмёрка. Дети должны проехать по восьмёрке.
3. «Достань предмет» — игрушка подвешивается на высоте вытянутой руки ребёнка, сидящего на велосипеде. Ребёнок едет, управляя велосипедом одной рукой, другой старается достать игрушку.
4. «Попади в цель» — ребёнок едет и бросает мяч в обруч, лежащий на асфальте.
БАСКЕТБОЛ
УПРАЖНЕНИЯ
1. Бросок мяча о землю и ловля его после отскока.
2. Бросок мяча вверх и ловля его двумя руками.
3. Бросок мяча вверх и ловля его после отскока.
4. Перебрасывание мяча друг другу.
5. Ходьба с подбрасыванием мяча и ловля его двумя руками.
6. Передача мяча по кругу.
7. Бросание мяча двумя руками от груди о стенку и ловля его.
8. Передача мяча друг другу от груди, стоя на месте.
9. Передача мяча в шеренге, колонне, по кругу.
10. Отбивание мяча на месте правой и левой рукой.
11. Ведение мяча правой и левой рукой.
12. Ведение мяча одной рукой с последующей передачей другому.
13. Ведение мяча вокруг себя.
14. Ведение мяча с изменением направления.
15. Перебрасывание мяча через верёвку.
16. Метание мяча в баскетбольный щит.
17. Бросание мяча в цель двумя руками от груди.
18. Бросок мяча в корзину двумя руками от груди с места.
19. Бросок мяча в корзину после ведения.
ИГРЫ
1. «За мячом» – дети стоят в колонне по одному, мяч передают друг другу, первый переходит в конец колонны. Играют две команды.
2. «Поймай мяч» — двое детей перебрасывают мяч друг другу. А третий пытается отнять у них мяч.
3. «Кого назвали, тот ловит мяч» — воспитатель подбрасывает мяч вверх и называет имя ребёнка, который должен поймать мяч.
4. «Мяч ведущему» — дети стоят в кругу, ведущий бросает мяч каждому игроку и получает его обратно.
5. «Передал – садись» — дети стоят в колонне, воспитатель с мячом в руках напротив. Воспитатель бросает мяч первому игроку, он передаёт мяч обратно и приседает. И так всем остальным.
6. «Выбивалы» – дети делятся на две команды: одни выбивают, другие стоят в кругу.
ФУТБОЛ
УПРАЖНЕНИЯ
1. Удары по неподвижному мячу правой и левой ногой.
2. Удары по неподвижному мячу правой и левой ногой с разбега.
3. Один ребёнок катит мяч, другой сбоку ударяет по нему ногой.
4. Удар мяча ногой в стенку и его приём.
5. Один ребёнок посылает мяч ногой, другой останавливает его ногой.
6. Вести мяч правой и левой ногой по прямой.
7. Вести мяч вокруг стоек.
8. Вести мяч и ударять по воротам.
9. Один ребёнок стоит в воротах, другой ударяет по мячу.
10. Вратарь стоит в воротах, трое детей поочерёдно посылают мячи в ворота.
ИГРЫ
1. «Подвижная цель» – дети стоят по кругу, в кругу водящий. Дети передают друг другу мяч ногами, стараясь попасть в водящего.
2. «Гонка мячей» – все дети ведут мяч по сигналу до ориентира.
3. «Задержи мяч» – дети стоят в кругу, внутри защитник, он пытается задержать мяч, который передают друг другу ногами нападающие.
4. «Футболист» – перед ребёнком кладётся мяч и закрываются глаза. Он должен подойти к мячу и ударить по нему.
5. «Сильный удар» — трое детей делают сильный удар по мячу. Чей мяч дальше всех улетит.
6. «Попади в обруч» – дети делают по 3 удара правой и левой ногой, стараясь попасть мячом в обруч.
7. «Пингвины» – дети зажимают мяч между колен и бегут до ориентира.
КАТАНИЕ НА САНКАХ
УПРАЖНЕНИЯ
1. Толкать санки, опираясь на сиденье сзади.
2. Катать друг друга.
3. Вдвоём катать ребёнка.
4. Спускаясь с горы, достать рукой подвешенный предмет.
5. Спускаясь с горы, выполнять упражнения руками.
6. Взбираться на гору с санками.
7. Кататься с горы, сидя вдвоём на санках.
8. Спуск с горы, управляя санками с помощью ног.
9. Спуск с горы, выполняя поворот в правую и левую стороны.
10. При спуске с горы, попасть в мишень.
11. При спуске с горы собрать флажки, воткнутые в снег.
12. Кататься на ровном месте, сидя на санках, спиной вперёд, отталкиваясь ногами.
ИГРЫ
1. «Пассажиры» – дети по очереди перевозят друг друга до ориентира.
2. «Кто первый» – сидя на санках, дети отталкиваются лыжными палками.
3. «Гонки на санках» – двое детей сидят на санках, отталкиваясь ногами.
4. «Спуск в ворота» – дети спускаются со склона в ворота.
5. «Черепаха» – дети садятся на санки спиной друг к другу, отталкиваясь ногами, стараются быстро преодолеть расстояние.
Список литературы
1. Адашкявичене Э. И. Спортивные игры и упражнения в детском саду. - М. Просвещение, 2002 г.
2. Осокина Т. И. Игры и развлечения детей на воздухе. — М. Просвещение, 1991г.
3. Степаненкова Э. Я. Методика физического воспитания. — М. 2005 г.
4. Фролов В. Г. Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке. — М. Просвещение, 1996 г.
5. ФГОС ДО - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва.