Сируник Чобанян
Программа индивидуального коррекционно-развивающего обучения и воспитания по разделу «Социальное развитие» (5–6 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАПЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА
№14 «АЛЕНУШКА»
«Утверждаю»
Заведующий МБДОУ №14 «Аленушка»
___ Е. Х. Бабасинян
Программа коррекционно-развивающего
обучения и воспитания для детей с нарушением интеллекта
по разделу «Социальное развитие»
Составитель: Чобанян Сируник Саркисовна
Педагог-психолог МБДОУ №14 «Аленушка»
с. Чалтырь
2013 год
Пояснительная записка
Публикация «Программа индивидуального коррекционно-развивающего обучения и воспитания по разделу „Социальное развитие“ (5–6 лет)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
(на основе программы коррекционно-развивающего обучения и воспитания, под ред. Е. А. Екжановой. Е. А. Стребелевой)
В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры. Ее базис, необходимый для усвоения и активного воспроизводства социального опыта в общении и деятельности, - ориентировка малыша в реалиях предметного мира, созданного руками человека, в самом себе, в явлениях собственной и общественной жизни.
Основополагающим содержанием раздела «Социальное развитие» является формирование сотрудничества ребенка со взрослым и научение ребенка способам усвоения и присвоения общественного опыта. В основе его сотрудничества со взрослым лежит эмоциональный контакт, который является центральным звеном становления у ребенка мотивационной сферы.
В процессе коррекционной работы у ребенка складывается представление о себе. Он совершает открытие своего «Я». Ребенок выделяет себя в мире вещей и других людей. Он приходит к осознанию своего «Я» через формирование и пробуждение «личной памяти», через появление своего жизненного опыта, зафиксированного в словесном плане, через приобщение к жизни близких людей.
Мир человеческих отношений раскрывается перед ребенком через представления о добре и зле, о своем и чужом.
Таким образом, социальное развитие проблемного ребенка подготавливает его к адекватной ориентировке в окружающей среде, способствуя при этом становлению навыков социально приемлемого поведения в различных жизненных ситуациях.
Основные направления и задачи коррекционно-развивающей работы.
При выборе стратегии коррекционно-развивающего обучения целесообразно создавать специальные педагогические условия для формирования сотрудничества ребенка с взрослым. Среди этих условий можно выделить следующие:
• Эмоционально-положительный контакт ребенка со взрослым;
• Правильное определение способов постановки перед ребенком образовательно-воспитательных задач, учитывающих актуальные и потенциальные его возможности;
• Подбор способов передачи общественного опыта, соответствующих уровню развития ребенка.
На начальном этапе коррекционной работы важно формировать у ребенка готовность к усвоению общественного опыта через совместные действия взрослого и ребенка, действия по образу и речевой инструкции, поисковые способы ориентировочно-познавательной деятельности (целенаправленные пробы, практическое применение, зрительная ориентировка).
Задачи обучения и воспитания :
1. Формировать у ребенка способы адекватного реагирования на свое имя и фамилию (эмоционально, словесно, действиями);
2. Формировать у ребенка представление о себе и о своей семье;
3. Формировать у ребенка представление о себе как о субъекте деятельности, о собственном эмоциональном состоянии;
4. Научить ребенка узнавать себя на индивидуальной и группой фотографии;
5. Закрепить знания ребенка называть и показывать части тела (голова, шея, туловище, живот, спина, руки, ноги, пальцы);
6. Научить ребенка показывать на лице и называть глаза, рот, язык щеки, губы нос, уши; на голове – волосы;
7. Формировать у ребенка адекватное в конкретной ситуации: садиться на стульчик, сидеть на занятии, ложиться в свою постель, класть и брать вещи из своего шкафчика при одевании на прогулку;
8. Учить ребенка наблюдать за действиями другого ребенка и игрой нескольких сверстников;
9. Учить ребенка эмоционально положительно реагировать на сверстника и включаться в совместные действия с ними;
10. Формировать у ребенка интерес к игрушкам, предметам и адекватным способам действий с ними;
11. Учить ребенка слушать непродолжительное время мелодичную музыку, звуки природы, эмоционально реагировать на ритмический рисунок мелодии, ее темп и характер.
Показатели развития к концу учебного года.
Ребенок должен научиться:
• Эмоционально-положительно реагировать на общение с близкими родственниками, взрослыми;
• Здороваться при встрече и прощаться при расставании, благодарить за услугу;
• Реагировать на свое имя и фамилию;
• Идентифицировать себя по полу (мальчик, девочка);
• Выполнять предметно-ролевые и предметно-орудийные действия: держать ложку, пит из чашки, кормить куклу, переносить стул и ставить его в определенное место;
• Адекватно вести себя в привычных ситуациях.
Учебно-тематический план на 2013-2014 учебный год.
Тема Содержание Кол-во часов Формы работы Методическое обеспечение
«Знакомство»
• Знакомство педагога- психолога и ребенка;
• Создание благоприятной атмосферы на занятии; 1
«Давай дружить»
• Продолжить знакомство педагога-психолога с ребенком;
• Сформировать положительное отношение к содержанию занятия; 1
«Волшебные слова»
• Формировать у ребенка навыки приветствия и прощания; 3
«Я и Я»
• Формирование у ребенка представлений о себе;
• Учить откликаться на свое имя и фамилию;
• Учить узнавать себя на групповых и индивидуальных фото; 3
«Я и моя Семья»
• Формировать у ребенка представления о своей семье;
• Учить узнавать членов семьи на групповых и индивидуальных фото; 2
«Какой Я»
• Формировать у ребенка представление об основных частях тела;
• Научить показывать и называть такие части тела как: голова, шея, ноги, руки, живот, пальцы; 5
«Мой мир»
• Познакомить ребенка с дидактическими развивающими игрушками на примере пирамидки, кубиков, мозаики, мячей разных размеров; 4
«Как прекрасен этот мир»
• Знакомство со звуками природы;
• Знакомство с музыкальными инструментами (бубен, барабан, ксилофон, трещотка) 4
«Прогулка в сад»
• Познакомить ребенка с трудом людей; 1
«Я радуюсь»
• Формировать у ребенка умение видеть настроение и различные эмоциональные состояния; 2
«Я злюсь»
• Формировать у ребенка умение видеть настроение и различные эмоциональные состояния; 2
«Прогулка»
• Познакомить ребенка с трудом людей; 1
«Итоговое занятие»
• Обобщение полученных знаний за учебный год. 1