Ольга Попкова
Программа фольклорного кружка «Золотые зёрнышки» художественно-эстетической направленности. Часть 2
▼ Скачать + Заказать документы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Традиции русского народа»
1-ого года обучения на 2020 – 2021 учебный год
1. Пояснительная записка
1.3. Цель учебного курса: ознакомление и приобщение дошкольников к традициям русского народа.
Задачи учебного курса:
• Знакомить детей с русским народным, поэтическим и музыкальным творчеством, традиционными праздниками;
• Учить понимать роль семьи, своё место в семье, воспитывать будущих хозяина (хозяйку, мужа (жену).
Публикация «Программа фольклорного кружка „Золотые зёрнышки“ художественно-эстетической направленности, Часть 2» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Народная культура, фольклор
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
• Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей;
• Использовать малые формы фольклора для развития речи у детей;
• Развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав.
• Создавать условия для проявления детьми любви к родной земле, уважения к традициям своего народа и людям труда;
• Воспитывать в детях толерантность.
Нормативно-правовые документы, на основе которых разработана дополнительная общеразвивающая программа :
• Конвенция о правах ребёнка;
• Федеральный закон от 29.12.2012 г. «273-ФЗ (ред. от 23.07.2013 г.) «Об образовании в Российской Федерации»;
• Концепция развития дополнительного образования (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.14г. № 1726-р);
• Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы (Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 г. №497);
• Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 196 от 09 ноября 2018 г.);
• СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014г. №41);
• Распоряжение администрации Липецкой области от 12 апреля 2018 года №187-р «О реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» в Липецкой области;
• Приказ УОиН от 16.04.2018 №450 «Об утверждении концепции персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Липецкой области»;
• Приказ УОиН от 17.04.2018 №454 «Об утверждении плана мероприятий "дорожная карта" по внедрению персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в муниципальных районах (городских округах) Липецкой области»;
• Устав МБДОУ д/с №2 «Малышок» г. Грязи;
• Календарный учебный график МБДОУ д/с №2 «Малышок» г. Грязи на 2020-2021учебный год;
• Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных общеразвивающих программ МБДОУ д/с №2 «Малышок» г. Грязи.
Курсу «Традиции русского народа» в учебном плане отведено – 34 часа, из них – 5 теоретических, 29 практических.
2. Календарно-тематический план учебного курса «Традиции русского народа» с детьми 5 - 6 лет
Наименование тем учебных занятий:
1 Беседа о приметах осени. Загадки.
2 Разучивание песни «Во саду ли, в огороде»
3 Музыкальная игра «Под Покровом Богородицы»
4 Частушки «Мальчишечьи страдания»
5 Разучивание игры «Золотые ворота»
6 Загадки о фруктах и овощах
7 Песня «Калинка - малинка»
8 Хороводная игра «Купим мы, бабушка, тебе курочку»
9 Беседа «Кузьминки – об осени поминки»
10 Театр по сказке «Репка»
11 Хоровод «Прялица»
12 Игра на народных инструментах: ложках, колокольчиках.
13 Знакомство с прядением и ткачеством. Прослушивание песни «Молодая пряха»
14 «Здравствуй, зимушка – зима» (загадки, приметы зимы)
15 Разучивание русской народной песни «Здравствуй, Гостья – Зима»
16 Разучивание Рождественских колядок.
17 «На пороге коляда»
18 Пословицы и поговорки о зиме.
19 «Ходит сон по лавочке» (разучивание колыбельной песни)
20 Разучивание русской народной песни «Солдатушки – браво ребятушки»
21 Разучивание русской народной игры «Бой подушками» («Петушиные бои»)
22 Кукольный театр «Рукавичка»
23 Чаепитие «Блины русские» (проводы Зимы)
24 Приметы весны. Загадки о весне.
25 Разучивание частушек ко Дню Мамы.
26 Разучивание заклички о Весне.
27 Беседа о русском народном празднике «Сорки»
28 Разучивание хоровода «Верба, вербочка»
29 Беседа «Птицы летите – весну несите»
30 Разучивание пасхальной песни «Поселились птицы в гнездах»
31 Разучивание русских народных пасхальных игр.
32 «Весну привечаем – игры затеваем». Игра «Ручеек»
Игра на народных музыкальных инструментах: колокольчики, ложки, свистульки, трещетка.
33 Разучивание русской песни «Земелюшка-чернозем»
34 «Встреча у околицы» (концерт)
3. Содержание учебного курса «Традиции русского народа» (34 ч.)
Теория:
Приметы осени. Загадки.
Загадки о фруктах и овощах.
Беседа о народном празднике «Кузьминки – об осени поминки»
Знакомство с прядением и ткачеством. Прослушивание песни «Молодая пряха»
«Здравствуй, зимушка – зима» (загадки, приметы зимы)
Пословицы и поговорки о зиме.
Приметы весны. Загадки о весне.
Беседа о русском народном празднике «Сорки»
Беседа «Птицы летите – весну несите»
Практика:
Разучивание песни «Во саду ли, в огороде»
Музыкальная игра «Под Покровом Богородицы»
Частушки «Мальчишечьи страдания»
Разучивание игры «Золотые ворота»
Песня «Калинка - малинка»
Хороводная игра «Купим мы, бабушка, тебе курочку»
Театр по сказке «Репка»
Хоровод «Прялица»
Игра на народных инструментах: ложках, колокольчиках.
Разучивание русской народной песни «Здравствуй, Гостья – Зима»
Разучивание Рождественских колядок.
«На пороге коляда»
«Ходит сон по лавочке» (разучивание колыбельной песни)
Разучивание русской народной песни «Солдатушки – браво ребятушки»
Разучивание русской народной игры «Бой подушками» («Петушиные бои»)
Кукольный театр «Рукавичка»
Чаепитие «Блины русские» (проводы Зимы)
Разучивание частушек ко Дню Мамы.
Разучивание заклички о Весне.
Разучивание хоровода «Верба, вербочка»
Разучивание пасхальной песни «Поселились птицы в гнездах»
Разучивание русских народных пасхальных игр.
«Весну привечаем – игры затеваем». Игра «Ручеек»
Игра на народных музыкальных инструментах: колокольчики, ложки, свистульки, трещетка.
Разучивание русской песни «Земелюшка-чернозем»
«Встреча у околицы»(концерт)
1. Планируемый уровень подготовки обучающихся по окончанию учебного курса «Традиции русского народа» для детей 5-6 лет
• Участвовать в играх с театральными действиями и более развёрнутыми диалогами.
• Разыгрывать русские народные сказки и инсценировать русские народные песни.
• Иметь представления о народных праздниках, их обрядах и традициях (Осенины, Кузьминки, Куделица, Святки, Масленица, Пасха).
• Использовать в повседневной жизни произведения малых форм фольклора (колядки, заклички, потешки, считалки, пословицы).
• Владеть некоторыми приёмами игры на ложках, играть в оркестре.
• Знать название некоторых музыкальных инструментов, различать их по звучанию
• Уметь сочетать движения рук и ног. Выполнять хороводные движения: «Улитка», «Ручеёк», два круга в противоположные стороны.
• Проявлять самостоятельность и доброжелательность в играх со сверстниками.
• Правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих.
• Проявлять внимание и заботу к близким.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Музыкальный фольклор»
2-ого года обучения на 2021 – 2022 учебный год
1. Пояснительная записка
1.4. Цель учебного курса: создать условия для развития музыкальных способностей детей.
Задачи учебного курса:
• Формировать исполнительские навыки в области пения, движения под музыку;
• Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
• Развивать музыкальные способности: чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления;
• Формировать социально-нравственное, психическое здоровье детей;
Воспитывать в детях патриотизм.
Нормативно-правовые документы, на основе которых разработана дополнительная общеразвивающая программа :
• Конвенция о правах ребёнка;
• Федеральный закон от 29.12.2012 г. «273-ФЗ (ред. от 23.07.2013 г.) «Об образовании в Российской Федерации»;
• Концепция развития дополнительного образования (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.14г. № 1726-р);
• Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы (Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 г. №497);
• Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 196 от 09 ноября 2018 г.);
• СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014г. №41);
• Распоряжение администрации Липецкой области от 12 апреля 2018 года №187-р «О реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» в Липецкой области;
• Приказ УОиН от 16.04.2018 №450 «Об утверждении концепции персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Липецкой области»;
• Приказ УОиН от 17.04.2018 №454 «Об утверждении плана мероприятий "дорожная карта" по внедрению персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в муниципальных районах (городских округах) Липецкой области»;
• Устав МБДОУ д/с №2 «Малышок» г. Грязи;
• Календарный учебный график МБДОУ д/с №2 «Малышок» г. Грязи на 2020-2021учебный год;
• Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных общеразвивающих программ МБДОУ д/с №2 «Малышок» г. Грязи.
Курсу «Музыкальный фольклор» в учебном плане отведено – 34 часа, из них – 5 теоретических, 29 практических.
2. Календарно-тематический план учебного курса «Музыкальный фольклор» с детьми 6 - 7 лет
Наименование тем учебных занятий:
1 Беседа «Что такое фольклор»
2 Разучивание русской народной игры «У медведя во бору»
3 Разучивание русской народной песни «Во саду ли, в огороде»
4 Беседа «Хлеб – всему голова»
5 Развлечение «Завивайся, ленок»
6 Разучивание русской народной игры «Мы капусту солим»
7 Разучивание хоровода «Вейся, вейся, капустка»
8 Посиделки «Осенины»
9 Знакомство с романцовской игрушкой-свистулькой.
10 Театр по сказке «Заюшкина избушка»
11 Разучивание танцевальных движений – кружение в парах с разным положением рук (лодочка, бараночка)
12 Беседа «При солнышке – тепло, при матушке – добро»
13 Разучивание песни «Как на тоненький ледок»
14 Игра «Два Мороза»
15 Знакомство со Скоморохами
16 Прослушивание русской народной песни «Валенки»
17 «Святки»
18 Беседа «Обычаи и обряды русского народа»
19 «Небылицы в лицах».
20 Беседа «В гостях у домового»
21 Разучивание русской народной игры «Колечко»
22 Игры молодецкие (с папами)
23 Обычай «Проводы Зимы"
24 «Марья – искусница» (занятие с мамами)
25 Разучивание пестушек.
26 Разучивание считалки для выбора ведущего в играх.
27 Знакомство с календарными песнями. Лепка «Жаворонки»
28 «Сказка к нам пришла» (представление для средней группы)
29 Выставка рукоделия родителей. Беседа.
30 Пословицы и поговорки о труде и трудолюбии.
31 Разучивание русской народной песни «Уж как я ль мою коровушку люблю»
32 Русские народные потешки. «Солнышко- ведрышко»
33 Разучивание русской песни –игры «Суп варить»
34 «Фестиваль народной песни» (концерт)
3. Содержание учебного курса - «Музыкальный фольклор» (34 ч.)
Теория:
Беседа «Что такое фольклор»
Беседа «Хлеб – всему голова»
Знакомство с романцовской игрушкой-свистулькой.
Беседа «При солнышке – тепло, при матушке – добро»
Знакомство со Скоморохами
Беседа «Обычаи и обряды русского народа»
Беседа «В гостях у домового»
Обычай «Проводы Зимы)
Выставка рукоделия родителей. Беседа.
Пословицы и поговорки о труде и трудолюбии.
Практика:
Разучивание русской народной игры «У медведя во бору»
Разучивание русской народной песни «Во саду ли, в огороде»
Развлечение «Завивайся, ленок»
Разучивание русской народной игры «Мы капусту солим»
Разучивание хоровода «Вейся, вейся, капустка»
Посиделки «Осенины»
Театр по сказке «Заюшкина избушка»
Разучивание танцевальных движений – кружение в парах с разным положением рук (лодочка, бараночка)
Разучивание песни «Как на тоненький ледок»
Игра «Два Мороза»
Прослушивание русской народной песни «Валенки»
«Святки»
«Небылицы в лицах».
Разучивание русской народной игры «Колечко»
Игры молодецкие (с папами)
«Марья – искусница» (занятие с мамами)
Разучивание пестушек.
Разучивание считалки для выбора ведущего в играх.
Знакомство с календарными песнями. Лепка «Жаворонки»
«Сказка к нам пришла» (представление для средней группы)
Разучивание русской народной песни «Уж как я ль мою коровушку люблю»
Русские народные потешки. «Солнышко- ведрышко»
Разучивание русской песни –игры «Суп варить»
«Фестиваль народной песни»(концерт)
4. Планируемый уровень подготовки обучающихся по окончанию учебного курса «Музыкальный фольклор» для детей 6-7 лет
• Показ сценок с любым видом театра. Уметь импровизировать.
• Введение в свои выступления не только устного, но и музыкального фольклора.
• С желанием участвовать в любом виде деятельности.
• Знать традиции и обычаи Родного края, понимать смысл народных праздников, уметь рассказать об этом.
• Владеть навыками передачи эмоционально-образного содержания песни.
• Петь с чёткой артикуляцией.
• Уметь исполнять элементы хоровода: «Капуста»,
• «Ниточка с иголочкой».
• Иметь представление о предметах быта, которые народ использовал как музыкальные инструменты (рубель, пила, гребень).
• Уметь свободно общаться со сверстниками и взрослыми.
• Передавать полученный опыт.