Елена Ершова
Программа духовно-нравственного развития «Возрождение» для детей 3–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Родничок»
Программа духовно-нравственного воспитания «Возрождение»
(от 3 до 7лет)
Срок реализации программы 4 года.
Воспитатель:
Елена Николаевна Ершова
Токарёвка
2019 г.
Пояснительная записка
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Конституция РФ, ст. 43, 72
2. Конвенция о правах ребенка (1989 г.)
3. Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 №273-ФЗ
4. ООП ДОУ
Публикация «Программа духовно-нравственного развития „Возрождение“ для детей 3–7 лет» размещена в разделах
5. СанПиН 2.4.1.3049-13
6. Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»
Данная учебная программа по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (рисование) базируется на основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство» под ред. Т. И. Бабаевой, В. И. Логиновой, ООП МБДОУ д/сада «Родничок».
Большой и сложный мир окружает наших детей в современное время. Большинство родителей воспитанников заняты постоянным добыванием денег, - поэтому очень мало уделяют внимания детям. Есть дети из неблагополучных семей, поведение их родителей часто противоречит нормам морали. Дома ребята часами смотрят фильмы – триллеры, играют в компьютерные «стрелялки», провоцирующие насилие и жестокость. Противостоять этим негативным тенденциям, «повлиять на часть того мира, в котором живет ребёнок», можем и должны сегодня мы – взрослые. Ведь именно в детстве, когда формируются представления ребёнка о том, «что такое хорошо, а что такое плохо», закладывается нравственный фундамент личности, необходимы источники добра и красоты, которые всегда спасали человечество. Так как большую часть времени дети находятся в детском саду, то формирование духовно- нравственных качеств педагоги нашего сада, взяли как одну из главных задач. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений ребё нка с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программы по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей. В процессе работы над программой мы познакомились с опытом работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, сложившимся в последние годы в разных регионах России.
Духовно-нравственное воспитание понимается как целенаправленная деятельность, на постепенное восстановление целостной структуры личности, самоопределение человека и совершенствование его в добродетели. Исходя из этого, духовные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством духовно-нравственного воспитания, а основной формой - служение добру, служение людям.
Цели программы :
1. Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры.
2. Изучение истории, культуры, природно-экологического своеобразия родного края, России.
3. Стремление возродить традиции семейного воспитания.
4. Создание условий для развития духовно-нравственных ценностей для дошкольников.
Задачи программы :
1. Формирование нравственных норм христианской морали. Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро. Пресекать (в разных формах) безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка.
2. Создать условия для восприятия целостной картины мира.
3. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
4. Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.
5. Развивать музыкальную культуру, приобщать к хоровому пению, классической, духовной и народной музыке.
6. Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию, укреплению воли и выносливости.
7. Прививать трудовые навыки, учить выполнять простейшие бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.
8. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада). Привлекать родителей к совместной деятельности.
Актуальность и новизна:
- Вновь прибывшие дети из разных социальных условий и их адаптация.
- Проблема общения с родителями.
- Угроза духовного здоровья детей.
- Нравственное здоровье – основа здорового образа жизни.
- Сложность отношений между людьми в современном мире.
Педагогическая идея:
Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.
Основные принципы программы :
1. Построение жизни на основе требований христианского совершенства (свободное признание правила - «Уклонись от зла и сотвори благо»)
2. Формирование отношения к себе, к миру и с миром (любовь к ближним).
3. Природосообразностъ (воспитание согласовывается с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту).
4. Кулътуросообразностъ (воспитание строится в соответствии с ценностями и нормами национальной куль туры).
Принципы отбора содержания образования. :
1. Научность и каноничность (сочетание современных достижений педагогики и психологии с каноничностью).
2. Учет требований типовых программ.
3. Многоуровневостъ (показ широкой картины мира с учетом возрастных возможностей детей).
Принципы организации занятий:
Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения; вариативный подход, обучение в игровой форме, индивидуальный подход.
Основные формы работы с детьми:
Занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.
Проведение совместных праздников.
Просмотр слайд - фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.
Экскурсии, целевые прогулки.
Детская благотворительность.
Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).
Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
Постановка музыкальных сказок духовно - нравственного содержания.
Творческие вечера.
Творческие викторины и конкурсы.
Творческие работы: поделки, книжки-малышки, рисунки.
Привлечение Библии к духовно-нравственному воспитанию детей.
Формы работы с родителями:
совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;
помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).
родительские собрания на духовно-нравственные темы;
лекторий для родителей;
открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
вечера вопросов и ответов;
проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семи нары с использованием ТОО);
факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
индивидуальные консультации специалистов (психолог, логопед, медицинский работник)
наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
визиты домой;
ведение социальной карты с целью изучения, обобщения и распространения опыта семейного воспитания;
индивидуальная работа с детьми дома (ведение тетради эмоционального развития ребенка);
Методы диагностики:
• наблюдение,
• анкетирование,
• интервью,
• диагностика «Уровень воспитанности дошкольников»,
• диагностика сферы познавательных интересов детей.
Перспективы работы:
А. Продолжить работу по созданию условий развития духовно-нравственных ценностей дошкольников.
Б. Воспитывать чувство патриотизма через разнообразные формы работы по духовно-нравственному воспитанию.
В. Приобщать детей к таланту и мастерству предков, к бережному и уважительному отношению ко всему тому, что они создали.
Г. Пробуждать интерес и уважение к семейным традициям и ценностям через разные формы работы с семьёй.
Учебно-тематический план
Направление: «Православная культура»
Методика формирования нравственных ориентаций в связи с религиозно-культурным просвещением детей направлена на создание у них определенного запаса систематических представлений, эмоционально окрашенных впечатлений о складывании через верования народа содержания его нравственного идеала и развитие ценностного отношения к нему как к духовному наследию.
Занятия данного цикла знакомят детей с историей православных праздников, традициями отечественной культуры, с тем, как встречают православные праздники в России, помогают в подготовке и проведении (с участием детей и родителей) календарных праздников, раскрывают их жизненный смысл.
Основные задачи цикла: привить уважение и любовь к православным традициям своего народа; воспитывать желание подражать благим образам.
Тематика занятий: «Рождество Христово»; «Крещение»; «Сретение»; «Благовещение»; «Вербное воскресение»; «Пасха»; «Вознесение»; «Троица»; «Преображение»; «Воздвижение Креста»; «Рождество Пресвятой Богородицы»; «Введение во Храм Пресвятой Богородицы»; «Успение Божией Матери»; «Покров».
Знакомство детей с Библией : Чтение, рассматривание иллюстраций, беседы о прочитанном, учить детей анализировать услышанное.
Направление: Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать добрые поступки
«. дерево доброе приносит и плоды добрые.».
Евангелие от Матфея, гл. 7, ст. 17
Занятия данного цикла на основе литературных произведений (сказки, рассказы, стихотворения) учат детей различать добро и зло, дают представления о нравственной свободе человека, помогают увидеть красоту нравственных поступков. Основные задачи занятий: научить ребенка видеть в себе движения к добру и злу и различать их, воспитывать желание делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие, формировать христианское отношение к ближним.
Тематика занятий:
«Добро и зло: справедливость», «Мать и дитя»; «Семья, дом»; «Святые семьи»; «Послушание и непослушание»; «Братья и сестры»; «О дружбе и друзьях верность»; «Кто мой ближний?»; «Жадность и щедрость»; «Правда и ложь»; «Как мы ходим в гости?»; «Имя»; «Родина»; «Совесть»; «Благодарность»; «Порядочность»; «Вечность»; «Воздержание, терпение»; «Талант»; «Осуждение, смирение»; «Зависть»; «Милосердие, сочувствие»; «Трудолюбие»; «Чистое сердце»; «Память»; «Предательство»; «Прощение»; «Скромность»; «О дружбе мальчиков и девочек»; «Храбрость и трусость»; «Добрые слова и добрые дела»; «Книги — наши друзья»; «Бедность и богатство».
Беседы:
«Что меня радует?», «Когда я злюсь?», «За что мне стыдно?», «Чем я горжусь?», «Я стараюсь – не лениться… не обманывать… не хвастаться не завидовать…».
Деятельность вне занятий:
– экскурсии (например, «Добро и зло на полотнах художников» и др.);
– коллективно творческие дела (театральные постановки, художественные выставки и т. п.) с примерной тематикой: «Долг и совесть в жизни людей», «Что такое «хорошо» в пословицах моего народа» и т. п. ;
– осуществление вместе с родителями творческих проектов и представление их;
– ролевые игры, моделирующие ситуации нравственного выбора;
– туристические походы и другие формы совместной деятельности (в т. ч. вышеперечисленные, требующие выработки и следования правилам нравственного поведения, решения моральных дилемм;
- завершение каждого (большинства) из этих событий рефлексией: «Какие новые правила я узнал?»;
- «Чем я могу руководствовать при выборе своих поступков» и т. п.
Направление: гражданско – патриотическое воспитание:
Занятия данных циклов знакомят детей с родным посёлком (история, памятники архитектуры, природно-географические особенности, историческое значение посёлка, областного центра в жизни России, святыни и памятные места родного края, с историей Российского государства, государственной символикой, жизнью русских героев, великих полководцев, святых подвижников, досточтимых людей земли русской.
Основные задачи цикла: воспитывать чувства любви к своему народу, своей стране, уважения и признательности к основателям страны, её защитникам, к людям, прославившим Россию; гордости за историческое прошлое родного края, русского государства.
Темы занятий:
Тематика занятий цикла «Край, в котором ты живешь» : «История возникновения родного посёлка»; «Герб города Тамбова»; «Улицы и здания нашего посёлка»; «Памятники города Тамбова»; «Город - село».
«О чем поет колокол?» : «Для чего нужны колокола?»; «Откуда колокол пришел?»; «Колокола-гиганты»; «Форма колокола»; «Колокольные звоны»; «Страницы истории», «Их почитают на Руси» (святые великомученики, блаженные, преподобные, старцы, патриархи, «Герои Великой Отечественной войны», «День Победы».
Беседы:
«Что значит любовь к Родине?», «Что связывает меня с моими друзьями, моими земляками, моей страной?», «Что я могу сделать для своей семьи, своих земляков, своих сограждан?», «Кем из наших предков я горжусь?», «Что делать, если я столкнулся с несправедливостью?», «Как разные народы могут жить в мире друг с другом» и т. д.
Деятельность вне занятий:
– просмотр и обсуждение иллюстраций, представляющих образцы гражданского и примеры антигражданского поведения, в том числе противоречивые ситуации;
– экскурсии и путешествия по примерной тематике: «Герои Великой Отечественной войны в памяти нашего края», «Патриотизм в дни мира», «Культурное наследие предков в музеях нашего края» и т. д. ;
– коллективно-творческие дела (театральные постановки, художественные выставки и т. п.) :
«Моё Отечество», «Детский рисунок против войны» и т. п;
– встречи-беседы с ветеранами войны и труда, людьми, делами которых можно гордиться;
– ознакомление с деятельностью этнокультурных центров разных народов России;
– ролевые игры, моделирующие ситуации гражданского выбора, требующие выхода из национальных, религиозных, общественных конфликтов;
– завершение каждого (большинства) из этих событий рефлексией: «Какие новые правила я узнал?», «Чем я могу руководствоваться при выборе своих поступков» и т. п.
Направление: воспитание трудолюбия,
творческого отношения к жизни
Занятия этого цикла предполагают знакомство с разными профессиями, их ролью и ролью труда, творчества, учёбы в жизни людей, изучение материала и выполнение учебных заданий в разных предметах:
- роль труда и творчества, его различные виды, обучение разным трудовым операциям, важность их последовательности для получения результата и т. п;
- окружающий мир – знакомство с профессиями и ролью труда (в т. ч. труда учёных) в развитии общества, преобразования природы;
- получение трудового опыта в процессе учебной работы;
- настойчивость в исполнении трудовых поручений, доведение их до конца;
- оценивание результатов своего труда в рамках использования технологии оценивания;
- умение работать в коллективе, воспитание трудолюбия.
Темы занятий:
Все профессии нужны - все профессии важны», Кому что нужно для работы», «Составление рассказа о том как мы помогаем маме», «Раскрасим ведёрки для нашей няни»
Беседы:
«Почему в группе стало светлее?», «Кто для нас готовит в детском саду?», «Кем я хочу быть?», Чем мы можем помочь взрослым?»
Деятельность детей вне занятий :
Знакомство с правилами взаимоотношений людей в процессе труда в ходе различных добрых дел (мероприятий) :
– праздники-игры по теме труда: ярмарки, «Город мастеров» и т. д. ;
– экскурсии по знакомству с разными профессиями своего края и мира;
– коллективно-творческие дела по подготовке трудовых праздников и т. п. ;
– встречи-беседы с людьми различных профессий, прославившихся своим трудом, его результатами;
– ролевые игры, моделирующие экономические, производственные ситуации;
– совместные проекты с родителями «Труд моих родных»;
- оформление стенда «Я сам», с использованием детских фотографий.
Направление: воспитание здорового образа жизни
Этот цикл содержит знакомство с правилами здорового образа жизни, укрепления здоровья, взаимосвязи здоровья физического, психического и здоровья общества, семьи в ходе различных добрых дел (мероприятий) :
– спортивные праздники, подвижные игры (в т. ч. с родителями);
– занятия в спортивных секциях;
– туристические походы (развитие выносливости, интерес к физической активности).
Беседы, коллективно-творческие дела:
«Вредные и полезные для здоровья привычки», «Человек есть то, что он ест», «Почему нельзя увлекаться компьютерными играми, телевидением», «Можно ли словом помочь человеку (убедить в чем-то, отказаться от вредных привычек т. п. ?», «Как помочь нашим глазам, зубам, коже?».
Деятельность детей вне занятий :
- экскурсии, по знакомству с людьми, их образом жизни;
– встречи-беседы с интересными людьми, ведущими активный образ жизни (путешественники, любители активного отдыха, сумевшими сохранить хорошее здоровье в сложной ситуации (преклонный возраст, травма и т. п., с представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью, спортивные мероприятия.
Направление: экологическое воспитание
Этот цикл содержит в себе знакомство с правилами бережного отношения к природе в ходе различных добрых дел (мероприятий) :
– экскурсии в парки, на природу, знакомящие с богатствами и красотой природы родного края.
Занятия:
«Почему лето год кормит?», «Колобок», «Перелётные птицы», «Сравнение воробья и вороны», «Сравнение герани и бальзамина» «Комнатные растения-наши друзья» и т. д.
Беседы:
«Как помочь природе убрать наш мусор?», «Как вести себя в лесу», «Времена года», «У природы нет плохой погоды», «Как помочь птицам зимой» и т. п. ;
Деятельность вне занятий:
– ролевые игры, моделирующие природоохранные мероприятия;
– проекты по изучению природы родного края, его богатств и способов их сбережения;
- дидактические игры с природным материалом;
- поделки из природного материала.
Направление: эстетическое воспитание
Этот цикл предполагает изучение материала и выполнение заданий в разных видах деятельности, направленных на приобщение к искусству, красоте, художественным ценностям в жизни народов, России, всего мира.
Знакомство с художественными идеалами, ценностями в ходе различных добрых дел (мероприятий) :
– игры «Красота вокруг нас!», «Красота в привычном» (погода, дома и т. п.);
– посещение театральных представлений, концертов, экскурсии, прогулки, с рефлексией по примерным темам: «Что прекрасного ты увидел?»; «В каких художественных образах отразилась красота?».
Беседы:
«Красота в жизни людей», «Как мы отличаем красивое от безобразного?», «Что такое некрасивый поступок?», «Создание и разрушение красоты – словом, жестом, действием», «Как сказать правильно?», «Красота родного языка».
Ожидаемые результаты:
Представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.
Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.
Нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Уважительное отношение к традиционным религиям.
Неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации.
Способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей.
Уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим.
Знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
Ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие.
Представления о различных профессиях.
Навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми.
Осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового.
Опыт участия в различных видах общественно-полезной и личностно-значимой деятельности.
Потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности.
Мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно-полезной деятельности.
Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
«Надо твердо помнить, что все пережитое нашим народом окажется напрасным, а сами мы станем предателями и изменниками великого русского дела, если не сделаем должных выводов из горького опыта, доставшегося нам безмерной, невосполнимой ценой. Стоит лишь начать, и Господь Всемогущий подаст нам силы на духовную брань, чистую жизнь и благие дела!» Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн.
Литература
1. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М. ,1968.
2. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. М. : Мозаика-синтез, 2011.
3. Выготский Л. С. Овладение собственным поведением. Собрание сочинений: в 6т., Т. 3, М., 1983.
4. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М. : Просвещение, 2009.
5. Залесский Г. Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. М. : Издательство МГУ, 1994.
6. Короткова Л. Д. Духовно-нравственное воспитание средствами авторской сказки. Методическое пособие. М. : ЦГЛ. 2006.
7. Комарова Т. С., Зацепина М. Б. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада. М. : Мозаика-синтез, 2010.
8. Коменский Я. А. О воспитании: Золотой фонд педагогики / Сост. Н. М. Матвеева. М. : Школьная Пресса, 2003.
9. Общеобразовательная программа «Детство», В. И. Логинова, Т. И. Бабаева.
10. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. М. : Мозаика-синтез, 2009 – 2010.
11. Прочная основа. Образование и воспитание детей младшего возраста // Всемирный доклад по мониторингу ОДВ. М. ; ЮНЕСКО, 2007.
12. Рубцов В. В., Юдина Е. Г. Современные проблемы дошкольного образования // Психологическая наука и образование. 2010. №3.
13. Рубцов В. В. Социально-генетическая психология развивающего образования : деятельностный подход. М. : МГППУ, 2008.
14. Ребёнок в современном обществе. Сборник научных статей. / Под ред. Л. Ф. Обуховой, Е. Г. Юдиной. М. : МГППУ, 2007.
15. Телегин М. В. Воспитательный диалог. Образовательная программа для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. М. : МГППУ, 2007.
16. Телегин М. В. Теория и практика диалогического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. М. : МГППУ, 2006.
17. Телегин М. В. Апологетика традиционного обучения. М. : ДеНово, 2011.
18. Телегин М. В. Рождение диалога: книга о педагогическом общении. М. : Алвиан, 2009.
19. Телегин М. В. Традиционное обучение и воспитание в инновационном детском саду: казнить нельзя, применять // Детский сад от А до Я. 2011. №11. С. 6 – 24.
20. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения М. : «Педагогика», 1988.