Дмитрий Николаев
Программа дополнительного образования для учащихся 11–15 лет «Техническое моделирование»
▼ Скачать + Заказать документы
Управление образования
администрации Тяжинского муниципального района
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Итатский детско-юношеский центр»
ТЕХНИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
Дополнительная общеобразовательная программа
общеразвивающего вида технической направленности
базового уровня освоения образовательных результатов
Педагог дополнительного образования
Николаев Дмитрий Александрович
Возраст учащихся : 11 – 15 лет
Срок реализации: 1 год
Публикация «Программа дополнительного образования для учащихся 11–15 лет „Техническое моделирование“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Итатский
2015
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
1. Пояснительная записка
2. Задачи
3. Формируемые компетенции
4. Учебно-тематический план
5. Содержание образования
6. Методическое обеспечение
7. Материально-техническое оснащение
8. Литература
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Пояснительная записка
1.1. Программа «Техническое моделирование» (далее – программа) является дополнительной общеобразовательной программой общеразвивающего вида технической направленности базового уровня освоения образовательных результатов.
1.2. Актуальность программы заключается в востребованности услуг по овладению начальными навыками технического моделирования как средства всестороннего развития личности.
1.3. Назначение программы заключается в оказании услуг по овладению приёмами и навыками технического моделирования.
1.4. Педагогическая целесообразность программы выражается в определенной мере педагогического вмешательства, разумной достаточности в обучении. Предусмотренное программой содержание образования дополняет и развивает полученные учащимися в школьном курсе «Технология» знания и сформированные умения, и направлено на развитие у них технических и интеллектуальных способностей.
1.5. Цель: формирование практических умений и навыков технического моделирования, развитие творческих способностей учащихся средствами технического моделирования.
1.6. Программа является модифицированной. В её основу заложены основные положения программы «Начальное техническое моделирование» С. Д. Безобразова. При этом взятые из неё разделы «Изготовление моделей по шаблону» и «Военная техника» адаптированы к запросам учащихся и потенциалу образовательного учреждения и педагога. Кроме того, в настоящую программу включен раздел «Работа с наборами сборных моделей».
1.7. По структуре программа является сквозной, соизмеряющей учебный материал с возрастными особенностями учащихся, их количеством в группах и оценкой физического состояния.
1.8. По содержанию деятельности программа является познавательной.
1.9. По уровню формирования и развития личности программа является развивающей личность – информирующей об области знаний, нацеленной на получение сведений по предусмотренной дисциплине и формирование элементарных предметных и ключевых компетенций в этой области знаний, на совместную и самостоятельную деятельность в процессе обучения.
1.10. По уровню освоения программа является базовой, дающей основы знаний и формирующей элементарные предметные и ключевые компетенции в предусмотренной ею области знаний.
1.11. Отличительной особенностью данной программы является то, что она позволяет учитывать индивидуальные особенности детей с различным интеллектуальным уровнем и физическим здоровьем: учащихся общеобразовательных школ и детей с особыми образовательными потребностями, что способствует их социализации.
1.12. Исходной теоретической основой программы являются положения о
предоставлении возможности выбора сферы деятельности в соответствии с возрастными особенностями и диапазоном интересов и потребностей;
техническом творчестве как факторе всестороннего развития творческих способностей человека, развития моторики рук, пространственного и комбинаторного мышления.
1.13. Главная идея программы заключается в личностно-ориентированном подходе, позволяющем более полно приблизить формирование знаний, умений и навыков в области технического моделирования к индивидуальным физиологическим, психологическим и интеллектуальным особенностям каждого ребёнка.
1.14. Программа построена на технологии дифференцированного подхода, учитывающего возможности, способности и склонности каждого ребёнка.
1.15. Срок реализации программы :
программа рассчитана на один год обучения;
общая продолжительность обучения составляет 72 учебных часа.
1.16. Режим занятий:
занятия проводятся 2 раз в неделю по 1 учебному часу продолжительностью 45 минут;
принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
1.17. Программа рассчитана на детей 11 – 15 лет.
1.18. Количество учащихся в группе : не менее 15 человек, для детей с умственной отсталостью – не более 10 человек.
1.19. Организационные формы обучения – групповые учебные занятия с индивидуальным подходом и созданием соревновательного фона, стимулирующего повышенную работоспособность и возможность активизации индивидуального участия.
1.20. Форма занятий: аудиторные учебные занятия, основными формами которых являются теоретические и практические занятия.
1.21. Формы подведения итогов реализации программы :
текущий контроль в процессе проведения каждого учебного занятия, направленный на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и формирование практических умений;
итоговый контроль в течение учебного года без специально отведенного времени в форме мониторинга результатов участия учащихся в выставках творческих работ и конкурсах технического моделирования.
1.22. Организация обучения детей с умственной отсталостью осуществляется с предоставлением следующих специальных условий:
учёт нарушений в сфере отношений, отклонений в познавательной сфере (низкий уровень развития познавательных интересов, волевых проявлений, трудовой культуры, неразвитость потребностей, патологического развития характера;
использование коррекционно-развивающих методов и приёмов обучения;
привлечение при необходимости специалистов в области коррекционной педагогики;
создание других условий, без которых невозможно или затруднено освоение данной программы.
2. Задачи программы
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
познакомить учащихся с видами технического моделирования;
прививать умения и навыки изготовления различных моделей;
научить учащихся вносить в работу элементы фантазии, возможное разнообразие;
развивать у учащихся индивидуальные творческие способности;
способствовать воспитанию культуры труда, аккуратности и усидчивости.
3. Формируемые компетенции
В процессе реализации программы у детей формируются следующие предметные компетенции:
знание видов технического моделирования;
умение работать с инструкциями и чертежами, описывать результаты и формулировать выводы;
умение изготавливать объёмные и сложные модели из различного материала.
умение работать в коллективе, сопереживать, радоваться за других.
Также в процессе реализации программы будут формироваться следующие ключевые компетенции:
1) ценностно-смысловые – умение формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к изучаемому учебному предмету;
2) учебно-познавательные – умение пояснить цель, осуществить её реализацию, давать самооценку своей учебной деятельности;
3) социокультурные – представление о социальных нормах и ценностях; осознанный опыт жизни в обществе; владение элементами художественно-творческих компетенций исполнителя, слушателя;
4) коммуникативные – владение способами совместной деятельности в группе, наличие позитивных навыков общения;
5) информационные – владение навыками работы с различными источниками информации, умение выделять в ней главное и необходимое;
6) здоровьесберегающие – умение заботиться о собственном здоровье, личной безопасности.
4. Учебно-тематический план
Темы Количество часов
на теоретические занятия на практические занятия
итого
1. Вводное занятие 1 - 1
2. Изготовление моделей по шаблону 2 15 17
3. Военная техника 2 10 12
4. Работа с наборами сборных моделей 4 36 40
5. Итоговое занятие 2 2
Итого 11 61 72
5. Содержание образования
Вводное занятие (1 час) Знакомство с планом работы. Техника безопасности. Инструменты и материалы для работ. Знакомство с предметом «техническое моделирование». Демонстрация готовых изделий.
Изготовление моделей по шаблону (17 часов)
Теория. История транспорта. История воздухоплавания. Воздушный шар, дирижабль, планёр, самолёт, их сходства и различия. Планёр, основные элементы конструкции. История водного транспорта. Основные узлы изготавливаемых моделей и их назначение. История создания автомобиля. Назначение и виды автотранспорта. Основные узлы изготавливаемых моделей автомобиля. Практика. Изготовление простейших летающих моделей планёров. Изготовление по шаблонам моделей автомобиля : грузового, легкового, автобуса. Изготовление моделей танка, броневика. Работа по чертежам методом копирования, работа по шаблону.
Военная техника (12 часов)
Теория. Современная военная техника, виды, назначение.
Практика. Изготовление простейших моделей из картона : самолётов, вертолётов, военных автомобилей («УАЗ», «ГАЗ-66»).
Работа с наборами сборных моделей (40 часов)
Теория. Ознакомление с деталями набора. Название и назначение входящих в набор деталей. Изучение схем сборки моделей. Способы и приёмы соединения деталей.
Практика. Выполнение соединений различных деталей модели. Сборка макетов и моделей по образцу. Знакомство с последовательностью и технологией сборки предложенной модели. Изготовление различных моделей самолётов, вертолётов, танков, бронетехники. Окрашивание моделей.
Итоговое занятие (2 часа) Оформление и проведение выставки работ учащихся объединения. Подведение итогов работы объединения.
6. Материально- техническое оснащение
Для выполнения работ необходимы следующие материалы, инструменты и приспособления:
1. сборные модели фирмы «Звезда», цветная бумага, плотный картон;
2. ножницы с большими и прямыми лезвиями, модельный нож;
3. клей (ПВА, КЛ-01, краски на акриловой основе, кисти;
4. наглядные пособия, раздаточный материал;
5. доступ к фондам районной и поселковой библиотек;
6. доступ к информационно-коммуникационным сетям.