Наталья Кильдюшова
Программа дополнительного образования «Страна Игралия» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Здоровье дороже золота.
Шекспир.
Актуальность. В связи с тем, что для младших дошкольников разработано недостаточное количество программ по подвижным играм, мною был систематизирован и обобщён опыт по этому вопросу. И разработана программа кружка подвижных игр для дошкольников среднего возраста «Страна Игралия».
Публикация «Программа дополнительного образования „Страна Игралия“ в средней группе» размещена в разделах
Пятый год жизни характеризуется интенсивным ростом и развитием организма. Это один из периодов так называемого кризиса в морфофункциональном развитии ребенка, наиболее благоприятный для качественного скачка в двигательном развитии. В этом возрасте дети способны выделять отдельные элементы движений, что способствует их более детальному осознанию. У детей возникает интерес к результатам движений, правильности их выполнения, появляется естественность, легкость, ритмичность.
На пятом году жизни приобретенный детьми игровой опыт способствует тому, что они начинают проявлять более активный интерес к игровому взаимодействию со сверстниками, стремятся к объединению в играх. Потребность детей в движениях реализуется в подвижных играх, самостоятельной двигательной активности.
Подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования движений детей, укрепления и закаливания их организма. Ценность подвижных игр в том, что они основываются на различных видах жизненно необходимых движений. Достаточное насыщение свободного времени детей играми содействует общему и всестороннему их развитию. Кроме того, целесообразно подобранные, с учетом возраста, состояния здоровья, характера функциональных изменений организма и степени физической подготовленности детей подвижные игры, особенно игры на воздухе, несомненно способствуют оздоровлению, укреплению организма ребенка, закаливанию и тем самым профилактике заболеваний.
Воспитание умения правильно ходить, быстро бегать, легко и смело прыгать также осуществляется с помощью подвижных игр. Эти игры, в основе которых лежат разнообразные движения и соблюдение установленных заранее правил, удовлетворяют потребность формирующегося организма ребенка в активных действиях. В ходе игр отрабатываются следующие движения детей: ходьба, бег, прыжки, метание, лазание, мелкие движения рук и пальцев, координация движений, ориентировка в пространстве, равновесие или их сочетания.
Участвуя в игре, дети не просто бегают, а кого-то догоняют или спасаются от ловящего; не просто прыгают, а изображают зайчиков или птичек; они играют, а в ходе игры у них укрепляются мышцы, развивается координация движений, воображение и подражательность, умение ориентироваться в пространстве, рассчитывать силу и направление движения, а также подчинить свои действия установленным правилам игры.
Большое значение подвижных игр заключается и в совершенствовании общей подвижности, ловкости, гибкости детей, в одновременной работе различных групп мышц и, следовательно, в равномерном и всестороннем их развитии. Кроме того, они играют огромную роль в организации поведения детей, формировании у них волевых и нравственных качеств. Игры дают детям шанс порадоваться собственной силе, ловкости и находчивости, сделать что-то самостоятельно, с партнером, в небольшой группе или вместе со всеми. Действия, которые предлагается осуществить ребенку повышают его способность рисковать, демонстрировать выдержку, делать над собой усилия, стремление совершенствоваться. Удовлетворение, которое ребенок получает, когда чувствует, что может выполнить задание или что-то делает хорошо, становится основой позитивного образа себя. Душевная радость тесно связана с телесной, и они в равной степени важны для нормального развития ребенка.
Подвижные игры развивают у детей образ «я» и чувство компетентности, каждый ребенок может побыть в центре внимания и почувствовать себя успешным. Подвижные игры, в которых инициатива исходит от взрослого, способствуют формированию элементарной организованности, действию в едином ритме и темпе, проявлению ловкости и смелости, преодолению препятствий (пройти по ограниченной площади, совершенствованию основных движений (ходьба, бег, прыжки и т. д., развитию сложно-координированных движений пальцев и кисти рук. Воспитатель поддерживает проявления доброжелательности к партнерам по играм, желание детей участвовать в общих подвижных играх.
Важной особенностью любой подвижной игры являются правила. Они помогают осмыслить детям замысел игры и игровые действия. Выполнение этих правил требует от ребенка определенных усилий, ограничивает его спонтанную активность, что делает игру интересной, увлекательной и полезной для развития ребенка. Для распределения ролей и выбора ведущих лучше использовать считалки, «волшебные стрелочки» и др. Такой способ, с точки зрения детей, является справедливым. Воспитателю важно оставаться активным участником игры, независимо от того, выполняет он при этом ведущие роли или остается рядовым игроком. Это не только доставляет радость детям, но заметно повышает их двигательную активность.
Цель дополнительного образования :
Развитие физических качеств, двигательных навыков детей, укрепление их здоровья.
Настоящая программа основывается на дидактических принципах:
* Наглядности;
* Доступности;
* Последовательности и постепенности;
* Активности;
* Систематичности;
* Научности и достоверности;
* Сознательности.
Задачи дополнительного образования :
Обучающие
• Укрепление здоровья обучающихся;
• Обучение двигательным умениям и навыкам;
• Соблюдать и контролировать правила в подвижных играх;
Развивающие
* Содействие гармоническому физическому развитию;
* Побуждать детей к самостоятельному проведению подвижных игр;
* Формирование волевых и нравственных качеств;
Воспитательные
*воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, формирование коммуникативных компетенций.
Организационно- методическое обеспечение дополнительного образования 4-5
Количество занятий в месяц 4
Количество занятий в год 36
Продолжительность занятия, 20 мин
Количество занятий в неделю 1
Используемые методы и приемы:
• Беседа, рассказ.
• Показ выполнения игры
• Объяснение правила игры
• Пояснения, указания, словесные инструкции, поощрение
• Использование сюрпризных моментов
Форма проведения: самостоятельная деятельность; совместная деятельность воспитателя и детей.
Ожидаемые результаты:
В результате обучений дети должны познакомиться со многими играми, что позволит воспитать у них интерес к игровой деятельности, умение самостоятельно подбирать и проводить их с товарищами в свободное время.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы :
Проведение эстафет, физкультурных досугов, мероприятий.