Ольга Хлыстова
Рабочая программа дополнительного образования в логопедической группе «Как много вам хочу сказать»
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа дополнительного образования в логопедической группе «Как много вам хочу сказать»
Развитие познавательной сферы и обучение описательной речи дошкольников с общим недоразвитием речи
с использованием игр - моделирований
Разработана
воспитателем
Хлыстовой О. В.
г. Саратов
Пояснительная записка.
Публикация «Рабочая программа дополнительного образования в логопедической группе „Как много вам хочу сказать“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа логопеда. Логопедия
- Сценарии по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
Программа дополнительного образования «Как много вам хочу сказать» основана на комплексной программе по развитию речи Волковой Ю. Данная программа направлена на развитие умений, необходимых для построения описательного текста
Система работы кружка рассчитана на два года с детьми старшего дошкольного возраста, основой для перспективного плана служит перспективно-тематический план, разработанный совместно с учителем-логопедом.
В логопедической группе «Говорушечки» есть дети, имеющие диагноз общее недоразвитие речи. У дошкольников не сформированы все компоненты языковой системы, фонетика, лексика, грамматика. Это в свою очередь отражается на связной речи дошкольников. Рассказы непоследовательны, не достаточно развернуты, состоят в основном из простых предложений, бедны эпитетами, содержат фонетические и грамматические ошибки. Поэтому развитию связной речи у детей логопедической группы необходимо уделять большое внимание, искать новые приемы, которые помогут усовершенствовать работу по развитию связной речи дошкольников.
Практика моей работы показала, что в качестве эффективного коррекционного средства полезно использовать метод наглядного моделирования, использовать дидактические игры при обучении описательной речи дошкольников с общим недоразвитии речи.
В педагогической науке понятие Моделирование определяется как метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте, модели, которая представляет собой аналог того или иного фрагмента действительности - оригинала модели.
Моделирование состоит из следующих этапов :
1. усвоение и анализ сенсорного материала;
2. перевод его на знаково-символический язык;
3. работа с моделью.
В основе метода наглядного моделирования лежит использование заменителя (модели, в роли которого могут выступать схемы, чертежи, планы, условные обозначения, стилизованные и силуэтные изображения, пиктограммы, другие предметы.
Из своей практики знаю, что использование наглядного метода существенно сокращает время разучивания речевого материала. Когда ребёнок чувствует, что у него получается проговаривать то, чего он не умел, то ему хочется ещё и ещё пробовать свои силы на разном, интересном речевом материале. Для детей процесс моделирования понятен, так как они достаточно рано встречаются с символами, схемами: вывески в магазинах, транспорте, дорожные знаки, цветовое оформление служб (скорая помощь, пожарная служба, сигналы светофора) и т. п. Всё это привлекает ребёнка, он быстро и легко запоминает эти символы, понимает их значение. В своих рисунках дети самостоятельно отображают действительность на разных языках – символическом, графическом и т. д. Это и является первым этапом становления знако-символической деятельности.
Кружковая работа направлена на развитие речи с использованием игр – моделирований. Все дидактические игры основаны на моделировании. Выполняя игровое задание, дети увлекаются и не замечают, что идёт процесс обучения. С помощью дидактических игр в процессе общения с детьми, развиваю их речь, психические процессы, учу детей играть в коллективе и самостоятельно, строго соблюдать правила игры, предвидеть свои положительные результаты, уметь достойно переживать неудачи.
Серия дидактических игр «Как много вам хочу сказать» (см. приложение) несет в себе цели: развитие умений, необходимых для построения описательного текста:
- Умение вычленять и называть признаки объекта описания;
- Умение перечислять признаки в определенной последовательности (в логике описательной структуры);
- Умение связывать слова, фразы и периоды в целостный текст.
Для составления описательных рассказов с детьми, в качестве демонстрационного материала, использую опорные схемы-символы Ю. С. Волковой. Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта. (см. приложение).
Содержание программы определено с учётом общих дидактических принципов, которые для детей с речевыми нарушениями приобретают особую значимость:
- от простого к сложному,
- систематичность;
- доступность материала;
- повторяемость материала
Организация занятий кружка.
Кружок посещают дети старшей и подготовительной к школе подгруппы. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 30 минут.
Формы проведения итогов реализации рабочей программы :
Проведение итоговой игры – развлечения. В него войдут игровые модули:
- “Сцена” - дети, выбирая любую картинно-графическую схему знакомого стихотворения, драматизируют его.
- «Театр картинок». Их в нашей группе два вида : магнитный и настольный. Картинку клею на картон, вырезываю. Для настольного театра - картинки вставляю на подставки (делаю прорези в маленьких баночках из-под йогурта). На занятиях ребёнок может выбрать любого персонажа на картинке и от его имени общаться. Правильно старается проговаривать слова уже не ребёнок, а персонаж. При похвале, либо при ошибке, спрашиваю ребё нка: «Правильно ли сказал наш герой?». Детей это очень увлекает, потому что «модель» можно брать в руки, рассматривать, передвигать, играть с нею.
«Театр картинок» на магнитах ещё интереснее. Здесь ряд моделей объединены одним сюжетом. Разложив их, ребёнок согласно заученному тексту размещает последовательно на магнитную доску. С помощью моделей, дети рассказывают сказки ( например: «Курочка ряба, стихотворения ( например: «Овощи» Ю. Тувима, считалки ( например: «Котята» С. Михалкова, фантазируют.
- “Стена фантазий” (коврограф)- это проявление творческих способностей. Дети, из многочисленного набора картинных схем составляют собственные рассказы, которые представляются ими на взрослую и детскую аудиторию. Начинают фантазировать, составляя повествовательные рассказы, где на помощь приходит великолепный приём картиннография.
- “Сказочная полянка” - все повествовательные рассказы, которые дети составляли в рамках занятий, они могут обыгрывать самостоятельно, используя, знакомые картинно-графические схемы.
Ожидаемые результаты: В процессе реализации программы «Как много вам хочу сказать», у дошкольников развивается умение строить диалог (спросить, ответить, объяснить, попросить, поддержать) с использованием разнообразных языковых средств в соответствии с ситуацией. Сочинять сюжетные рассказы из личного опыта. Овладение связной монологической речью – освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя.
Программа составлена с учетом реализации
образовательных областей :
Задачи
Интеграция образовательных областей
Образовательные
- учить детей составлять описательные рассказы используя при этом план - схему;
- продолжать учить связной речи, развёрнутости высказывания, непрерывного рассказывания;
Коррекционно-развивающие
- активизировать словарь по темам;
-развивать память, словесно-логическое мышление, внимание
-закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи;
-Умения вычленять и называть признаки объекта описания;
-Умения перечислять признаки в определенной последовательности (в логике описательной структуры);
- Умения связывать слова, фразы и периоды в целостный текст;
- Умение использовать описание, построенное с использованием повтора, но и местоименной связи. Социально коммуникативное развитие
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми
Практическое овладение воспитанниками нормами речи
Формирование представлений о себе, семье, обществе, государстве)
«Речевое развитие»
Развитие всех компонентов устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных видах детской деятельности.
Составление описательного рассказа по схеме, составление рассказа по лексическим темам
Составление рассказа по картинам
Познавательное развитие
«Экскурсия»
Формирование целостной картины мира и расширение кругозора Использование художественных произведений для
формирования целостной картины мира
Решение математических задач с использованием наглядного материала по темам
Конструирование из геометрических фигур: (Вводить в словарь детей существительные, глаголы, прилагательные, наречия по темам)
Физическое развитие
Расширение кругозора детей в части представлений о здоровом образе жизни
Перспективный план работы коррекционной студии «Как много вам хочу сказать»
Время проведения:
четверг 15ч. 30м.
месяц Темы работы
1 неделя 2неделя 3неделя 4неделя
Сентябрь «Детский сад»
«Осень»
Октябрь «Наш город» «Игрушки» «Фрукты»
«Овощи»
Ноябрь «Одежда, «Головные уборы, обувь» «Грибы» «Части тела»
Декабрь «Мебель» «Зима» «Зимующие птицы» «Новогодний праздник»
Январь «Зимние забавы» «Домашние птицы» «Посуда. Продукты питания» «Домашние животные»
Февраль «Звери наших лесов» «Профессии» «23 февраля» «Транспорт»
Март «8 марта» «Семья» «Посуда» «Животные холодных стран»
Апрель «Ранняя весна. Первоцветы» «Космос» «Перелетные птицы» «Деревья, кустарники»
Май «Цветы» «Животные жарких стран» «Насекомые» «Школа. Здравствуй лето»
Работа с родителями :
Одним из важных направлений нашей деятельности считаем тесное взаимодействие с семьями воспитанников.
С целью создания единого образовательного пространства ДОУ и семьи в начале каждого учебного года разрабатывается перспективный план работы с родителями.
Мониторинг
Ф. И. ребенка Составление описания по предметной картинке Составление описания по сюжетной картинке Составление описания по игрушке Составление описания по предмету Составление рассказа с опорой на серию картинок
итог
В итоге получили такие результаты: до процесса обучения большинство детей этой группы не могли самостоятельно построить текст; многим требовались вопросы – подсказки; рассказы отличались непоследовательностью, бессвязанностью, отсутствием оценочных суждений, завершающих описания. Подражая образцу рассказа педагога, дети употребляли повтор, не используя синонимы.
Работа по развитию описательной речи детей при помощи дидактических игр с использованием опорных таблиц велась в течение года. 94% детей к концу года самостоятельно, без наводящих вопросов описывали игрушки, животных, плоды ит. д. ; описание стали более подробными у всех детей.
Составления описательных рассказов по сюжетным картинкам вызывали трудности (48%, но к концу года объем рассказов увеличился в среднем на 1-2 предложения (81%).
Многие овладели структурой, логикой и связностью описания:
в начале года 57%, а в конце года 85%