Диана Петрова
Конспект занятия «Путешествие в Шахматное королевство»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: привитие интереса к шахматной игре.
Задачи: повторить название шахматных фигур и их расположение на шахматной доске; пополнить словарь детей шахматными терминами; активизировать мыслительную деятельность; закрепить умение решать простые шахматные задачи, воспитывать выдержку, уверенность в своих силах.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
Предварительная работа: линии шахматной доски, решение простых шахматных задач, словесные шахматные игры типа «Да – нет», «чудесный мешочек», «Загадки из шахматной шкатулки».
Наглядный материал: демонстрационная шахматная доска с набором фигур, «чудесный мешочек», наборы досок для игры парами. Шахматные задачки.
Ход занятия:
Сегодня у нас будет очень интересное занятие, будьте внимательными, старайтесь хорошо выполнять задания и отвечать на вопросы.
-Смотрите, что это мне принес почтальон? (достаю письмо)
- Это необычное письмо оно из волшебной страны Шахмат, король передал нам его, подготовительной группе №5, это мы ребята? (открываю письмо и зачитывает)
Мои юные шахматисты, я приглашаю вас в «Шахматное королевство». Но чтобы попасть в него, надо сыграть в игру: «Чудесный мешочек» - вы отгадываете на ощупь шахматную фигуру или пешку и ставите на шахматное поле, называя его, например, я нашёл Коня и ставлю его на поле а4 и т. д.
Когда все фигуры будут вынуты из мешочка и поставлены на доску, дети попадают в «Шахматное королевство». Где выполняют разные задания. За каждое правильно выполненное задание дети получают шахматную корону от шахматной королевы.
- Ой, ребята, а вот и первое задание, давайте посмотрим, что нас ждет.
«Найди лишнее слово» :
Диагональ, вертикаль, пересекаль, горизонталь
Конь, пешка, король, слон
Ложка, вилка, ножик, лопата
- Молодцы, первое задание выполнено, вы получаете фишку. А нас ждут еще задания.
Дети выбирают себе пару и выполняют игровые упражнения:
* «Загони коня в угол» (доска 4х4) - Конь стоит в левом нижнем углу. Правилом хода коня переместить его в левый верхний угол. (мин. количество ходов -5)
* «Прогуляйся к дружку» (кони на одной большой диагонали доска 8х8 по углам)
Ребята давайте споем песню «Шахматная страна».
На свете есть чудесная страна,
И зовётся шахматной она.
Который век, наперекор столетьям,
Живёт и здравствует мудрейшая игра.
Каждую фигуру ты запомни,
Это твои верные друзья.
В шахматы играть вы научитесь,
Это ведь гимнастика ума!
Кроссворд:
1. Как называется Шахматное сражение между двумя соперниками? (партия)
2. Кто двигается также как слон и ладья? (ферзь)
3. Как называется угроза королю? (шах)
4. Гладкий люблю я расчищенный путь, только на шаг могу шагнуть? (король)
5. Любые ей доступны дали, по вертикали и горизонтали? (ладья)
- Что же у нас получилось за слово? (ПЕШКА)
- Ребята, а что вы знаете о пешке? (Ответы детей)
- Молодцы, и с этим заданием вы справились, за что и получаете еще по фишки.
И в последнем задании нам нужно ответить на блиц – опрос:
1. Если пешка доходит до поля превращения то, она:
* Стоит и думает * идёт обратно
* превращается в короля * превращается в любую другую фигуру
2. Сколько полей в большой белой диагонали? (8)
3. Какого цвета поле а1? (всегда чёрное)
4. Какая фигура может прыгать через другие фигуры? (конь)
5. Какие правила вы знаете? (шахматы любят тишину, тронул – ходи!
Ферзи любят свой цвет, в шахматы играют головой)
6. Что такое рокировка? Назвать основные правила.
Дети! Вы прекрасно справились со всеми заданиями и упражнениями, которые вам предлагались. Вы оказывали взаимовыручку, поддержку своим друзьям. Вы набрали достаточное количество шахматных фишек. Можно поменять эти фишки на эмблему шахматного короля! Шахматный Король всегда рад вас видеть в своём королевстве. Здесь ждут новые интересные задания и упражнения. Мы обязательно еще вернёмся сюда ребята, правда?
Дети меняют королевские фишки на эмблемы.
Это древняя игра так коварна и хитра,
Что без знания секретов не придёт пора побед.
Чтобы в шахматы играть,
Нужно всё о них узнать:
Как различные фигуры перед боем расставлять:
Где ладья стоит, где слон.
Где король воссел на трон.
Строго правила игры соблюдать и уважать.
- Ребята вот мы и вернулись из нашего путешествия, давайте вспомним какие задания мы там выполняли и что вам понравилось больше всего? Может быть у кого-то были трудности? Какие?
- МОЛОЛЦЫ РЕБЯТА! Спасибо за занятие!