Светлана Серебренникова
Программа дополнительного образования вокального кружка «Горошинка» для детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Структура программы
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цели и задачи реализации Программы по дополнительному образованию
1.3. Основные принципы обучения пению
1.4. Возрастная характеристика особенностей развития детей 6 – 7 лет
1.5. Целевые ориентиры освоения Программы
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Темочки:
- Вокал. Обучение детей пению
- Вокал. Программы
- Вокальный кружок
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Фасоль, горох, бобовые
- Темочки
2.1. Основные направления образовательной работы вокального кружка
2.2. Приёмы обучения пению
2.3. Формы и методы по реализации основных задач Программы
2.4. Направления работы по совершенствованию голосового аппарата
2.5. Структура непосредственно-образовательной деятельности по вокалу
2.6. Календарно-тематический план непосредственно образовательной деятельности кружка «Весёлые нотки»
2.7. Педагогический мониторинг качества музыкального образования
по программе «Ладушки» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Методическое обеспечение Программы
3.2. Организация режима кружковой работы в образовательном учреждении
3.3. Список литературы
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического развития ребёнка. А дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Голос ребёнка – естественный инструмент, который обладает особыми качествами, отличающими его от голоса взрослых. Детские голосовые связки короткие и тонкие – отсюда особое звучание детских голосов, нёбо малоподвижное, дыхание слабое, поверхностное. Поэтому обучение детей певческим умениям связано с задачей очень осторожного развития детского голоса и сохранения его естественного звучания. Хрупкий голосовой аппарат ребёнка требует особого внимания и бережного отношения. Таким образом, задача охраны детского певческого голоса является главной и предусматривает внедрение здоровьесберегающих технологий в процесс певческой деятельности.
Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Здоровьесберегающие технологии, используемые в непосредственно образовательной деятельности при подготовке к пению, помогают развивать музыкальные и творческие способности детей, укреплять здоровье и являются одним из средств духовного и физического развития ребенка, а также решают задачи по совершенствованию и улучшению речи детей.
В соответствие с ФГОС ДО наиболее эффективным средством поддержания интереса детей к музыкально-оздоровительной деятельности являются игровые технологии.
Игровые технологии позволяют:
• поддерживать интерес к вокалу, давая специальные знания, умения и навыки;
• создают игровую мотивацию, стимулируя детей к деятельности;
• вовлекают в процесс игры всю личность ребё нка: эмоции, волю, чувства, потребности, интересы;
• позволяют лучше усваивать и запоминать материал занятия;
• доставляют детям удовольствие и вызывают желание повторить игру в самостоятельной деятельности,
• повышают уровень развития познавательной активности и творческих способностей.
Таким образом, исходя из актуальности использования здоровьесберегающих и игровых технологий разработана Программа дополнительного образования вокальной студии «Горошинка».
Новизна Программы заключается в реализации здоровьесберегающих и игровых технологий в непосредственно образовательной деятельности.
Программа дополнительного образования разработана с учётом программ :
• Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н. Е Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева);
• Программа «Ладушки» Каплунова, И. М., Новоскольцева И. А. ;
• Шаехова Р. К. Региональная программа дошкольного образования.
И методических пособий:
• Арсеневская О. Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения;
• Картушина М. Ю. Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет;
• Кацер О. В. Игровая методика обучения детей пению;
• Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ;
• Бодраченко И. В. Игровые досуги для детей;
• Морева Н. А. Музыкальные занятия в дошкольном учреждении;
• Евтодьева А. А. Учимся петь и танцевать, играя.
Программа составлена с учё том нормативных документов:
• Закон РФ «Об образовании» ст. 9, ст. 14, ст. 17,ст. 32,ст. 51 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. No1155;
• ФГОС ДО No30384;
• Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы к содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях 2.4.1.3049-13;
• Конвенция о правах ребенка.
Программа направлена на развитие у воспитанников ДОУ вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.
Программа вокального кружка «Горошинка» в условиях дополнительного образования детей в ДОУ ориентирована на обучение детей пению в возрасте 6-7 лет и рассчитана на 1 год. В ходе реализации программы сочетается групповая (работа в вокальной группе) и индивидуальная работа (сольное пение). В коллектив принимаются все желающие дети, обладающие необходимыми вокальными и музыкальными данными, имеющие здоровый голосовой аппарат, достаточное физическое развитие и устойчивую психику, проявляющие интерес к избранному направлению. Занимаясь в вокальном кружке, дети получают не только вокальную подготовку, но и знакомятся с шедеврами современной и классической музыки, приобретают навыки выступления перед зрителями. Одаренные и способные дети при успешной подготовке, прочном освоении музыкального репертуара и вокально-интонационных навыков могут привлекаться к участию в городских, межрегиональных конкурсах, фестивалях, концертных выступлениях. Особенности работы обусловлены, прежде всего, возрастными возможностями дошкольников в воспроизведении вокального материала.
1.2. Цели и задачи реализации Программы по дополнительному образованию.
Цель Программы : сделать процесс обучения детей пению увлекательным и радостным, развивать певческие способности детей в условиях дополнительного образования детей в ДОУ, используя здоровьесберегающие и игровые технологии.
Задачи:
Обучающие
• Обучить навыкам бережного отношения к своему здоровью, охране голоса;
• Углубить знания детей в области музыки : классической, народной, эстрадной;
• Обучить детей вокальным навыкам;
• Привить навыки сценического поведения.
Развивающие
• Развивать музыкально-эстетический вкус;
• Развивать певческий голос и вокально-слуховую координацию, используя игровые методы и здоровьесберегающие технологии;
• Расширять диапазон певческого голоса;
• Развивать звуковую культуру речи, умственные способности.
Воспитательные
• Воспитывать нравственно-коммуникативные качества личности дошкольника;
• Формировать музыкальную культуру;
• Воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Оздоровительные
• Укреплять физическое и психическое здоровье через здоровьесберегающие технологии;
• Формировать правильную осанку.
Цель и задачи решаются на основе песенного репертуара, применения соответствующих технологий, методов и приёмов обучения.
1.3. Основные принципы обучения пению
Программа соответствует следующим принципам:
• Принцип воспитывающего обучения: музыкальный руководитель в процессе обучения детей пению, одновременно воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и искусстве, обогащает духовный мир ребенка. У детей развивается внимание, воображение, мышление и речь.
• Принцип доступности: содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков, приемы обучения и усвоение их детьми соответствуют возрасту и уровню музыкального развития детей.
• Принцип постепенности, последовательности и систематичности: в начале года даются более легкие задания, чем в конце года; постепенно переходят от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому.
• Принцип наглядности: в процессе обучения пению главную роль играет так называемая звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений. Другие органы чувств: зрение, мышечное чувство дополняют и усиливают слуховое восприятие. Основной прием наглядности – это образец исполнения песни педагогом.
• Принцип сознательности: сознательность тесно связана с умственной, волевой активностью детей, с их заинтересованностью песенным репертуаром. Немаловажное значение для умственной активности детей имеет речь взрослого, наличие разнообразных интонаций в его голосе, выразительная мимика, яркое и художественное исполнение песни.
• Принцип прочности: выученные детьми песни через некоторое время забываются, если их систематически не повторять: вокальные умения утрачиваются, если дети долго не упражняются в пении. Чтобы повторение песен не наскучило детям, надо разнообразить этот процесс, внося элементы нового. Закрепление песенного репертуара должно быть не просто механическим повторением, а сознательным его воспроизведением.
1.4. Возрастная характеристика особенностей развития детей 6 – 7 лет
У детей этого возраста достаточно развита речь, они свободно высказывают свои суждения по содержанию песни, оценивают свое пение и пение товарищей. У детей 7-го года жизни появляется способность активного мышления. Они более самостоятельны и инициативны во время обучения. Интенсивно развивается их музыкальное восприятие, оно становится целенаправленным. Дети могут самостоятельно определить характер музыки, изменение динамики, смену темпов в пении, направление движения мелодии, поступенное и скачкообразное понижение и повышение звуков; свободно различают звуки по высоте и длительности; укрепляется, становится более устойчивой вокально-слуховая координация.
В работе по пению с детьми этого возраста следует учитывать не только психические, но и физические особенности развития ребенка. Голосовые мышцы у детей еще не совсем сформированы, певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, поэтому форсированное пение следует исключить. Крикливость искажает тембр голоса, отрицательно влияет и на выразительность исполнения. Надо учить детей петь, не напрягаясь, естественным светлым звуком, и только в этом случае у них разовьются правильные вокальные данные, в голосе появится напевность, он станет крепким и звонким. Огромную роль в звукообразовании играет певческое дыхание. У детей 6-7 лет увеличивается объем легких, дыхание становиться более глубоким, это позволяет педагогу использовать в работе песни с более длинными музыкальными фразами. У детей расширяется диапазон (до – ре). Дети правильно интонируют мелодию.
1.5. Целевые ориентиры освоения Программы
• Наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокальному творчеству, самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);
• Петь без напряжения, плавно, легким звуком; произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню; петь в сопровождении музыкального инструмента;
• Внимательно слушать музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства и настроения;
• Петь несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно и музыкально, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание);
• Воспроизводить и чисто петь общее направление мелодии и отдельные ее отрезки с аккомпанементом;
• Сохранять правильное положение корпуса при пении, относительно свободно артикулируя, правильно распределяя дыхание;
• Петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него;
• Активно участвовать в выполнении творческих заданий.
Ожидаемый результат. Результатом деятельности вокального кружка станет формирование у детей устойчивых певческих умений и навыков, выступления детей на открытых мероприятиях ДОУ, участие в благотворительных праздниках, конкурсах и фестивалях различного уровня.