Светлана Кувшинова
Программа дополнительного образования для второй младшей группы «Умные пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа дополнительного образования детей
«Умные пальчики»
Возраст детей 3-4 года
Срок реализации программы 1 год.
Пояснительная записка
Способность к изобразительной деятельности зарождается в раннем возрасте и достигает наивысшего развития в дошкольном. Каждый ребенок на определенном отрезке жизни увлеченно рисует. В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире.
Темочки:
Существует множество техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Нетрадиционные техники рисования помогают развивать у ребенка оригинальные идеи, воображение, творчество, мелкую моторику пальцев рук, самостоятельность. Обучать нетрадиционным техникам рисования можно начинать уже в младшем возрасте, постепенно усложняя их. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, а наоборот вызывает стремление заниматься таким интересным делом. Им интересен сам процесс выполнения работы.
С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения. Малыши рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, мелом на асфальте. При этом дети не только отражают, что они видят и чувствуют, а еще и знакомятся с разными по свойствам и качествам материалами, предметами. Становясь постарше, дошкольники приобретают вначале простейшие умения и навыки рисования традиционными способами и средствами. А со временем уже осмысленно изыскивают новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. В тот момент педагог может сделать эту работу целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции, позволяет раскрыть и обогатить свои творческие способности, а родителям порадоваться успехам своих детей.
ИЗО деятельность проводится в форме игр, цель которых – научить детей рисовать при помощи одного пальчика, затем несколькими; познакомить с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве, показать нетрадиционные техники рисования и научить применять их на практике. Проведение такой деятельности способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче.
Ценна также возможность интеграции разных видов изобразительной деятельности (рисование, лепки, аппликации); в процессе создания интересного образа, возможно сочетание изобразительных техник и материалов – дополнение изображения детской ладошки аппликацией, заполнение пустот на рисунке пальчиковой живописью.
Грамотно подобранное сопровождение каждой темы рисования пальчиковой гимнастикой – игрой, не только делает занятие привлекательнее и интереснее для ребенка, но и способствует развитию мелкой моторики рук, тонуса пальчиков, межполушарного взаимодействия, следовательно, и развития интеллекта.
Актуальность
Нетрадиционные техники рисования – важнейшее дело эстетического воспитания, это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать. А самое главное самовыражаться.
Изобразительное искусство занимает особое место в развитии творческих способностей личности дошкольника, так как лежащая в её основе предмето-практическая деятельность обладает значительным развивающим потенциалом. Актуализация и развитие творческого потенциала личности предполагает её включённость в творческий процесс, что приводит к появлению психических новообразований (многозначности мышления, произвольности психических процессов рефлексии, самоконтроля, и в итоге личность переходит на более высокую ступень развития.
Цель: создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
• формировать художественное мышление и нравственные черты личности через нетрадиционные способы рисования.
• способствовать возникновению у ребёнка ощущения, что продукт его деятельности - рисунок, интересен другим (воспитателю, детям, родителям).
• развивать эстетическое восприятие и создавать условия для освоения основных цветов.
• помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия.
• воспитывать наблюдательность, аккуратность, эмоциональную отзывчивость, усидчивость.
• - Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.
• - Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
Подходы и методы их реализации:
• Систематичность занятий.
• Игры и игровые приемы проведения занятий.
• Постепенное усложнение, переход от простого к сложному.
• Организация и оформление выставок детских работ.
• Оформление родительского уголка с целью ознакомить родителей с работой кружка, и по каким направлениям ведется работа.
Особенность данной программы в том, что она полностью соответствует календарно-тематическому плану работы в детском саду, дополняет основную образовательную деятельность по изобразительной деятельности, не дублируя основных задач, к тому же специфика проведения занятия способствует, помимо специальных (изобразительное творчество) компетентностей, развитию личностных межпредметных компетентностей – умение слушать указания педагога и действовать сообразно инструкции, умение анализировать образец, самостоятельность в принятии решения, образное мышление, развитие мелкой моторики пальцев рук.
Используемые методические приемы:
• Словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
• Наглядные (показ, демонстрация, уточнение);
• Практические (выполнение рисунка «под диктовку», «рука в руке», повтор);
• Игровые (речевые игры, пальчиковые упражнения, рисунок-игра).
Используемые методы позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Организация занятий кружка:
Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.
Программа предполагает проведение двух занятия в неделю, во вторую половину дня в рамках работы кружка изодеятельности. Общее количество занятий в год 70. Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год (вводный - в сентябре, итоговый - в мае). Возраст детей 3-4 года, количество детей в подгруппе до 8 человек, время занятий 15 мин.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
-Проведение выставок детских работ
-проведение открытого мероприятия
-проведение мастер-класса среди педагогов
-проектная деятельность
Ожидаемый результат работы кружка:
1. Создание образов детьми, используя различные изобразительные материалы и техники.
2. Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом.
3. Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.
4. Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.
Нетрадиционные художественные техники
Нетрадиционные техники рисования подобраны с учетом возраста детей и поставленных задач.
-Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.
-Рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или окрашивает её с помощью кисточки (с помощью педагога) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.
-Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
-Оттиск печатками из картофеля: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
-Скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
Диагностика проводится по Диагностической карте по методике «Диагностика изобразительной деятельности» Г. А. Урунтаевой
Перспективный план работы кружка
Сентябрь
Тема недели "Здравствуй, Детский сад"
1. Диагностическое
2. «Желтые листья летят» Рисование ладошками
Тема недели: «Фрукты и ягоды»
3. «Ягоды на тарелочке» Рисование пальчиками
4. «Виноград» Рисование ладошками и пальчиками
Тема недели: «Овощи и грибы»
5. «Весёлые мухоморы» (1 занятие) Рисование пальчиками
6. «Весёлые мухоморы» (2 занятие) Рисование пальчиками, аппликация
Тема недели: «Откуда хлеб пришел»
7. «Осеннее дерево и рожь» (1 занятие) Рисование пальчиками
8. «Осеннее дерево и рожь» (2 занятие) Печать картофелем
Октябрь
Тема недели: «Осень золотая»
9. «Дождик» Рисование пальчиками
10. «Осенний букет» Печатанье листьями
Тема недели: «Растительное царство»
11. «Веточка рябины» (1 занятие) Рисование пальчиками
12. «Веточка рябины» (2 занятие) Аппликация
Тема недели: «Русские народные игрушки»
13. «Индюк» Рисование пальчиками и ладошками
14. «Дымковский козлик (лошадка)» Рисование пальчиками
Тема недели: «Животные, дикие и домашние»
15. «На лугу коровы» Рисование ладошками и пальчиками
16. «Кошки-мышки» Рисование ладошками
Ноябрь
Тема недели: «Моя Родина»
17. «Берёзовая роща» Рисование пальчиками
18. «Двуглавый орел» Рисование ладошками
Тема недели: «Я в мире, человек»
19. Веселая птичка Рисование пальчиками
20. «Рыбка» Рисование пальчиками
Тема недели: «В моем доме»
21. «Домик» Рисование пальчиками
22. «Крепость» Рисование ладошками
Тема недели: «Моя семья»
23. «Праздничный букет для наших мам» Рисование ладошками, пальчиками
24. «Вот ёжик - ни головы, ни ножек…» (семейка ежей) Оттиск смятой бумагой, Рисование пальчиками
Декабрь
Тема недели: «Здравствуй, зимушка зима»
25. «Весёлый снеговик» Рисование тычком жёсткой кистью
26. «А у нас во дворе» Рисование пальчиками
Тема недели: «Птичкина неделя»
27. «Птицы клюют ягоды» Рисование пальчиками, оттиск пробкой
28. «Снегири» Рисование ладошками
Тема недели: «Профессии»
29. «Клоун» Рисование пальчиками
30. «Озорной дед мороз» Рисование ладошками, аппликация
Тема недели: «Новогодний праздник»
31. «Маленькой ёлочке холодно зимой». Рисование пальчиками
32. «Еловая веточка нарядная» Тычок жесткой сухой кистью, аппликация
Январь
Тема недели: «В мире литературы»
33. «Лесная чаща» Рисование ладошкой, аппликация
34. «Жар-птица» Рисование ладошкой
Тема недели: «Посуда»
35. «Украшение чайного сервиза» Оттиск печатками
36. «Яблочный компот» Оттиск пробкой (картофелем)
Тема недели: «Одежда, обувь, головные уборы»
37. «Свитер для друзей» Рисование ладошкой и пальчиками
38. «Мои рукавички» Рисование пальчиками
Тема недели: «Животные дальних стран (север, юг)»
39. «В гостях у жирафа» Рисование пальчиками, ладошками
40. «Озорные слонята» Рисование ладошками
Февраль
Тема недели: «Народное творчество»
41. «Красивая салфеточка» Рисование пальчиками
42. «Нарядные матрешки» Оттиск печатками
Тема недели: «Моя малая Родина. Мой посёлок»
43. «Закат» Рисование пальчиками
44. «Жили у бабуси два веселых гуся» рисование ладошкой
Тема недели: «Наша Армия сильна»
45. «Танк» Рисование ладошкой
46. «Кораблик» Рисование пальчиками, аппликация
Тема недели: «Дружат дети на планете»
47. «Солнышко» Рисование ладошками.
48. «Пушистые котята играют на ковре» (коллективная работа) Рисование техникой тычкования
Март
Тема недели: «Мамин день»
49. «Цветы для мамы» Рисование ладошками, пальчиками, печатками
50. «Цветы для мамы» (продолжение) Рисование ладошками, пальчиками, печатками
Тема недели: «Комнатные растения»
51. «Герань в красивом горшочке» Рисование пальчиками
52. «Герань в красивом горшочке» (продолжение) Рисование пальчиками аппликация
Тема недели: «Народное творчество»
53. «Волшебные картинки» Рисование ладошкой
54. «Гусеничка» Рисование ладошкой
Тема недели: «Транспорт»
55. «Поезд» Рисование ладошкой
56. «Экскаватор» Рисование ладошками
Апрель
Тема недели: «ПДД»
57. «На перекрёстке» «Светофор» (1 занятие) Оттиск печаткой из картофеля
58. «На перекрёстке» (2 занятие) Рисование ладошкой, аппликация
Тема недели: «Большие, маленькие звездочки»
59. «Ночь и звезды» Рисование манкой, скатывание салфеток
60. «Космонавт» Рисование ладошкой, аппликация
Тема недели: «Пришла весна»
61. «Травка» Рисование ладошкой
62. «Одуванчики» Рисование пальчиками
Тема недели: «Неделя экологии»
63. «Озорные осьминожки» Рисование ладошками
64. Коллективное панно «Летят гуси» Рисование ладошками, тычок полужесткой сухой кистью
Май
Тема недели: «День победы»
65. Коллективная работа "Праздничный салют" Рисование ладошками и пальчиками
66. «Праздничный салют» (продолжение) Аппликация
Тема недели: «Подводное царство»
67. «Морской конек» Рисование ладошкой
68. Оформление коллажа «Подводное царство».
Тема недели: «Насекомые»
69. «Божьи коровки на лужайке» Рисование пальчиками
70. «Рисуем, что хотим» (повторная диагностика)
Список использованных источников
1. Рисование с детьми дошкольного возраста под редакцией Р. Г. Казаковой, Москва 2005
2. Ознакомление с окружающим миром/ Г. В. Морозова, Москва 2010
3. Рисуем без кисточки/ А. А. Фатеева, Академия развития 2006
4. Яркие ладошки/ Н. В. Дубровская, «Детство-пресс» 2004
5. Рисунки, спрятанные в пальчиках/ Н. В. Дубровская, «Детство-пресс» 2003
6. Школа семи гномов. Рисуем пальчиками/ пособия для работы с детьми
Полная версия программы: https://fs21.infourok.ru/file/089a-00030251-bf5d97e5.docx