Наталья Иванова
Программа дополнительного образования экологической направленности для детей старшего возраста «Мой край»
▼ Скачать + Заказать документы
«Муниципальное дошкольное образовательное учреждение. Детский сад № 1.»
Программа дополнительного образования
экологической направленности
для детей старшего дошкольного возраста
«Мой край».
Составитель:
Иванова Н. Н.
Новгородская обл., г. Боровичи
ПЛАН-ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение. Значимость проблемы взаимоотношений природы и человека.
Публикация «Программа дополнительного образования экологической направленности для детей старшего возраста „Мой край“» размещена в разделах
- Мой край, мой город. Краеведение
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Экологический кружок для дошкольников. Планы, программы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Актуальность ведения эколого-краеведческого кружка «Мой край», как формы
дополнительного образования дошкольников.
Цель и задачи программы эколого-краеведческого кружка «Мой край».
Принципы построения программы эколого-краеведческого кружка «Мой край».
Разделы программы эколого-краеведческого кружка «Мой край» :
1.
Новгородская земля.
2.
Времена года.
3.
Многообразие растительного мира.
4.
Грибы.
5.
Рыбы наших водоемов.
6.
Земноводные и пресмыкающиеся.
7.
Насекомые.
8.
Птицы.
9.
Дикие звери.
Результативность кружковой работы по теме «Мой край».
Библиография.
Приложение: Диагностические гистограммы.
II. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО
КРУЖКА «МОЙ КРАЙ»
Программа краеведческого кружка «Мой край» помогает детям познать свой удивительный и самобытный край, еще сильнее полюбить его. Она учит детей воспринимать язык родной природы и рационально общаться с ней.
Ее достоинство в том, что такая программа поможет сформировать нравственные и эстетические качества у подрастающего поколения, научит бережно и с любовью относиться к бесконечно разнообразной природе новгородской земли.
Бережное отношение формируется на основе знаний о сложных взаимосвязях между объектами живой и неживой природы, диалектики окружающего мира.
Задачи кружковой работы:
Формирование системы элементарных экологических знаний о природе родного края (о растительном и животном мире).
Развитие познавательного интереса к природе Боровичского края.
Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы, для самого ребенка поведения.
Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к родной природе.
Формирование умений и навыков наблюдения за природными объектами и явлениями.
Освоение элементарных норм поведения по отношению к природе.
Формирование элементарных умений предвидеть последствия своих действий по отношению к окружающей среде.
Формирование умения и желания при необходимости оказать помощь представителям живого мира.
III. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ эколого- КРАЕВЕДЧЕСКОГО КРУЖКА «МОЙ КРАЙ»
В настоящей программе представлены доступные дошкольнику (6-7 лет) элементы экологической культуры. Ядром ее содержания являются экологические представления о животных, растениях родного края, людях, как живых существах, населяющих Новгородскую землю.
Особенность программы заключается в том, что изучение родной природы происходит посредством наблюдений в природе опытов, экскурсий, практической деятельности в экологической комнате. Закрепление изученного материала проходит в занимательной форме: в виде кроссвордов, лабиринтов, путаниц, загадок, ребусов, и т. п.
Освоение представлений и сведений о природе обеспечивает понимание ребенком необходимости экологически правильного отношения к природе своего края. Важной составляющей содержания данной программы являются разнообразные виды деятельности, имеющие экологически ориентированный характер.
При отборе содержания программы эколого-краеведческого кружка, я, как автор, ориентировалась на принцип научности. Так как в данной программе отражены ведущие идеи и понятия современного естествознания и краеведения.
Программа эколого-краеведческого кружка «Мой край» направлена на развитие у детей вполне научных представлений о существующих в родной природе взаимосвязях, о проблемах взаимоотношений человека с окружающей природой и последствиях деятельности людей. Дети приобретают первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.
Содержание кружковой работы построено на основе рекомендаций О. Н. Гавриловой, автора-составителя Азбуки краеведения «Край родной», Н. А. Рыжовой, автора программы «Наш дом - природа». Данная программа эколого-краеведческого кружка «Мой край» является дополнением к комплексной программе «Сообщество» базовой программе ДОУ, которая в свою очередь нацелена на глубокое изучение природы своего края.
Программа кружка «Мой край» обеспечивает преемственность в дополнительном экологическом образовании дошкольников с начальной школой по предметам «Окружающий мир», «Природоведение».
Настоящая программа предназначена для работы с детьми шести - семи лет. В этом возрасте уже заложен фундамент интеллекта, а над фундаментом начинает возвышаться надстройка. Воспитанники данного возраста способны к творчеству, к познанию окружающей природы уже осознанно, любят сочинять сказки о животных и очень наблюдательны, определяют причинно-следственные связи, чтобы понять окружающую их природу. К шести годам воспитанники в состоянии не только обобщать, но и кпассифицировать живые объекты, явления природы. В возрасте 6-7 лет у детей возрастает познавательный интерес к окружающей родной природе. Ребенок познает природу края через включение всех анализаторов (слуховых, зрительных, тактильных) и может увиденное, услышанное перенести в свою практическую деятельность. Поэтому кружковая работа предусматривает посещение музея, выставок экологической направленности, проведение экскурсий в природу родного края.
Принцип сезонности проявляется в каждом разделе программы кружка «Мой край». Изучение живой и неживой природы края проходит в соответствии с временами года. Например : Раздел «Птицы» изучается в апреле месяце, поэтому проводится экскурсия в весенний лес, где можно наблюдать за изменениями в живой и неживой природе с наступлением весны, а в частности, за перелетными птицами, можно послушать и записать пение птиц, рассмотреть особенности гнездования. Зарисовать увиденное дети стараются в группе (в свободной деятельности).
Кружковая работа проводится в определенной системе: по разделам. В каждом разделе детям сначала даются теоретические сведения о родной природе посредством видеофильмов, бесед и рассказов. Затем проводятся экскурсии, опыты или наблюдения. Последним этапом считается организация занимательных игр, заданий, где предлагаются кроссворды, ребусы, путаницы, пирамиды, лабиринты, цепочки слов и словосочетаний, благодаря которым воспитанники закрепляют полученные знания и умения. Помогают дошкольникам освоить предложенный материал карточки-модели и плакаты экологической направленности.
РАЗДЕЛЫ ПРГРАММЫ ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО КРУЖКА «МОЙ КРАЙ».
1. Раздел «Новгородская земля»(сентябрь)
Познавательное занятие.
ТЕМА : «Край родной»
географическое положение области
климатические условия
почва (опыты с песком и глиной)
о водных ресурсах
занятие Экскурсия в краеведческий музей г. Боровичи.
история Боровичского края.
города Земли Новгородской.
быт и культура народа.
занятие. Викторина по краеведению «Мой край родной».
вопросы викторины соответствуют полученным ранее знаниям.
занятие. Занимательный материал по краеведению.
кроссворды: «Боровичский край», «г. Великий Новгород»,
«Города земли Новгородской».
лабиринты: «Родной город», «Мста»
- игры: «Подбери словечко», «Закончи предложение»
Раздел. «Времена года» (октябрь)
1. Познавательное занятие.
Тема: «Времена года в Боровичском крае».
роль солнца в смене времен года.
астрология и календарь.
осень в нашем крае.
весенний и летний периоды в природе края.
примечание:
на занятии используются слайды по теме «Времена года», иллюстрированный материал, стихи и рассказы из сборника О. Н. Гавриловой «Времена года»
занятие. Экскурсия в осенний парк г. Боровичи
Наблюдение за изменениями в живой и неживой природе парка с наступлением осени. Установление причинно-следственных связей: погода (климат) живые объекты.
занятие. Викторина «Времена года в родном крае»
Вопросы викторины соответствуют познавательному материалу занятия №1.
занятие. Занимательный материал.
Игры: «Месяц года + «Ь», «Игра с буквой «Р», «Непослушные месяцы».
примечание:
в подготовительной группе проводится конкурс рисунков на тему «Осень золотая».
3 РАЗДЕЛ. «МНОГООБРАЗИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА» (нОЯБРЬ)
1. Познавательное занятие.
Тема: «Роль растений в природе и жизни человека»
Лекарственные растения.
Ядовитые растения.
Пищевая пирамида «Растения - Животные - Человек».
Правила поведения по отношению к растениям (используются карточки-модели).
занятие. «Экскурсия в зимний сад»
Знакомство с экзотическими растениями (растениями тропиков и субтропиков). Сравнительная характеристика «Растения жарких стран и растения смешанных лесов».
занятие. «Экскурсия в лес».
Знакомство с растительным миром смешанных лесов. Изменение в жизни растений с наступлением поздней осени.
деревья
кустарники и кустарнички
травянистые растения.
Правила экологически грамотного поведения в лесу.
4 занятие. «Занимательный материал»
Кроссворды: «Лесные дары», «Деревья», «Лекарственные растения».
Игры: «Чей листочек» (подвижная игра, «Помоги растению» (игра с картинами-
моделями).
примечание:
После экскурсии в группе создаются коллекции из природного материала леса.
4 Раздел. «Грибы».(декабрь)
1. Познавательное занятие.
Тема: «Многообразие грибов в таежном лесу».
Рассказы о грибах: «Белый гриб», «Подберезовик», «Мухомор», «Лисичка», «Рыжик».
Роль грибов в природе.
Бережное отношение человека к грибам.
занятие. «Театрализованное мини-представление на тему «Осторожно, ядовитые грибы в наших лесах».
цель:закрепить знания детей о ядовитых грибах таежного леса, об их опасности для человека и пользе для многих животных
занятие. Викторина «Грибы и грибники».
вопросы викторины подбираются в соответствии с материалами познавательного занятия.
занятие. Занимательный материал.
кроссворды: «Кто любит грибы?», «Грибы наших лесов», игры: «Собери грибочки», «Чей грибок?»
5 раздел. «Рыбы наших водоемов», (январь)
1. Познавательное занятие.
Тема: «Рыбы»
Характерные особенности рыб, как класса.
Разновидности рыб, обитающих в водоемах Новгородской области. (Рыбы в реке Мста)
Пищевые цепочки. Роль рыб в природе.
Охрана водных ресурсов.
2. занятие. Викторина «Кто живет в реке Мста».
Вопросы викторины направлены на знания детьми обитателей Мсты.
занятие. Экскурсия по экологической комнате.
Тема: «Аквариумные рыбы».
Наблюдения за аквариумными рыбами:
Среда обитания.
Характерные особенности аквариумных рыб.
Условия содержания, уход за рыбами.
занятие. Занимательный материал.
Кроссворды: «Пресноводные рыбы», «Озерно-речная рыба».
Игры: «Доскажи словечко», «Отгадай по описанию», «Щука и караси» (подвижная игра).
Раздел. «Земноводные и пресмыкающиеся», (февраль)
1. Познавательное занятие.
Тема: «Эти необычные животные».
Кто такие «земноводные», «пресмыкающиеся»? (характерные особенности).
Земноводные и пресмыкающиеся в наших краях (среда обитания, питание).
Роль в природе. Цепочки питания.
Правила содержания в неволе.
занятие. Экскурсия в экологическую комнату.
Наблюдения за представителями класса земноводных и пресмыкающихся.
занятие. Викторина «Земноводные и рептилии родного края»
Вопросы викторины соответствуют полученным детьми знаниям о земноводных и рептилиях Новгородского края.
занятие. Занимательный материал.
Кроссворд «Защита животных».
Игры. «Игра с буквой «А», «Кто быстрее отгадает». Загадки о земноводных и рептилиях края.
Раздел. «Насекомые» (март).
1. Познавательное занятие.
Тема: «Летают, а не птицы».
Характерные особенности насекомых (используются карточки-модели).
Насекомые таежного края в разные времена года.
Роль насекомых в природе родного края.
Проблема: «Если исчезнут насекомые?»
Правила поведения в лесу по отношению к насекомым. примечание:
На занятиях могут использоваться кадры видеофильмов из цикла «Природа Боровичского края».
занятие. Викторина «Насекомые нашего края».
Вопросы викторины соответствуют краеведческому материалу познавательного занятия.
занятие. Занимательный материал по разделу.
Кроссворд «Насекомые»
Игры: «Восхождение на гору «А», «Летает, не летает», «Буквы играют в прятки». Загадки о насекомых, народные приметы края.
занятие. Выставка на тему: «Насекомые нашего края»
Книги, открытки, скульптуры малых форм, рисунки, поделки, игрушки.
8 Раздел. «Птицы», (апрель).
1. Познавательное занятие.
Тема: «Птицы родного края».
Характерные особенности птиц, как класса (наблюдения за птицами в экологической комнате).
Роль птиц в природе и жизни человека.
Причины гибели птиц.
Разновидности птиц в лесу.
Охрана птиц. Правила поведения человека по отношению к птицам.
примечание:
используются фотографии, иллюстрирующие изображение птиц.
занятие. Экскурсия в весенний лес.
Наблюдения за перелетными птицами:
разновидность птиц
особенности питания
повторение правил поведения в лесу по отношению к птицам и птенцам.
занятие. Викторина «Что ты знаешь о птицах родного края».
занятие. Занимательный материал.
Кроссворды: «Берегите птиц», «Где обитают птицы?». Лабиринты: «Вестники весны», «Зимующие птицы». Игры: «Доскажи словечко», «Изобрази птицу». Ребусы: «Наши птицы».
9. Раздел. Дикие звери, (май).
1. Познавательное занятие.
Тема: «Дикие звери смешанных лесов»
Разнообразие животного мира наших лесов.
Особенности зверей, обитающих в лесу.
Сезонные изменения в жизни диких зверей.
Роль диких зверей в лесу (хищников и травоядных).
Пищевые цепочки.
Охрана диких зверей.
занятие. Экскурсия в весенний лес.
Тема: «Наблюдаем за животными леса». Изменения в жизни животных с наступлением весны.
занятие. Викторина «Дикие звери».
В викторине просматриваются знания воспитанников о диких животных смешанных лесов.
занятие. Занимательный материал.
Кроссворды: «Защита животных», «Дикие звери».
Игры: «Угадайте по описанию», «Слова в треугольнике», «Кто, где живет?».
В конце учебного года (в мае месяце) проводится «экологический суд» природы над человеком. Участвуют родители и дети.
VI. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПОГРАММЫ ЭКОЛОГИЧЕСКО-
КРАЕВЕДЧЕСКОГО КРУЖКА «МОЙ КРАЙ».
Программа эколого-краеведческого кружка «Мой край» реализована в течение 1 года. Данная программа позволила повысить качество знаний, умений и трудовых навыков в области экологии и краеведения; вызвать интерес к изучению природных объектов и явлений родного края. Воспитанники, посещающие кружок, знают о самоценности родной природы, о ее разнообразии, о многообразном значении в жизни людей земли Новгородской. Анализ диагностических данных:
К концу учебного года воспитанники 6-7 лет имеют представление:
о взаимосвязи людей друг с другом - 91,63%
о взаимосвязи с природой - 91,63%
способны выбрать правильную линию поведения в природе родного края - 74,95%
оказать помощь живым объектам - 58,31%
передать свои чувства по отношению к природе земли Новгородской- 83,3%
осторожно обращаться с представителями живой природы края - 91,63%
имеют представление о взаимозависимости компонентов природы края - 83,3%
могут логически обосновать возможные последствия негативных действий человека в природе Боровичского края.
понимают влияние отрицательных компонентов на объекты родной природы - 91,63%
имеют представление о зависимости своего здоровья от состояния окружающей среды города и Новгородской области в целом - 91,63%
знают о необходимости выбора игр и развлечений, а так же прогулок в экологически благоприятных участках - 83,3%.
Программа эколого-краеведческого кружка проанализирована и одобрена на педагогическом совете ДОУ.
VII. БИБЛИОГРАФИЯ
1. Гаврилова О. Н. «Край родной» Азбука краеведения, Екатеринбург, 2
2. Грехова Л. И. «В союзе с природой» учебно-методическое пособие, М., 2000 г.
3. Кондратьева Н. И. «Мы» программа экологического образования «Детство - пресс», 2001г.
4. Маленцова Л. М. «Мир природы и ребенок», С-П. «Детство - пресс» 2000г.
5. Рыжова Н. А. «Наш дом - природа» Учебно-методический комплект, М, 1996 г.
6. Смирнова В. В. «Тропинка в природу» Программы и конспекты занятий. Издательство «Союз», 2001 г.
7. Спасская Е. Б. «Природоведение» М. «Олма- пресс», 2001 г.