Лучший педагог года

Программа дополнительного образования экологической направленности для детей старшего возраста «Мой край»

Наталья Иванова
Программа дополнительного образования экологической направленности для детей старшего возраста «Мой край»
▼ Скачать + Заказать документы

«Муниципальное дошкольное образовательное учреждение. Детский сад № 1.»

Программа дополнительного образования

экологической направленности

для детей старшего дошкольного возраста

«Мой край».

Составитель:

Иванова Н. Н.

Новгородская обл., г. Боровичи

ПЛАН-ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение. Значимость проблемы взаимоотношений природы и человека.

Публикация «Программа дополнительного образования экологической направленности для детей старшего возраста „Мой край“» размещена в разделах

Актуальность ведения эколого-краеведческого кружка «Мой край», как формы

дополнительного образования дошкольников.

Цель и задачи программы эколого-краеведческого кружка «Мой край».

Принципы построения программы эколого-краеведческого кружка «Мой край».

Разделы программы эколого-краеведческого кружка «Мой край» :

1.

Новгородская земля.

2.

Времена года.

3.

Многообразие растительного мира.

4.

Грибы.

5.

Рыбы наших водоемов.

6.

Земноводные и пресмыкающиеся.

7.

Насекомые.

8.

Птицы.

9.

Дикие звери.

Результативность кружковой работы по теме «Мой край».

Библиография.

Приложение: Диагностические гистограммы.

II. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО

КРУЖКА «МОЙ КРАЙ»

Программа краеведческого кружка «Мой край» помогает детям познать свой удивительный и самобытный край, еще сильнее полюбить его. Она учит детей воспринимать язык родной природы и рационально общаться с ней.

Ее достоинство в том, что такая программа поможет сформировать нравственные и эстетические качества у подрастающего поколения, научит бережно и с любовью относиться к бесконечно разнообразной природе новгородской земли.

Бережное отношение формируется на основе знаний о сложных взаимосвязях между объектами живой и неживой природы, диалектики окружающего мира.

Задачи кружковой работы:

Формирование системы элементарных экологических знаний о природе родного края (о растительном и животном мире).

Развитие познавательного интереса к природе Боровичского края.

Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы, для самого ребенка поведения.

Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к родной природе.

Формирование умений и навыков наблюдения за природными объектами и явлениями.

Освоение элементарных норм поведения по отношению к природе.

Формирование элементарных умений предвидеть последствия своих действий по отношению к окружающей среде.

Формирование умения и желания при необходимости оказать помощь представителям живого мира.

III. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ эколого- КРАЕВЕДЧЕСКОГО КРУЖКА «МОЙ КРАЙ»

В настоящей программе представлены доступные дошкольнику (6-7 лет) элементы экологической культуры. Ядром ее содержания являются экологические представления о животных, растениях родного края, людях, как живых существах, населяющих Новгородскую землю.

Особенность программы заключается в том, что изучение родной природы происходит посредством наблюдений в природе опытов, экскурсий, практической деятельности в экологической комнате. Закрепление изученного материала проходит в занимательной форме: в виде кроссвордов, лабиринтов, путаниц, загадок, ребусов, и т. п.

Освоение представлений и сведений о природе обеспечивает понимание ребенком необходимости экологически правильного отношения к природе своего края. Важной составляющей содержания данной программы являются разнообразные виды деятельности, имеющие экологически ориентированный характер.

При отборе содержания программы эколого-краеведческого кружка, я, как автор, ориентировалась на принцип научности. Так как в данной программе отражены ведущие идеи и понятия современного естествознания и краеведения.

Программа эколого-краеведческого кружка «Мой край» направлена на развитие у детей вполне научных представлений о существующих в родной природе взаимосвязях, о проблемах взаимоотношений человека с окружающей природой и последствиях деятельности людей. Дети приобретают первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.

Содержание кружковой работы построено на основе рекомендаций О. Н. Гавриловой, автора-составителя Азбуки краеведения «Край родной», Н. А. Рыжовой, автора программы «Наш дом - природа». Данная программа эколого-краеведческого кружка «Мой край» является дополнением к комплексной программе «Сообщество» базовой программе ДОУ, которая в свою очередь нацелена на глубокое изучение природы своего края.

Программа кружка «Мой край» обеспечивает преемственность в дополнительном экологическом образовании дошкольников с начальной школой по предметам «Окружающий мир», «Природоведение».

Настоящая программа предназначена для работы с детьми шести - семи лет. В этом возрасте уже заложен фундамент интеллекта, а над фундаментом начинает возвышаться надстройка. Воспитанники данного возраста способны к творчеству, к познанию окружающей природы уже осознанно, любят сочинять сказки о животных и очень наблюдательны, определяют причинно-следственные связи, чтобы понять окружающую их природу. К шести годам воспитанники в состоянии не только обобщать, но и кпассифицировать живые объекты, явления природы. В возрасте 6-7 лет у детей возрастает познавательный интерес к окружающей родной природе. Ребенок познает природу края через включение всех анализаторов (слуховых, зрительных, тактильных) и может увиденное, услышанное перенести в свою практическую деятельность. Поэтому кружковая работа предусматривает посещение музея, выставок экологической направленности, проведение экскурсий в природу родного края.

Принцип сезонности проявляется в каждом разделе программы кружка «Мой край». Изучение живой и неживой природы края проходит в соответствии с временами года. Например : Раздел «Птицы» изучается в апреле месяце, поэтому проводится экскурсия в весенний лес, где можно наблюдать за изменениями в живой и неживой природе с наступлением весны, а в частности, за перелетными птицами, можно послушать и записать пение птиц, рассмотреть особенности гнездования. Зарисовать увиденное дети стараются в группе (в свободной деятельности).

Кружковая работа проводится в определенной системе: по разделам. В каждом разделе детям сначала даются теоретические сведения о родной природе посредством видеофильмов, бесед и рассказов. Затем проводятся экскурсии, опыты или наблюдения. Последним этапом считается организация занимательных игр, заданий, где предлагаются кроссворды, ребусы, путаницы, пирамиды, лабиринты, цепочки слов и словосочетаний, благодаря которым воспитанники закрепляют полученные знания и умения. Помогают дошкольникам освоить предложенный материал карточки-модели и плакаты экологической направленности.

РАЗДЕЛЫ ПРГРАММЫ ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО КРУЖКА «МОЙ КРАЙ».

1. Раздел «Новгородская земля»(сентябрь)

Познавательное занятие.

ТЕМА : «Край родной»

географическое положение области

климатические условия

почва (опыты с песком и глиной)

о водных ресурсах

занятие Экскурсия в краеведческий музей г. Боровичи.

история Боровичского края.

города Земли Новгородской.

быт и культура народа.

занятие. Викторина по краеведению «Мой край родной».

вопросы викторины соответствуют полученным ранее знаниям.

занятие. Занимательный материал по краеведению.

кроссворды: «Боровичский край», «г. Великий Новгород»,

«Города земли Новгородской».

лабиринты: «Родной город», «Мста»

- игры: «Подбери словечко», «Закончи предложение»

Раздел. «Времена года» (октябрь)

1. Познавательное занятие.

Тема: «Времена года в Боровичском крае».

роль солнца в смене времен года.

астрология и календарь.

осень в нашем крае.

весенний и летний периоды в природе края.

примечание:

на занятии используются слайды по теме «Времена года», иллюстрированный материал, стихи и рассказы из сборника О. Н. Гавриловой «Времена года»

занятие. Экскурсия в осенний парк г. Боровичи

Наблюдение за изменениями в живой и неживой природе парка с наступлением осени. Установление причинно-следственных связей: погода (климат) живые объекты.

занятие. Викторина «Времена года в родном крае»

Вопросы викторины соответствуют познавательному материалу занятия №1.

занятие. Занимательный материал.

Игры: «Месяц года + «Ь», «Игра с буквой «Р», «Непослушные месяцы».

примечание:

в подготовительной группе проводится конкурс рисунков на тему «Осень золотая».

3 РАЗДЕЛ. «МНОГООБРАЗИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА» (нОЯБРЬ)

1. Познавательное занятие.

Тема: «Роль растений в природе и жизни человека»

Лекарственные растения.

Ядовитые растения.

Пищевая пирамида «Растения - Животные - Человек».

Правила поведения по отношению к растениям (используются карточки-модели).

занятие. «Экскурсия в зимний сад»

Знакомство с экзотическими растениями (растениями тропиков и субтропиков). Сравнительная характеристика «Растения жарких стран и растения смешанных лесов».

занятие. «Экскурсия в лес».

Знакомство с растительным миром смешанных лесов. Изменение в жизни растений с наступлением поздней осени.

деревья

кустарники и кустарнички

травянистые растения.

Правила экологически грамотного поведения в лесу.

4 занятие. «Занимательный материал»

Кроссворды: «Лесные дары», «Деревья», «Лекарственные растения».

Игры: «Чей листочек» (подвижная игра, «Помоги растению» (игра с картинами-

моделями).

примечание:

После экскурсии в группе создаются коллекции из природного материала леса.

4 Раздел. «Грибы».(декабрь)

1. Познавательное занятие.

Тема: «Многообразие грибов в таежном лесу».

Рассказы о грибах: «Белый гриб», «Подберезовик», «Мухомор», «Лисичка», «Рыжик».

Роль грибов в природе.

Бережное отношение человека к грибам.

занятие. «Театрализованное мини-представление на тему «Осторожно, ядовитые грибы в наших лесах».

цель:закрепить знания детей о ядовитых грибах таежного леса, об их опасности для человека и пользе для многих животных

занятие. Викторина «Грибы и грибники».

вопросы викторины подбираются в соответствии с материалами познавательного занятия.

занятие. Занимательный материал.

кроссворды: «Кто любит грибы?», «Грибы наших лесов», игры: «Собери грибочки», «Чей грибок?»

5 раздел. «Рыбы наших водоемов», (январь)

1. Познавательное занятие.

Тема: «Рыбы»

Характерные особенности рыб, как класса.

Разновидности рыб, обитающих в водоемах Новгородской области. (Рыбы в реке Мста)

Пищевые цепочки. Роль рыб в природе.

Охрана водных ресурсов.

2. занятие. Викторина «Кто живет в реке Мста».

Вопросы викторины направлены на знания детьми обитателей Мсты.

занятие. Экскурсия по экологической комнате.

Тема: «Аквариумные рыбы».

Наблюдения за аквариумными рыбами:

Среда обитания.

Характерные особенности аквариумных рыб.

Условия содержания, уход за рыбами.

занятие. Занимательный материал.

Кроссворды: «Пресноводные рыбы», «Озерно-речная рыба».

Игры: «Доскажи словечко», «Отгадай по описанию», «Щука и караси» (подвижная игра).

Раздел. «Земноводные и пресмыкающиеся», (февраль)

1. Познавательное занятие.

Тема: «Эти необычные животные».

Кто такие «земноводные», «пресмыкающиеся»? (характерные особенности).

Земноводные и пресмыкающиеся в наших краях (среда обитания, питание).

Роль в природе. Цепочки питания.

Правила содержания в неволе.

занятие. Экскурсия в экологическую комнату.

Наблюдения за представителями класса земноводных и пресмыкающихся.

занятие. Викторина «Земноводные и рептилии родного края»

Вопросы викторины соответствуют полученным детьми знаниям о земноводных и рептилиях Новгородского края.

занятие. Занимательный материал.

Кроссворд «Защита животных».

Игры. «Игра с буквой «А», «Кто быстрее отгадает». Загадки о земноводных и рептилиях края.

Раздел. «Насекомые» (март).

1. Познавательное занятие.

Тема: «Летают, а не птицы».

Характерные особенности насекомых (используются карточки-модели).

Насекомые таежного края в разные времена года.

Роль насекомых в природе родного края.

Проблема: «Если исчезнут насекомые?»

Правила поведения в лесу по отношению к насекомым. примечание:

На занятиях могут использоваться кадры видеофильмов из цикла «Природа Боровичского края».

занятие. Викторина «Насекомые нашего края».

Вопросы викторины соответствуют краеведческому материалу познавательного занятия.

занятие. Занимательный материал по разделу.

Кроссворд «Насекомые»

Игры: «Восхождение на гору «А», «Летает, не летает», «Буквы играют в прятки». Загадки о насекомых, народные приметы края.

занятие. Выставка на тему: «Насекомые нашего края»

Книги, открытки, скульптуры малых форм, рисунки, поделки, игрушки.

8 Раздел. «Птицы», (апрель).

1. Познавательное занятие.

Тема: «Птицы родного края».

Характерные особенности птиц, как класса (наблюдения за птицами в экологической комнате).

Роль птиц в природе и жизни человека.

Причины гибели птиц.

Разновидности птиц в лесу.

Охрана птиц. Правила поведения человека по отношению к птицам.

примечание:

используются фотографии, иллюстрирующие изображение птиц.

занятие. Экскурсия в весенний лес.

Наблюдения за перелетными птицами:

разновидность птиц

особенности питания

повторение правил поведения в лесу по отношению к птицам и птенцам.

занятие. Викторина «Что ты знаешь о птицах родного края».

занятие. Занимательный материал.

Кроссворды: «Берегите птиц», «Где обитают птицы?». Лабиринты: «Вестники весны», «Зимующие птицы». Игры: «Доскажи словечко», «Изобрази птицу». Ребусы: «Наши птицы».

9. Раздел. Дикие звери, (май).

1. Познавательное занятие.

Тема: «Дикие звери смешанных лесов»

Разнообразие животного мира наших лесов.

Особенности зверей, обитающих в лесу.

Сезонные изменения в жизни диких зверей.

Роль диких зверей в лесу (хищников и травоядных).

Пищевые цепочки.

Охрана диких зверей.

занятие. Экскурсия в весенний лес.

Тема: «Наблюдаем за животными леса». Изменения в жизни животных с наступлением весны.

занятие. Викторина «Дикие звери».

В викторине просматриваются знания воспитанников о диких животных смешанных лесов.

занятие. Занимательный материал.

Кроссворды: «Защита животных», «Дикие звери».

Игры: «Угадайте по описанию», «Слова в треугольнике», «Кто, где живет?».

В конце учебного года (в мае месяце) проводится «экологический суд» природы над человеком. Участвуют родители и дети.

VI. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПОГРАММЫ ЭКОЛОГИЧЕСКО-

КРАЕВЕДЧЕСКОГО КРУЖКА «МОЙ КРАЙ».

Программа эколого-краеведческого кружка «Мой край» реализована в течение 1 года. Данная программа позволила повысить качество знаний, умений и трудовых навыков в области экологии и краеведения; вызвать интерес к изучению природных объектов и явлений родного края. Воспитанники, посещающие кружок, знают о самоценности родной природы, о ее разнообразии, о многообразном значении в жизни людей земли Новгородской. Анализ диагностических данных:

К концу учебного года воспитанники 6-7 лет имеют представление:

о взаимосвязи людей друг с другом - 91,63%

о взаимосвязи с природой - 91,63%

способны выбрать правильную линию поведения в природе родного края - 74,95%

оказать помощь живым объектам - 58,31%

передать свои чувства по отношению к природе земли Новгородской- 83,3%

осторожно обращаться с представителями живой природы края - 91,63%

имеют представление о взаимозависимости компонентов природы края - 83,3%

могут логически обосновать возможные последствия негативных действий человека в природе Боровичского края.

понимают влияние отрицательных компонентов на объекты родной природы - 91,63%

имеют представление о зависимости своего здоровья от состояния окружающей среды города и Новгородской области в целом - 91,63%

знают о необходимости выбора игр и развлечений, а так же прогулок в экологически благоприятных участках - 83,3%.

Программа эколого-краеведческого кружка проанализирована и одобрена на педагогическом совете ДОУ.

VII. БИБЛИОГРАФИЯ

1. Гаврилова О. Н. «Край родной» Азбука краеведения, Екатеринбург, 2

2. Грехова Л. И. «В союзе с природой» учебно-методическое пособие, М., 2000 г.

3. Кондратьева Н. И. «Мы» программа экологического образования «Детство - пресс», 2001г.

4. Маленцова Л. М. «Мир природы и ребенок», С-П. «Детство - пресс» 2000г.

5. Рыжова Н. А. «Наш дом - природа» Учебно-методический комплект, М, 1996 г.

6. Смирнова В. В. «Тропинка в природу» Программы и конспекты занятий. Издательство «Союз», 2001 г.

7. Спасская Е. Б. «Природоведение» М. «Олма- пресс», 2001 г.

Публикации по теме:

Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности для детей возраста.

Модифицированная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности «Весёлый балаганчик» Модифицированная программа дополнительного образования детей «Весёлый балаганчик»художественно-эстетической направленности для старшего.

Программа дополнительного образования для детей 6–7 лет Принято Утверждаю на заседании Заведующий МАДОУ педагогического совета «Детский сад №87» г. Перми МАДОУ «Детский сад №87» г. Перми.

Программа дополнительного образования экологической направленности для детей дошкольного возраста 5–7 лет «Ёлочка» МАДОУ г. Нижневартовска ДС №60 «Золушка» УТВЕРЖДАЮ Заведующий МАДОУ города Нижневартовска ДС №60 «Золушка ___О. Г. Коктышева.

Программа дополнительного образования дошкольников по обучению игре в шахматы для детей старшего дошкольного возраста Дополнительная образовательная программа по обучению детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы «Азы шахматных наук».

Программа дополнительного образования физкультурно-оздоровительной направленности «Быть здоровыми хотим!» ПРОГРАММА дополнительного образования физкультурно-оздоровительной направленности Муниципального бюджетного дошкольного образовательного.

Программа дополнительного образования художественной направленности «Кляксочка» (для детей 4–5 лет) 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка. Изобразительная деятельность имеет большое значение для развития личности и познавательной.

Программа дополнительного образования художественно — эстетической направленности «Фантазейка» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №164» Орджоникидзевского района городского.

Программа дополнительного образования «Обучение чтению» для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка Подготовка к обучению грамоте – одна из основных задач в дошкольном учреждении. Опыт работы с детьми дошкольного возраста.

Рабочая программа дополнительного образования «Зеленые друзья» для детей старшего дошкольного возрастаРабочая программа дополнительного образования «Зеленые друзья» для детей старшего дошкольного возраста Предоставляю вашему вниманию рабочую программу кружка по экологии "Зеленые друзья". Занимаясь в кружке дети узнают много нового и интересного.

Автор публикации:
Программа дополнительного образования экологической направленности для детей старшего возраста «Мой край»
Опубликовано: 7 октября 2017 в 15:34
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа дополнительного образования экологической направленности для детей старшего возраста «Мой край»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Иванова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД