Зворыгина Марина
Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому воспитанию старших дошкольников «Шумовой оркестр»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
«Без творчества немыслимо познание человеком своих сил, способностей, наклонностей…»
В. А. Сухомлинский
Исполнительство на детских музыкальных инструментах - важный вид деятельности детей в процессе музыкально-эстетического воспитания в дошкольных учреждениях наряду с пением, слушанием музыки, музыкально-ритмическими движениями.
Публикация «Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому воспитанию старших дошкольников „Шумовой оркестр“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Изостудия, кружок ИЗО
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Оркестр для детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Самодельные музыкальные инструменты. Шумовой оркестр
- Старшая группа
- Темочки
Одной из форм коллективной музыкальной деятельности в детском саду является игра в оркестре (ансамбле). Она стимулирует более быстрое развитие музыкальных способностей и обогащает музыкальные впечатления детей; повышает ответственность каждого ребенка за правильное исполнение своей партии; помогает преодолеть неуверенность, робость; сплачивает детский коллектив.
Игра в оркестре способствует не только музыкальному развитию детей, но и формированию у них таких важнейших психических качеств, как произвольная деятельность, внимание, самостоятельность, инициативность. В процессе игры на детских музыкальных инструментах ярко проявляются индивидуальные особенности каждого ребенка: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности. При совместной игре в ансамбле или в оркестре формируются чувство коллективизма, которое опирается на личную ответственность за общее дело.
Занятия в оркестре дают позитивные результаты всем без исключения детям независимо от того, насколько быстро ребёнок продвигается в своём музыкальном развитии. Прежде всего, они приносят удовлетворение в эмоциональном плане. Эмоциональная сфера ребёнка обогащается постоянным общением с классической музыкой. Они искренне радуются каждому удачно исполненному ими произведению. Большое удовольствие им доставляют “публичные” выступления перед сотрудниками детского сада, родителями на праздниках и развлечениях, на открытых занятиях перед гостями, на концертах.
Бесспорна и воспитательная функция оркестра, поскольку коллективное музицирование является также одной из форм общения. У детей появляется ответственность за правильное исполнение своей партии, собранность, сосредоточенность. Оркестр объединяет детей, воспитывает волю, упорство в достижении поставленной задачи, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах.
Таким образом, игра на детских музыкальных инструментах в оркестре (ансамбле) организует детский коллектив, способствует развитию музыкальных способностей, совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка, развиваются мышление и аналитические способности дошкольников.
И это благодаря различным методам, способам приобщения детей к игре на детских музыкальных инструментах, одним из которых является элементарное музицирование - это возможность приобретения многообразного опыта в связи с музыкой: опыта движения и речи как праоснов музыки; опыта слушателя, композитора, исполнителя и актера; опыта общения и непосредственного переживания, творчества и фантазирования, самовыражения и спонтанности, опыта переживания музыки как радости и удовольствия.
Актуальность
Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, развивается память и умение сконцентрировать внимание.
Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности. Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.
В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на ДМИ, дети открывают для себя удивительный мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, музыкально - ритмических движений, дети чётче воспроизводят ритм.
Для многих детей игра на музыкальных инструментах помогает передать чувство, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.
Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребёнка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности.
При создании данной программы был обобщен опыт отечественной и зарубежной музыкальной педагогики.
Порядок использования (применения) рабочей программы в практической профессиональной деятельности:
Данная программа реализуется на основе программы «Ладушки», созданная И. М. Каплуновой и И. А. Новоскольцевой («художественно-эстетическое» направление) с детьми 5-6 лет. Эта программа подразумевает всестороннее музыкальное воспитание, и образование без углубления в какой-либо раздел.
Режим занятий.
Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность 30 минут. На каждом занятии используются различные формы работы, сочетаются подача теоретического материала и практическая работа: ритмические упражнения, игра на металлофоне и ксилофоне (основные навыки, игра в ансамбле, творческие упражнения, импровизации. Все формы работы логично сменяют и дополняют друг друга.
Проведение каждого занятия требует от преподавателя не просто тщательной подготовки и владения материалом, но и особого творческого настроения, способности увлечь своих учеников и одновременно направлять их во время занятия к достижению поставленной цели.
Основная цель предлагаемой программы - формирование личностных качеств детей путем приобретения многообразного опыта : слушания, исполнительства, сочинительства, общения и самовыражения.
Работа кружка «Веселый оркестр» призвана решать следующие задачи:
Обучающие:
- привлечь внимание детей к богатому и разнообразному миру звуков.
- познакомить с музыкальными инструментами и приемами игры на них.
- исполнять небольшие песенки-распевки с постепенным мелодическим движением.
- исполнять несложный аккомпанемент в виде остинатных ритмоформул.
- слышать сильную и слабую доли, паузы, обозначать их звучащими жестами или
музыкальными инструментами.
- использовать музыкальные инструменты для озвучивания стихов, сказок.
- исполнять небольшие музыкальные произведения с аккомпанементом.
Развивающие:
- развивать тонкость и чуткость тембрового слуха, фантазию в звукотворчестве, ассоциативное мышление и воображение.
- развивать чувство ритма.
- развивать у детей чувство уверенности в себе.
- развивать коммуникативные функции речи у дошкольников.
Воспитательные :
- формировать у детей чувство коллективизма и ответственности.
- воспитывать у детей выдержку, настойчивость в достижении цели.
Методы, используемые для реализации работы кружка:
Наглядно-слуховой
Обьяснительно – иллюстративный
Практический
Метод моделирования музыкального языка
Репродуктивный
Метод активизации творческих проявлений
Формы работы
1. Текущие занятия
2. Выступления на утренниках, праздниках и вечерах развлечений
3. Показательные выступления
4. Итоговый концерт (в апреле – мае)
Формы занятий
Занятия будут проходить в игровой, наглядной и дидактических формах. Игры детей есть самая свободная, естественная форма проявления их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для проявления личного творчества, личной активности.
Игра – путь к познанию мира, в котором дети живут и который призваны изменить, считал А. М. Горький. В играх познаются разнообразные свойства предметов, разнообразные свойства жизни. В играх заложена огромная информация о различных знаниях и сведениях. Ребенок получает их свободно, без нажима и насилия. Важнейший психологический секрет игры в том, что она обязательно построена на интересе, на удовольствии.
Инструментальное музицирование является органической частью детской музыкальной культуры. Музыкальные инструменты составляют самую привлекательную для детей область музыки. Ребенок с раннего детства приобщается к миру звуков, исследуя и познавая с помощью его выразительных свойств окружающую действительность.
Структура занятий
Структура каждого из этих занятий различная. На общем занятии настраиваю детей на занятие распевками (это также способствует и созданию дисциплины на занятии). Затем предлагается детям новый материал, смотрю, насколько дети поняли и усвоили. Вторая (большая) половина занятия – игра на инструментах. Занятия по подгруппам также начинаю с распевок, затем повторяю и закрепляю (при помощи музыкальных и музыкально-дидактических игр) теоретический материал.
Во второй части занятия - отрабатываем исполнение конкретных музыкальных партий. На индивидуальных занятиях, помогаю каждому ребенку справится с теми или иными трудностями. Конечно же, больше приходится уделять внимания тем детям, которые осваивают навыки игры на более сложных музыкальных инструментах – металлофоне, ксилофоне.
Конкретное планирование, распределение материала зависит от конечной цели занятий, концентрирующихся на общей музыкальной подготовке или нацеленных на исполнение музыкальных произведений. Конечно же, занятия могут не всегда соответствовать приведенной выше структуре – занятия статичные можно сочетать и чередовать с динамичными.
На первом этапе преобладают ритмические игры и импровизации с использованием ударно-шумовых инструментов. Не обойтись и без таких «удобных» для этой цели инструментов, как ладошки и ноги.
Ритмические движения и упражнения выполняются всеми вместе или поочередно. При этом дети сидят или получают возможность активно двигаться.
На следующем этапе происходит расширение сферы музыкальной деятельности детей и их музыкальных представлений в связи с введением на занятиях диатонических музыкальных инструментов. Использование их выразительных и изобразительных возможностей сочетается с развитием ладового мелодического слуха.
Знакомство с нотной грамотой, игра на инструментах и пение должны быть неразрывно связаны. Ноты, которые дети узнают на занятии, должны сразу зазвучать, их надо спеть – сначала это будут простые попевки на одном звуке, постепенно они усложняются, и те же попевки потом сыграть на инструменте. И в дальнейшем, по мере появления нового материала или новых инструментов в оркестре, необходимо связывать с уже пройденным материалом по музыкальной грамоте.
Ко второму полугодию, репертуар становится намного богаче, расширяется круг ансамблевых возможностей, совместная игра занимает все большее место. К этому времени дети уже имеют небольшой исполнительский опыт. Поэтому в еще большей степени надо обращать их внимание на выразительность игры, на понимание характера и жанра исполняемых пьес, на связь музыки с поэтическим текстом, с сюжетом.
Основу элементарного музицирования составляет формирование метроритмического чувства (чувства темпа, метра, ритма). Основное внимание при этом должно быть направленно на развитие способности ребенка ощущать равномерную метрическую пульсацию музыки. Работа над темпоритмом осуществляется в определенной последовательности:
- сначала педагог помогает детям попадать в такт музыке (греметь погремушкой, стучать по бубну, встряхивать колокольчиком, отмечая сильную долю такта в соответствии с темпом музыки)
- следующий этап связан с освоением навыков выделения с помощью ударных инструментов сильных и слабых долей (навыки тактирования)
- более сложный этап – освоение ритмических рисунков и наложение их на метрическую сетку без счета, на долю такта.
На какой-то период времени за сильными и слабыми долями такта может закрепляться определенный музыкальный инструмент (сильная доля – барабан, слабая – колокольчик).
Полезно приобщать детей к восприятию и выразительному исполнению ритмических речитативных интонаций голоса, к ощущению его интонационных повышений и понижений. Можно упражняться в передаче с помощью музыкальных инструментов метроритмического пульса речи, а затем – звучащей музыки.
Ритмизация поэтических текстов облегчает запоминание ритмического рисунка и дальнейшее его воспроизведение с помощью ударных инструментов. По мере обогащения музыкального опыта ребенка, можно включать в упражнения и более сложные ритмические рисунки (группы шестнадцатых, простейший пунктирный ритм).
Именно поэтому, я стараюсь максимально использовать музыкально-дидактические игры и музыкальные пособия, направленные на развитие чувства ритма.
Процесс обучения детей игре на звуковысотных музыкальных инструментах можно так же разделить на три этапа:
- ознакомление с особенностями мелодии и приемами звукоизвлечения, который будет использоваться для её воспроизведения;
- разучивание мелодии (по слуху, по нотам, по цифровой или цветовой системам).
- отработка исполнительских приемов, работа над выразительностью исполнения
целостное воспроизведение мелодии на инструменте.
Для того чтобы игра на музыкальных инструментах носила творческий характер и развивала самостоятельность, нельзя ограничиваться только разучиванием упражнений, пьес и партий. Следует всячески культивировать различные формы работы, способствующие творческим проявлениям детей: от подбора на слух до совместных оркестровок-импровизаций.
Материально-техническое оснащение
Детские музыкальные инструменты, которые возможно использовать в работе с детьми.
Все детские музыкальные игрушки и инструменты можно сгруппировать по видам:
- неозвученные музыкальные игрушки-инструменты.
Такие игрушки помогают детям создать игровые ситуации. Это балалайки с неиграющими струнами, пианино с немой клавиатурой, баянчики с растягивающимися мехами и т. д.
- озвученные музыкальные игрушки-инструменты.
Игрушки-инструменты с нефиксированным звуком, т. е. звуком неопределенной высоты (погремушки, бубны, трещотки, барабаны, кастаньеты, треугольники, колотушки, музыкальные молоточки).
Игрушки-инструменты, издающие звук только одной высоты (свирели, дудки, рожки, свистульки).
Игрушки-инструменты с диатоническим или хроматическим звукорядом (металлофоны, ксилофоны, пианино, свирели, гармоники, колокольчики, балалайки, гусли, детские баяны и т. д.)
Пособия
Фланелеграф
Наглядные тематические пособия
Музыкально-дидактические игры (настольные)
Музыкальный материал (хрестоматии и методические пособия, ноты)
Все занятия будут проходить в знакомой и комфортной для детей обстановке.
Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:
- должен различать более тонкие оттенки звучания по высоте, динамике, тембру, длительности
- точно воспроизводить несложный ритмический рисунок в заданном темпе, слышать и выделять сильную долю в хлопках, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах в заданном темпе
- способен к произвольному слуховому вниманию, простейшему анализу и коррекции собственного исполнения
- иметь устойчивые понятия о музыкальных профессиях, музыкальных инструментах, оркестре и его разновидностях
- знать различные музыкальные инструменты, владеет приемами игры на них
- исполнять несложные песенки и мелодии на самодельных и различных музыкальных инструментах сольно, группой, в оркестре.
Взаимодействие с родителями
Собрания общие и групповые
Консультации в форме индивидуальных бесед
Итоговый концерт
Работа с воспитателями
Тематические консультации
Организация утренников, праздников и вечеров развлечений
Мониторинг уровня развития музыкальных способностей детей старшего возраста.
Для учёта индивидуальных особенностей каждого ребё нка проводится диагностика по следующим категориям:
1. Звуковысотный слух (чистое интонирование, определение восходящей и нисходящей мелодии, музыкальная память).
2. Ритмический слух (передача ритмической пульсации и сильной доли любым способом, передача ритмического рисунка, ритмическая память).
3. Музицирование (владение приёмами звукоизвлечения на цимбалах, металлофоне, ударных).
4. Чувство ансамбля.
5. Творчество (способность придумать ритм, наиграть придуманную мелодию).
Диагностика проводится в начале года, а также в середине и в конце. Полученные данные позволяют судить об индивидуальном качественном своеобразии музыкального развития ребенка, помогают выявить сильные и слабые её звенья и являются основой индивидуального подхода. На основе диагностики осуществляется подбор репертуара для исполнения оркестром.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КРУЖКА
Тема занятий Задачи Музыкальный материал
Сентябрь:
«Деревянные истории» 1. Познакомить с деревянными музыкальными инструментами и приемами игры на них
2. Учить использовать инструменты при озвучивании стихов, потешек. Соотносить образ и исполнительский прием.
3. Развивать фантазию, творчество и воображение. Играем:
«Рондо с палочками»
муз. С. Слонимского
Фантазируем:
«Деревянные разговоры»
«Деревянные танцы»
«Камаринская» Чайковского
«Марш» муз. Шульгина
«Полька» муз. Александрова
«Вальс» муз. Майкапара
Озвучиваем стихи:
«Игрушки» Степанова
«Прыг-скок» В. Данько
Играем в оркестре :
«Лошадка» муз. Давыдовой
«Вальс» муз. Майкапара
Октябрь
«Осенний калейдоскоп»
1. Привлечь внимание детей к красоте и богатству звуков окружающей природы.
2. Развивать остроту и тонкость тембрового слуха.
3 Развивать слуховое воображение Способствовать установлению связей между слуховыми, зрительными, тактильными и мускульными ощущениями. Озвучиваем стихи:
«Разговор листьев» Берестова
«Осеннее утром» Ходырева
Фантазируем:
«Осеннее настроение»
муз. Васильева
«Осенний дождик»
муз. Парцхаладзе
Играем в оркестре :
«Дождик» р. н. п.
Ноябрь
«Бумажный карнавал»
1. Познакомить детей
С шуршащими звуками, предметами и музыкальными инструментами, их издающими.
2 Развивать тонкость тембрового слуха, способность слышать красоту шуршащих и шелестящих звучаний.
3. Развивать способность к элементарной импровизации, звуковую фантазию, ассоциативное мышление, понимание смысла выразительных средств музыки. Озвучиваем стихи:
«В тишине» Суслова
«Шорох к шелесту спешит»
Мошковской
Играем и поем:
«Много разных звуков»
муз. Боровик
«Мы веселые мышата»
детская песенка.
Играм в оркестре :
«Шуточка» муз. Селиванова
Играем с инструментами:
«Бумажное шествие»
под музыку торжественного марша
«Танец бумажных бабочек»
под музыку китайского танца
Декабрь
«Снежная сказка»
1. Привлечь внимание детей к красоте зимних звуков природы
2. Развивать способность к образным и свободным импровизациям.
3. Развивать тембровый слух, чувство ритма, воображение, ассоциативное мышление.
Поем и танцуем:
«Снежная сказка»муз. Лемит
Озвучиваем стихи:
«Снежинки» Липецкого
«Снег, снег» Токмаковой
Фантазируем:
«Зимнее рондо»
Байнихатиса
Играем в оркестре :
«Танец Феи Серебра»
муз. Чайковского
Январь
«Стеклянное королевство» 1. Привлечь внимание детей к особому качеству и красоте стеклянных звуков, дать им качественное определение.
2. Побуждать к образным и свободным импровизациям с предметами из стекла и музыкальными инструментами
3. Учить соотносить стеклянные звуки с некоторыми эмоциональными состояниями. Развивать тембровый слух, чувство ритма, воображение, ассоциативное мышление.
Озвучиваем стихи:
«Хрустальный колокольчик»
Данько
«Хрустальные спицы»
Николаенко
Играем:
«Чайничек с крышечкой»
русский фольклор
«Чайная полька»
Фантазируем:
«Аквариум» Т. Коти
Играем в оркестре :
«Вальс – шутка» муз. Шостаковича
Февраль
«Металлическая фантазия»
1. Познакомить детей со звуками, издаваемыми металлическими предметами и музыкальными инструментами.
2. Развивать фантазию, воображение, темброво-ритмический и интонационный слух.
3. Учить пользоваться переменной динамикой, соотносить при этом различные образы. Озвучиваем стихи:
«Веселый старичок» Хармса
Фантазируем:
«Дракон» Берестова
«Туча» Токмаковой
Играем и поем:
«Колокольцы» р. н. п.
Играем в оркестре :
«Тамбурин» муз. Рамо
«Шарманка» муз. Шостаковича
Март
«Солнечная капель» 1. Развивать способность детей слышать «музыку природы»
2. Учить находить способы перевода речевого звукоподражания в музыкальные звуки.
3. Развивать слуховое воображение. Озвучиваем стихи и сказки:
«Сосулька-свистулька»
Степанова
«Волшебная снежинка»
Хмельницкого
«Весенняя телеграмма»
Суслова
Фантазируем:
«Солнышко» р. н. п.
«Голоса птиц»
польская песенка
Танцуем:
«Бал ароматов весны»
муз. Чайковского «Фея Сирени».
Играем в оркестре.
Апрель
«Дождик бегает
по крыше»
1. Привлечь внимание детей к разнообразию звуковых явлений, сопровождающих дождики, ливни.
2. Развивать представление об ускорении и замедлении темпа.
3. Побуждать детей находить нужные музыкально-выразительные средства.
4. Чувствовать взаимосвязь темпа и динамики, темпа и артикуляции. Озвучиваем стихи:
«Водяная сабелька»
Токмаковой
«Две тучки» Белозерова
Играем и поем:
«Дождик» муз. Поляновой
«Капельки» муз. Дубравина
Фантазируем:
«Деревья на ветру»
«Танец молнии»
Играем в оркестре
Май
«С утра до вечера»
«Звездный урок» 1. Устанавливать в сознании детей связь между музыкальными звуками и их возможным смыслом.
2. Развивать способность к импровизации
Развивать звуковую фантазию, слуховое воображение, ассоциативное мышление, способность к звукоизображению «неслышимого» – звуков вселенной, музыки звезд, хора планет. Озвучиваем стихи:
«Рассвет» Данько
«Утренняя сказка» Данько
«Утренние звуки» Э. Фарджен
Играем:
«Зарядка» Данько
Фантазируем:
«Жук» М. Веховой
Играем и поем:
«Кукушка и сова»
немецкая нар. песня
«Ария лягушек»
Играем в оркестре :
«Кукушкин вальс» Ч. Остен
«Вальс петушков»
И. Стрибогг
Озвучиваем стихи:
Бунин «Звезды»
Дж. Ривз «Лунные феи»
Фантазируем
«Звездный дождик»
«Разговор звезды небесной и морской»
«Разговор звезды и светлячка»
Играем и поем:
«Лунный кораблик»
«Горят цветные огоньки»
Играем:
«Звездочет»
Играем в оркестре :
«Космическая фантазия»
Литература
- Кононова Н. Г. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах» - Москва, Просвещение, 1990г.
- Радынова О. П., Катинене А. И., Паловаидишвили М. Я. Музыкальное воспитание
дошкольников. - М., 1994
- Комиссарова Л., Костина Э. Наглядные средства в музыкальном воспитании
дошкольников. - М., 1986
- Каплунова И. М., Новоскольцева И. А «Этот удивительный ритм». Композитор–Санкт-Петербург, 2005,
- Инструменты Карла Орфа // Дошкольное воспитание. - 1998.- №2, с. 141 -144.
Что такое Шульверк К. Орфа?//Дошкольное воспитание. - 1998. - № 4, с.
129-134.
- Речевые игры // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 9, с. 115-119.