Ольга Власова
Программа дополнительного образования. «Искусство квиллинга: магия бумажных лент»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа дополнительного образования.
«Искусство квиллинга : магия бумажных лент»
Пояснительная записка
Квиллинг (бумагокручение, бумажная филигрань) – искусство скручивания длинных и узких цветных полосок бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.
Публикация «Программа дополнительного образования, „Искусство квиллинга: магия бумажных лент“» размещена в разделах
- Бумагопластика. Программы по конструированию из бумаги
- Квиллинг
- Поделки из бумаги
- Поделки. Мастерим с детьми
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Квиллинг позволит детям открыть новое направление творчества, развивать фантазию и художественные возможности. Курс построен по системе – от простого к сложному. Создавая свой мир из бумаги ребенок готовится стать созидателем доброго мира. Во всем этом педагоги видят основную необходимость сегодняшнего дня.
Идея программы – создание благоприятной среды для общения, развития способностей, творческого потенциала ребенка и его самореализации.
Цель программы – интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе изучения и овладения приемами техники квиллинг, в процессе моделирования из бумаги.
Задачи программы :
- ознакомление детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга;
- ознакомление с различными приемами работы с бумагой;
- развитие внимания, памяти и пространственного воображения;
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие умения следовать инструкциям педагога;
- развитие способностей работать руками, приучать к точным движениям, развивать глазомер;
- ознакомление детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол и т. д.
- создание композиций из форм, выполненными в технике квиллинг;
- привить детям интерес к искусству квиллинг.
Принципы:
доступности – простота, соответствие возрастным особенностям;
наглядности – иллюстративность, наличие дидактических материалов;
демократичности и гуманизма – взаимодействие педагога и ребенка в социуме, реализация собственных творческих способностей;
научности – обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы;
систематичности – научившись элементарным навыкам работы ребенок может применять свои знания при выполнении более сложных творческих работ.
Занятия строятся с учетом интересов детей и возможностей их самовыражения. В процессе обучения и усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе.
Кроме того, возможна индивидуализация, выражаемая в том, что более сильные дети будут проявлять больший интерес к более сложным конструкциям, а менее подготовленные дети будут выполнять более простую работу. Так же при такой постановке смысл работы сохраняется. Это способствует возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Формы занятий:
- традиционные;
- практические занятия;
Программа рассчитана на группу, состоящую из 12 детей.
Количество занятий в неделю – один (четыре раза в месяц)
Продолжительность занятия – 25 – 30 мин
Время в режиме: с 16.00 – 16. 25
Результаты для детей:
ознакомление детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга;
- ознакомятся с различными приемами работы с бумагой;
- разовьют внимание, память и пространственное воображение;
- разовьют мелкую моторику рук;
- разовьют умение следовать инструкциям педагога;
- разовьют способности работать руками, приучатся к точным движениям, разовьют глазомер;
- ознакомятся с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол и т. д.
- создадут композицию из форм, выполненными в технике квиллинг;
- познакомятся с искусством бумагокручения;
- появится интерес к искусству квиллинг.
Форма подведения итогов реализации программы :
- выставка работ детей;
- создание фотоальбома детских работ, отзывы родителей;
- награждение каждого ребенка свидетельством о прохождении курсов;
- награждение детей грамотами за участие в выставке.
Тематический план краткосрочной программы «Искусство квиллинга : магия бумажных лент»
Перспективное планирование по дополнительному образованию.
№ п/п Тема НОД Задачи
Сентябрь
1. Беседа о квиллинге.
Вспомнить историю возникновения квиллинга. Вспомнить основные элементы (формы) квиллинга. Воспитывать интерес к этой техники, развивать мелкую моторику рук.
2. «Дождик» Продолжать знакомить детей с техникой работы с бумагой – квиллингом; учить составлять простые и сложные композиции из элементов квиллинга; развивать интерес к художественному творчеству.
3. «Рамка для фотографий» Продолжать учить детей составлять из элементов квиллинг композицию. Воспитывать отзывчивость, желание сделать приятное близким людям.
4. «Гриб «Мухомор» Продолжать учить обводить трафарет на цветную бумагу и вырезать по контуру, продолжать учить детей скручивать элемент (форму) «свободная спираль». Учить детей разрезать бумагу не доходя до края 0,5 см.
Октябрь
1. «Овощи» (коллективная работа) Продолжать учить обводить трафарет (помидор, огурец, перец, и вырезать по контуру, продолжать учить детей скручивать элемент (форму) «свободная спираль», «глаз».
2. «Виноград» Продолжать учить обводить трафарет на цветную бумагу и вырезать по контуру, продолжать учить детей скручивать элемент (форму) «свободная спираль», закреплять умение детей складывать полоску пополам и разрезать на 2 одинаковые части.
3. «Краски осени» Продолжать учить детей скручивать элемент (форму) - «капелька» листья деревьев, передать красоту осенних листьев.
4. «Яблонька» Учить детей правильно накрутить рол, напомнить о технологии изготовления тугого рола и свободной спирали, рвать цветную бумагу на кусочки и наклеивать по контуру (ствол и крона дерева, наклеивать спиральки на бумагу. Техника безопасности при работе с режущими и колющими инструментами.
Ноябрь
1. «Осенняя береза» Продолжать учить детей скручивать элемент (форму) - «капелька».
2. «Пуговицы для одежды»
Учить детей правильно накрутить рол, рассказать о технологии изготовления форм «спираль». Техника безопасности при работе с режущими и колющими инструментами.
3. «Сказочная птица» Продолжать знакомить детей с техникой работы с бумагой – квиллингом; научить изготавливать основную форму (Свободную спираль) и из них составлять композицию.
4. «Чудо-дерево» (коллективная работа) Продолжать учить делать из полоски элемент спираль; учить дружно собирать готовую композицию
Декабрь
1. «Барашек»
Продолжать учить детей скручивать элемент (форму) «спираль». Развивать внимание и чувство формы. Воспитывать любознательность и художественный вкус.
2. «Как Медвежонок мечтал научиться летать» Продолжать знакомить детей с техникой работы с бумагой – квиллингом; учить соединять полоски между собой по длине для скручивания разных по размеру частей; воспитывать интерес к искусству «квиллинга».
3. «Снежинка»
Продолжать учить располагать элементы по контуру, обогащать словарный запас детей прилагательными (белоснежные, серебристые, резные снежинки). Развивать у детей творчество, мелкую моторику пальцев рук.
4. «Сказка для ёлочки»
Продолжать знакомить детей с техникой работы с бумагой – квиллингом; развивать творческие способности детей в процессе овладения элементарными приёмами техники квиллинга.
Январь
1. «Русская матрёшка»
Продолжать знакомить детей с техникой работы с бумагой – квиллингом; учить изготавливать основные формы (плотную спираль, свободную спираль, каплю); развивать творческие способности.
2. Оформление фоторамки
Продолжать знакомить детей с техникой работы с бумагой – квиллингом; формировать умение применять различные формы роллов, самостоятельно составлять рисунок для украшения рамки; воспитывать в детях чувство прекрасного.
3. «Ваза для конфет»
Учить детей делать объёмные предметы. Закреплять умение скручивать элемент (форму) «свободная спираль», «капелька», «глаз».
Февраль
1. «Друзья наши меньшие – котята»
Продолжать учить детей скручивать полоски бумаги в свободную спираль, капельку. Продолжать учить скручивать полоску в спираль создавать элемент треугольник.
2. «Сердечки»
Продолжать учить детей скручивать элемент (форму) «свободная спираль» и «капелька». Воспитывать у детей чувство заботы о родных, желание доставить им радость
3.
«Открытка для папы»
Продолжать учить детей скручивать полоску бумаги в спираль, создавать элементы, капля, глаз, наклеивать на бумагу.
4. Делаем сказку по Сутееву «Под грибом»
Закреплять умение обводить трафарет на цветной картон и вырезать по контуру, скручивать элемент (форму) «свободная спираль», «капелька», «стрелка». Продолжать учить детей составлять из элементов композицию.
Март
1. «Открытка для мамы»
Закреплять умение обводить трафарет на цветной картон и вырезать по контуру, скручивать элемент (форму) «свободная спираль», «капелька», «стрелка». Продолжать учить детей составлять из элементов композицию.
2. «Ветка мимозы»
Продолжать учить скручивать элемент (форму) «свободная спираль», закрепить умение детей обводить трафарет на цветную бумагу и вырезать по контуру.
3. «Подарок Весне»
Продолжать знакомить детей с техникой работы с бумагой – квиллингом; развивать творческие способности, формировать умение чувствовать композицию, поддерживать инициативу и самостоятельность детей.
4. «Подснежники»
Продолжать знакомить детей с техникой работы с бумагой – квиллингом; Закреплять у детей умение соединять полоски бумаги между собой по длине для создания формы лепестка в стиле техники квиллинг; упражнять детей в составлении несложной красивой композиции.
Апрель
1. «Грачи прилетели» Воспитывать любовь к природе, желание ухаживать за птицами. Закрепить умение детей выполнять работы в технике «квиллинг».
2. «Летающая тарелка» Закреплять умение скручивать спираль и полосок бумаги, создавать элементы глаза, капли, треугольника, последовательно наклеивать на бумагу, создавая летающую тарелку
3. «Пасхальные яйцо»
Закреплять умение делать элементы Спираль, капля, глаз, заполнять полученными элементами форму, вырезанную из картона. Способствовать развитию мелкой моторики.
4.
«Аквариум с рыбками»
Учить детей скручивать новый элемент (форму) «полукруг». Закрепить умение обводить трафарет на цветной картон и вырезать по контуру, скручивать элемент (форму) «капелька», «глаз».
Май
1. «Оформление фото рамки ко Дню Победы»
Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приёмами техники квиллинг, как художественного способа конструирования из бумаги.
2. «Цветы»
Познакомить с техникой квиллинга, познакомить с историей возникновения техники квиллинга, познакомить и научить выполнять основные элементы квиллинга; Воспитывать интерес к изучению техник бумажной пластики, воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира, творческое отношение к обычным вещам. Развивать мелкую моторику пальцев, развивать творческое мышление, развивать логику мышления и память.
3. «Бабочка»
Учить составлять узоры, упражнять в приёме накручивания узкой длинной полоски бумаги на карандаш, использовать деталь техники квиллинг «свободная спираль», для выполнения объёмной аппликации, дополнять рисунок (картинку) деталями; формировать навыки вырезывания по готовым шаблонам, укреплять кисти рук.
4. «Здравствуй Лето!» (2 занятия)
Закрепить умение детей делать трубочки при помощи полоски бумаги и карандаша, скручивать элемент (форму) «свободная спираль», «капелька». Учить детей составлять из знакомых элементов квиллинга композицию.
Методическое обеспечение программы
Основой организации обучающего процесса являются проектная и информационно-коммуникационная педагогические технологии.
Обучение - это не только сообщение новой информации, но и обучение умению самостоятельно работать каждого ребенка, самоконтролю.
Информационно-коммуникационные технологии будут способствовать увеличению зрительного ряда, сопровождающего знакомство с искусством квиллинга, разнообразием творческих работ.
С целью более широкого ознакомления с базовыми элементами разрабатывается наглядный материал, создаются презентации в программе POWER POINT, отражающие разнообразие композиций из бумажных лент.
В процессе занятий, накапливая практический опыт в бумагокручении, дети стараются выражать свои чувства и эмоции с помощью цвета, характера форм и фактуры.
На занятиях будут использоваться дидактические материалы, работы педагога и детей.
Занятие содержит организационную, теоретическую и практическую части.
Теоретические сведения - это объяснение нового материала, информация познавательного характера о красоте и многообразии элементов квиллинга, возможностях языка этого вида искусства, после чего дети приступают к практическому выполнению работы.
В течение всего занятия педагог проводит промежуточный контроль выполняемой практической работы. По окончании занятия педагог подводит итог выполненной работы.
Для успешной работы по программе необходимо :
• хорошо освещенный кабинет, соответствующий санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;
• оборудование – столы, стулья, шкафы, компьютер;
• инструменты: зубочистки или инструменты для квиллинга;
• материалы (бумага, и т. д.) ; цветной картон; полоски цветной бумаги, клей;
• методические и наглядные пособия по квиллингу.