Ирина Вороночкина
Программа дополнительного образования естественно-начного направления «Наша Вселенная»
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа дополнительного образования естественно – научного направления «Наша Вселенная» для детей 5-7 лет
(старшая/подготовительная группы).
Срок реализации программы 2020– 2022гг.
Составитель:
Вороночкина Ирина Александровна
воспитатель
г. Ульяновск, 2020
Содержание
I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ стр.
1.1. Пояснительная записка 3
1.1.1. Цели и задачи реализации Рабочей программы 7
Публикация «Программа дополнительного образования естественно-начного направления „Наша Вселенная“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2020
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Рабочей программы 7
1.1.3. Целевые ориентиры (планируемые результаты освоения рабочей программы) 8
II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Условия реализации содержания Рабочей программы
- содержание работы с детьми 5-6 лет
- содержание работы с детьми 6-7 лет 12
2.2. Учебный план реализации Рабочей программы
- учебно-тематический план (5-6 лет)
- учебно-тематический (6-7 лет) 14
III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Планирование образовательной деятельности 18
3.2. Создание и обновление развивающей предметно-пространственной среды 18
3.3. Методическое обеспечение Рабочей программы 19
3.4. Список литературы 24
I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Старший дошкольник - это важнейший этап воспитания и образования каждого человека. В связи с введением ФГОС главными задачами современной жизни, является раскрытие способностей каждого ребёнка, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Таким образом, на первый план выходит личность дошкольника, способность его к самостоятельному целеполаганию, самоорганизации, самостоятельному решению проблемы и рефлексивному анализу своей деятельности.
Существуют различные программы воспитания и обучения старших дошкольников. Они предусматривают ознакомление детей с окружающим миром, элементарными математическими понятиями, изобразительным искусством и экологической культурой. Всё это необходимо.
Требования к структуре основной общеобразовательной программы
дошкольного образования ФГОС определили новые направления в организации познавательно – речевого развития детей 3–7 лет. К 7 годам познавательно - речевое развитие ребенка должно характеризоваться умениями проявлять любознательность, задавать вопросы, касающиеся предметов и явлений, интересоваться причинно-следственными связями, пытаться самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, быть склонным наблюдать, экспериментировать, обладать элементарными представлениями из области естествознания.
Большинству родителей, педагогам и воспитателям не до высших материй, в том числе не до Вселенной с ее тайнами, о которых, к сожалению, многие взрослые сами не имеют никакого представления. Между тем «Вселенная» - это ознакомление с увлекательнейшей наукой о природе - это своего рода интеллектуальный подарок детям, мотив к развитию их любознательности, появлению у них устойчивого интереса к учебе. Детям интересен окружающий мир, не только который вокруг них, но и над ними. Внимание нормального ребенка не могут не привлечь Солнце, Луна, звезды. Редкий ребенок не спрашивает, что такое Солнышко, Луна, звездочки. Многие малыши уже кое-что знают о космонавтах и хотят знать, зачем летают в Космос, что космонавты там видят и т. д. Нередко малыши задают совсем недетские вопросы. Всякий ли взрослый сумеет объяснить ребенку, «что кушает Солнышко» или какие они, эти «черные дыры».
В детстве и юности формируется личность человека и его мировоззрение, которое, как известно, определяет отношение человека к внешнему миру и к самому себе. Здесь немаловажное значение имеет астрономическая грамотность, сформированность «космического» мышления. Это способствует расширению кругозора ребёнка, даёт ему возможность ощутить свою связь с Вселенной и ответственность за сохранение уникальной природы нашей планеты.
Начальное астрономическое образование помогает детям создать мир культуры в себе, развивать идеи диалога культур. Это не дается человеку от рождения. Эта способность формировать представление о себе, о своей деятельности, прогнозировать и планировать совершенствуется с возрастом, образованием, ростом интеллектуального уровня. Поэтому астрономия не просто совокупность специфических знаний, умений и навыков,
астрономия - часть индивидуальной культуры.
Использование астрономического материала в дошкольной подготовке детей улучшает процесс элементарного естественно-математического образования и способствует формированию умения ориентироваться в ценностях окружающего мира.
Всё это побудило к созданию рабочей программы дополнительного образования естественно – научного направления «Наша Вселенная». Содержание программы «Наша Вселенная» предусматривает последовательное ознакомление детей с видимой Вселенной, с миром звёзд, а так же с наиболее яркими страницами истории астрономии и космонавтики.
Образовательная деятельность организуется в различных видах деятельности, стимулирующих развитие мышления, воображения, фантазии и детского творчества:
• познавательно-исследовательской (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними;
• коммуникативной (конструктивного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, устной речью как основным средством общения);
• игровой
Новизна программы в том, что в ходе образовательной деятельности по рабочей программе дополнительного образования «Наша Вселенная» воспитатель создаёт ситуации, в экспериментальной деятельности которые ребёнок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении. Иными словами, исследование организуется от потребности детей. Задача педагога на этом этапе – помочь осознать эту потребность. Воспитатель подводит ребёнка к экспериментам, но не в готовом виде, а как свое предположение и только после детских предложений: «Если мы сделаем так, что можем узнать?». То есть. экспериментирование организуется как активная деятельность детей. При этом каждый ребё нок должен уметь пояснить: что он хотел узнать, как проверял, что получилось? Результаты экспериментирования фиксируются схемами и рисунками самостоятельно детьми
Основной вид деятельности дошкольников – игра. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Воспитание и обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника. В процессе реализации программы «Наша Вселенная» используются формы и методы работы с детьми, соответствующие их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям. Образовательная деятельность по программе проходят в игровой форме и носят интегрированный характер, что положительно воздействует на познавательное развитие ребё нка: игры, презентации, познавательно - досуговая деятельность, беседы, эксперименты, чтение художественной литературы.
Используемые виды деятельности создают условия для быстрого и прочного усвоения знаний, помогают войти в тематику, ненавязчиво закрепить материал, создать картинку целостного мира. Знакомя детей с научными понятиями в области астрономии, мы даём целостное их понимание, учим ориентироваться потоке информации.
Образовательный процесс по рабочей программе строится на основе :
• взаимодействия взрослых с детьми, ориентирован на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывает социальную ситуацию его развития;
поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности;
поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.
Практический материал представлен примерным перспективно-календарным планом работы с детьми всех возрастных групп по приобщению их к началам астрономии. Представленные задачи перспективно проходят через возможные виды детской деятельности.
1.1.1. Цели и задачи Рабочей программы.
Основная цель программы формирование в начальной форме через знакомство с окружающим миром мировоззрения, основ научного мышления, позволяющего осознать ребенку свою неразрывную связь со Вселенной.
Задачи Рабочей программы :
1. Стимулирование и развитие постоянного интереса детей к познанию окружающего мира, обогащение эмоционально – чувственного опыта детей.
2. Обогащение познавательной сферы ребенка информацией, лежащей за пределами непосредственно воспринимаемой действительности.
3. Последовательное, поэтапное формирование целостной культуры личности, систематичности и всесторонности знаний о предметах и явлениях общественной жизни, обогащение нравственного опыта детей.
4. Обеспечение преемственности образовательных процессов в ДОУ и начальном звене средней общеобразовательной школы.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Рабочей программы.
Программа составлена с учетом следующих принципов:
1. Принцип гуманизации предполагает создание такого уклада жизни образовательного учреждения, в котором осуществляется совместная творческая деятельность, взаимообучение, взаимообогащение и диалогическое общение субъектов образовательного процесса, создаются возможности для проявления и развития творческой индивидуальности каждого.
2. Принцип систематичности и последовательности предполагает соблюдение логических связей в процессе воспитания и обучения детей, что обеспечивает усвоение знаний более прочно.
3. Принцип наглядности является организующим положением всего процесса естественно-научного образования. Наглядность основана на закономерностях познания окружающей действительности и развития мышления от конкретного к абстрактному.
4. Принцип активности сознания личности позволяет рассматривать ребенка не только как объекта воздействия социальной среды, но и субъекта познания окружающего мира, способного к саморазвитию.
5. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей
6. Принцип научности, который имеет отношение к методам педагогической деятельности, и к деятельности детей. В соответствии с ним педагогическое взаимодействие должно быть направлено на развитие познавательной активности детей, на формирование у них умений и навыков научного поиска. Принцип научности позволяет знакомить детей с историей важнейших открытий и современными идеями и гипотезами, так как сколько бы элементарны ни были передаваемые знания, они не должны противоречить науке.
1.1.3. Целевые ориентиры (планируемые результаты освоения рабочей программы).
К концу первого года обучения дети должны знать:
- что Солнце – это небесное тело, самая яркая звезда, большой раскаленный шар;
- что Солнце необходимо всему живому на Земле (людям, животным, растениям);
- о размерах Солнца и его расстоянии до Земли;
- о влиянии Солнца на погоду и климат;
- что около Солнца есть девять планет, на одной из которых мы живем;
- о Земле как небесном теле и уникальной планете, единственной, где есть жизнь;
- что такое Большой Взрыв,
- какова форма Земли, ее размеры относительно других планет Солнечной системы;
- как происходит смена времен года на Земле;
- что Земля – спутник Солнца;
- что глобус – это модель Земли;
- народные приметы о Солнце и Луне.
К концу первого года обучения дети должны уметь:
- различать утро, день, вечер и ночь;
- различать времена года по основным признакам;
- моделировать сравнительные размеры Солнца и Земли, расстояние между ними;
- демонстрировать вращение Земли вокруг своей оси и обращение Земли вокруг Солнца;
- моделировать смену дня и ночи, времен года;
- ориентироваться по Солнцу;
- определять стороны горизонта при помощи компаса;
- вести элементарные наблюдения за погодой.
К концу второго года обучения дети должны знать:
- что Луна – небесное тело, естественный спутник Земли;
- о расстоянии от Луны до Земли, сравнительные размеры Луны и Земли;
- почему Луна иногда круглая, а иногда нет;
- почему мы видим только одну сторону Луны;
- почему на Луне нельзя жить;
- что звезды – это самостоятельные небесные тела;
- что такое созвездия;
- что такое Млечный Путь;
- где находится Солнечная система;
- можно ли жить на других планетах;
- кто придумал ракету;
- кто был первым космонавтом Земли;
- что такое астероиды;
- из чего состоит комета;
- для чего нужны искусственные спутники Земли;
- для чего нужны космические станции;
- народные приметы, пословицы, поговорки о Земле, Солнце, Луне и других небесных телах.
К концу второго года обучения дети должны уметь:
- моделировать сравнительные размеры Земли и Луны, Луны и Солнца, расстояние между ними;
- строить модель Солнечной системы;
- наблюдать Луну и видимые особенности ее движения;
- делать зарисовки различных фаз Луны и того, что видно в это время на ее поверхности;
- находить на небе Полярную звезду и самые яркие созвездия;
- показывать на карте части света, материки, океаны;
- изготавливать простейшие модели ракет, спутников и летательных аппаратов;
- беречь богатства Земли в повседневной жизни.
II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Условия реализации содержания Рабочей программы
Первый год обучения включает работу с детьми 5-6 лет по двум разделам:
- «Чудо Солнышко».
Цель: дать первоначальное представление о форме и размере Солнца, о Земле как небесном теле, которое движется вокруг Солнца.
- «Земля – наш общий дом».
Цель: дать представление о Земле, ее форме, строении, развитии жизни на Земле, разнообразии растительного и животного мира на планете.
Второй год обучения включает работу с 6-7 лет о трем разделам:
- «Луна – соседка Земли».
Цель: дать первоначальное представление о том, что Луна – естественный спутник Земли, познакомить с фазами Луны.
- «Звездное небо».
Цель: дать первоначальное представление о строении Солнечной системы, картине звездного неба.
- «Солнышкина семья».
Цель: познакомить с солнечной системой, с созвездиями и планетами.
Содержание работы с детьми 5-6 лет
Беседы по разделу «Чудо Солнышко».
Солнышко – один из источников радости детей. Что означает слово «Солнце». Солнце – самая яркая звезда.
Беседы по разделу «Земля – наш общий дом».
Что такое небесный свод. Красота небесной сферы. Воздух, которым мы дышим. Почему Земля не падает на Солнце. Как устроена Земля. Движение Земли вокруг Солнца. Суточное вращение Земли. Что такое календарь.
Содержание работы с детьми 6-7 лет
Беседы по разделу «Луна – соседка Земли».
Что означает слово «Луна». Вид Луны (размер, цвет, форма, рельеф). Как возникла Луна. Изменение вида Луны. Почему Луна убывает и растет. Почему Луна не падает на Землю. Можно ли жить на Луне. Что такое лунные затмения.
Беседы по разделу «Звездное небо».
Что такое небесный свод. Что такое созвездия. Самое известное созвездие – Большая Медведица. Что такое Млечный Путь. Как возникла Вселенная. О чем может рассказать телескоп.
Беседы по разделу «Солнышкина семья».
Происхождение Солнечной системы. Основные особенности Солнечной системы (расположение планет примерно в одной плоскости, движение планет вокруг Солнца в том же направлении, в котором Солнце вращается вокруг своей оси). Что означает слово «планета». Земля – голубая планета. Место Земли в Солнечной системе. Причины смены дня и ночи. Небесные профессии. Астроном, космонавт, астронавт. Космические путешествия. Для чего нужны комические станции.
2.2. Учебный план реализации Рабочей программы
Учебный план начинается с 1 сентября 2020 года и заканчивается 31 мая 2021 года (летний оздоровительный период не входит). Продолжительность учебного года по данной рабочей программе составляет 36 недель.
Количество часов курса в год:
Количество часов
в неделю Количество учебных недель в году Количество часов курса
в год
1 час продолжительностью 25 мин. 36 недель 36 часов
Годовой календарный учебный график
1. Годовой календарный учебный график составлен в соответствии с Образовательной программой МБДОУ № 10 «Ивушка», Учебного плана и Годового календарного учебного графика на 2020-2021 учебный год.
1.1. Образовательный процесс по рабочей программе начинается с 01.09.2020года
1.2. Продолжительность учебного года по данной рабочей программе составляет 36 недель.
1.3. Сроки организации совместной образовательной деятельности по данной рабочей программе :
Учебный период – с 01.09.2020 по 31.05.2021.
Летний оздоровительный период – с 01.06.2020 по 31.08.2021.
Учебно-тематический план первого года обучения
(дети 5-6 лет)
№ раздела
№ занятия
Тема
Всего
Теория
Практика
1.
2. 1-4
5-8
9-10
11-14
15-18
19-20
21-23
24-26
27-28
29-32 «Чудо – Солнышко»
Какое оно – твое Солнышко
Солнце – источник жизни на
Земле
Солнце – хозяин дня и ночи
Солнце и времена года
Что можно yзнать из отрывного календаря.
«Земля – наш общий дом»
Древние представления о Земле
Глобус – это модель планеты Земля
Воздушная оболочка Земли.
Стороны света
Секреты окр. мира.
4
4
4
5
2
2
3
4
4
4
1
2
1
2
1
1
1
2
1
2
3
2
2
2
2
2
3
2
2
2
Итого 36 14 22
Учебно-тематический план второго года обучения
(дети 6-7 лет)
№ раздела № занятия
Тема Всего
часов Теория Практика
1.
2.
3.
1.
2.
3.
4.
5.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
Луна – соседка Земли
Луна, Земля и Солнце.
Луна – естественный спутник Земли.
Внешний вид Луны (Формат, цвет, размер).
Почему Луна бывает разной.
Приливы и отливы.
Звездное небо
Небесный свод над головой.
Такие разные звезды.
Дорожка для звезд: Млечный путь.
Рождение Вселенной.
Вокруг Полярной звезды.
Зодиакальные созвездия.
Солнышкина семья.
Как устроена Солнечная система.
Особенности движения планет вокруг Солнца.
Место Земли в Солнечной системе.
Меркурий и Венера.
Марс – красная планета.
Юпитер – гигант Солнечной системы.
Сатурн – окольцованный Царевич.
Уран – мир странностей.
Нептун – последний гигант.
Плутон – Харон – «двойная планета».
Астероиды – планеты крошки.
Небесные странники (кометы, метеоры, метеориты, болиды).
Человек в космосе.
Искусственные спутники Земли, космические станции.
3
1
1
2
1
2
2
1
1
1
2
3
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
Всего: 36 22 14
III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Планирование образовательной деятельности
Образовательные ситуации проводятся с осуществлением дифференцированного подхода при выборе методов обучения в зависимости от возможностей детей во второй половине дня (вечерний отрезок времени). Образовательные ситуации проходят в занимательной, игровой форме, 2 раза в месяц. Продолжительность не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и СанПиН:
25 минут - старшая группа (5 -6 лет,
30 минут – подготовительная группа (6 – 7 лет).
Режим кружковой деятельности:
Общее количество образовательных ситуаций в год – 36 в старшей группе, 36 в подготовительной группе.
Количество в неделю – 1 сеанс длительностью 25 мин. (старшая группа, 1 сеанс длительностью 30 мин. (подготовительная группа).
3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе
В группе с целью оптимизации работы в данном направлении создан и функционирует центр астрономии, в который входит:
- репродукции картин, иллюстративный материал с космической тематикой,
- звездные карты, изображения созвездий,
- модель звездного неба, макет луны,
- дидактические игры с космической тематикой,
- познавательный и развивающий материал с космической тематикой,
- ТСО: видеофильмы, диафильмы, телевизор для просмотра телепередач о космосе и космонавтах, компьютерная техника, магнитофон.
- альбом со стихотворениями о космосе, детская художественная литература,
- энциклопедическая литература,
- раскраски, альбомы для рассматривания, фотографии.
- альбомы пословиц и поговорок, загадок.
3.3. Методическое обеспечение Рабочей программы
1. Формы проведения образовательной деятельности
Формы проведения Виды занятий
Контрольно-диагностическая - беседы
- дискуссии
Познавательно - досуговая деятельность - экскурсии
- дидактические игры
- сюжетно – ролевые игры
- развлечения
Соревновательная деятельность - соревнования
НФ - КВН
- деловая игра
- шоу
- викторины
Субъективная и научно-исследовательская деятельность - опыты
- эксперименты
2. Методы и приёмы обучения
Методы Приёмы
1. Наглядный метод - наглядно-зрительные приёмы
- тактильно-мышечные приёмы
- предметная наглядность
- наглядно-слуховые приёмы
2. Информационно-рецептивный метод - совместная деятельность педагога и ребёнка
3. Практический - эксперимент
4. Словесный - краткое описание и объяснение
- образный сюжетный рассказ
5. Метод проблемного обучения - творческое использование готовых знаний
- самостоятельное добывание знаний
6. Игровой - сюжетные игры
- дидактические игры
- развивающие игры
7. Исследовательский - самостоятельное придумывание
- импровизация
8. Соревновательный - разгадывание «астрономических» загадок в быстром темпе
- нахождение неординарных решений для достижения цели
3. Материал
Вид Тематика
1. Морфологические таблицы - Планеты
- Созвездия
- Природные явления
- Космические объекты
2. Кроссворды - Природные явления
- Герои мифов
- Космонавты
3. Ребусы - «Занимательная Астрономия»
4. Карты - Земля
- Галактика
- Планеты Солнечной системы
5. Предметные картинки - Космические корабли
- Портреты учёных и космонавтов
- природные явления
6. Дидактические игры
- «Конструктор»
- «Волшебная астрономия»
- «Волшебная липучка»
- «Юный астроном»
7. Сюжетные игры - Космодром
- Путешествие на Луну
- Космонавты
8. Технические средства - диафильмы
- слайды
- DVD диски
9. Дидактический материал - макет поверхности Луны
- макет Солнечной системы
10. Дидактический материал для проведения опытов, наблюдений - глобус
- настольная лампа
- зеркала
- телескоп
11. Информационные ресурсы https://kosmokid.ru/
https://www.lunohod.info/
https://www.google.ru/
https://www.vseodetishkax.ru
https://www.astrogalaxy.ru
https://znamus.ru/
https://ru.ask.com
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Владимирова Т. В. Формирование у старших дошкольников представлений о некоторых свойствах времен. – Ульяновск, 1999.
2. Гурштейн А. А. Извечные тайны неба. – М. : Просвещение, 1991.
3. Донина О. И. Начальное аэрокосмическое образование. – Ульяновск, 1999.
4. Донина О. И. Концепция аэрокосмического образования в дошкольном образовательном учреждении. – Ульяновск, 2000.
5. Потапова Л. М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5-10 лет. – Ярославль, 2001.
6. Радкевич И. А. «Наш дом – Земля». – М. : Молодая гвардия, 1998.
7. Скоролупова О. А. Покорение космоса. – М. : Издательство скрипторий 2000», 2002.
8. Климушкин И. А. Элементарная астрономия. – М. : Наука, 1991.
9. Кончев С. А. 300 вопросов о Земле и Вселенной. – Ярославль: Академия развития, 1997.
10. Майорова Г. Игры и рассказы о космосе. – М. : Лист, 1999.
11. Массон К. Космос. – М. : «АСТ. Астрель», 2001.
12. Новиков Э. А. «Планета загадок». – «Недра», 1997.
13. Фесенко Б. И. Астрономический калейдоскоп: вопросы и ответы. – Просвещение, 1991.
14. Хренов Л. С. Народные приметы и календарь. – М., 1991.
15. Я познаю мир. Космос: детская энциклопедия. – М. : ООО «Издательство АСТ», 2002.