Любовь Солейникова
Программа дополнительного образования дошкольников «Юный артист» для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Программа дополнительного образования
«Юный артист»
для детей старшего дошкольного возраста
(срок реализации 1 год)
Автор : Солейникова Л. В.
Актуальность
Публикация «Программа дополнительного образования дошкольников „Юный артист“ для старших дошкольников» размещена в разделах
Программа «Юный артист» (далее – Программа) ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его индивидуальности средствами музыкально-театральной деятельности.
Музыкально-театральная деятельность является мощным источником развития эмоциональной сферы; способствует развитию чувства успешности, помогает преодолеть робость, неуверенность, застенчивость, развивает у детей фантазию, легкость и радость общения между собой и окружающими. Большое разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет им во время игры чувствовать себя более раскованно, свободно, естественно. Участвуя в музыкально-театральной деятельности дети познают мир через образы, краски, звуки. Работая над литературным произведением, они учатся думать, анализировать, делать выводы.
Содержание Программы разработано в соответствии с психолого-педагогическими особенностями этапов дошкольного детства и включает в себя разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок, беседы о театре, поход в театр, чтение художественной литературы, упражнения по формированию выразительности исполнения песенного, танцевального творчества, упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.
Срок реализации Программы : 1 год.
Объем – 2 занятия в неделю, продолжительностью 30 минут.
Возрастная группа: старший дошкольный возраст.
Направленность программы :
Программа направлена на художественно-эстетическое развитие детей средствами музыкально-театральной деятельности.
Программа :
соответствует принципу развивающего образования;
сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;
обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста.
Данная программа разработана на основе рабочей программы по приобщению дошкольников к театрально-игровой" деятельности в детском саду "Театральная деятельность в детском саду"Программа Щёткина А. В.
Цель Программы :
Развитие творческих способностей детей средствами музыкально-театральной деятельности.
Задачи Программы :
развивать творческую активности детей, поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации и т. д. ;
содействовать приобщению дошкольников к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров);
способствовать самореализации каждого ребенка посредством создания благоприятного микроклимата, уважения к личности маленького человека.
Предположительные результаты
Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. В процессе работы над образом происходит :
развитие личности ребенка,
развитие символического мышления, двигательного эмоционального контроля,навыков выразительной речи, умения передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию,
усвоение социальных норм поведения, закрепляются правилами хорошего тона, поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми,
формирование высших произвольных психических функций, умения самостоятельно исполнять и передавать образы сказочных персонажей, взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность.
Календарно- тематическое планирование
Дата Тема Программное содержание (цель) Методическое обеспечение Кол-во занятий
Сентябрь
1 неделя "До свиданья, лето!" Цель: создать условия длярадостной и теплой встрече; учить разыгрывать знакомую сказку в настольном театре
Содержание занятия: Беседа о театре. Игра «Назови свое имя ласково. Назови ласково соседа». Игра – спектакль «Колобок» Небольшой мяч, волшебный мешочек, настольный театр, маски к сказке 2
2 неделя "Знакомые сказки" Цель: создать условия для положительного настроя на
театрализованную игру; знакомства с понятием «Пантомима»; активизации воображение детей; побуждения эмоционально откликаться на предложенную роль.
Содержание занятия: игры: «Театральная разминка», «К нам гости пришли». Творческая игра «Угадай сказку: Репка или Колобок». Иллюстрации по теме «Театр», музыкальное сопровождение 2
3 неделя «Что такое театр?» Цель: создать условия для повторить основные понятия: интонация, эмоция, мимика, жесты.
Содержание занятия: Беседа «Что такое театр?». Рассматривание иллюстраций к теме «Театр». Пантомимические загадки и упражнения Иллюстрации по теме «Театр», музыкальное сопровождение 2
4 неделя «Веселые сочинялки» Цель: создать условия для побуждения детей к сочинительству сказок;
Содержание занятия: речевая игра «Веселые сочинялки». Игры «Сочини предложение», «Фраза по кругу». Музыкально – ритмическая композиция «Танцуем сидя». Музыкальное сопровождение, магнитофон, мяч 2
Октябрь
1 неделя «Музыка ветра»
Цель: создать условия для совершенствования средства выразительности в передаче образа
Содержание занятия: Разучивание танца Ветра и Листочков, музыкальная композиция «В мире животных». Репетиция спектакля «Репка» Музыкальное сопровождение, осенние листочки, зонтики 2
2 неделя «Сказки осени»
Цели: Создать условия для знакомства детей с музыкальной сказкой «Осенняя история»;. Побуждать слушать музыку, передающую образ героев сказки
Содержание занятия: Музыкальная сказка «Осенняя история». Беседа по содержанию. Отгадывание загадок по сказке. Музыкальные зарисовки к сказке. Репетиция спектакля «Репка» и танца "Ветра и листиков" Музыкальное сопровождение, магнитная доска 2
3 неделя «Девочка в лесу»
Цель: Создать условиядля упражнения детей в выразительном исполнении характерных особенностей героев сказки; побуждать детей самостоятельно выбирать костюмы к сказке, приобщать к совместному (родители, воспитатели и дети) изготовлению декораций к сказке.
Содержание занятия: репетиция спектакля «Репка» и танца "Ветра и листиков" Музыкальное сопровождение, костюмы к сказке,
бумага, краски, ножницы и т. 2
4 неделя Спектакль «Репка»
Цели: Создать условия для эмоционально – игровой ситуации; побуждать к двигательной импровизации; учить выступать в ролях перед сверстниками Музыкальное сопровождение, атрибуты к сказке, костюмы героев 2
Ноябрь
1 неделя «Мыльные пузыри»
Цель: Создать условия для побуждения детей к двигательной импровизации; учить детей дышать правильно
Содержание занятия: игры и упражнения на развитие речевого дыхания и правильной артикуляции :
«Мыльные пузыри», «Веселый пятачок». Репетиция танца "Ветра и листиков" Мыльные пузыри, картинки для сказки на магнитной доске 2
2 неделя «Вежливый зритель»
Цель: создать условия для знакомства детей с понятием
«Зрительская культура», а так же сцена, занавес, спектакль, аплодисменты, сценарист, суфлер, дублер.
Содержание занятия: игра «Угадай!»,
настольный театр «Хвостатый хвастунишка». Альбом «Мир Театра». Репетиция танца «Ветра и листиков» Настольный театр, альбом, картинки по теме «Театр 2
3 неделя «Наши фантазии»
Цели: Создать условия для передаче музыкального образа при помощи движений и жестов, побуждать детей внимательно слушать музыкальное произведение и эмоционально откликаться на неё; развивать двигательные способности детей: ловкость, гибкость, подвижность
Содержание занятия: упражнения по ритмопластике. Музыкальное произведение М. Глинки «Вальс Фантазия». Музыкальное сопровождение 2
4 неделя «Игра в спектакль»
Цель: Создать условия для способствования объединению детей в совместной театрализованной деятельности; знакомить с различными видами театра
Содержание занятия: беседы с детьми о разных видах театра. Драматизация детьми старшей и подготовительной групп сказок, подготовленных совместно с воспитателем для детей своего детского сада и гостей. Игра «Как стать сказочником». Декорации к сказкам, костюмы и маски, волшебная книга 2
Декабрь
1 неделя «Сказка зимнего леса»
Цели: Создать условия для внимательного прослушивания сказки; дать представление о жизни лесных зверей зимой; продолжать учить детей давать характеристики персонажам сказки
Содержание занятия: слушание сказки «Двенадцать месяцев». Рассматривание иллюстраций к сказке. Беседа по содержанию. Иллюстрации к сказке «Рукавичка» 2
2 неделя "Зимовье зверей» Цели: совершенствовать умение передавать соответствующее настроение героев сказки с помощью различных интонаций.
познакомить детей с музыкальными номерами сказки; побуждать к двигательной активности
Содержание занятия: Выразительное рассказывание сказки детьми. Репетиция театрализованного представления «Рождественский праздник» (по мотивам сказки «Двенадцать месяцев»). Обсуждение характерных особенностей героев. Игра «Узнай героя сказки». Музыкальные номера сказки. Музыкальное сопровождение.
Маски и шапочки героев сказки 2
3 неделя Музыкальная карусель» Цели: Создать условия для совершенствования умений выразительно двигаться под музыку, ощущая её ритмичность или плавность звучания
Содержание занятия: «Хоровод зверей». Репетиция театрализованного представления «Рождественский праздник» (по мотивам сказки «Двенадцать месяцев») Декорация, костюмы, музыкальное сопровождение 2
4 неделя «Веселые стихи»
Цели: создать положительный эмоциональный настрой; ввести понятия «Рифма»; побуждать детей к совместному стихосложению; упражнять в подборе рифм к словам
Содержание занятия: придумывание рифмующихся слов. Дидактическая игра «Придумай как можно больше слов». Физкультминутка «Бабочка»,
«Веселые стихи». Репетиция театрализованного представления «Рождественский праздник» (по мотивам сказки «Двенадцать месяцев») Мяч, птица Говорун, музыкальное сопровождение 2
Январь Январь 2017 год
1 неделя Неделя творчества
Театрализованное представление "Рождественский праздник"
Цели: порадовать детей эмоционально – игровой ситуацией; побуждать к двигательной импровизации; учить выступать в ролях перед сверстниками Музыкальное сопровождение, атрибуты к сказке, костюмы героев 2
2 неделя «Зимняя сказка»
Цель: Создать условия для развития у детей выразительности жестов, мимики, голоса; совершенствования выразительности движений; развития умений детей давать характеристику персонажам сказки; учить внимательно слушать музыкальное произведение и эмоционально откликаться на него
Содержание занятия: характеристика персонажей сказки. Слушание сказки с музыкальными фрагментами. Пантомимические и интонационные упражнения Музыкальные произведения к сказке 2
3 неделя «Прогулка с куклами»
Цель: Создать условия для Развития воображения детей; учить этюдам с воображаемыми предметами и действиями; побуждать эмоционально отзываться на игру, входить в предлагаемый обстоятельства
Содержание занятия: сценка «Мастерица». Разминка «Игра с куклами». Катание на саночках. Этюд «Получился Снеговик». Музыкально-ритмическая композиция «Снежная баба» Одежда, санки для кукол, игрушка Снеговик 2
4 неделя «Сказки из сундучка» Цель: познакомить детей с новой сказкой; закреплять. Создать условия для умения слушать сказку внимательно; побуждать желание обыгрывать сказку в пластических этюдах
Содержание занятия: «Сказка о том, как лисенок ждал зиму». Беседа по содержанию. Пантомимическая игра «Узнай героя». Этюды на выразительность пластики и эмоций. Сундучок сказок, костюм сказочницы. 2
Февраль
1 неделя «Такие разные эмоции»
Цели: Создать условия для знакомства с понятиями «Эмоция». Знакомить с пиктограммами, изображающими радость, грусть, злость и т. д. ; учить распознавать эмоциональное состояние по мимике; учить детей подбирать нужную графическую карточку с эмоциями в конкретной ситуации и изображать соответствующую эмоцию у себя на лице
Содержание занятия: рассматривание сюжетных картинок. Упражнение «Изобрази эмоцию». Этюды на изображение этих эмоций. Рассматривание графических карточек. Беседа. Игра «Угадай эмоцию». Упражнения на различные эмоции. Игра «Испорченный телефон». Репетиция сказки «Страна Математики» (по мотивам р. н. сказки «Теремок») Пиктограммы, сюжетные картинки, музыкальное сопровождение 2
2 неделя "Играем в профессии"
Цели: Создать условия для знакомства детей с профессиями: актер, режиссер, художник, композитор, костюмер; обсудить особенности этих профессий
Содержание занятия: игра «Театральная разминка». Загадки о театральных профессиях. Подвижные игры. Творческие задания по теме занятия. Репетиция сказки «Страна Математики» (по мотивам р. н. сказки «Теремок») Волшебный цветок, музыкальное сопровождение, картинки с профессиями 2
3 неделя «Такое разное настроение» Цели: развивать эмоциональную отзывчивость на музыку; учить отмечать смену настроения героев; помочь детям понять и осмыслить настроение героев сказки; способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными способами.
Содержание занятия: игровое занятие. Разучивание заключительного танца. Беседа о смене настроения героев, /радость, печаль и т. д. / Отгадывание загадок. Упражнения у зеркала «Изобрази настроение». Репетиция сказки «Страна Математики» (по мотивам р. н. сказки «Теремок») Музыкальное сопровождение, картинки изображающие различное настроение, зеркало 2
4 неделя «Сказка «Страна Математики" Цели: порадовать детей эмоционально – игровой ситуацией; побуждать к двигательной импровизации; учить выступать в ролях перед сверстниками Музыкальное сопровождение, атрибуты к сказке, костюмы героев 2
Март
1 неделя «Сундучок, откройся»
Цели: Создать условия для Пробуждения ассоциаций у детей; учить вживаться в художественный образ; увлечь игровой ситуацией; учить вступать во взаимодействие с партнером
Содержание занятия: слушание музыки к сказке. Разучивание музыкальных номеров. Выразительное исполнение своих ролей. Репетиция театрализованного представления «Сказка о пасхальном яичке» Музыкальное сопровождение, костюмы героев сказки, маски, сундучок, куклы и игрушки – герои сказки. 2
2 неделя «Мастерская актера»
познакомить с профессиями художника-декоратора и костюмера; дать детям представление о значимости и особенностях этих в профессий в мире театра.
Содержание занятия: открытие «Мастерской актера». Изготовление атрибутов к сказке (выбор сказки по желанию детей). Работа с костюмами. Выбор костюмов самостоятельно. Подготовка их к выступлению. Репетиция театрализованного представления «Сказка о пасхальном яичке» Костюмы, маски, краски, бумага и т. д 1
3 неделя «Музыкальная сказка»
Цели: Создать условия для способствования обогащению эмоциональной сферы детей; учить слушать музыкальное произведение внимательно, чувствовать его настроение.
Содержание занятия: работа над музыкальными образами героев сказки. Репетиция театрализованного представления «Сказка о пасхальном яичке» Музыкальное сопровождение 2
4 неделя Театрализованное представление «Сказка о пасхальном яичке»
Цели:Создать условия для эмоционально – игровой ситуации; побуждать к двигательной импровизации; учить выступать в ролях перед сверстниками Музыкальное сопровождение, атрибуты к сказке, костюмы героев 2
Апрель
1 неделя «Мир игры»
Цели: Создать условия для умения детей бесконфликтно распределять роли, уступая друг другу; совершенствовать навыки групповой работы, продолжить работать над развитием дикции
Содержание занятия: распределение ролей. Игровые упражнения для развития речи «Со свечей», «Испорченный телефон», «Придумай рифму». Музыкальное сопровождение, небольшой мяч 2
2 неделя «Давай поговорим»
Цели: Создать условия для побуждения детей к совместной работе; обратить внимание на интонационную выразительность речи; объяснить понятие «интонация»; упражнять детей в проговаривании фразы с различной интонацией
Содержание занятия: веселые диалоги. Упражнения на развитие выразительной интонации. Разучивание танца «Звездочек и лягушек» Музыкальное сопровождение, цветок. 2
3 неделя «Расскажи сказку» Цели: Создать условия для побуждения интереса у детей к драматизации; способствовать развитию артистических навыков; развивать интонационную и эмоциональную сторону речи; закреплять умение разыгрывать сюжет в настольном театре.
Содержание занятия: рассказывание детьми сказки «Дюймовочка» по ролям Маски героев сказки.
Куклы для настольного театра 2
4 неделя «Ярмарочная площадь» Цели: вызывать эмоциональный отклик детей; вовлечь в фольклорное действие; побуждать к импровизации; учить разыгрывать сценки
Содержание занятия: танец ложкарей, хоровод с платками, танец коробейников Атрибуты для торговли товарами, ложки, платки, музыкальное сопровождение 2
Май
1 неделя «Кто стучится в нашу дверь?» Цели: Создать условия для побуждения детей к сюжетно-ролевой игре; включаться в ролевой диалог; развивать образную речь. Совершенствовать навыки четкого и эмоционального. Чтения текста
Содержание занятия: игра «Кто в гости пришел?» Упражнения на выразительность голоса Декорации к сказке, музыкальное сопровождение 1
2 неделя «Пойми меня»
Цели: создать условия для передавания характерных движений и мимики героев сказки, побуждать к двигательной активности.
Содержание занятия: игра-имитация «Пойми меня». Разучивание музыкально-ритмических композиций к сказке. Карточки с изображением героев сказки «Под грибком».
Музыкальное сопровождение в записи. 1
3 неделя "Приключения в лесу"
Цели: Создать условия для побуждения интереса детей к разыгрыванию знакомой сказки; научить выражать свои эмоции в настольном театре мягкой игрушки; учить играть спектакль, не заучивая специально текст.
Содержание занятия: Игра «Кто в домике живет?», хоровод «С нами пляшут звери». Декорации к сказке, куклы и мягкие игрушки для театра, шапочки для подвижной игры 1
4 неделя "Мой любимый театр"
Цели: Создать условия для вовлечения детей в игровой сюжет; проверить приобретенные знания и умения за время занятий в театральном кружке; закреплять умение детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев сказок
Содержание занятия: Викторина по знакомым сказкам. Драматизация любимой сказки (по желанию детей). Музыкальное сопровождение, маски и шапочки для сказки 1
Литература:
1. Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Милаванович «Программа Театр – творчество – дети». – Москва, 1995
2. М. Д. Маханева «Театрализованные занятия в детском саду». – Москва, Творческий центр «Сфера», 2003
3. Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко «Кукольный театр – дошкольникам». – Москва «Просвещение», 2002
4. И. В. Штанько «Воспитание искусством в детском саду». – Москва, Творческий центр «Сфера», 2007
5. Т. И. Петрова, Е. Я. Сергеева, Е. С. Петрова «Театрализованные игры в детском саду». – Москва «Пресса», 2000