Татьяна Федотова
Программа дополнительного образования для детей средней группы по ознакомлению с художественной литературой
▼ Скачать + Заказать документы
Программа дополнительного образования для детей средней группы
по ознакомлению с художественной литературой. Литературный кружок "ЧИТАРИКИ"
Содержание.
Целевой раздел.
1. Пояснительная записка.
2. Особенности программы.
3. Цель программы.
4. Основные задачи.
5. Особенности возрастной группы.
Содержательный раздел.
1. Основные способы и формы работы с детьми.
Темочки:
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Чтение, детская литература
- Темочки
2. Актуальность программы.
3. Прогнозирование результатов и критерии их замеров.
4. Средства, необходимые для реализации программы.
Организационный раздел.
1. Тематическое планирование занятий в кружке «Читарики» - помесячно.
2. Работа с родителями.
6. Литература, используемая педагогами для разработки программы и организации образовательного процесса.
1. Целевой раздел программы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве. Это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от полноты души сострадать, возмущаться, радоваться. Однако чуткость к прочитанному сама по себе не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто и каким образом читают детям.
Детская литература как часть общей литературы является искусством слова. Её особенности определяются воспитательно-образовательными задачами и возрастом детей (учитываются интересы, предпочтения и познавательные возможности дошкольников).
Детская литература способствует развитию эстетического сознания ребёнка, формированию его мировоззрения.
В круг детского чтения входят:
* произведения устного творчества русского народа и народов мира;
* классическая детская литература (отечественная и зарубежная);
* современная литература (русская и зарубежная).
Литературное произведение выступает перед ребёнком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребёнок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, стихотворения, рассказа и других произведений художественной литературы.
Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.
А. М. Горький неоднократно говорил о большом влиянии художественного слова на развитие языка ребёнка. Он говорил, что многие дети учились родному языку на забавных прибаутках и поговорках
Цель: воспитывать в детях нравственные качества средствами художественной литературы
Задачи
- раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.
- развитие поэтического слуха- способность чувствовать выразительные средства художественной речи, осознавать их, различать жанры, понимать их особенности, осознавать связь компонентов художественной формы с содержанием литературного произведения
- познакомить детей с ритмичностью, музыкальностью, напевностью стихотворений; подчеркнуть образные выражения.
- развивать способность замечать красоту и богатство русского языка.
- активизировать познавательные процессы, расширять горизонт творческого самовыражения.
- добиваться свободного общения между детьми
Основными принципами, которыми я руководствуюсь в работе с детьми, являются:
Принцип развивающего обучения:
Обозначающий, целенаправленное и планомерное усвоение ребёнком знаний, умений, навыков, а затем использование их для решения творческих задач.
1. Побуждние к сотворчеству с взрослым, где обучение и творчество имеют равноправное значение.
2. Самостоятельный поиск решения образа.
Принцип воспитывающего обучения:
Формирование положительных качеств личности.
Правильно организованный процесс всегда носит воспитывающий характер, особое внимание уделяю воспитание интереса к художественному слову.
Принцип систематичности и последовательности:
Предполагает,что усвоение материала идёт в определённом порядке, системе. Весь материал составляет систему в перспективном планировании
Принцип интегративности:.
Художественное чтение связано с другими видами деятельности (музыкальной, познавательной, художественной)С различными видами искусства:(изобразительным, драматическим)
Для детей организуются выставки по творчеству художников-оформителей, дети посещают театральные постановки, литературные чтения, библиотеку в ККЦ п. «Ветлужский» Для детального познания образа дети слушают произведения, рисуют героя. Над формированием образа работают в детском саду различные узкие специалисты: воспитатели, музыкальный руководитель, воспитатель по изодеятельности, логопед, психолог.
Принципы:
1. Принцип активности, стимулирующие активность и познавательную деятельность ребёнка, стимулирующим фактором является ситуация свободного выбора цели действия.
2. Принцип свободы и самостоятельности.
3. Принцип иллюзии, жизненной правды позволяющий поставить детей в такие условия, при которых они могли бы получить психическую и фактическую возможность поддаваться созданному обману и поверить, что они имеют дело не с бутафорией, а с настоящими, подлинными предметами.
Методы:
Основной метод показа, создание образа, игровой.
Формы:
Диалог, индивидуальная работа, работа в паре, игровая, творческая группа.
Средства:
Музыка, костюмы. видио, технические.
3. Организационный раздел программы
Сентябрь
3 неделя. "Баю-бай".Чтение русских народных колыбельных песен. ("Месяц взошел. ", "Ходит сон у окон", "Спи, сыночек мой, усни. ")
Слушание в аудиозаписи колыбельной песни "Уж как сон ходил по лавке"
Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством, колыбельными песнями;приобщать детей к словесному искусству.
4 неделя Русские народные песенки, потешки, небылицы.
Заучивание на выбор (Мыши водят хоровод, Пошёл котик на торжок и др.) Почитать детям потешки, обратить внимание, что их на Руси издавна читали детям, забавляя их таким образом. Заучить потешку на выбор, добиваться выразительного чтения, правильного произношения звуков.
Октябрь
1 неделя Рассказывание р. н. с. «Гуси-лебеди»
Колыбельные песенки (слушание в записи). Познакомить детей с убранством русской избы; продолжать знакомить детей с устным народным творчеством; подвести к пониманию, что добро всегда побеждает, а в жизни важна взаимовыручка.
2 неделя Заучивание стихотворения И. Бунина "Попрощаться с тёплым летом. " (отрывок)
Познакомить детей с творчеством И. Бунина, приобщать к классической поэзии, объяснить непонятные слова. Заучить с детьми стихотворение, добиваясь выразительного чтения.
3 неделя Чтение рассказа «Волчишко»
Е. Чарушина, рассматривание иллюстраций автора. Познакомить детей с творчеством писателя Е. Чарушина, побеседовать по содержанию рассказа, добиваясь полных ответов; воспитывать доброе отношение к животным.
4 неделя Заучивание стихотворения
А. Плещеева «Осень наступила, высохли цветы». Познакомить детей с творчеством А. Плещеева, приобщать к классической поэзии, объяснить непонятные слова. Заучить с детьми стихотворение, добиваясь выразительного чтения.
Ноябрь.
1 неделя Чтение рассказа К. Ушинского «Уточки».
Рисование уточек на пруду. Прочитать рассказ детям, побеседовать по содержанию. Предложить нарисовать уточек на пруду; воспитывать бережное и доброе отношение к животным.
2 неделя Чтение стихотворения Ю. Тувима "Овощи"
Познакомить детей с новым стихотворением. Учить детей драматизировать отрывки из стихотворений
3 неделя Чтение отрывка из рассказа Н. Сладкова "Разноцветная земля. Зелёная земля (тайга) ".
Показ фотографий, прослушивание шума ветра в верхушках деревьев в аудиозаписи.
Прочитать детям отрывок, сопроводить показом фотографий и звукозаписью шума ветра; расширять кругозор путём знакомства с просторами нашей Родины; воспитывать любознательность.
4 неделя. В гостях у В. Сутеева" Чтение рассказов В. Сутеева «Мышонок и карандаш».
Познакомить с творчеством и биографией писателя – сказочника В. Сутеева. Дать детям знания о том, что В. Г. Сутеев был художником-иллюстратором своих произведений. Учить детей внимательно слушать и понимать содержание произведений; отвечать на вопросы; используя слова и выражения из текста; попробовать себя в роли художника – иллюстратора; развивать творческие способности, воображение, фантазию.
Декабрь.
1 неделя Чтение стихотворения Я. Акима «Первый снег». Рисование снега на тонированной бумаге. Прочитать детям стихотворение, объяснить непонятные слова, предложить нарисовать снег гуашью в разных техниках (кисточкой, ватными палочками и т. д.) Вызвать эмоциональный отклик на красоту природы.
2 неделя Чтение немецкой сказки «Госпожа Метелица» Познакомить детей с немецкой сказкой, обратить внимание, что добро и трудолюбие вознаграждаются, а лень и грубость – наказываются, побеседовать по содержанию сказки, добиваясь полных ответов.
3 неделя Заучивание стихотворения З. Александровой "Снежок"
Побеседовать с детьми о зимних приметах, загадать загадки, напомнить пословицы. Заучить стихотворение З. Александровой "Снежок", обратить внимание на поэтические образы.
4 неделя Чтение стихотворения А. С. Пушкина "Идет волшебница зима". Рассматривание репродукции картины И. Грабаря "Сказка инея и восходящего солнца".
(Вырезывание снежинок).
Продолжать знакомить детей со стихотворением А. С. Пушкина, Рассмотреть с детьми репродукцию картины, предложить описать изображение, объяснить, какими выразительными средствами пользуются художники, а какими поэты. Предложить детям вырезать снежинки из сложенных салфеток, украсить ими группу.
Январь.
1 неделя Чтение англ. нар. песенок "Веселый король", "О мальчиках и девочках" в обр. С. Я. Маршака и "Дженни","Курица" в обр. К. Чуковского.
Продолжать знакомить детей с зарубежным фольклором, с творчеством К. Чуковского и С. Я. Маршака
2 неделя "Это что тут за зверек?" Творчество В. Бианки.
Познакомить детей с биографией и творчеством В. Бианки. Организовать в группе выставку книг В. Бианки. Побуждать детей к элементарным обобщениям и выводам.
3 неделя Рассказывание украинской народной сказки «Рукавичка» (кукольный театр). Создать хорошее настроение, развлечь детей показом кукольного театра. Поговорить о героях сказки, провести аналогию с р. н. с. «Теремок».
4 неделя Чтение С. Маршака «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке». Прочитать детям стихотворные сказки, побеседовать, как мышонок изменился, каким он стал (смелым, находчивым); обогащать словарный запас детей. Предложить детям обрывной бумагой украсить мышонка.
Февраль.
1 неделя Чтение рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой». Прочитать детям рассказ, побеседовать по содержанию, выяснить, почему Маша стала большой, хоть и осталась маленькой девочкой. Предложить рассказать, как дети помогают своим родителям.
2 неделя Чтение сказки Л. Муур "Крошка Енот и Тот, который сидит в пруду".
Подвести к мысли, что добрая улыбка и хорошее отношение приносят больше пользы, чем агрессия. Учить решать конфликты мирным путём.
3 неделя Чтение стихотворения З. Александровой «Дозор».
Рисование по содержанию стихотворения. Прочитать детям стихотворение, побеседовать по содержанию; воспитывать патриотические чувства, вызвать сострадание к раненому Дозору.
4 неделя "Давайте знакомиться" (детские журналы "Мурзилка", "Лунтик", "Непоседа")
Познакомить детей с детскими периодическими изданиями – журналами; вызывать интерес к ним, умение с ними работать.
Март.
1 неделя Мамин день. Стихи о маме, бабушке, весне (повторение, выразительное чтение). Повторить с детьми стихи к утреннику, добиваться выразительного чтения, чёткого произношения; воспитывать любовь и уважение к маме, бабушке. Предложить детям из пластилина слепить маме цветок.
2 неделя "При солнышке тепло, при матери добро".
Ю. Яковлев"Мама", Г. Виеру "Мамин день"
.Познакомить детей с рассказом Ю. Яковлева "Мама", стихотворением Г. Виеру "Мамин день". Показать, что каждый писатель и поэт в своем творчестве обращается к этой теме. На доступном языке познакомить детей с понятием "аллегория".Повторить с детьми стихи к утреннику.
3 неделя Заучивание русской народной заклички о весне «Солнышко».
Рисование солнечного пейзажа. Заучить с детьми закличку о весне, объяснить непонятные слова; вызвать интерес к народному творчеству. Предложить нарисовать весенний, солнечный пейзаж.
4 неделя Заучивание наизусть стихотворения Ю. Мориц «Огромный собачий секрет»
Познакомить детей с новым стихотворением,помочь запомнить его. Помочь детям правильно воспринять содержание стихотворения, запомнить его.
Апрель.
1 неделя Чтение шуточных стихов.
С. Чёрный «Концерт», С. Маршак, Д. Хармс «Весёлые чижи». Развивать чувство юмора, умение видеть смешное в литературных произведениях, обратить внимание на выразительные средства, используемые авторами.
2 неделя Знакомство с творчеством К. Чуковского. Прочитать детям «Телефон», «Путаница», побеседовать по содержанию, прививать интерес к творчеству Чуковского.
3 неделя Считалки. Скороговорки. (Заучивание считалок, скороговорок).
Заучить несколько считалок и скороговорок, добиваться чёткого и быстрого произношения без ошибок.
4 неделя Чтение рассказа М. Пришвина "Норка и Жулька"
Познакомить детей с произведением М. Пришвина «Норка и Жулька», вызвать у детей интерес к рассказам о животных. Учить детей оценивать свои эмоциональные реакции.
Май.
1 неделя Чтение и пересказ рассказа Е. Пермяка "Торопливый ножик"
Прочитать детям рассказ, побеседовать по содержанию. Предложить пересказать по ролям. Подвести к пониманию, что трудом можно многого достичь.
2 неделя "Шутку шутить – людей смешить!"
(Шутки в стихах, докучные сказки.) Русские народные : "Сказка про лягушку-квакушку", "Про павлинов и гусей"; "Про белого бычка" авт. Ю. Черных.
Приобщать детей к юмористическому восприятию некоторых жизненных обстоятельств; развивать чувство юмора. Познакомить с докучными сказками, объяснить, почему их так называют.
3 неделя Чтение стихотворения Н. Некрасова "Зелёный шум".
Рассматривание репродукции картины
А. Рылова "Зелёный шум ".
Рассмотреть репродукцию картины Рылова, сопровождая чтением стихотворения с одноимённым названием. Определить выразительные средства поэта и художника, сходство и различие. Учить отвечать полным, сложным предложением. Обогащать словарный запас детей.
4 неделя Литературная викторина по пройденным произведениям.
Итоговое занятие по пройденным темам
Вспомнить вместе с детьми, чему мы научились за прошедший год. С какими жанрами литературы познакомились. К произведениям каких поэтов и писателей чаще всего обращались. Выяснить литературные предпочтения каждого ребенка
Коллективная работа детей и воспитателя «Наши улыбки»
Литература, используемая педагогами, для работы и организации образовательного процесса.
Баландина Л. А. Риторика для малышей. Ростов - на – Дону, 2003г
Богуславская М. Е., Купина Н. А. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка).-Екатеринбург,1997.
Дурова А. В. Очень важный разговор: Беседы-занятия об этике поведения с детьми дошкольного возраста-М. ,2000.
Николаева С. О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками. Москва, 2003
Лопатина А. А., Скребцова М. В. Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах. Москва,2005
Сухомлинский В. А. Хрестоматия по этике. -М. ,1990
Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. -Харьков,1997. Формирование нравственного здоровья дошкольников. Занятия, игры. упражнения. (Под редакцией Л. В. Кузнецовой и др.) -М. 2002.