Татьяна Федотова
Программа дополнительного образования для детей средней группы по ознакомлению с художественной литературой
▼ Скачать + Заказать документы
Программа дополнительного образования для детей средней группы
по ознакомлению с художественной литературой. Литературный кружок "ЧИТАРИКИ"
Содержание.
Целевой раздел.
1. Пояснительная записка.
2. Особенности программы.
3. Цель программы.
4. Основные задачи.
5. Особенности возрастной группы.
Публикация «Программа дополнительного образования для детей средней группы по ознакомлению с художественной литературой» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Темочки
Содержательный раздел.
1. Основные способы и формы работы с детьми.
2. Актуальность программы.
3. Прогнозирование результатов и критерии их замеров.
4. Средства, необходимые для реализации программы.
Организационный раздел.
1. Тематическое планирование занятий в кружке «Читарики» - помесячно.
2. Работа с родителями.
6. Литература, используемая педагогами для разработки программы и организации образовательного процесса.
1. Целевой раздел программы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве. Это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от полноты души сострадать, возмущаться, радоваться. Однако чуткость к прочитанному сама по себе не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто и каким образом читают детям.
Детская литература как часть общей литературы является искусством слова. Её особенности определяются воспитательно-образовательными задачами и возрастом детей (учитываются интересы, предпочтения и познавательные возможности дошкольников).
Детская литература способствует развитию эстетического сознания ребёнка, формированию его мировоззрения.
В круг детского чтения входят:
* произведения устного творчества русского народа и народов мира;
* классическая детская литература (отечественная и зарубежная);
* современная литература (русская и зарубежная).
Литературное произведение выступает перед ребёнком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребёнок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, стихотворения, рассказа и других произведений художественной литературы.
Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.
А. М. Горький неоднократно говорил о большом влиянии художественного слова на развитие языка ребёнка. Он говорил, что многие дети учились родному языку на забавных прибаутках и поговорках
Цель: воспитывать в детях нравственные качества средствами художественной литературы
Задачи
- раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.
- развитие поэтического слуха- способность чувствовать выразительные средства художественной речи, осознавать их, различать жанры, понимать их особенности, осознавать связь компонентов художественной формы с содержанием литературного произведения
- познакомить детей с ритмичностью, музыкальностью, напевностью стихотворений; подчеркнуть образные выражения.
- развивать способность замечать красоту и богатство русского языка.
- активизировать познавательные процессы, расширять горизонт творческого самовыражения.
- добиваться свободного общения между детьми
Основными принципами, которыми я руководствуюсь в работе с детьми, являются:
Принцип развивающего обучения:
Обозначающий, целенаправленное и планомерное усвоение ребёнком знаний, умений, навыков, а затем использование их для решения творческих задач.
1. Побуждние к сотворчеству с взрослым, где обучение и творчество имеют равноправное значение.
2. Самостоятельный поиск решения образа.
Принцип воспитывающего обучения:
Формирование положительных качеств личности.
Правильно организованный процесс всегда носит воспитывающий характер, особое внимание уделяю воспитание интереса к художественному слову.
Принцип систематичности и последовательности:
Предполагает,что усвоение материала идёт в определённом порядке, системе. Весь материал составляет систему в перспективном планировании
Принцип интегративности:.
Художественное чтение связано с другими видами деятельности (музыкальной, познавательной, художественной)С различными видами искусства:(изобразительным, драматическим)
Для детей организуются выставки по творчеству художников-оформителей, дети посещают театральные постановки, литературные чтения, библиотеку в ККЦ п. «Ветлужский» Для детального познания образа дети слушают произведения, рисуют героя. Над формированием образа работают в детском саду различные узкие специалисты: воспитатели, музыкальный руководитель, воспитатель по изодеятельности, логопед, психолог.
Принципы:
1. Принцип активности, стимулирующие активность и познавательную деятельность ребёнка, стимулирующим фактором является ситуация свободного выбора цели действия.
2. Принцип свободы и самостоятельности.
3. Принцип иллюзии, жизненной правды позволяющий поставить детей в такие условия, при которых они могли бы получить психическую и фактическую возможность поддаваться созданному обману и поверить, что они имеют дело не с бутафорией, а с настоящими, подлинными предметами.
Методы:
Основной метод показа, создание образа, игровой.
Формы:
Диалог, индивидуальная работа, работа в паре, игровая, творческая группа.
Средства:
Музыка, костюмы. видио, технические.
3. Организационный раздел программы
Сентябрь
3 неделя. "Баю-бай".Чтение русских народных колыбельных песен. ("Месяц взошел. ", "Ходит сон у окон", "Спи, сыночек мой, усни. ")
Слушание в аудиозаписи колыбельной песни "Уж как сон ходил по лавке"
Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством, колыбельными песнями;приобщать детей к словесному искусству.
4 неделя Русские народные песенки, потешки, небылицы.
Заучивание на выбор (Мыши водят хоровод, Пошёл котик на торжок и др.) Почитать детям потешки, обратить внимание, что их на Руси издавна читали детям, забавляя их таким образом. Заучить потешку на выбор, добиваться выразительного чтения, правильного произношения звуков.
Октябрь
1 неделя Рассказывание р. н. с. «Гуси-лебеди»
Колыбельные песенки (слушание в записи). Познакомить детей с убранством русской избы; продолжать знакомить детей с устным народным творчеством; подвести к пониманию, что добро всегда побеждает, а в жизни важна взаимовыручка.
2 неделя Заучивание стихотворения И. Бунина "Попрощаться с тёплым летом. " (отрывок)
Познакомить детей с творчеством И. Бунина, приобщать к классической поэзии, объяснить непонятные слова. Заучить с детьми стихотворение, добиваясь выразительного чтения.
3 неделя Чтение рассказа «Волчишко»
Е. Чарушина, рассматривание иллюстраций автора. Познакомить детей с творчеством писателя Е. Чарушина, побеседовать по содержанию рассказа, добиваясь полных ответов; воспитывать доброе отношение к животным.
4 неделя Заучивание стихотворения
А. Плещеева «Осень наступила, высохли цветы». Познакомить детей с творчеством А. Плещеева, приобщать к классической поэзии, объяснить непонятные слова. Заучить с детьми стихотворение, добиваясь выразительного чтения.
Ноябрь.
1 неделя Чтение рассказа К. Ушинского «Уточки».
Рисование уточек на пруду. Прочитать рассказ детям, побеседовать по содержанию. Предложить нарисовать уточек на пруду; воспитывать бережное и доброе отношение к животным.
2 неделя Чтение стихотворения Ю. Тувима "Овощи"
Познакомить детей с новым стихотворением. Учить детей драматизировать отрывки из стихотворений
3 неделя Чтение отрывка из рассказа Н. Сладкова "Разноцветная земля. Зелёная земля (тайга) ".
Показ фотографий, прослушивание шума ветра в верхушках деревьев в аудиозаписи.
Прочитать детям отрывок, сопроводить показом фотографий и звукозаписью шума ветра; расширять кругозор путём знакомства с просторами нашей Родины; воспитывать любознательность.
4 неделя. В гостях у В. Сутеева" Чтение рассказов В. Сутеева «Мышонок и карандаш».
Познакомить с творчеством и биографией писателя – сказочника В. Сутеева. Дать детям знания о том, что В. Г. Сутеев был художником-иллюстратором своих произведений. Учить детей внимательно слушать и понимать содержание произведений; отвечать на вопросы; используя слова и выражения из текста; попробовать себя в роли художника – иллюстратора; развивать творческие способности, воображение, фантазию.
Декабрь.
1 неделя Чтение стихотворения Я. Акима «Первый снег». Рисование снега на тонированной бумаге. Прочитать детям стихотворение, объяснить непонятные слова, предложить нарисовать снег гуашью в разных техниках (кисточкой, ватными палочками и т. д.) Вызвать эмоциональный отклик на красоту природы.
2 неделя Чтение немецкой сказки «Госпожа Метелица» Познакомить детей с немецкой сказкой, обратить внимание, что добро и трудолюбие вознаграждаются, а лень и грубость – наказываются, побеседовать по содержанию сказки, добиваясь полных ответов.
3 неделя Заучивание стихотворения З. Александровой "Снежок"
Побеседовать с детьми о зимних приметах, загадать загадки, напомнить пословицы. Заучить стихотворение З. Александровой "Снежок", обратить внимание на поэтические образы.
4 неделя Чтение стихотворения А. С. Пушкина "Идет волшебница зима". Рассматривание репродукции картины И. Грабаря "Сказка инея и восходящего солнца".
(Вырезывание снежинок).
Продолжать знакомить детей со стихотворением А. С. Пушкина, Рассмотреть с детьми репродукцию картины, предложить описать изображение, объяснить, какими выразительными средствами пользуются художники, а какими поэты. Предложить детям вырезать снежинки из сложенных салфеток, украсить ими группу.
Январь.
1 неделя Чтение англ. нар. песенок "Веселый король", "О мальчиках и девочках" в обр. С. Я. Маршака и "Дженни","Курица" в обр. К. Чуковского.
Продолжать знакомить детей с зарубежным фольклором, с творчеством К. Чуковского и С. Я. Маршака
2 неделя "Это что тут за зверек?" Творчество В. Бианки.
Познакомить детей с биографией и творчеством В. Бианки. Организовать в группе выставку книг В. Бианки. Побуждать детей к элементарным обобщениям и выводам.
3 неделя Рассказывание украинской народной сказки «Рукавичка» (кукольный театр). Создать хорошее настроение, развлечь детей показом кукольного театра. Поговорить о героях сказки, провести аналогию с р. н. с. «Теремок».
4 неделя Чтение С. Маршака «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке». Прочитать детям стихотворные сказки, побеседовать, как мышонок изменился, каким он стал (смелым, находчивым); обогащать словарный запас детей. Предложить детям обрывной бумагой украсить мышонка.
Февраль.
1 неделя Чтение рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой». Прочитать детям рассказ, побеседовать по содержанию, выяснить, почему Маша стала большой, хоть и осталась маленькой девочкой. Предложить рассказать, как дети помогают своим родителям.
2 неделя Чтение сказки Л. Муур "Крошка Енот и Тот, который сидит в пруду".
Подвести к мысли, что добрая улыбка и хорошее отношение приносят больше пользы, чем агрессия. Учить решать конфликты мирным путём.
3 неделя Чтение стихотворения З. Александровой «Дозор».
Рисование по содержанию стихотворения. Прочитать детям стихотворение, побеседовать по содержанию; воспитывать патриотические чувства, вызвать сострадание к раненому Дозору.
4 неделя "Давайте знакомиться" (детские журналы "Мурзилка", "Лунтик", "Непоседа")
Познакомить детей с детскими периодическими изданиями – журналами; вызывать интерес к ним, умение с ними работать.
Март.
1 неделя Мамин день. Стихи о маме, бабушке, весне (повторение, выразительное чтение). Повторить с детьми стихи к утреннику, добиваться выразительного чтения, чёткого произношения; воспитывать любовь и уважение к маме, бабушке. Предложить детям из пластилина слепить маме цветок.
2 неделя "При солнышке тепло, при матери добро".
Ю. Яковлев"Мама", Г. Виеру "Мамин день"
.Познакомить детей с рассказом Ю. Яковлева "Мама", стихотворением Г. Виеру "Мамин день". Показать, что каждый писатель и поэт в своем творчестве обращается к этой теме. На доступном языке познакомить детей с понятием "аллегория".Повторить с детьми стихи к утреннику.
3 неделя Заучивание русской народной заклички о весне «Солнышко».
Рисование солнечного пейзажа. Заучить с детьми закличку о весне, объяснить непонятные слова; вызвать интерес к народному творчеству. Предложить нарисовать весенний, солнечный пейзаж.
4 неделя Заучивание наизусть стихотворения Ю. Мориц «Огромный собачий секрет»
Познакомить детей с новым стихотворением,помочь запомнить его. Помочь детям правильно воспринять содержание стихотворения, запомнить его.
Апрель.
1 неделя Чтение шуточных стихов.
С. Чёрный «Концерт», С. Маршак, Д. Хармс «Весёлые чижи». Развивать чувство юмора, умение видеть смешное в литературных произведениях, обратить внимание на выразительные средства, используемые авторами.
2 неделя Знакомство с творчеством К. Чуковского. Прочитать детям «Телефон», «Путаница», побеседовать по содержанию, прививать интерес к творчеству Чуковского.
3 неделя Считалки. Скороговорки. (Заучивание считалок, скороговорок).
Заучить несколько считалок и скороговорок, добиваться чёткого и быстрого произношения без ошибок.
4 неделя Чтение рассказа М. Пришвина "Норка и Жулька"
Познакомить детей с произведением М. Пришвина «Норка и Жулька», вызвать у детей интерес к рассказам о животных. Учить детей оценивать свои эмоциональные реакции.
Май.
1 неделя Чтение и пересказ рассказа Е. Пермяка "Торопливый ножик"
Прочитать детям рассказ, побеседовать по содержанию. Предложить пересказать по ролям. Подвести к пониманию, что трудом можно многого достичь.
2 неделя "Шутку шутить – людей смешить!"
(Шутки в стихах, докучные сказки.) Русские народные : "Сказка про лягушку-квакушку", "Про павлинов и гусей"; "Про белого бычка" авт. Ю. Черных.
Приобщать детей к юмористическому восприятию некоторых жизненных обстоятельств; развивать чувство юмора. Познакомить с докучными сказками, объяснить, почему их так называют.
3 неделя Чтение стихотворения Н. Некрасова "Зелёный шум".
Рассматривание репродукции картины
А. Рылова "Зелёный шум ".
Рассмотреть репродукцию картины Рылова, сопровождая чтением стихотворения с одноимённым названием. Определить выразительные средства поэта и художника, сходство и различие. Учить отвечать полным, сложным предложением. Обогащать словарный запас детей.
4 неделя Литературная викторина по пройденным произведениям.
Итоговое занятие по пройденным темам
Вспомнить вместе с детьми, чему мы научились за прошедший год. С какими жанрами литературы познакомились. К произведениям каких поэтов и писателей чаще всего обращались. Выяснить литературные предпочтения каждого ребенка
Коллективная работа детей и воспитателя «Наши улыбки»
Литература, используемая педагогами, для работы и организации образовательного процесса.
Баландина Л. А. Риторика для малышей. Ростов - на – Дону, 2003г
Богуславская М. Е., Купина Н. А. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка).-Екатеринбург,1997.
Дурова А. В. Очень важный разговор: Беседы-занятия об этике поведения с детьми дошкольного возраста-М. ,2000.
Николаева С. О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками. Москва, 2003
Лопатина А. А., Скребцова М. В. Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах. Москва,2005
Сухомлинский В. А. Хрестоматия по этике. -М. ,1990
Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. -Харьков,1997. Формирование нравственного здоровья дошкольников. Занятия, игры. упражнения. (Под редакцией Л. В. Кузнецовой и др.) -М. 2002.