Гасанбекова Мадина
Программа дополнительного образования для детей 5–6 лет «Юный математик«
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 14 «УМКА»
Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста
«Юный математик»
Подготовила:
Гасанбекова Мадина Алиевна
г. Мегион 2018
Кружок «Юный математик» развитие математических способностей старших дошкольников
Публикация «Программа дополнительного образования для детей 5–6 лет „Юный математик„» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
Пояснительная записка
Математическое развитие рассматривается как составная часть целостного развития ребенка-дошкольника. В психолого-педагогических исследованиях наиболее значимыми компонентами целостного развития выступают личностная, умственная, речевая, эмоциональная составляющие. Экспериментально установлено, что в умственном развитии детей дошкольного возраста немаловажное место занимает математическое развитие, которое не может рассматриваться вне личностного, речевого и эмоционального.
Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математическое развитие — значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка.
В дошкольном возрасте у ребенка идет интенсивное накопление и качественное преобразование представлений об окружающем мире, о взаимосвязях вещей и явлений, об отношениях между людьми в процессе использования значимых для ребенка видов деятельности. Процесс математического развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью строится с учетом закономерностей формирования математических представлений у нормально развивающихся детей.
Важной составляющей программного материала по развитию элементарных математических представлений у дошкольников является специально разработанная совокупность заданий содержательно-логического характера, направленных как на более осмысленное усвоение математического содержания, так и на развитие у детей основных познавательных процессов и интереса к математике.
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника.
Работа по организации кружка «Юный математик» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление.
Организация занятий: проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня, длительность – 30 минут.
Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, знаками, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе.
Цель кружка:
- Повысить уровень готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
- Развивать математические представления детей на элементарном уровне через приемы сравнения, обобщения, классификации, систематизации и смыслового соотнесения.
- Способствовать формированию и развитию у старших дошкольников простейшие логические структуры мышления и математические представления
Задачи:
- Развивать интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;
- Развивать образное и логическое мышление, умение воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т. д. ;
- Развивать способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения и др. ;
- Развивать комбинаторные способностей путём комбинирования цвета и формы, развитие творческого воображения, памяти;
- Вызвать стремление к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности;
- Способствовать проявлению исследовательской активности детей в самостоятельных математических играх, в процессе решения задач разных видов, стремлению к развитию игры и поиску результата своеобразными, оригинальными действиями (по – своему, на уровне возрастных возможностей).
Формирование представлений о числе и количестве:
- развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.
- совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.
Развитие представлений о величине:
- делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета, а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая) две части из четырех и т. д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.
- развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.
Развитие представлений о форме:
- уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.
- учить распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
- учить составлять фигуры из частей и разбивать на части, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.
Развитие пространственной ориентировки:
- учить ориентироваться на ограниченной территории; располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.
- познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой. Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы.
- учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу-вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).
Развитие ориентировки во времени:
- дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.
- учить пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.
-
Ожидаемый результат.
- Ребёнок активен и самостоятелен в использовании освоенных способов познания (сравнения, счёта, измерения, упорядочивания) с целью решения практических, проблемных задач, переноса в новые условия.
- учить составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =)
- Учить успешно решает логические задачи;
- Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами;
- Развивать быстроту мышления;
- Проявляет интерес к экспериментированию. Способен наметить последовательные шаги развития ситуации, следует цели, выбирает средства;
- Активно включается в игры на классификацию и сериацию; предлагает варианты; участвует в преобразовательной деятельности, понимает и объясняет неизменность объёма количества, массы.
Тематический план работы кружка «Юный математик» для детей от 6-7 лет на 2018-2019 учебный год.
Планирования на сентябрь:
содержание работы задачи сроки проведения
числа и цифры от 1 до 10, математическая загадка. закрепить знания о числах от 1 до 10;умение отгадывать математическую загадку, записывать ее решение 1 неделя
математические задачи, ориентировка на листе. учить ориентироваться на листе бумаги в клетку. 2 неделя
счет по образцу и заданному числу, независимость числа от расположения предметов закрепить умение понимать независимость числа от пространственного расположения предметов. 3 неделя
соотнесение количества предметов с цифрой закрепить умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой, его обозначающей 4 неделя
Планирование на октябрь:
содержание работы задачи сроки проведения
Числа и цифры 1,2,3,4,5, знаки +,=, независимость числа от величины предметов, сложение числа 5 из двух меньших, знакомство с названием месяца — октябрь Учить отгадывать загадку, записывать решение с помощью цифр знаков; закреплять умение писать цифры 1,2,3,4, учить писать цифру 5, знакомить с составом числа 5 из двух меньших чисел, познакомить с текущим месяцем — октябрь 1 неделя
Число и цифра 6, знаки =, +,сложение числа 6 из двух меньших, логическая задача на установление закономерностей, понятия «длинный», «короче», «ещё короче», «самый короткий» Познакомить с цифрой 6, учить писать цифру 6, учить порядковому счету в пределах 6, правильно отвечать на вопросы сколько, на котором по счету месте, знакомить с составом числа 6 2 неделя
Числа и цифры 3,4,5,6, знаки,независимость числа от расположения предметов, квадрат, треугольник Закрепить умение писать цифры 3,4,5,6, учить устанавливать соответствие м/у предметов и цифрой, познакомить со знаками 3 неделя
Числа и цифры 4,5,6,установление соответствия м/учислом, цифрой, и количеством предметов Продолжать учить устанавливать соответствие м/учислом, цифрой и количеством предметов 4 неделя
Планирование на ноябрь:
содержание работы задачи сроки проведения
Числа и цифры 1,2,3,4,5,0,знак геометрические фигуры, знакомство с названием месяца — ноябрь Учить решать математическую задачу, записывать решение с помощью знаков, цифр, познакомить со знаком -; познакомить с цифрой 0, учить писать цифру 0, закреплять знания осенних месяцев (сентябрь, октябрь, познакомить с месяцем — ноябрь 1 неделя
Числа и цифры 0,4,5,6,решение задачи, установление равенства м/удвумя группами предметов, понятия «слева», «впереди», «сзади», нахождение различия в двух похожих рисунках Продолжать учить решать арифметическую задачу, записывать решение с помощью цифр, знаков; познакомить с крылатыми выражениями, в которых есть число 0; учить сравнивать смежные числа, устанавливать зависимость м/уними; закреплять умение обозначать словами положение предметов по отношению к себе 2 неделя
Число и цифра 7, знаки =,+, порядковый счет, выкладывание прямоугольника из счетных палочек, деление квадрата на 2 и 4 части. Познакомить с цифрой 7; учить писать цифру 7; учить порядковому счету, правильно отвечать на вопросы сколько? На котором по счету месте?; учить выкладывать прямоугольник из счетных палочек; учить рисовать прямоугольник в тетради в клетку; учить преобразовывать квадрат в другие геометрические фигуры путем складывания, разрезания, учить понимать, что часть меньше целого. А целое больше части 3 неделя
Числа 1,2,3,4,5,6,7, сложение числа 7 из двух меньших, дни недели Продолжать знакомить с цифрой 7; знакомить с составом числа 7из двух меньших чисел; закреплять умение писать цифры от 1 до 7; познакомить с пословицами в которых упоминается число 7; познакомить с днями недели 4 неделя
Планирование на декабрь:
содержание работы задачи сроки проведения
Числа и цифры 1 – 8, знаки +,-, знакомство с названием месяца – декабрь, логическая задача на установление закономерностей Познакомить с цифрой 8; учить писать цифру 8; учить правильно использовать и писать знаки + или -; познакомить с названием месяца — декабрь 1 неделя
Порядковый счет, сложение числа 8 из двух меньших, величина – деление предмета на 4 части. Упражнять в различении порядкового счета, правильно отвечать на вопросы сколько, на котором по счету месте?; учить составлять число 8 из двух меньших на наглядном материале : учить делить предмет на 2, 4 части 2 неделя
Решение примеров, ориентировка в пространстве, овал, логическая задача на установление закономерностей. Продолжать учить решать примеры на сложение и вычитания; учить определять словом положение предмета по отношению к себе, другому лицу; учить решать логическую задачу; учить рисовать овалы в тетради в клетку 3 неделя
Знаки, логическая задача на анализ и синтез, прямоугольник, треугольник, квадрат, круг, порядковый счет. Закреплять умение правильно пользоваться знаками ; учить видеть геометрические фигуры в символических изображениях; упражнять в различии количественного и порядкового счета; правильно отвечать на вопросы сколько? Который, на каком по счету месте? 4 неделя
Планирование на январь:
содержание работы задачи сроки проведения
Числа и цифры 1 – 9, логическая задача на установление закономерностей, высокий – низкий, ориентировка во времени – дни недели, знакомство с названием месяца — январь Познакомить с цифрой 9; учить писать цифру 9; познакомить с названием месяца – январь; знакомить с названиями дней недели; учить записывать дни недели условными обозначениями(1 кружок – понедельник, 2 кружка – вторник и. д); закреплять умение использовать в речи понятия «самая высокая», «еще пониже», «самая низкая», «низкая», «повыше», «еще повыше» 1 неделя
Порядковый счет, сравнение смежных чисел, квадрат Учить соотносить количество предметов с цифрой; учить сравнивать числа 7 и 8, понимать отношения м/ уними; учить складывать квадрат на 2,4,8 треугольников, разрезать по линиям сгиба; 2 неделя
Число и цифра 10, выкладывание трапеции из счетных палочек, лодки, работа в тетради в клетку, нахождение различия в двух похожих рисунков Познакомить с числом 10; учить писать число10; познакомить с геометрической фигурой – трапецией; учить выкладывать трапецию из счетных палочек; рисовать трапецию в тетради в клетку; учить находить различия в двух похожих рисунках 3 неделя
Числа от 1 – 10, сложение числа 10 из двух меньших, геометрические фигуры: круг, трапеция, треугольник, квадрат Закрепить умение писать цифры от 1 – 10; учить составлять число десять их двух меньших чисел; закрепить знания о геометрических фигурах: трапеции, круге, квадрате, треугольнике 4 неделя
Планирование на февраль:
содержание работы задачи сроки проведения
Решение задачи, соотнесение числа и цифры, знаки +,-, знакомство с названием месяца — февраль Познакомить с названием месяца – февраль; продолжать учить отгадывать математические загадки, соотносить число и цифру; учить пользоваться знаками +,-, учить рисовать в тетради в клетку кораблик. 1 неделя
Решение задач на сложение и вычитание, порядковый счет, работа со счетными палочками Упражнять в количественном и порядковым счете, учить выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры, символические изображения предметов (дом, елка, лодка)решать логическую задачу на анализ и синтез 2 неделя
Решение примеров на сложение и вычитание, составление числа из двух меньших, ориентировка в пространстве, круг, прямоугольник Продолжать решать примеры на сложение и вычитание; учить составлять числа 7,8, 9,10 из двух меньших чисел; учить различать понятия «влево», «вправо», «вперед», «назад», учить двигаться в указанных направлениях; способствовать развитию графических навыков – рисование машины 3 неделя
Установление соответствия м/ у цифрой и количеством предметов, знаки, ориентировка во времени – дни недели, логическая задача на установление закономерностей, круг, треугольник, прямоугольник, трапеция Продолжать учить устанавливать соответствие м/ у цифрой и количеством; учить пользоваться знаками ; закрепить знания о днях недели; учить решать логическую задачу на установление закономерностей 4 неделя
Планирование на март:
содержание работы задачи сроки проведения
Решение задач на сложение и вычитание, знакомство с названием месяца – март, логическая задача. Продолжать учить составлять задачи на сложение и вычитание; записывать и читать запись; познакомить с названием месяца – март; закрепить знания о зимних месяцах (декабрь, январь и февраль); учить решать логическую задачу на сходство и различие 1 неделя
Решение задачи на вычитание, установление соответствия м/ учислом и цифрой, ориентировка во времени – части суток, понятия «больше», «поменьше», «самый маленький» Продолжать учить записывать решение и читать запись; учить устанавливать соответствие м/у количеством предметов и цифрой; закреплять знания о последовательности частей суток (утро, день, вечер, ночь) учить рисовать символическое изображение кошки из треугольников; способствовать развитию глазомера; использовать в речи определения «большой», «поменьше», «самый маленький» 2 неделя
Решение задачи, отгадывание загадок, порядковый счет, дни недели, времена года Учить читать запись задачи; учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические образы, лежащие в основе загадки; развивать мышление; 3 неделя
Решение математической загадки, сложение числа 10 из двух меньших, ориентировка на листе, логическая задача на анализ и синтез, круг, овал, треугольник Закреплять умение составлять число 10 из двух меньших; закреплять понятия «левый верхний нижний угол», «правый верхний, нижний угол», «середина» закреплять знания о геометрических фигурах: круг, овал, треугольник 4 неделя
Планирование на апрель:
содержание работы задачи сроки проведения
Решение задач, знакомство с названием месяца – апрель, логическая задача на установление закономерностей, круг, квадрат, прямоугольник, треугольник Продолжать учить составлять задачи, записывать и читать запись; познакомить с названием месяца – апрель; продолжать учить решать логическую задачу на установление соответствия; закрепить знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник; 1 неделя
Порядковый счет, решение математической загадки, ориентировка в пространстве Упражнять в различии количественного и порядкового счета; закреплять умение отгадывать математическую загадку, записывать её и читать запись; закреплять умение ориентироваться относительно себя, другого лица; учить рисовать лягушку в тетради в клетку 2 неделя
порядковый счет, сложение числа 10 из двух меньших, логическая задача на анализ, синтез предмета сложной формы, треугольник, круг, трапеция, символические изображения предметов из счетных палочек Закреплять навыки порядкового и количественного счета; продолжать учить составлять число 10 из двух меньших чисел, записывать в тетрадь; продолжать учить выкладывать из счетных палочек символическое изображение предметов (дом, елка, лодка); учить видеть геометрические фигуры в символическом изображении рыбки; учить решать логическую задачу на анализ и синтез 3 неделя
Решение задачи, примеров, соотнесение цифры с количеством предметов, знакомство с названием месяца – май, закрепление знаний о месяцах – март, апрель, стихи о цифрах от 1 — 10 Учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно; формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы 4 неделя
Список литературы:
1. Белая А. 150 тестов, игр, упражнений. - М. ,2006
2. Гаврина С. П. «Веселая математика» - М. ,2001
3. В. Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь. Лань. Санкт-Петербург, 1997
4. А. А. Смоленцева. Математика до школы. Н. -Новгород 1996 г.
5. Л. И. Тихонова. Математика в играх с лего-конструктором. Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс» 2001 г.
6. В. П. Новикова. Математика в детском саду. Москва. «Мозаика-Синтез» 2000 г.
7. В. П. Новикова. Математика в детском саду старший дошкольный возраст. Москва. «Мозаика-Синтез» 2009 г.
8. Л. В. Минкевич. Математика в детском саду, старшая группа. Москва, изд. «Скрипторий 2003» 2010 г.
9. Е. Черенкова. Лучшие задачки. Москва. Рипол Классик дом, 21 век 2007 г.
10. Е. А. Носова. Логика и математика для дошкольников. 2-е изд. Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2002 г
11. В. П. Новикова. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизинера. Москва. «Мозаика-Синтез» 2008 г.
12. И. А. Помораева. Занятия по формированию элементарных математических представлений 2-е изд. Москва, изд. «Мозаика-Синтез» 2010 г.