Анастасия Мавлиханова
Программа дополнительного образования художественно — эстетической направленности «Фантазейка»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №164»
Орджоникидзевского района городского округа
город Уфа Республики Башкортостан
Утверждено
Приказ от «21» _08_ 2014г. №01 – 18 / 66
Принято на педагогическом совете
Протокол от «20» _08_ 2014г. № 1
Заведующая МАДОУ ЦРР - детский сад № 164
___М. К. Саитгареева
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Публикация «Программа дополнительного образования художественно — эстетической направленности „Фантазейка“» размещена в разделах
художественно – эстетической направленности для детей дошкольного возраста
«ФАНТАЗЕЙКА»
Срок реализации программы : 4 года
Возраст обучающихся: 3-7 лет
Составитель: Шванькова А. С.
г. Уфа – 2014г.
1. Пояснительная записка
Данная программа предназначена для педагогов дополнительного образования по изобразительной деятельности и основана на изобразительном и творческом развитии детей дошкольного возраста.
Изобразительная деятельность очень интересна для ребенка – дошкольника и младшего школьника, потому что удовлетворяет его желание действовать вообще и продуктивно, материально отражать полученные впечатления от окружающей жизни, выражать свое отношение к увиденному, пережитому. Это деятельность отвечает особенностям мышления детей данного возраста, наглядно-действенному и наглядно-образному его характеру.
Основные задачи, которые мы ставили перед собой, это:
- способствовать развитию познавательных потребностей ребенка через знакомство его с окружающим миром и произведениями изобразительного искусства;
- формировать детское изобразительное творчество, обучая изобразительным и техническим приемам работы в рисовании.
Программа включает в себя традиционные и нетрадиционные техники рисования, в которых выделяются предметные, тематические и декоративные задания, которые предполагают постепенное усложнение, закрепление материала и использование опыта и знаний детей.
Предполагается цикличность занятий на основе единой тематики и сходства способов изображения. В каждом цикле первые занятия являются обучающими.
Считаем, что изобразительная деятельность может успешно осуществляться лишь тогда, когда дети постепенно овладевают способами рисования. Приобретая знания, навыки дети чувствуют себя уверенно, комфортно, их радуют собственные достижения.
Для формирования творческого отношения к изобразительной деятельности предлагаем придерживаться некоторых принципов в работе:
- накапливать зрительный опыт детей, впечатления через восприятие окружающего мира и отдельных предметов, т. е. наблюдение и целенаправленное рассматривание;
- не ограничиваться показом одного приема работы, а научить применять разнообразные варианты технических способов выполнения однородного предмета;
- обучить формообразующим движениям, которые помогут ребенку выполнить практически любое изображение по своему замыслу;
- исключить излишнюю опеку, дать ребенку возможность проявить себя, хотя бы в изменении цвета, величины, композиции, в дополнении изображений деталями;
- проявлять внимательное, тактичное отношение к ребенку, уважение к его творчеству, замечать малейшие результаты его деятельности;
- строить занятия на основе интеграции разных видов искусства, особенно внимательно отнестись к зрительному, музыкальному и художественному ряду;
- на отдельных занятиях дать детям возможность самостоятельно выбрать изобразительный материал для работы;
- научить нетрадиционным приемам рисования, поощрять их применение в самостоятельной работе.
Характеристика возрастных особенностей художественно-творческого развития детей :
- необходимость отчетливого представления того, что он будет изображать;
- фрагментарный, неполный, а зачастую бедный опыт восприятия окружающего мира;
- неспособность самостоятельно определить и оценить красоту воспринимаемого объекта;
- период наиболее интенсивного формирования образных представлений;
- воспроизведение природных объектов в своем изобразительном творчестве;
- возникновению замысла способствуют не все события окружающего мира, а только те, которые вызывают у ребенка интерес, удивление, поражают его воображение.
Цель программы :
1. Развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, интуиции.
2. Совершенствование интеллекта, развитие рационально-логического мышления.
3. Расширение кругозора.
4. Развитие руки, глазомера и других качеств посредством формирования практических умений.
5. Формирование эстетического восприятия окружающего мира.
Задачи программы :
Обучающие:
1) Сформировать умение изображать предметы окружающей действительности по показу, с натуры и представлению, применять приобретенные навыки в свободной деятельности;
2) Учить видеть характерные особенности образа в строении, формах, пропорциях, деталях, окраске, внесения в рисунок динамики, т. е. изображение поз, движений животных и человека;
3) Сформировать технические навыки рисования различными традиционными (гуашь, акварель, цветные карандаши; рисование простых геометрических форм и их закрашивание, закрашивание всем ворсом кисти) и нетрадиционными материалами и способами изображения (монотипия, кляксография, процарапывание и др.).
4) Познакомить со спектром цветов и их оттенками, с холодной, теплой, контрастной цветовой гаммой, уметь определять и называть их;
5) Познакомить с жанрами живописи (пейзаж, портрет, натюрморт, бытовой, анималистический, художниками, работавших в этих жанрах;
6) Формировать художественное мировосприятие;
7) Обогащать словарный запас художественными терминами;
8) Формировать навыки обращения с изобразительным материалом :
- изучение свойств различных изобразительных материалов (гуашь, акварель, мелки, карандаш).
- Овладение техническими приёмами работы с различными материалами.
- Формирование художественной грамотности.
- Ознакомление с культурой цвета, свойствами цвета и цветовых отношений (тёплый – холодный; светлый – тёмный).
- Изучение композиции (однофигурной, многофигурной, орнаментальной).
- Обучение предметному рисованию.
- Обучение созданию самостоятельных изобразительных работ.
Развивающие:
1) Развивать творческие способности, умение видеть красоту в окружающих предметах;
2) Развивать композиционные умения, познакомить с понятием «горизонт»;
3) развивать познавательные потребности ребенка через знакомство его с окружающим миром и произведениями изобразительного искусства;
4) развивать моторику рук и пальцев, глазомер и другие качества посредством формирования практических умений.
Воспитательные:
1) воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира;
2) воспитывать умение оценивать свои и чужие рисунки, творческие работы;
3) воспитывать дружеское отношение к сверстникам, эмпатию;
4) Воспитание художественного вкуса (рисованию).
5) Воспитание интереса к изобразительной деятельности.
Формы и режим занятий. Содержание программы ориентировано на детские группы в количестве от 10 до 12 человек.
Ведущей формой организации обучения является групповая.
Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода к детям, так как в связи с их индивидуальными особенностями и уровнем начальных знаний, умений и навыков результативность в освоении изобразительных навыков может быть различной.
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Формами подведения итогов реализации данной программы являются :
1) открытые НОД (занятия) для родителей в каждой возрастной группе;
2) выставки детских работ 4 раза в год;
3) участие в районных и городских конкурсах.
Структура занятия:
Групповые занятия 1 раз в неделю длительностью 15-30 минут в зависимости от возрастной группы.
1. Вводная часть:
- беседа,
- вопросы,
- различные формы художественного слова,
- слушание аудиозаписей,
- дидактические игры,
- упражнения,
- игровые движения,
- обследование предмета,
- рассматривание иллюстраций, репродукций, образцов,
- показ педагогом техники выполнения работы с объяснением,
- обсуждение хода работы с детьми без показа приемов.
2. Основная часть:
- самостоятельная деятельность детей,
- физкультминутки.
3. Заключительная часть:
- рассматривание результатов работы,
- анализ и самоанализ результатов работы.