Папки-передвижки

Программа ДО «Сказки кота Мурлыки»

Ирина Бедина
Программа ДО «Сказки кота Мурлыки»
▼ Скачать + Заказать документы

Дополнительная образовательная программа

«Сказки кота Мурлыки»

Срок реализации: 1 год

Возраст детей – участников: 7 – 8 лет

Автор: Бедина Ирина Владимировна,

педагог дополнительного образования

1985 года рождения

Пояснительная записка

Личность ребенка. Какой это удивительный и сложный мир, красочный и многообразный! Не случайно в настоящее время литература по развитию личности и мышления ребенка все больше привлекает внимание педагогов. Назрела необходимость замены самой системы воспитания, пора заменить монолог учителя, воспитателя творческим диалогом с детьми.

Темочки:

Сегодня учить мышлению вне связи с сердцем недостаточно, ведь именно сердце есть обитель духовного и прекрасного, в нем живет человеческая совесть.

Сберечь детское сердце – значит дать возможность напитать его нравственными и вечными ценностями, радостью творчества мысли. Процесс духовного, нравственного роста происходит во внутреннем мире человека и почти незаметен извне. Постепенно открываются сердце и ум ребенка для принятия внутреннего сознания прекрасного.

А где ребенок впервые сталкивается с нравственными понятиями, такими как добро и зло, честность и хитрость… Конечно в сказках!

Сказка есть форма выражения народной мудрости у народов всех стран, это духовная культура народа, к которой может прикоснуться детское сознание. А преемственность духовной культуры народов, преемственность ее сказочной формы помогают восстановить ребенку тонкие связи с собственным внутренним миром.

Ребенок может развить и проявить свой внутренний, духовный потенциал лишь тогда, когда растет в доброжелательном и чутком окружении. Он будет воспитан честным и правдивым, если будет встречаться в своем окружении с честностью и правдивостью. Поэтому те качества, которые мы хотели бы видеть в детях, мы, прежде всего, должны воспитывать в себе и переносить их из области мысли в область действия.

Сказка является средством творческого развития ребенка, поэтому в программе предусмотрены уроки волшебства, мы назвали их «Творческая мастерская», где ребята будут самостоятельно сочинять сказки, иллюстрировать. Впоследствии планируется выпустить самодельный сборник сказок, название которому дадут сами дети…

Программа создана на основе программы по этике «Человек и окружающий мир», автор Н. В. Привалова, педагог школы «Искусство жизни», г. Красноярска.

Цель программы – приобщение к культуре своей родины, а также народов Мира посредством сказок. Расширить представление о фольклоре как межэтническом культурном феномене, помочь учащимся увидеть общее и этнически специфическое в сказках разных народов.

Задачи:

1. Воспитывать умение общаться с окружающими людьми, умение слушать собеседника, терпимость к недостаткам других, дружелюбие. Воспитывать в детях красоту мышления.

2. Познакомить детей с отечественной и мировой культурой через сказки народов Мира. Познакомить детей с представлениями о нравственности через поступки сказочных персонажей. Знакомство с карельскими народными сказками.

3. Развивать речь детей, логическое мышление, внимание, воображение, фантазию, творческую инициативу. Прививать любовь к труду.

Возраст участников программы – 7 – 8 лет.

Количество детей - 14 человек

Срок реализации – 1 год.

Всего часов в год – 216.

Возрастные особенности детей:

У детей в возрасте 7 – 8 лет основным видом деятельности остается игра, поэтому ведущим методом работы является игровой метод.

Особенности методики обучения:

После знакомства со сказкой с детьми необходимо проводить беседы об услышанном, пережитом вместе со сказочными героями. Эти беседы – диалоги имеют также воспитательное значение. Во время их проведения у них будет формироваться умение слушать собеседника, а не себя. Если кто-то из детей высказывает свое мнение, остальным детям следует сначала научиться выслушивать говорящего и только затем вступать в диалог. Очень важно привить детям такое качество, как умение находить положительное в высказывании собеседника. Тогда дети привыкнут видеть во всем положительную сторону. Создастся доброжелательная атмосфера обсуждения, где каждый ребенок сможет как-то выразить себя, не боясь, что его обидят.

Положительное направление мышления нужно поддерживать не только на занятиях, но и ежедневно. Это становится наиболее востребованным в трудных условиях жизни. Устремленность ребенка к красоте, созидательное положительное мышление будут помогать ему выжить в окружающем мире.

Кроме таких бесед, на занятиях создаются игровые ситуации, к примеру, «Как бы я поступил, если бы оказался в такой ситуации?». Через эти игровые ситуации проявляются внутренний мир ребенка, его характер, образ мышления.

Они способствуют формированию у детей положительных качеств характера.

Параллельно занятиям с детьми предусматривается работа с родителями в виде индивидуальных бесед и групповых занятий, направленная на то, чтобы родители лучше узнали внутренний мир своих детей, а также на помощь в создании гармоничных отношений в семье.

Данная программа вариативна, что позволяет изменять темы занятий, меняя их местами.

Условия реализации программы

• Проведение занятий в удобное для детей время;

• Наличие учебного класса;

• Сотрудничество с детскими объединениями ДДТ и специалистами из других областей знаний;

Использование различных методов и форм обучения: игры, беседы, экскурсии, прогулки, инсценировка сказок, викторины и др.

• Применение других жанров устного народного творчества (загадки, пословицы, игры и др.);

• Использование ТСО (база БСШ) на занятиях;

• Поддержка со стороны родителей.

Тематический план

216 часов

Тема Общее количество часов В том числе

Теоретические (час) Практические (час)

1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ 1 1 -

2. Сказки народов мира.

Итоговое мероприятие (стенгазета) 36

1 - 36

1

3. Русские народные сказки. Русские сказки Карелии.

Заонежские и поморские сказки. Сказители. Художники – иллюстраторы. ИКТ

Итоговое мероприятие 21

1 - 21

1

4. Сказки народов России. ИКТ 18

18

5. Карельские народные сказки. ИКТ

Итоговое мероприятие 50

1 - 50

1

6. Творческая мастерская. Проба пера. Уроки волшебства, или как стать писателем – сказочником. 28 3 25

7. Экскурсии. Инструктаж по ТБ. 8 - 8

8. Подготовка и проведение праздников, участие в мероприятиях Дома детского творчества 10 - 10

9. Заключительное мероприятие «В гостях у сказки». ИКТ 5 5

10. Индивидуально – групповые занятия. 35 35

11. Заключительное занятие 1 1 -

ИТОГО: 216 3 213

Содержание программы

1. Вводное занятие – 1 час;

Введение в курс «Сказки кота Мурлыки». Планы на учебный год. Инструктаж по технике безопасности.

2. Изучение сказок народов Мира – 37 час.

o Афганские сказки 4 часа

«Справедливый хаким». Беседа о справедливости.

«Дружба дурака равносильна дружбе врага». Беседа о дружбе.

«Скряга всегда найдет двойной убыток». Беседа о жадности.

«Справедливый судья». Беседа о справедливости.

o Сказки североамериканских индейцев – 3 часа.

«Добрый охотник». Беседа о доброте.

«Как койот поймал ветер». Беседа о находчивости.

«Как кролик взял койота на испуг». Беседа о хитрости.

o Сказки народов Америки – 6 часов.

«Братец Лис и братец Кролик». Беседа о коварстве и находчивости.

«Как братец Черепаха всех удивил». Беседа о сообразительности.

• «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну». Беседа о хитрости и простоте.

«Как братец Черепаха оказался сильнее всех»

«Как братец Лис попал в переделку из-за братца Кролика»

«Как братец Кролик и братец Черепаха бегали наперегонки».

o Сказки древнего Египта – 2 часа.

«Коршун и кошка». Беседа о благородстве и верности слову.

«Лев и мышь». Беседа о силе и слабости, чувстве благодарности.

o Датские сказки – 6 часов.

«Цветы маленькой Иды» (Г. Х. Андерсен). Беседа о красоте.

«Аисты» (Г. Х. Андерсен). Беседа о бережном отношении к живому.

«Соловей» (Г. Х. Андерсен). Беседа о доброте.

«Ель» (Г. Х. Андерсен). Беседа о бережном отношении к природе.

«Малек».

«Волк»

o Французские сазки – 4 часа.

«Волшебницы» (Ш. Перро). Беседа о добре и зле.

«Рикки – чубчик» (Ш. Перро).

«Кот в сапогах» (Ш. Перро).

«Мальчик – с – пальчик» (Ш. Перро).

o Индийские сказки – 8 часов.

«Волшебная чаша». Беседа о коварстве и благородстве, жестокости и доброте.

«Завистливая сова». Беседа о зависти.

«Коварный шакал». Беседа о жадности.

«Жил был воробей». Беседа о справедливости.

«О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром». Беседа о смелости и трусости.

«Сказка о плохом друге». Беседа о дружбе и ответственности за свои поступки.

«Старуха и белка». Беседа об уме и глупости.

«Своим умом». Беседа о верности своему слову.

o Японские сказки – 3 часа.

«Неосторожность». Беседа о внимании.

«Врун». Беседа о жадности.

«Ямори». Беседа о страхе.

o Итоговое мероприятие 1 часа.

3. Сказки народов России – 18 часов.

«Умная дочка» - воронежская сказка;

«Про Ивана-Дурака» - ярославльская сказка;

«Про ворона» - эскимосская сказка;

«Лиса-сирота» - башкирская сказка;

«Петр и Петруша» - история С. -Петербурга;

«Птичья нога» - башкирская сказка;

«Шейдула – лентяй» - дагестанская сказка;

«Как обманули змея» - сказка народа Нифки;

«Толкование сновидений» - татарская сказка;

«Жадная мельничиха» - украинская сказка;

«Кот и лиса» - вологодская сказка;

«Шиш» - тульская сказка;

«Не скажу» - ростовская сказка;

«Ворон-обманщик» - ительменская сказка;

«Как пан конем был» - белорусская сказка;

«Большой петух» - псковская сказка;

«Злыдни» - украинская сказка;

«Царь и ткач» - армянская сказка;

«Лис и дрозд» - украинская сказка;

4. Русские народные сказки. Русские сказки Карелии. Заонежские и Поморские сказки. Сказители. Художники – иллюстраторы – 22 часа.

o Русские народные сказки – 4 часа.

«Сивка-Бурка»

«Иван-царевич и серый волк»

o Русские сказки Карелии – 5 часа.

«Как дружили лиса да заяц». Беседа о дружбе.

«Про лентяя Миняя». Беседа о лени.

«Заяц и два волка». Беседа о хитрости.

«Как волк сено метал». Беседа о сообразительности.

«Как дрова выпрямились». Беседа о лени, доброте.

o Поморские сказки – 4 часа.

«Добрые советы» - 2 часа.

«Соломенный бычок» - 1 час.

«Мышкин колокольчик» - 1 час

o Сказки Заонежья – 4 часа.

«Кот Мурлыка»

«Петух да курочка»

«Лапоток»

«Маша и медведь»

o Сказители – 2 часа.

o Художники – иллюстраторы – 2 часа.

• Т. Юфа

• Н. Брюханов

o Итоговое мероприятие – 1 час

5. Изучение карельских народных сказок – 51 час

• Медведь, волк и лиса – 1 час.

• Лапоток 2 часа.

• Овод и козы – 2 часа.

• Белка, рукавица и иголка – 2 часа.

• Красавица Насто – 3 часа.

• Ольховая Чурка 6 часов.

• Голубая важенка – 5 часов.

• Почему вода в море соленая – 2 часа.

• Невеста – мышь 3 часа.

• Сын – медведь – 6 часа

• Черная уточка – 4 часа.

• Пряхи у проруби – 7 часов

• Сестра и девять братьев – 2 часа.

«Сума, дай ума!» - 2 часа.

• Как один парень царя проучил – 1 час

• Царь Петр и кузнец – 2 часа

o Итоговое мероприятие – 1 час

6. Творческая мастерская. Проба пера. Уроки волшебства или, как стать писателем-сказочником – 28 часов.

o Теория о сказке – 3 час.

o Практические занятия – 25 часов.

7. Экскурсии. Инструктаж по ТБ – 8 часов

o Инструктаж

o Школьная библиотека

o Библиотека – музей

o Экскурсия в ДК на спектакль

8. Заключительное мероприятие «В гостях у сказки» - 5 часов

o Открытое мероприятие. Подготовка – 3 часа.

o Праздник – 2 часа.

9. Подготовка и проведение праздников, участие в мероприятиях Дома детского творчества – 10 часов.

10. Индивидуально – групповые занятия – 35 часов.

11. Заключительное (итоговое) занятие – 1 час.

В результате освоения программы дети будут :

ЗНАТЬ:

• некоторые сказки народов Мира, Росси, а также карельские народные сказки;

• основные жанры фольклора;

• игры разных народов мира, России (в том числе игры народов Карелии)

• структуру построение сказочного текст

УМЕТЬ:

• сочинять сказки

• применять полученные знания на практике

• организовать народную игру со сверстниками

Методы работы:

1. Словесный

2. Наглядно - иллюстративный

3. Игровой

4. Эвристический

Основная форма работы

Учебное занятие, включающее элементы теории и практики.

Практические занятия (коллективные, групповые)

1. Ролевые игры;

2. Беседы;

3. Экскурсии;

4. Прогулки;

5. Викторины;

6. Спектакли;

7. Сочинение собственных произведений;

8. Занятия по ручному труду (рисование, лепка, аппликация)

Формы контроля

1. Участие в культурных мероприятиях;

2. Викторины;

3. Беседы с детьми и их родителями;

4. КТД в объединении (инсценировка сказок)

5. Наблюдение за детьми в процессе работы.

Мониторинг результатов обучения

Показатели Критерии Степень выраженности оцениваемого качества Метод (форма) диагностики

Количество детей,

освоивших данную программу.

Число/процент Удовл. : 50% -60% сохранность контингента

Хор. : 70% - 90% сохранность контингента

Отл. : 100% сохранность контингента Анализ данных учета работы объединения.

Теоретическая подготовка

(в том числе владение специальной терминалогией). Степень соответствия теоретических знаний ребенка

программным требованиям.

Осмысленность, правильность использования

терминологии

Удовл. : ребенок избегает употреблять термины, употребляет неправильно.

Хор. : сочетает специальную терминологию с бытовой.

Отл. : употребляет термины осмысленно и в полном соответствии с их содержанием.

Беседы, игры, наблюдение ит. д.

Специальная подготовка.

Практические умения и навыки,

предусмотренные программой. Соответствие практических умений и навыков программным требованиям.

Удовл. : освоил не менее объема знаний, предусмотренных программой.

Хор. : объем усвоенных знаний более

Отл. : освоил практически весь объем знаний Комплексные занятия, игры, викторины, конкурсы, творческая работа и т. д.

Сфера достижений. Участие в

Конкурсах

различного уровня.

Хор. : принял участие в конкурсах

Отл. : занял призовые места в конкурсах, проходивших в течение года

Данные журнала учета посещаемости, грамоты, дипломы, свидетельства и т. д.

Сфера отношений, поведения «психологическая подготовка». Психологическую атмосферу в коллективе, отношения между воспитанниками.

Удовл. : Отношения в коллективе поддерживаются, благодаря постоянному вмешательству педагога.

Хор. : В целом отношения в коллективе дружеские, царит атмосфера взаимопонимания, поддержки, уважения, возникающие конфликты находят свое разрешение (при помощи педагога).

Отл. : отношения в коллективе дружеские, царит атмосфера взаимопонимания, поддержки, уважения. Каждый член коллектива чувствует себя комфортно. Анкетирование, педагогическое наблюдение.

Учебно – организационные навыки. Умение слушать и слышать педагога (во время занятия и др.) Соответствие

реальных навыков программным требованиям, аккуратность и ответственность в работе. Удовл. : Рассеян на занятии, не всегда способен ответить на поставленный вопрос.

Хор. : не всегда внимательно слушает педагога, воспринимает информацию, отвечает на вопросы.

Отл. : Демонстрирует высокую степень внимания на занятии, адекватно воспринимает информацию, осмысленно отвечает на вопросы.

Педагогическое наблюдение.

Характеристика (уровень содержания образования). Указать уровень содержания образования, поскольку степень сложности содержания может повлиять на достигаемый ребенком уровень результата.

Начальное образование; неполное среднее образование; полное среднее образование

Удовлетворенность содержанием и условиями реализации программы Посещаемость (журнал учета); активное участие в жизни коллектива; поддержка родителей Удовл. : Родители и дети частично удовлетворены качеством и содержание образования.

Хор. : В целом удовлетворены.

Отл. : Родители и дети в полной мере удовлетворены качеством и содержание образования. Анкетирование, анализ журнала учета, педагогическое наблюдение

Список литературы:

1. Аникина В. П. Сказки народов мира. М. : Детская литература, 1985.

2. Онегина Н. Ф. Сказки Заонежья. Петрозаводск: Карелия, 1986.

3. Петтинен О. А. Карельские сказки. Петрозаводск: Карелия,1983.

4. Разумовская А. П. Поморские сказки. – Петрозаводск: Карелия,1987.

5. Фирсов В. Н. Сказки деда Северьяна. – Петрозаводск: Карелия,1992.

Публикации по теме:

Приключения кота Белобока, или экономика для малышей В 2016 году наш детский сад стал участником реализации проекта "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию.

Фотоотчет о спортивном празднике «В гостях у кота-Котофея»Фотоотчет о спортивном празднике «В гостях у кота-Котофея» ткрытое спортивное занятие для детей и родитетелей "В гостях у кота_Котофея" прошло в детском саду №31 Красносельского района Санкт-Петербурга.

Конкурсная программа по сказкам А. С. Пушкина «Что за прелесть эти сказки!» Конкурсная программа по сказкам А. С. Пушкина «Что за прелесть эти сказки!» (Старшая-подготовительная группа) Здравствуйте, ребята! В нашей.

Конспект занятия по развитию речи на тему «Русские сказки (драматизация сказки «теремок»). Чтение сказки» Петушок и бобовоеКонспект занятия по развитию речи на тему «Русские сказки (драматизация сказки «теремок»). Чтение сказки» Петушок и бобовое Конспект занятия по развитию речи на тему «Русские сказки (драматизация сказки «теремок»). Чтение сказки "Петушок и бобовое зернышко"».

Мастер-класс «Лежанка для кота из старого свитера»Мастер-класс «Лежанка для кота из старого свитера» Хочу поделиться пошаговым мастер-классом выполнения лежанки из свитера. Для работы нужны следующие материалы: сам свитер, наполнитель,.

Рабочая программа кружок «В гостях у сказки» Керченское коммунальное дошкольное учебное заведение № 55 «Хрусталик» комбинированного типа Керченского городского совета Утверждено:.

Стихи «Про Кота», «Карусель времени» Девочки, сегодня вновь решилась поделиться с вами своими фантазиями. Сейчас такой период, когда идут занятия, праздники и совсем не успеваешь.

Театрализованное занятие-развлечение с использованием элементов метода арт-терапии «Сказки мудрого кота. Приключения Колобка» Задачи: Дидактические • Закрепить знание русской народной сказки «Колобок» • Актуализировать знания детей о диких животных. • Учить использовать.

Театрализованный праздник сказок «В гостях у кота Леопольда» В гостях у кота Леопольда (2 день). (Выходят мышата). 2й м. : Привет всем! 1й м. : Ага, привет всем! Что, в гости опять к этому …., ну, к.

Праздник в День знаний «Волшебный дуб учёного кота» ВОЛШЕБНЫЙ ДУБ УЧЁНОГО КОТА Праздник, посвящённый дню знаний Цель: 1. Формирование мотивированной готовности к процессу обучения; 2. Активизация.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Программа ДО «Сказки кота Мурлыки»
Опубликовано: 13 ноября 2016 в 17:04
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа ДО «Сказки кота Мурлыки»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Бедина (УИ 481363) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД