Ольга Кобелькова
Программа ДО для детей с НОДА с учётом патологий органов зрения и задержки психоречевого развития
▼ Скачать + Заказать документы
1. Целевой раздел
1.1. Цель и задачи Программы
Коррекционно-педагогическая работа с детьми, страдающими церебральным параличом строится с учетом следующих принципов:
• Системный подход к коррекционно-педагогической работе, который предусматривает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений;
• Раннее начало комплексного воздействия с опорой на сохранные функции;
• Организация работы в рамках ведущей деятельности с учетом закономерностей онтогенетического развития;
Публикация «Программа ДО для детей с Нода с учётом патологий органов зрения и задержки психоречевого развития» размещена в разделах
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Темочки
• Наблюдение за динамикой психоречевого развития;
• Сочетание различных видов и форм коррекционно-педагогической работы;
• Тесное взаимодействие с семьей ребенка.
Цель:
1. Оказание ребенку психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи;
2. Обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации;
3. Своевременная коррекция и развитие речи;
4. Развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду.
Задачи:
- Развитие игровой деятельности;
- Развитие речевого общения с окружающими;
- Расширение запаса знаний и представлений об окружающем;
- Развитие сенсорных функций. Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений. Развитие кинестетического восприятия и стереогноза;
- Развитие внимания, памяти, мышления (наглядно-образной и элементов абстрактно-логического);
- Формирование математических представлений;
- Развитие ручной умелости и подготовка руки к овладению письмом;
- Воспитание навыков самообслуживания и гигиены;
Значительное место в коррекционно-педагогической работе при ДЦП отводится логопедической коррекции.
Ее основная цель:
- развитие вербальных средств общения, совершенствование произносительной стороны речи, ее разборчивости;
- нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата;
- развитие речевого дыхания и голоса;
- нормализация темпо-ритмической и интонационной речи;
- формирование артикуляционногопраксиса на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков речи;
- развитие функций кистей и пальцев рук;
- развитие лексико-грамматической стороны речи, формирование навыков построения развернутого высказывания
1.2. Принципы и подходы к формированию АОП
Принципы:
1. полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития;
2. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
3. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5. сотрудничество организации с семьей;
6. приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7. формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8. возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9. учет этнокультурной ситуации развития детей;
10. единство коррекции и развития (коррекционная работа осуществляется только на основе клинико-психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка);
11. единство диагностики и коррекции развития (цели и содержание коррекционной работы могут быть определены только на основе комплексного, системного, целостного, динамического изучения ребенка, его дифференциально-диагностического обследования);
12. взаимосвязь коррекции и компенсации (вся коррекционная работа призвана компенсировать нарушения в развитии, и направлена на реабилитацию и социальную адаптацию ребенка с проблемами, построение образовательного процесса с использованием сохранных анализаторов, функций и систем организма);
13. комплексность методов психолого-педагогического воздействия;
14. системность (всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательных отношений);
15. целостность (учет взаимосвязи и взаимообусловленности различных сторон психической организации ребенка : интеллектуальной, эмоционально-волевой, мотивационной);
16. непрерывность (принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до решения проблемы или определения подхода к её решению);
17. педагогический оптимизм (признание права каждого человека независимо от его особенностей и ограниченных возможностей жизнедеятельности быть включенным в образовательный процесс \ организация для ребенка "атмосферы успеха", ориентир на положительный результат);
18. активность (широкое использование в ходе занятий практической деятельности ребенка);
19. доступность (подбор методов, приемов, средств, соответствующих возможностям ребенка);
20. учет ведущей деятельности. Для ребенка дошкольного возраста такой деятельностью является игра.
Подходы:
• Личностно-ориентированный подход - ориентация в педагогической деятельности на форму работы в виде сотрудничества, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.
• Личностно-ориентированная модель обеспечивает организацию образовательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику образовательных отношений.
• Культурно-исторический подход. Развитие совершается путем возникновения на каждой ступени новых качеств, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях.
• Деятельностный подход. Деятельность – движущая сила развития. В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность, внутри которой развиваются новые виды деятельности, развиваются психические процессы, возникают личностные новообразования.
• Комплексный подход, обеспечивающий решение коррекционных, развивающих, воспитательных и оздоровительных задач благодаря тесномувзаимодействиюспециалистов педагогического и медицинского профиля, родителей.
• Структурно – динамический подход – выявление и учет первичных и вторичных отклонений в развитии, факторов, оказывающих доминирующее воздействие на развитие ребенка, что позволяет определить механизмы компенсации, влияющие на процесс обучения.
• Онтогенетический подход – учет индивидуальных особенностей ребенка.
• Антропологический подход – учет возрастных особенностей ребенка.
1.3. Планируемые результаты освоения АОП
С учетом индивидуальной программы реабилитации ребенка прогнозируемый результат :
Ребенок овладеет:
-основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и частично самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; научится выбирать себе род занятий;
-овладеет установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, овладеет чувством собственного достоинства;
- научится договариваться, адекватно проявляет свои чувства;
- научится подчиняться разным правилам и социальным нормам;
-овладеет речью;
- развитие крупной и мелкой моторики у ребенка;
- сможет соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- овладеет начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором она живет; овладеет элементарными представлениями из области живой природы;
2. Содержательный раздел
2.1. Основные психологические особенности развития детей с ДЦП.
Психологические особенности ребёнка с ДЦП проявляются очень рано. Из-за ограниченности движений, малой дееспособности, проблем с речью происходит задержка в развитии. Снижение уровня социальных контактов ведет к тому, что ребенок замыкается в себе. Хотя если родители уделяют достаточно внимания социализации, то ребёнок будет хорошо идти на контакт.
Задержка в развитии происходит в виде так называемого психического инфантилизма. Страдают эмоциональные и волевые составляющие психики. Эмоциональная сфера таких детей остается несформированной даже тогда, когда они взрослеют. Эти особенности психики, к сожалению, сильно ограничивают возможности. Чем сильнее у ребенка изменения, тем меньше может он влиться в нормальную жизнь.
На развитие личности влияет несколько факторов, в том числе социальная сфера. Родители не всегда знают, как правильно общаться, развивать больных детей. В некоторых случаях это отрицательно сказывается на развитии их интеллекта.
2.2. Характеристика ребёнка с ДЦП.
Девочка контактна, общительна, эмоциональна, В общении заинтересована. Обращенную речь понимает на предметно-бытовом уровне, выполняет односложные инструкции. Внимание неустойчивое, истощаемое, быстро переключается. Уровень запоминания снижен.
По заболеванию — присутствуют трудности с крупной и мелкой моторикой. Лучше манипулирует правой рукой, действия двумя руками затруднены. Предметы захватывает, манипулирует.
Отстает в психо-речевом развитии. В активной речи — несколько слогов, слова — дай, на, звукоподражаний нет. Общение инициирует, просит, указывая на предмет. Знает простые части тела, предметы на картинке не показывает, на предметах — понимает. Подбирает пару предмету, собирает стаканчики, сортер из 3 форм, путем подбор. По цвету форме, величине предметы не сортирует, действия по образцу выполняет с трудом. Проблемные ситуации решает с помощью взрослого.
Запас общих знаний об окружающем снижен. В пространстве дома ориентирована.
2.3. Содержание по предметным областям:
Область Задача Ожидаемые результаты Форма оценивания
Социально-коммуникативное развитие 1. Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками, социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание, доброжелательное отношение к окружающим, учить совершать действия по очереди (через настольные игры).
2. Формировать образ Я, уважительное отношение и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в группе;
-формировать гендерную,семейную принадлежность.
3. Развивать навыки самообслуживания.
4. Формировать саморегуляцию собственных действий.
5. Воспитывать культурно-гигиенические навыки.
6. Формировать позитивные установки к различным видам
труда и творчества, воспитывать положительное отношение к труду.
7. Формировать первичные представления о безопасном
поведении в быту, социуме, природе.
8. Формировать умение работать за столом не менее чем 15 минут, коммуницировать с педагогом, удерживать контакт с педагогом и со сверстниками. 1. Появилось желание взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, доброжелательное отношение к окружающим, умеет играть по очереди (через настольные игры).
2. Умеет повторять за взрослым движения с предметами (помаши флажком) и без предметов (топай, хлопай в ладоши).
2. умеет выполнить самостоятельно многократно отработанное действие.
3. На сенсорном материале может проверить себя при указании на ошибку.
4. Заинтересовывается игрой, стимулируя спокойное поведение за столиком до 1-2 мин.
5. Убирает игрушки вместе со взрослыми. Деятельностные пробы, наблюдение, фиксация времени,
создание ситуаций применения в реальной жизни.
Познавательное развитие 1. Формировать элементарные математические представления: изучить цифры 1 -5 и учить соотносить с количеством.
2. Развивать познавательные интересы, расширять опыт ориентировки в окружающем, сенсорном развитии.
3. Формировать познавательные действия, становление
сознания; развивать воображение и творческую активность.
4. Развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность сравнивать, предметы окружающего мира; умение устанавливать простейшие связи.
5. Знакомить с природой и природными явлениями.
6. Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
7. Воспитывать умение правильно вести себя в природе.
8. Формирование сенсорного опыта: учить дифференцировать на слух звуки знакомых музыкальных инструментов, игрушек, бытовой техники; соотносить слово с соответствующим действием (пить, кушать, спать, рисовать, писать, клеить, одевать, снимать); выделять отдельный предмет среди других по просьбе взрослого; изображать по образцу геометрические фигуры; выполнять двойную просьбу. 1. Выполняет более 2-х действий с предметами (качать куклу и положить спать.
2. Обращает внимание на предметы окружающей обстановки, находящиеся в одном и том же месте.
3. Собирает крупныепазлы с опорой на образец. Деятельностные пробы
Речевое развитие 1. Расширение степени понимания обращенной речи.
2. Стимуляция вербальной имитации.
3. Обучение умениям работать с картинным материалом.
4. Введение способов альтернативной коммуникации. 1. Умеет обращать внимание на речь и артикуляцию взрослого (как мы произносим звуки, разную интонацию.
2. Умеет различать: мама, бабушка, другие родственники на слух).
3. Обращает, внимание на картинки в книжке. Хороший вариант книжка с окошками.
4. Выполняет речевые односложные инструкции (дай, неси, кати, толкай). Система тестов и проб, создание ситуаций применения в реальной жизни
Художественно-эстетическое 1. Развитие имитации на музыкальном материале, двигательную активность рук, удерживать музыкальные инструменты и извлекать из них звуки (бубен и погремушка, самостоятельно брать их. 2. Развитие умения узнавать муз. инструмент по звучанию, указывая рукой.
3. Стимулировать позитивное настроение.
4. Учить подражать подпеванию гласных (пробуем использовать напевки, постепенно прячем свой рот, чтобы ребенок не считывал по губам, а слушала).
5. Учить видеть контур закрашиваемого предмета.
6. Учить рисовать карандашами, красками простые предметы (совместное рисование).
7. Приклеивать, лепить из соленого теста и пластилина простые предметы.
8. Приобщать к конструированию; знакомить с различными видами конструкторов.
9. Удовлетворять потребности в самовыражении.
10. Развивать моторику рук. 1. Расширились умения имитации: хлопает,
самостоятельно берет музыкальный инструмент, играет на нем.
2. Пропевает гласные звуки.
3 Тянет за предмет, что бы произошёл эффект (вибрация, музыка).
4. Пробует рисовать руками по поверхности (красками или по песку, крупе). 5. Мажет клеем, приклеивает элементы простых предметов по образцу.
6. Лепит из соленого теста, из пластилина шар, колбаску с дозированной помощью взрослого по подражанию.
7. Умеет надевать кольцо на палочку, ставить стакан в стакан, складывать предметы в контейнер, кидать шарик на горку.
8. Умеет строить башню из 2-х, затем 4-х кубиков или деталей конструктора, поезд.
9. Может выполнять содружественныедвижения руками при их мытье, вытирании. Пробы, создание ситуаций, анализ продуктов деятельности, участие в итоговом событии
Физическое развитие
1. Сохранять, укреплять и здоровье; предупреждать утомления.
2. Обеспечить гармоничное физическое развитие, учить выполнению основных видов движений, формировать правильную осанку.
3. Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности.
6. Управлять эмоциональной сферой ребёнка, развивать морально-волевые качества личности, формирующиеся в процессе специальных двигательных. 1. Улучшает координацию (обходить, переступать, перелезать препятствия, подниматься спускаться по невысоким наклонным поверхностям, лестнице, удерживаться на качелях.
2. Совершает разнообразные действия катания предмета по поверхности, ловить, прослеживать за ним (мячик).
3. Толкает и бросает предмет (вперёд и в сторону).
4. Толкает мяч сидя двумя руками вперёд (с помощью). Деятельностные пробы