Юлия Ларькина
Программа для развития одаренных детей по художественно-эстетическому направлению «Радуга» для дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Светлячок»
ПРОГРАММА
для развития одаренных детей по художественно-эстетическому направлению «Радуга»
(дошкольный возраст)
Составитель
Ларькина Ю. А.
Рославль 2017-2018гг.
Характеристика проблемы
Публикация «Программа для развития одаренных детей по художественно-эстетическому направлению „Радуга“ для дошкольного возраста» размещена в разделах
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Радуга, радужные идеи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Реформы, произошедшие к отечественной системе образования за последнее десятилетие, направленность на гуманистические личностно-ориентированные развивающие образовательные технологии, компетентный подход изменил отношения к воспитанникам, проявляющим неординарные способности. В педагогике довольно часто по отношению к этим детям употребляется термин «одаренные». Требуют внимания и дети, имеющие высокую мотивацию к постижению знаний. Все это явилось весомым основанием для создания в России федеральной целевой программы «Дети России», одной из подпрограмм которой является проект «Одаренные дети». Целью его является обеспечение благоприятных условий для создания единой государственной системы выявления развития и адресной поддержки одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.
Организация работы по обучению и развитию одаренных детей, учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие проявления одаренности, потребовала от нас предварительного ответа на следующие вопросы:
-С каким видом одаренности мы имеем дело (общая или специальная в виде спортивной, художественной или иной);
-В какой форме может проявиться одаренность : явной, скрытой, потенциальной;
-Какие задачи работы с одаренными являются приоритетными: развитие наличных способностей; психолого-педагогическая поддержка и помощь; моделирование и экспертиза образовательной среды, включая мониторинг использования инновационных технологий и результативности деятельности с одаренными детьми.
Пояснительная записка.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Толковый словарь под редакцией С. И. Ожегова объясняет слово "одарённость” следующим образом: "То же, что талантливый…”. А уж талантливый - "…это человек, обладающий врождёнными качествами, особыми природными способностями”. Если вдуматься в это определение, то можно прийти к старой истине, что неталантливых, а, следовательно, не одарённых от природы людей не бывает. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
В современном мире приоритетным считается формирование общей человеческой ценности. Дети должны знать, любить и понимать историю, природу, культуру своей страны и своей малой родины. В этом большую роль играет эстетическое воспитание детей.
В эстетическом воспитании центральной задачей является формирование у детей способности самовыражения чувств через рисунок, лепку, изготовление аппликаций. Когда ребенок самостоятельно, но под руководством старшего, что-то делает сам, то он превращается в маленького художника, который пытается выражать свои чувства – восхищение, уважение, любовь к тому, что видит, с чем соприкасается. А видит ребенок свою семью, свой город, свой детский сад, своих друзей, он учится быть добрым, внимательным, заботливым. Актуальность программы заключается в формировании развитии творческих и созидательных способностей детей. Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до возможности создания своего образа понимания мира. Дети любят все красивое, они на чувственной основе воспринимают мир. Занятия в кружке способствуют этому развитию, рождению в каждом ребенке художника. Ребенок - художник от природы, ему нужно только помочь, подтолкнуть к созданию образа.
Познание мира у ребенка начинается с восприятия цветных предметов и явлений. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образа восприятия, являются результатом их переработки. Освоение знаний и умений во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов. Полноценное умственное развитие ребенка в значительной мере зависит от его сенсорного движения.
Через рисунок, лепку, аппликацию ребенок не только выражает свои чувства к внешнему миру, но и познает его, таким образом, учится любить мир, в котором живет.
Содержание программы
Программа рассчитана на один год обучения (2018-2019гг., содержит перспективное планирование, которое предоставлено помесячно, включая занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования, включает предметное, сюжетное, рисование по замыслу, включает необходимое оборудование.
Проводится одно занятие в неделю длительностью 20-25 минут (всего 36 занятий в течение учебного года).
Нормативно — методические документы
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 №26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30.08.2013 №1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»
- Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»
- Постановление Правительства РФ от 10 июля 2013 г. N 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»
• Федеральная целевая программа “ Одаренные дети”, в рамках президентской программы “Дети России”, утвержденной правительством
РФ от 03.10.2002 г. ;
-Указ президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
- Устав ДОУ
- Локальные акты учреждения, регламентирующие воспитательно-образовательный процесс.
Отличительные особенности одаренных детей
1. Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления.
2. Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность.
3. Испытывают радость от умственного труда.
Категории одаренных детей
1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности — одаренности в определенной области науки, искусства.
3. Воспитанники, не достигающие по каким — либо причинам успехов в обучении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.
Принципы работы с одаренными детьми
1. Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.
2. Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, клубы по интересам.
Организация взаимодействия с родителями одаренных детей :
• родительский клуб анкетирование, по результатам которого мы узнали об отношении родителей к данному развитию их детей;
• родительское собрание, на котором были показаны результаты усвоения программы детьми за учебный год и предложены основные положения программы "Одаренный ребенок" и значение ее в будущей адаптации ребенка в социуме;
• подготовлены папки-передвижки, консультации, перспективный план, рекомендации для родителей по воспитанию и развитию детей;
• система работы с родителями по внедрению программы «Одаренный ребенок»
• детско-родительские проекты.
Планируемые результаты:
1. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в художественно-эстетическом направлении.
2. Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству.
3. Повышение художественно-эстетического вкуса.
4. Оформление выставок детского творчества.
5. Положительная динамика процента участников и призёров в творческих конкурсах.
Принципы построение программы :
• Соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
• Сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости;
• Соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности;
• Предусматривать решение программных и образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и в самостоятельной деятельности детей;
• Предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Концепция программы
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в дошкольном детстве на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.
Одаренные дети :
-имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
-имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
-испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Для работы по программе «Радуга» мы отобрали одаренных детей по категории :
-Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
-Дети, обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми :
-принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
-принцип возрастания роли дополнительного образования;
-принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
-принцип создания условий для совместной работы детей при минимальном участии воспитателя;
Формы работы с одаренными детьми :
-групповые занятия с одаренными детьми;
-конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, спортивные игры;
-работа по индивидуальным планам;
-исследовательская деятельность.
Цель программы :
-создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями.
Задачи:
Научить детей видеть красоту окружающего мира.
Научить детей выражать свои чувства через творчество.
Научить детей рисовать, изготавливать предметы путем лепки, изготовления аппликации.
Способствовать эстетическому воспитанию дошкольников.
Развивать цветовое восприятие – способность различать оттенки цветов, представления о том, что одинаковые предметы могут быть разного цвета.
Развить композиционные умения – начиная от равномерного расположения предметов на листе бумаги в рисовании и аппликации до составления натюрмортов в лепке и аппликации с основным сочетанием предметов в лепке и аппликации с осознанным сочетанием предметов по форме, цвету и величине.
Формирование элементов самостоятельной деятельности
Развитие образного восприятия и элементов воображения как основы творческой деятельности
Формирование положительного отношения к себе, человеку
Основные направления реализации программы
-Выявление одаренных детей;
-Создание банка данных «Одаренные дети»;
-Разработка индивидуальных форм работы;
-Использование в учебном процессе современных, интерактивных технологий;
-Использование активных форм и методов организации образовательного процесса;
-Организация образовательной среды для развития творческого потенциала детей.
-Включение детей в проектную деятельность.
Организация воспитательной работы в рамках программы :
Критерии оценки Ф. И. детей
1. Рисунки и картины отличаются разнообразием сюжетов.
2. Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь.
3. Оригинален в выборе сюжета (в рисунках, сочинении, описании какого-либо события, составляет оригинальные композиции (из цветов, рисунков, камней, марок, открыток, и т. д.).
4. Всегда готов использовать какой-либо материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем.
5. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное значение (украшение для дома, одежды и т. д.).
6. Прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
7. Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может дать свою собственную оценку и пытается воспроизвести то, что ему понравилось в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
8. Любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того чтобы изображать события или вещи в трех измерениях и пространственно.
Средний бал
-Формирование духовного потенциала личности, её развития, направленного на творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию;
-Формирование общечеловеческих ценностей, общекультурной компетенции;
-Формирование высокой речевой культуры;
-Пропаганда здорового образа жизни;
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми :
-Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
Принцип возрастания роли дополнительного образования;
-Принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
-Принцип интеграции интеллектуального, морального, эстетического и физического развития;
-Принцип гуманизма и демократизма.
Предполагаемые результаты:
-увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности;
-повышение качества образования и воспитания дошкольников в целом;
-положительная динамика процента участников и призеров конкурсов различного уровня
Методика для выявления одарённых детей имеющих
художественно-эститеческие способности
художественно одаренных детей
Используется методика Лосева (для детей младшего возраста) и тест Е. Торранса (для детей от 5 лет).
Если какая-то характеристика присуща ребенку:
в наивысшей степени – 5 баллов;
выше средней — 4 балла;
средней – 3 балла;
низкой – 2 балла.
Суммируйте баллы по всем характеристикам внутри данной «области» таланта. Общее количество набранных баллов разделите на количество вопросов и полученное число запишите в бланк.
Краткий тест. Сокращенный вариант изобразительной (фигурной) батареи теста. Для снятия тревожности и создания благоприятной творческой атмосферы Е. Торренс называл свои методики не тестами, а занятиями.
Фигурный тест Е. Торренса. Тест предназначен для испытуемых от 5 лет. Этот тест состоит из трех субтестов. Ответы на все задания даются в виде рисунков и подписей к ним.
Примечание: общая инструкция для детей может выглядеть так «Сейчас вы немного порисуете. Рисовать — приятное занятие и постарайтесь делать это так чтобы ваш рисунок был интересным, необычным, особенным.» Объясняя как выполнять задания, нельзя приводить примеры возможных ответов, показывать рисунки выполненные кем-то другим. Перед выполнением каждого субтеста психологу или педагогу следует проговаривать содержание задания, уточнять что именно следует сделать.
На выполнение каждого субтеста дается 10 мин., но по мнению многих психологов, время выполнения задания можно не ограничивать, так как креативный процесс предполагает свободную организацию временного компонента творческой деятельности. Художественный уровень исполнения в рисунках не учитывается.
Субтест 1. «Нарисуйте картинку». Испытуемому предлагается нарисовать картинку, при этом в качестве основы рисунка используется цветное овальное пятно, вырезаемое из цветной бумаги. Цвет овала испытуемых выбирает самостоятельно из предложенных вариантов. Стимульная фигура имеет форму и размер обычного куриного яйца. Так же необходимо дать название своему рисунку.
Оценивание: выполненное задание оценивается по следующим показателям:
Оригинальность:
0 б. - абстрактный узор, капля, курица, яйцо, цветок.
1 б. - жук, человек, черепаха, лицо, шар.
2 б. - нос, остров.
3 б. - гном, девочка, заяц, камень, кошка, НЛО, облако, инопланетянин, ракета, метеор, животное, крыса, птица, рыба.
4 б. - глаз, динозавр, дракон, рот, робот, самолет, слон, озеро, планета.
5 б. - остальные рисунки.
Разработанность: один балл за каждую значимую деталь.
Название:
0 - обычное название.
1 - простое описание.
2 - описательное название.
3 - релевантное название.
Субтест 2. «Завершение фигуры». Испытуемому предлагается дорисовать десять незаконченных стимульных фигур, а так же придумать название к каждому рисунку.
Субтест 3. «Повторяющиеся линии». Стимульным материалом являются 30 пар параллельных вертикальных линий — картинку не привожу, так как это нарисовать сможет каждый. На основе каждой пары линий необходимо создать какой-либо (неповторяющийся) рисунок.
Ответы на задания этих тестов испытуемые должны дать в виде рисунков и подписей к ним. Если дети не умеют писать или пишут очень медленно, экспериментатор или его ассистенты должны помочь им подписать рисунки. При этом необходимо в точности следовать замыслу ребенка.
Календарно-тематическое планирование к программе
«Радуга»
Тема
Содержание
Итоговое мероприятие
Срок
сентябрь
1
«Букет цветов»
цвет в рисунке, цветовой спектр, колорит, упражнение по смешиванию красок, классификация цветов и оттенков, теплая и холодная гамма цветов, хроматические и ахроматические цвета.
Составление декоративного панно (коллективная работа)
сентябрь
2
«Золотая осень»
Знакомство с жанрами живописи: пейзаж, путешествие в мир искусства: осенний пейзаж, рисование гуашью веток с осенними листьями, осеннего парка, леса.
Составление декоративного панно «Золотая осень» (коллективная работа)
сентябрь
3
«Орнамент»
Ритм и композиция рисунка, упражнение по составлению орнамента, упражнения на ритмические сочетания, колорит орнамента, упражнения на применение элементов ритма в орнаменте и росписи.
Украшение рамки для рисунка или коробочки для занятий, тарелочки.
сентябрь
4
«Мама»
Знакомство с жанрами живописи: портрет, передача характера человека, физиологических особенностей, профессии, закрепление навыков при передаче пропорций лица, форме глаз, носа, губ, ушей, прически.
Выставка детских работ «Мама» (ко Дню Матери)
сентябрь
5
«Подарки для друзей»
Свободное творчество
Составление подарочных альбомов ко Дню рождения.
октябрь
6
«Картина»
Работа с цветными карандашами, восковыми карандашами, правила работы карандашом, передача формы и цвета предметов штриховкой.
Раскрашивание картины.
октябрь
7
«Коврик из опавших листьев».
Закрепить умение пользоваться техникой штамповки
Работа на выставку
октябрь
8
«Натюрморт»
Знакомство с жанрами живописи: натюрморт, рисование натюрмортов из овощей и фруктов, из предметов быта, рисование отдельных овощей и фруктов, предметов быта.
Коллективная работа «Скатерть-самобранка».
октябрь
9
«Зимняя улица», «Первый снег»
2 занятия
Знакомство с жанрами живописи: акварельная живопись, рисование зимних пейзажей, передача холодной цветовой гаммы, передача формы деревьев, кустарников, неба и т. д.
«Зимняя улица», «Первый снег».
коллаж
ноябрь
10
«Волшебный мир ночи»
2занятия
Использование смешанной техники живописи: акварель, гуашь, фломастер, изображение фантастических персонажей, выразительная передача светящихся предметов (окна домов, фонари, фары автомобилей, передача цветового контраста.
Выставка работ
ноябрь
11
«Новогодние игрушки»
«Маскарад»
2занятия
Использование живописи, аппликации в техническом творчестве, украшаем новогодние фонарики, готовимся к новогоднему карнавалу.
Изготовление новогодних украшений, новогодних карнавальных масок
декабрь
12
«Чудесные картинки»
Знакомство с техникой живописи – монотипия, знакомство с понятием симметрия, развитие образного мышления.
Выставка
13
«Весёлый праздник – Новый год»
Знакомство с техникой живописи: мокрое и сухое письмо. выполнение работы «Весёлый праздник – Новый год», закрепление понятий: колорит, ритм, композиция, цветовая гамма.
Выставка коллективной работы
январь
14
«Рождество в рисунках детей»
Использование смешанной техники живописи: рисунок и лепка. передача настроения картины, передача сюжетной линии.
Выставка работ «Рождество в рисунках детей».
январь
15
«Сказка всегда разноцветная»
Изображение сказочных, фантастических персонажей, передача сюжетной линии сказки, закрепление понятий: центр композиции, цветовая гамма.
Создание панно «Герои сказок живут с нами»
февраль
16
«Чудеса»
Знакомство с техникой рисунка: шаблон, напыление, набрызг, закрепление понятия – композиция рисунка, изготовление шаблонов, выбор цветовых сочетаний.
Выполнение работ на свободную тему в технике набрызга через шаблон
февраль
17
«На арене цирка»
Закрепление понятий: колорит, цветовые сочетания, передача настроения посредством цвета.
Выполнение декоративного панно «На арене цирка».
февраль
18
«23 февраля – День защитников Отечества»
Изображение людей, составление сюжетной картины, посредством законов композиции и правил перспективы
Выполнение творческой работы «Галерея защитников Отечества».
февраль
19
«Край родной, край любимый»
Работа в жанре пейзажа или портрета.
Выполнение творческих работ: «Любимый уголок города, страны», «Дорогой сердцу человек», «Мой домашний любимец».
март
20
«8 Марта»
2 занятия
Выполнение портрета мамы, бабушки, сестренки; сюжетной бытовой картины. изображение людей, составление сюжетной картины, посредством законов композиции и правил перспективы.
Выставка работ детей, посвященных Дню 8 Марта.
март
21
«Натюрморт»
Выполнение объемного рисунка: лепка + живопись. закрепление понятий: натюрморт, пейзаж, передача объёма и формы за счет использования лепки, передача настроения посредством цвета.
Выполнение сюжетной картины на доске в технике рисунка и лепки.
март
22
«Весёлый хоровод»
Выполнение объемных работ – кукол (пластиковая бутылка, пластилин, гуашь, знакомство с народной игрушкой, выполнение из пластилина одежды для кукол, выполнение наряда для куклы.
Выставка кукол с прорисованными деталями костюма «Весёлый хоровод».
апрель
23
«Город мастеров»
2 занятия
Знакомство с декоративно-прикладными видами искусства, виды декоративного искусства, композиция, колорит, цвет.
Создание музея в городе «Город мастеров».
апрель
24
Роспись платка, косынки
Орнамент, центр композиции, рисование отдельных элементов
Выставка
апрель
25
Волшебный мир искусства «Музеи мира»
Знакомство с профессиями: художник, скульптор, архитектор, оформитель, дизайнер, реставратор.
май
26
«Праздничная улица»
Закрепление жанра пейзаж, закрепление техник набрызг, коллаж, использование смешанной техники: рисунок + лепка.
Выставка работ ко Дню Победы.
май
27
«Рисуем, творим, фантазируем»
Совместное творчество родителей и детей
Открытое мероприятие
май
28
Участие в выставках и конкурсах на уровне ДОУ
В течении года
29
Участие в городских, районных, российских конкурсах и выставках
В течении года
Список литературы.
1. Баландина Л. А., Гаврилова В. Г., Горбачева И. А., Захаревич Г. А., Марченко Г. Н., Ничипорюк Е. А., Скрипкина Н. М., Тарасова Н. Е., Чернецкая Л. В., Шабельная Е. А. Диагностика в детском саду. Методическое пособие г. Ростов-на-Дону, 2004.
2. Богоявленская М. “Проблемы одаренного ребенка” ж/л “Обруч” 2005.
3. Бурменская Г. В., Слуцкий В. М. Одаренные дети 1991. М.
4. Клименко В. В. “Психологические тесты таланта” С-Петербург 1996.
5. Одаренность малыша : раскрыть, понять, поддержать. М., 1998.
6. Психология одаренности детей и подростков под редакцией Н. С. Лейтеса. 2000. М.
7. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и в школе 2000. Москва.
8. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей 1996. Ярославль.