Светлана Лоянич
Программа для одаренных детей дошкольного возраста 3–4 лет. Математика «Веселый счет»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание программы :
Паспорт программы…. …. …3
1. Целевой раздел…4
1.1. Пояснительная записка…. 4
1.2. Цели и задачи…. …5
1.3. Ожидаемые результаты реализации программы….7
2. Содержательный раздел…8
2.1. Возрастные особенности детей 3-4 лет…. 8
2.2. Содержание психолого-педагогической работы….….10
2.3. Методы и приемы реализации программы…. 11
3. Организационный раздел…12
3.1. Организация занятий кружка…. 13
3.2. Календарно-тематическое планирование…. 15
Публикация «Программа для одаренных детей дошкольного возраста 3–4 лет, Математика „Веселый счет“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Младшая группа
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
3.3. Мониторинг освоения детьми программного материала….…23
3.4. Социальное партнерство с родителями…. 24
3.5. Программно-методическое обеспечение ….25
Наименование Математический кружок «Веселый счет» для детей 3-4лет)
Основание для разработки программы Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова «Игралочка»
Практический курс математики для дошкольников от 3 до 5 лет, М. : Издательство «Ювента», 2012г.
Основные разработчики Программы Воспитатель Лоянич С. Е
Сроки реализации Программы 1 год
Цель Программы Формирование у детей умения учиться как основы для создания прочной системы знаний и воспитания личностных качеств
Задачи Программы 1. Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных процессов, радость творчества.
2. Развитие мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение, распределение предметов в группы, синтез, конкретизация, классификация, аналогия.
3. Развитие вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Ожидаемые результаты реализации программы 1. Сформирована мотивация учения, ориентированная на удовлетворение познавательных процессов
2. Сформирован навык проведения мыслительных операций
3. Овладение умением аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
4. Развито вариативное мышление, фантазия, воображение, творчески
Паспорт программы
1. Целевой раздел
Пояснительная записка
Программа «Математика» разработана на основе программы «Игралочка» авторов: Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасовой, изд-во Ювента М., 2012 в соответствии с ФГОС ДО.
Нормативно – правовой базой для составления данной программы являются следующие документы:
• Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155);
• Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПин» 2.4.3049-13)
• Постановление Правительства Российской Федерации 15.08 2013 года№706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»
• Приказ Минобразования России от10.07 2003 года № 2994 «Об утверждении Примерной формы договора об оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования»
• Устав МКДОУ «ЦРР детский сад №1»
Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это ещё и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками, символами. Всем известно, что математика обладает уникаль- ными возможностями для развития детей. Занятия математикой развивают психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение, а также формируют личностные качества учащихся: аккуратность, трудолюбие, инициативность, общительность, волевые качества и творческие способности детей Исследования психологов, многолетний опыт педагогов – практиков показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объёмом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определённым набором тех качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. Поэтому
Главная цель программы - всестороннее развитие ребенка, формирование у него способностей к саморазвитию и само изменению, картины мира и нравственных качеств, создающих условия для успешного вхождения в культуру и созидательную жизнь общества, самоопределения и самореализации личности. Нередко занятия с дошкольниками сводятся к обучению их счёту, чтению, письму. Между тем многолетний опыт педагогов – практиков показывают, что для эффективного обучения детей важно сформировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнавать что-то новое. Важно научить их общаться со сверстниками и взрослыми, включаться в совместную игровую и общественно-полезную деятельность.
Основные задачи математического развития дошкольников в программе «Математика» являются:
1. Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
2. Развитие мыслительных операций (анализ свойств, исследуемых объектов, сравнение свойств предметов, классификация)
3. Увеличение объёма внимания и памяти.
4. Формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
5. Развитие вариативного мышления, фантазии, творческих способностей.
6. Развитие речи, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
7. Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
8. Формирование общеучебных умений и навыков (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т. д.).
Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с разными областями математической действительности : с количеством и счётом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.
Организация образовательного процесса.
Новое знание не даётся детям в готовом виде, а постигается ими путём самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Таким образом, математика входит в жизнь детей как открытие закономерных связей и отношений окружающего мира путём самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков и обобщения.
Основой организации работы с детьми в данной программе является следующая система дидактических принципов:
• Создаётся образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности).
• Новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности).
• Обеспечивает возможность продвижения каждого ребёнка своим темпом (принцип минимакса).
• При введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире).
• У детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора (принцип вариативности).
• Процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества).
• Обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности).
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей.
Ожидаемые результаты:
Важно то, что реализация перечисленных выше дидактических принципов в образовательном процессе обеспечивает сохранение и поддержку психического здоровья детей.
К концу обучения по программе «Математика» (3-4 года) основным результатом должно стать формирование у детей первоначального интереса к познанию, развитие у них внимания, памяти, речи, мыслительных операций. При этом у детей формируются следующие основные умения:
• Умение находить в окружающей обстановке много предметов и один предмет;
• Умение сравнивать группы, содержащие до 5 предметов, на основе составления пар, выражать словами, каких предметов больше (меньше, каких поровну;
• Умение считать в пределах 5 в прямом порядке;
• Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 8;
• Умение соотносить запись чисел 1-5 с количеством предметов;
• Умение непосредственно сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, раскладывать до 3 предметов в возрастающем порядке, выражать в речи соотношение между ними (шире-уже, длиннее-короче и так далее)
• Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник
• Умение определять направление движения от себя (вверх, вниз, вперёд, назад, направо, налево)
• Умение показывать правую и левую руки.
2. Содержательный раздел
2.1. Возрастные особенности детей 3-4 лет
Младший дошкольный возраст – важный период в жизни ребенка. Именно в это время происходят серьезные изменения в отношении между малышом и взрослыми, другими детьми, и даже окружающими предметами. Специалисты уделяют особое внимание возрасту 3–4 года, так как этот период связан еще и с определенными психологическими кризисами, которые помогают ребенку формировать себя как личность, а также осознавать себя как отдельного человека. Важно, чтобы родители знали о некоторых особенностях, которые проявляются в поведении детей в этом возрасте, чтобы помочь ребенку развиваться в правильном направлении.
Основная особенность, которая проявляется в возрасте 3–4 года, связана с так называемым кризисом трех лет. В этот период ребенок стремится к самостоятельности, начинает во всем противоречить взрослым, очень четко отстаивать свои позиции. Причем касается это даже очень покладистых детей, которые раньше во всем слушались родителей. Для взрослых важно в это время не пытаться усмирить ребенка, а дать ему больше самостоятельности. Также в этот период у малыша появляется множество вопросов относительно окружающего его мира. Ребенок начинает интересоваться абсолютно всем, что происходит вокруг, задавать родителям кучу вопросов. Память детей в этот период образная, запоминаются в основном только яркие моменты, эмоционально окрашенные и связанные с какой-то деятельностью малыша. При этом эпизоды, в которых ребенок непосредственно участвовал, запоминаются ему на довольно длительное время. Внимание ребенка не концентрируется подолгу на одном предмете или человеке, а довольно рассеянным образом перемещается с одного на другое. Также в это время малыш начинает наблюдать, понимать и принимать некоторые правила общения с другими детьми.
В этот период у детей развивается ориентация в пространстве, а также появляется необходимость в самовыражении.
Как происходит развитие ребенка в этом возрасте? 3-4 года – это возраст, когда ребенок довольно быстро всё схватывает и как губка начинает впитывать знания об окружающем мире. Дети начинают повторять абсолютно всё, что слышат в течение нескольких раз. К примеру, если родители произносят часто какие-либо фразы, малыш, вероятнее всего, будет также произносить их, пытаясь скопировать манеры и эмоции взрослых, кроме того, он может повторять движения, которые демонстрируют родители. В таком возрасте наилучшей формой обучения для детей является игровая, так как лучше всего дети запоминают и усваивают то, что как-то связано с их собственными действиями и эмоциями. Поэтому большинство занятий, связанных с математикой, речью или любой другой темой, преподаются детям в виде игр. Какие занятия можно проводить детям в возрасте 3–4 лет? Детей в возрасте 3–4 лет обязательно нужно развивать. Для этого необходимо проводить с ребенком определенные занятия, учить его. Конечно, не стоит перегибать палку и давать малышу тот материал, который он не сможет освоить в столь раннем возрасте, однако определенный набор знаний доступен ребенку даже в это время. В трехлетнем возрасте у ребенка можно развивать математические способности. В это время можно научить его считать до трех, а также показывать называемые цифры. Можно объяснить малышу основные противоположные по смыслу понятия: много – мало, широкий – узкий, длинный – короткий. Именно в этом возрасте важно заложить ребенку понимание основных цветов, форм и фигур. Кроме того, можно научить малыша сочетать предметы, подбирая их по парам, а также сравнивать различные объекты по основным признакам. Занятия для детей 3-4 лет должны развивать логическое мышление. Этого можно достичь, составляя вместе с малышом картинки из трех-четырех частей. Пазлы в столь раннем возрасте малышу давать еще рано. Можно просто выбирать картинки, разрезать их и вместе с ребенком складывать части в единое целое. Также можно помогать ребенку находить на картинках отличия или лишние предметы. В этом возрасте в памяти у малыша могут сохраняться слова и движения, которые повторяют взрослые, а также он может запоминать признаки, характерные для определенных предметов. Малыш должен различать группы предметов по разным признакам. Рекомендуется рассказывать ребенку о признаках, свойственных предметам и животным. Достаточно, чтобы малыш мог называть хотя бы по одной характеристике.
2.2. Содержание психолого-педагогической работы
Сравнение предметов и совокупностей (групп предметов)
Формирование представлений о свойствах предметов ближайшего окружения: цвет, форма, размер, Выделение признаков различия и сходства.
Объединение предметов в группу по цвету, форме, размеру.
Выделение части группы. Нахождение «лишних» предметов.
Сравнение групп предметов, содержащих до 5 предметов, по количеству на основе составления пар (равно - не равно, больше-меньше предметов).
Формирование представлений о сохранении количества.
Числа 1 - 5
Знакомство с понятиями «один» и «много», их иллюстрация с помощью предметов окружающей обстановки.
Образование чисел в пределах 5 на предметной основе.
Количественный и порядковый счет от 1 до 5. Сравнение предыдущего и последующего чисел.
Знакомство с наглядным изображением чисел 1 - 5. формирование умения соотносить цифру с количеством.
Величины
Формирование представлений о непосредственном сравнении предметов по длине и ширине. Отношения: длиннее – короче, шире - уже, выше -ниже.
Пространственно-временные представления
Формирование пространственных представлений: на- над- под, слева - справа, вверху - внизу, снаружи - внутри, за - перед и др.
Формирование временных представлений: утро-вечер, день-ночь. Установление последовательности событий. Части суток.
Знакомство с геометрическими фигурами: круг и шар, квадрат и куб, треугольник, прямоугольник, овал. Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы.
2.3. Методы и приемы реализации программы
Успешная реализация программы зависит использования различных технологий, форм, приёмов и методов работы на развивающих занятиях.
На занятиях используются технологии:
• Личностно – ориентированные технологии.
• Технология развивающего обучения.
• Игровая технология.
Наглядного, демонстрационного, раздаточного материала.
Различные виды деятельности:
• познавательная;
• коммуникативная;
• продуктивная;
• трудовая;
• двигательная.
Методы:
• Словесный;
• наглядный;
• игровой.
Приемы:
• рассказ;
• беседа;
• описание;
• указание и объяснение;
• вопросы детям;
• ответы детей, образец;
• показ реальных предметов, картин;
• действия с числовыми карточками, цифрами;
• модели и схемы;
• дидактические игры и упражнения;
• логические задачи;
• игры-эксперименты;
• развивающие и подвижные игры и др.
Комплексное использование всех методов и приемов, форм обучения поможет решить одну из главных задач – осуществить математическую подготовку дошкольников и вывести развитие их мышление на уровень, достаточный для успешного усвоения математики в школе. При организации и проведении занятий по математике необходимо всегда помнить о возрасте детей и индивидуальных особенностях каждого ребенка.
Формы и методы реализации программы :
• деятельностный метод;
• исследовательский метод;
• игровые упражнения;
• дидактические игры;
• создание и решение проблемных ситуаций;
• самопроверка.
3. Организационный раздел
3.1. Организационные условия реализации программы :
Численность детей на занятии не должна превышать 3 человек. Продолжительность занятий в младшей группе не более 15-20 минут.
Занятия проходят во второй половине дня.
В каждое занятие включены физкультминутки, загадки, стихотворения тематически связанные с учебными заданиями.
Формы организации занятий в соответствии с возрастными особенностями.
• Фронтальная работа с демонстрационным материалом.
• Самостоятельная работа детей с раздаточным материалом.
• Постановка и разрешение проблемных ситуаций.
Объём образовательной нагрузки рабочей учебной программы
Вид деятельности Количество в неделю Количество в месяц Количество в год
Формирование элементарных математических представлений 1 4 32
Расписание занятий:
Дни недели Время проведения
Вторник 16час. 00мин. -16час. 15 мин.
Продолжительность занятия 15 минут
3.2. Календарно-тематическое планирование
Месяц - октябрь
Название темы Цели Источник методической литературы
1. Цвет Уточнить представления о четырёх цветах – красном, жёлтом, зелёном, синем, и их названия;
Сформировать умение определять и называть цвет предметов, распределять по цвету (на основе материального образца);
Тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение. Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»//Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова, стр. 19.
1. Цвет Сформировать умение распределять предметы в группы по цвету (на основе материализованного образца, закрепить умение определять и называть цвета;
Развивать воображение, артикуляционный аппарат, речь. Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова, стр. 24.
1. Цвет Закрепить умение определять и называть изученные цвета, соотносить цвета с предметами окружающего мира, распределять предметы в группы по цвету, расширить спектр цветов, известных детям;
Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и аналогию, развивать пространственные представления, воображение, речь. Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова, стр. 25.
1. Цвет Закреплять представление о цвете как о признаке, умение сравнивать предметы по цвету (одинаковый, различный) и выражать результаты сравнения в речи;
Тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать вооброжение, зрительную память, речь, сформировать опыт самоконтроля. Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова, стр. 27.
Месяц - ноябрь
Название темы Цели Источник методической литературы
1. Оттенки цветов Сформировать представление об оттенках цветов, опыт их обозначения словами «светлый» и «тёмный»;
Сформировать опыт самостоятельно преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексного метода;
Закрепить умение сравнивать предметы по оттенкам цветов и выражать результаты сравнения в речи. Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова, стр. 28.
1. Оттенки цветов Закрепить представления о разных оттенках цвета по светлоте, умение выражать в речи светлые и тёмные оттенки разных цветов;
Закрепить умение различать и называть 6 цветов, сравнивать предметы по цвету;
Тренировать мыслительные процессы Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова, стр. 31.
1. Оттенки цветов Закрепить умение различать и называть цвета и оттенки, сравнивать предметы по цвету и оттенкам цветов;
Тренировать умение группировать предметы по цвету и оттенкам цветов (тёмные и светлые). Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова, стр. 32.
1. Большой и маленький Закреплять умение различать и называть размеры предметы – большой, поменьше, маленький;
Закрепить умение различать и называть цвета, сравнивать предметы по цвету и размеру;
Тренировать мыслительные операции. Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова, стр. 34.