Вера Маслова
Программа для дошкольников «Прыг. Скок. Команда!»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Программа «Занимательная физкультура «Прыг. Скок. Команда» была написана автором Бажуковой Н. И, прошла апробацию в Республиканском Дворце творчества детей и юношества г. Йошкар – Ола. Является победителем Всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям», Лауреатом 4 Всероссийского образовательного конкурса авторских программ. Программа адаптирована к условиям Центра развития творчества, введены упражнения с использованием мягких модулей и разнообразного спортивного инвентаря. Программа реализует физкультурно – спортивную направленность.
Публикация «Программа для дошкольников „Прыг, Скок, Команда!“» размещена в разделах
Актуальность программы в том, что детям дошкольного возраста необходимо давать физическую нагрузку для формирования основ физического и психического здоровья ребенка, в выработке определенных черт характера, в приобретении наиболее важных умений и навыков в правильно организованном физическом воспитании.
Отличительная особенность в том, что данная программа ориентирована на высокую эмоциональную значимость в движении ребенка открыть свое физическое тело через игру, заставить ребенка преодолеть определенные трудности психического и физического свойства.
В старшем дошкольном возрасте остаются достаточно выраженными относительно быстрая функциональная истощаемость нервных клеток и охранительное торможение при перегрузках. Происходит дальнейший рост и развитие всех органов и физиологических систем. Устанавливается грудной тип дыхания, изменяется соотношение размеров головы и туловища, увеличивается длина верхних и нижних конечностей, формируется осанка.
В этом возрасте более развитыми оказываются те группы мышц, которые обеспечивают вертикальное положение тела, ходьбу, бег, другие жизненно важные движения. Относительно мало развиты мышцы шеи, груди, поясницы, кисти, некоторые мышцы и связки позвоночника.
Движения становятся все более осмысленными и управляемыми. Но в целом в характере двигательной активности сохраняются еще черты, типичные для предыдущих возрастных периодов – высокая эмоциональная значимость процесса деятельности для ребенка, неспособность завершить ее по первому требованию, нежелание выполнять действие, лишенное непосредственного интереса, направленное на постижение отдаленного результата.
Новизна программы заключается в том, что в процессе занятий ребёнок учится управлять собой, своим телом, эмоциями, чувствами. Ребенок учится думать и понимать, выполнять команды и все это не в одиночку, а совместно с другими детьми, родителями, педагогом. Исследования последних лет показали, что ребенок очень пластичен и легко обучаем. Он может освоить значительно больше, чем считалось прежде. Это открывает новые перспективы существенного обогащения познавательного содержания программы обучения и воспитания.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что дети могут заставить себя преодолевать определенные трудности физического и психического свойства. В движении дети в буквальном смысле слова открывают свое физическое тело, себя. На практике знакомятся с его формой, строением, свойствами, размерами, возможностями, узнают о способах перемещения.
Наиболее значимыми для всестороннего развития физических возможностей детей старшего дошкольного возраста являются координационные и скоростно-силовые способности, гибкость и выносливость. В этом возрасте все показатели ловкости улучшаются. Дети быстро без особых трудностей овладевают новыми, все более сложными по координации движениями, быстро приспосабливаются к изменяющимся ситуациям деятельности, становятся способными к более сложным ориентировкам в окружающей обстановке. Значителен естественный прирост общей физической работоспособности и выносливости. Дети способны к довольно продолжительной двигательной деятельности малой и средней интенсивности.
Цель программы : подготовка дошкольников к реализации умственных и физических способностей в начальной школе.
Задачи программы :
Развивающие: укрепление опорно – двигательного аппарата, сформирование осанки, дать начальные представления о строении и личной гигиене человеческого тела.
Воспитательные: воспитание личностных качеств: честности, отзывчивости, самостоятельности, доброжелательности, взаимопомощи, дисциплинированности, эмоциональности.
Обучающие: формировние жизненно-важных умений и навыков: развитие глазомера, развитие мелкой (тонкой) моторики, умение координировано выполнять сложные двигательные действия, развить физические качества: ловкости, быстроты, выносливости, силы.
В данной программе уделено место подвижным играм по правилам дорожного движения.
Программа строится на основе теории отечественного физиолога Н. А. Берштейна о сложных системах сенсорных коррекций, которые формируются у человека по мере овладения сложными двигательными действиями и обеспечивают фундамент для развития всех психических качеств человека. Н. А. Берштейн выделяет несколько основных уровней психофизиологической регуляции, которые обеспечивают эффективное и координированное построение разнообразных двигательных действий. Это умение поддерживать и регулировать тонус мускулатуры, умение выполнять действия, требующие ориентировки в пространстве тела, умение ориентировать локомоторные действия во внешнем пространственном поле, умение выполнять точные, «прицельные» действия в пространственном поле с предметами.
Возрастные особенности детей 4-5 лет.
Память. Происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов.
Мышление. Более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации.
Воображение. Идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений.
Речь. Расширяется активный словарный запас и развивается способность использовать в активной речи различные сложно - грамматические конструкции.
Самосознание. Формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников.
Программа разработана в соответствии Сан Пин 2.4.4. 3172-14 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству и содержанию и организации работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Форма и режим занятий
Возраст детей: 4-5 лет. Программа рассчитана на детей дошкольного возраста.
Срок реализации - 2 года.
Занятия проводятся спаренные 2 раза в неделю, продолжительностью по 20 минут (в год 144 часа).
Ожидаемые результаты:
Учащиеся 1 года обучения должны уметь:
1. Выполнять правильно все виды ходьбы и бега, прыжков, лазания и метания;
2. Спрыгивать с высоты 40 см на точность приземления, с поворотами, с кувырками вперед и в стороны после приземления;
3. Прыгать в длину с места на расстояние не менее 120 см;
4. Прыгать в высоту не менее 50 см с разбега;
5. Прыгать через вращающиеся обруч и скакалку;
6. Бросать предметы в цель из разных исходных положений и попадать в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 4-5 метров;
7. Поднимать туловище из положения лежа на спине не менее 20 раз;
8. Выполнять стойку на лопатках;
9. Вращать обруч на руке, на туловище;
10. Делать перестроения в колонне, повороты направо, налево, кругом;
11. Соблюдать интервалы во время движения;
12. Выполнять физические упражнения из разных исходных положений под музыку и с речевыми указаниями;
13. Сохранять равновесие при стойке – носок сзади стоящей ноги вплотную примыкает к пятке впереди стоящей ноги – не менее 25 с для мальчиков и 40 с для девочек.
Учащиеся 2 – го года обучения должны уметь:
1. Уметь выполнять действия, требующие ориентировки в пространстве тела.
2. Уметь ориентировать локомоторные действия во внешнем пространстве.
3. Уметь выполнять точные, «прицельные» действия в пространственном поле с предметами.
4. Уметь поддерживать и произвольно регулировать тонус мускулатуры.
5. Развить «тонкую моторику» манипулятивных действий.
6. Уметь осознавать выполняемые действия (