Марина Уфимцева
Программа родительского клуба «Игралочка» для детей и родителей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Современная ситуация развития системы образования Российской Федерации характеризуется актуализацией проблем и задач дошкольного образования. В связи с последними изменениями в дошкольном образовании и введением ФГОС направлены на повышение имиджа дошкольного образования, дошкольный возраст стал рассматриваться, как период целенаправленного развития базовых качеств личности. Закладываются качества личности ребенка в игре, которая в дошкольном возрасте является его основным видом деятельности.
Публикация «Программа родительского клуба „Игралочка“ для детей и родителей дошкольников» размещена в разделах
Каждый из родителей хочет, чтобы его ребенок вырос активным, умным, самостоятельным. Но не каждый знает, что первый, пусть самый маленький, но очень-очень важный шажок к этому – это игра. Вспоминаем слова великого педагога А. С. Макаренко: «Каков ребенок в игре, таков он будет и в работе, когда вырастет». Дети воспитываются в игре. И об этом всегда нужно помнить.
Из жизни детей исчезла дворовая игра, игра с соседскими детьми тоже теперь встречается не часто. Да и родители все реже уделяют внимание играм с детьми, с радостью оставляя их за компьютером или телевизором. В итоге ребенку просто неоткуда черпать игровой опыт. Решать эту проблему надо вместе с семьей, ведь многие родители обладают уникальным игровым опытом, сформированным на основе традиции той среды, в которой они выросли. Поэтому очень важно, чтобы тема игры стала актуальной для каждой семьи. И тогда игровые традиции естественным образом будут переходить от старших к младшим. Необходимо помочь именно родителям стать той самой ниточкой, по которой произойдет передача игрового опыта.
Актуальность организации работы родительского клуба «Игралочка» заключается в том, что у родителей отсутствуют необходимые знания об особенностях интеллектуального развития детей, о значении игр в развитии дошкольника. Родители не готовы самостоятельно подобрать игры и организовать их с детьми в часы семейного досуга. В связи с этим в дошкольном учреждении разработана программа родительского клуба «Игралочка».
Цель программы : Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания; обучение родителей приемам работы с детьми через игровую деятельность дошкольника; побуждение родителей и детей к совместной деятельности.
Программа направлена на решение следующих задач:
1. Расширение спектра психолого-педагогических знаний родителей по вопросам организации игровой деятельности дошкольников.
2. Повышение интереса семей воспитанников к воспитательно-образовательному процессу в детском саду
3. Создание условий для продуктивного взаимодействия родителей и ДОУ по проблеме организации игровой деятельности детей дошкольного возраста.
Программа призвана привлечь внимание родителей к данной проблеме, научить их общаться и играть с детьми и быть для них партнерами. Помочь родителям увидеть в сотрудниках детского сада помощников, союзников, коллег в решении проблем воспитания и образования. В родительском клубе «Игралочка» родителей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм организации разных видов игр.
Формы работы с родителями :
- круглый стол;
- тренинги;
- анкетирование;
- выставки работ родителей и детей;
- памятки, брошюры для родителей;
- видеоролик;
- ящик для предложений.
Основные принципы работы клуба :
- открытости;
- развивающего диалога;
- систематичности;
- деятельности;
- преемственности;
- индивидуального подхода;
- добровольности.
Срок реализации клуба, рассчитана на 1 год. Проводится 1 раз в месяц по плану для родителей и детей средней группы.
Участниками клуба являются : педагоги, педагог-психолог, родители воспитанников, дети.
Занятие № 1 Игра в жизни дошкольника
Цель: Повышение уровня родительской компетентности в вопросах организации игровой деятельности с детьми.
Задачи:
- Раскрыть важность игровой деятельности для родителей дошкольного возраста.
- Показать возможность использования игры для развития интеллектуально–познавательной деятельности ребёнка.
- Дать практические рекомендации по развитию игровой деятельности.
Предварительная работа: Предварительное анкетирование родителей; Индивидуальные приглашения. Видео с ответами детей по анкете. Буклеты для родителей.
Оборудование: доска, губка, фишки на каждого человека (красные, желтые, синие, «Портфельчик» - для каждого участника, карточки «Условия и методы развития игровой деятельности детей в семье».
Ход занятия
Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с Вами в этом зале. Я приглашаю вас всех встать в шеренгу, взяться за руки и поприветствовать друг друга.
Проводятся игры «Передай хорошее настроение»
Воспитатель: Сейчас мы с вами проведем игру «Передай хорошее настроение». Нужно образовать шеренгу. Первый человек, стоящий в шеренге, должен передать хорошее настроение рядом стоящему человеку, пожав ему руку с улыбкой. Пожав последнему из шеренги руку, он возвращается на свое место. И так продолжается до тех пор, пока все не передадут хорошее настроение друг другу.
Я очень рада, что у вас хорошее настроение и теперь предлагаю пройти и удобно расположиться на местах, подготовленных для вас.
Упражнение «Портфельчик с полезностями».
Раздается каждому пришедшему, «Портфельчик» и предлагается заполнить его в течение всех наших встреч разнообразными советами, рекомендациями, памятками, интересными приемами работы с детьми и т. д.
Игра : Предмет – метафора «Губка»
Цель: создать у родителей мотивацию на активное участие в обсуждении затрагиваемых вопросов, заинтриговать их.
Предлагаю родителям провести эксперимент с обычной хозяйственной губкой.
Что у меня в руках? – Губка (родители)
Сейчас я капну на неё капельку воды. Что произошло?
- Капелька впиталась (родители)
Теперь добавлю воды побольше. Что происходит?
А сейчас вообще вытру губкой вот эту большую лужу. Что опять произошло?
- Губка впитала в себя всю жидкость (родители)
- Значит, каким характерным свойством обладает губка? – Она хорошо впитывает жидкость (родители). Правильно, особенностью губки является способность к впитыванию. Так же и ребёнок впитывает в себя всё, как губка.
И часто родители озабоченные подготовкой детей к школьному обучению, зная эту особенность детей, сажают за стол и учат, учат, учат…. Хотят, чтобы ребёнок впитал в себя как можно больше знаний. И как, правило, их усилия не приносят результатов, так как родители забывают о том, что впитывает ребёнок, всё чему мы стараемся его научить, лишь при одном условии.
Это условие – обучение ребёнка в игре. Это особенность детей дошкольного возраста.
Воспитатель: Как сказала великий педагог Д. В. Менджерицкая: «Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития». Сегодня мы раскроем значение совместных игр для развития ребёнка. Познакомимся с правилами организации игровой деятельности дошкольника.
Анкетирование «Игра в моем доме»
Уважаемые родители, я предлагаю вам необычное задание: вспомните ваши семейные вечера и дайте им оценку. Если вы поступаете, так, как сказано, то выставляете фишку красного цвета, не всегда - жёлтого, никогда - синего.
- каждый вечер уделяю время на игры с детьми;
- рассказываю о своих играх в детстве;
- если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребёнком;
- купив ребёнку игрушку, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты
игры;
- слушаю рассказы, ребёнка об играх и игрушках в детском саду;
- не наказываю ребёнка игрой, игрушкой, т. е. не лишаю его на время игры или
игрушки;
- часто дарю ребёнку игру, игрушку.
Воспитатель: Если на вашем столе больше красных фишек, значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Играете с ребёнком на равных. Ведь игра - это самое интересное в жизни ребёнка.
Психолог: Игра - основной вид деятельности дошкольника
Задумывались ли вы, почему дети любят играть? Что дает игра ребенку?
Давайте сегодня поговорит об игре. Все знают, что дети любят играть, вы поощряете их самостоятельные игры, покупаете игрушки. Но не все при этом задумываетесь, каково же воспитательное значение детских игр. Одни считают, что игра служит для забавы и развлечения, другие используют игру для отвлечения малыша от шалостей, капризов.
Для ребенка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психологическое развитие, формируется личность в целом.
Игра – это особый вид предметной деятельности, в основе которой лежит осознание ребенком мира предметов и человеческих отношений. В процессе игры с накоплением жизненного опыта, складывается обучения и воспитания, в игре образное мышление становится более содержательным, разнообразным, концентрируется тематика по количеству ролей, участников. С использованием игр развиваются внимание, тренируется память, развивается речь, отрабатывается социальное поведение.
Если ребенок вовремя не получит определенного игрового опыта, у него впоследствии могут возникнуть трудности в общении. В школьные годы он не сможет выбрать подходящего друга, а в юности — спутника жизни, который соответствовал бы его внутреннему «я». Не доигравшие дети в дальнейшем имеют негативные последствия в поведении.
Пока психика у ребенка развивается, он должен играть. В игре у него формируются: способности к творчеству; любознательность и способность к экспериментированию; наблюдательность и воля (доводить начатое дело до конца, умение проигрывать, умение вести себя в группе сверстников; эстетические чувства и предпочтения; инициатива и готовность к коллективным действиям; взаимоотношения между детьми и взрослыми.
Воспитатель: (Работа с доской.) на доске выкладывается схема «Виды игр» /ПРИЛОЖЕНИЕ 1/.
Вспомните, в какие игры Вы играли в детстве? Что Вы можете сказать о современных детях. Играют они в такие игры? (ответы родителей)
Наши дети не играют сейчас, как играли мы с вами раньше. Наша с вами задача – научить детей играть, давайте им поможем! Дайте им наиграться вдоволь! Больше играйте с детьми, занимая позицию на равных, и не давя на детей опытом своих пережитых лет.
1. Сюжетно-ролевые игры - игры, в которых дети подражают бытовой, трудовой и общественной деятельности взрослых, например, игры детский сад, больницу, дочки-матери, магазин, железную дорогу. Сюжетные игры, помимо познавательного назначения, развивают детскую инициативу, творчество, наблюдательность.
2. Подвижные игры - разнообразные по замыслу, правилам, характеру выполняемых движений. Они способствуют укреплению здоровья детей, развивают движения. Дети любят подвижные игры, с удовольствием слушают музыку и умеют ритмично двигаться под неё.
3. Строительные игры – с песком, кубиками, специальными строительными материалами, развивают у детей конструктивные способности, служат своего рода, подготовкой к овладению в дальнейшем трудовыми умениями и навыками;
4. Театрализованные игры - способствуют развитию речи - обогащает образными сравнениями, делает более эмоциональной и выразительной.
5. Дидактические игры - игры этого типа привлекают детей своей особой занимательностью. Они очень важны для детей. Ребенку кажется, что он просто развлекается, но на самом деле он тренирует воображение, мышление, развивает свои творческие способности. Дидактические задачи многих игр составлены так, что бы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и общественной жизни. В процессе многих игр развиваются познавательные и умственные способности, речь детей.
А сейчас я хочу обратить ваше внимание на слайды- дидактических игр, которые мы используем в детском саду (родители рассматривают слайды с дидактическими играми, задают вопросы по теме дидактических игр).
6. Режиссерские игры – особый вид индивидуальной игры, который строится ребенком в двух планах: за себя как режиссера и за игрушку, наделенную определенной ролью. Ребенок придумывает сюжет, который разыгрывает с помощью кукол или других предметов, действуя и говоря за них. Они способствуют развитию речи, мышления, воображения.
7. Народные игры – это различные забавы, увеселения, зрелища, народные виды спорта, которые, имея игровую основу, включают в себя элементы театра, цирка, танцевального, музыкального, поэтического и изобразительного искусства. Игры эти заставляют много двигаться и требуют находчивости, смекалки, ловкости и упорства.
Задание «Подбери карточку»
Уважаемые родители, перед вами карточки, ваша задача выбрать из предложенных, те которые подходят для вашей семьи.
Условия и методы развития игровой деятельности детей в семье
• Создание ситуаций, стимулирующих возникновение и развертывание игры.
• Обогащение впечатлений детей, которые могут быть использованы в игре: чтение книг, прослушивание музыкальных записей, обсуждение событий из жизни детей, рассказы взрослых о себе и других людях, проведение экскурсий, прогулок, посещение музеев, театров; привлечение внимания детей
к содержанию деятельности людей, к их взаимоотношениям, к явлениям в живой и неживой природе и пр.
• Время для игры с ребенком.
• Развитие творческой активности детей в игре : побуждение детей к играм - фантазиям (придумыванию сказок и пр.).
• Стимулирование использования в игре предметов-заместителей, помощь в их подборе, в использовании игрового оборудования.
• Внимательное и тактичное отношение к свободной игре детей, включение в нее по мере необходимости, в качестве равноправного партнера.
• Стимулирование разных видов игр (подвижных, настольно-печатных, творческих, игр-драматизаций и др.).
Педагог подводит итог о методах игровой деятельности в семье.
Воспитатель: В какие игры играют ваши дети?
Сейчас Вы уважаемые, родители ответите на мои вопросы, а затем предлагаю послушать ответы детей и сделать выводы, в ногу шагаете вы с вашим ребенком или нет. (Ответы детей - видеоролик)
Словесная игра «Продолжи предложение»
Цель: провести опрос детей и родителей.
Детям и родителям предлагается завершить следующие предложения:
-Моя любимая игра – это… - Любимая игра моего ребенка - это….
-Дома я люблю играть… - дома ваш ребенок играет ….
-С папай мы играем в… - с папой играет….
-С мамой мы любим играть в … - с мамой играет…
Домашнее задание:
1. Познакомить детей с играми своего детства. Поиграть в них с ребенком.
2. Принести фото для оформления альбома «Игры наших детей дома»
3. Принимать активное участие в изготовлении предметов для игр и их ремонте.
4. Сфотографировать любимые игрушки ребенка и оформить коллаж на формате А-4
Воспитатель предлагает родителям сходить в группу на экскурсию.
Основная цель экскурсии — это демонстрация возможностей развивающей среды дошкольного учреждения. Так в группе педагог знакомит родителей с игровыми зонами; рассказывает о значении и использовании различных пособий, дидактических игр, игрушек детей, отвечает на вопросы родителей.
Рефлексия: Впечатление от занятия.
1. Какие выводы вы сделали (высказывания родителей).
Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития. Игра радует детей, делает их весёлыми и жизнерадостными. Играя, дети много двигаются: бегают, прыгают, делают постройки. Благодаря этому дети растут крепкими, сильными, ловкими и здоровыми. Игра развивает у детей сообразительность, фантазию. Играя вместе, дети приучаются дружно жить, уступать друг другу, заботиться о товарищах.
И в заключении хочу вам сказать: Давайте же будем играть вместе со своими детьми как можно чаще. Помните, игра – прекрасный источник укрепления физического, духовного и эмоционального самочувствия ребёнка. Открывайте мир вместе с ребёнком!